Содержание
- Штраф за металлоискатель в 2018 году
- Наказания, предусмотренные «Законом о металлоискателях»
- 🐹 Поиск монет с металлоискателем, что нужно и законность копа
- Штраф за металлоискатели — как его избежать
- Где можно копать с металлоискателем по закону?
- Как избежать конфликта с Законом.
- Новый закон о кладоискательстве
Штраф за металлоискатель в 2018 году
Если вашим хобби является приборный поиск, то вы знаете, что данная деятельность с 2013 года регулируется новым законом. В народе он называется «Закон о металлоискателях», №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Он не запрещает использование металлоискателя, а ужесточает ответственность за разрушение культурных слоев и бесконтрольное изъятие археологических ценностей.
Фактически закон определяет штрафы за металлоискатели и вообще за «черную археологию», и конкретизирует ранее весьма размытое понятие «культурный слой». Ранее наказание предусматривалось за изъятие «следов существования человека в предыдущих эпохах». Теперь же места, где можно и нельзя копать строго определены: нельзя там, где культурный слой насчитывает «более ста лет». Это значит, что искать и изымать предметы на пляже, на поле и пр. можно. Теоретически не возбраняется делать это и в других местах, где нет следов жизнедеятельности людей. Но если выкопанный вами предмет имеет археологическую значимость, его нужно сдать государству.
Наказания, предусмотренные «Законом о металлоискателях»
-
Уничтожение или повреждение вещей, являющихся особо ценными памятниками истории и культуры народов России, может окончиться уголовным сроком в 6 лет лишения свободы или выплатой штрафа в 5 млн. рублей. Или придется выплатить сумму дохода за 5 лет, или отработать 480 часов обязательных работ. УК РФ ст. 243.
-
Уничтожение культурного слоя «старше 100 лет» при поиске и выемке ценных предметов (менее ценных памятников культуры) грозит сроком в 3 года, либо штрафом в 3 млн. руб. Также может быть присуждена выплата в пользу государства дохода за 3 года, принудительные работы на 400 часов. УК РФ ст. 243.
-
Повреждение или нарушение объектов культурного наследия, произошедшее по неосторожности, влечет за собой штраф в 1 млн. руб.
🐹 Поиск монет с металлоискателем, что нужно и законность копа
либо обязательные работы на 360 часов. Возможно также лишение свободы на 1 год. УК РФ ст.243 п.1.
-
Незаконная (без разрешения) археологическая разведка, и последующие раскопки с применением металлоискателей и прочих приборов – штраф в 500 тыс. руб. (или доходы за 18 месяцев), конфискация всех изъятых из земли или воды предметов. Либо ограничение свободы до 2 лет, исправительные работы на 1 год. УК РФ ст.243 п.2.
-
То же, что в предыдущем пункте, но на территории зарегистрированного объекта культурного наследия – 700 тыс. руб. штрафа или лишение свободы до 4 лет. УК РФ ст.243 п.2
-
То же, но в группе, с применением спецтехники (землеройных машин, радаров, металлоискателей) — наказание в 1 млн. руб. штрафа, или изъятием дохода за 5 лет в пользу государства, или тюремным сроком на 6 лет. УК РФ ст.243 п.2.
Штраф за металлоискатели — как его избежать
Закон ФЗ №245, несмотря на его строгость, является довольно сырым. Чтобы привлечь человека к ответственности по нему, следует доказать что вы умышленно использовали металлоискатель для предметного поиска археологических находок. Если вы попали в затруднительную ситуацию при использовании металлоискателя, обратитесь к юристам нашей компании за эффективной правовой защитой.
Информационная система «Государственная база данных «Е-лицензирование» создана с целью автоматизации процессов лицензирования, разрешительных документов и обеспечения эффективного, прозрачного механизма информационного взаимодействия между государственными органами – лицензиарами и бизнес — сообществом Республики Казахстан. Система реализована в рамках Программы формирования и развития «электронного правительства» в Республике Казахстан, и Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.
Портал «Е-лицензирование» (http://elicense.kz) обеспечивает физическим и юридическим лицам (гражданам и организациям) следующие преимущества:
- получение информации о порядке получения лицензии и разрешительных документов, ознакомление с квалификационными требованиями и перечнем необходимых документов, согласно нормативно-правовым актам;
- подача электронного заявления на получение, переоформление, при этом за счет интеграции и оптимизации исключена необходимость уставных документов организации, документов, удостоверяющих личность заявителя, иных сведений, которые можно получить из государственных информационных систем;
- электронная оплата государственной пошлины при подаче заявления на получение лицензии и приложении к лицензии, а также разрешительных документов посредством «Платежного шлюза «Электронного правительства»;
- сокращение прикрепления полного пакета документов для получения лицензии и разрешительных документов;
- контроль сроков и статусов рассмотрения электронных заявлений;
- мониторинг обработки заявления, в случае отказа — получение обоснованного отказа в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Казахстан;
- получение результата услуги в электронном виде, при этом лицензии и разрешительные документы, выданные по бумажным заявлениям или через ЦОН также хранятся на портале в электронном формате;
- хранение электронных документов в личном кабинете;
- предоставление отчетности по лицензиям в государственный орган в электронном виде;
- проверка действительности лицензии и разрешительных документов на Интернет-ресурсе свободного доступа.
Система электронного лицензирования интегрирована со следующими информационными системами:
№ |
ИС |
Описание |
Передача лицензий / разрешений в заинтересованные системы |
||
ППО ТАИС-2 |
Поиск лицензий таможенными органами (при регистрации в областных центрах) |
|
ИС ТО |
Для поиска лицензий таможенными органами (на постах); |
|
РНИОН |
Для отправки информации по платежам (лицензионный сбор) |
|
ЕХД |
Для подтверждения данных о НП |
|
ИС АРКС |
Для передачи актуальных сведений о лицензиях, выданных лицензиарами Республики Казахстан юридическим лицам или физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность |
|
АИИС ЭГЗ |
Для передачи лицензий в ИС электронных государственных закупок, для участия в конкурсах |
|
ИС МП |
Для передачи актуальных сведений по зарегистрированным заявлениям и лицензиям и (или) приложениям нерезидентам РК |
|
Запрос сведений |
||
ЕИСЗ |
С подсистемами СУЛО и СУКМУ. ССУЛО: в части получения ИС ГБД ЕЛ из СУЛО подтверждения о наличии/отсутствии лекарственных средств в реестре СУЛО. С СУКМУ в части передачи из ГБД ЕЛ в СУКМУ сведений о имеющихся лицензиях в ИС ГБД ЕЛ на медицинскую деятельность |
|
ГБД РН |
Сведения по недвижимым объектам, правам и обременениям на них |
|
Е-нотариат |
Сведения по стажировке нотариусов, для лицензии на нотариальную деятельность |
|
ИАС «Төрелік» |
Для передачи актуальных сведений по выданным лицензиям на адвокатскую деятельность |
|
ИС АР |
Для проверки местоположения объекта недвижимости на местности в соответствии с установленным для него кадастровым номером |
|
ИНИС |
Сведения по индивидуальному предпринимателю |
|
АИС СУ ГП |
Для проверки актуальности сведений о наличии либо отсутствии судимости физического лица, сведений в части наложения арестов, запретов, обременений по лицензиям |
|
ГБД ЮЛ |
Информация о юридическом лице |
|
ГБД ФЛ |
Информация о физическом лице |
|
ПШЭП |
е-оплата и проверка банковских платежей |
|
НУЦ |
Проверка Электронно-цифровой подписи |
|
АСЭК |
Для передачи актуальных сведений по выданным лицензиям |
|
ИС АЦ акимата Алматинской области |
ИС акимата города Астаны для передачи сведений по выданным лицензиям, запрошенных местными исполнительными органами по БИН. |
|
АИС «Сервисный центр» КАП МВД |
Получение по запросу сведений по автотранспортным средствам. |
|
ICS Manager РГП ГТС |
В части получении/передаче сведений из/в ИС ГБД ЕЛ в рамках присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для производственной или предпринимательской деятельности |
|
Автоматизация, мониторинг государственных услуг |
||
ИИС ЦОН |
Прием и передача заявлений и лицензий/разрешений, обмен статусами для мониторинга |
|
Автоматизация ведомственных функций |
||
АИП ЭИВК |
ИС Национального банка, передача лицензий для автоматизации ведомственных процессов |
|
ИАС ТБД КТ МИР РК |
Для передачи лицензий, заявок на разрешения для автоматизации ведомственных процессов |
|
«Бизнес аналитика (BusinessIntelligence)» |
С компонентой «Бизнес аналитика (BusinessIntelligence)» модуля «Электронные услуги» подсистемы «Портал «электронного правительства»» по передаче информации о предоставлении услуг посредством ИС ГБД ЕЛ через уголки самообслуживания, расположенные в филиалах РГП «Центров обслуживания населения» |
|
ЕИС ООС |
Передача лицензий и разрешений в ИС Министерство энергетики РК, для автоматизации ведомственной деятельности |
|
ЕАСУ АПК МСХ РК |
Получение по запросу сведений по выданным водительским удостоверениям на право управления ТС. Автоматизация разрешительной процедуры Министерства сельского хозяйства РК |
|
ИС ИРС МЗСР РК |
Для передачи заявок на разрешения для автоматизации ведомственных процессов. |
|
ЕГСУ НП МЭ РК |
Передача по запросу сведений по разрешительным документам в ИС Министерства энергетики РК |
|
КИКС ГСЧС МВД РК |
Передача по запросу сведений по разрешительным документам в ИС Министерства внутренних дел РК |
Этапы реализации системы:
С 2011 года приравняли статус электронной и бумажной лицензий, а также с 2012 – ввели законодательное требование о выдаче лицензий только в электронном виде, что обеспечило 100%-ное участие государственных органов и позволило начать вторую очередь проекта – развитие системы для перевода в электронный формат разрешительных документов.
С 2008 по 2010 гг. – проведены мероприятия по внедрению в централизованных государственных органах-лицензиарах (г. Астана)
С 2011 по 2012 гг. — проведены мероприятия по внедрению территориальных подразделении государственных органов-лицензиаров и Местных исполнительных органов.
автоматизированы и оптимизированы все виды услуг лицензирования (86 видов деятельности 435 разрешительных документов), и с начала автоматизации выдано более 95 тыс.
Где можно копать с металлоискателем по закону?
лицензий, и 770 тыс. разрешительных документов, по которым достигнут показатель 100%-ой выдачи в электронном виде;
В период 2012-2014 года, была произведена автоматизация разрешительных документов.
Основные мероприятия этого этапа:
2012 год – автоматизация 81 услуг по разрешительным документам (помимо лицензий);
2013 год – автоматизация 214 разрешительных процедур,
2014 год – автоматизация 140 разрешительных процедур.
С 2012 по 2014 гг. – проведены работы по переходу автоматизации и оптимизации 521 разрешительных документа (86 и 435 соответственно);
Достижения
13 мая 2013 года в Женеве были объявлены результаты международного конкурса WSIS Project Prizes 2013, который прошел в рамках Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Система электронного лицензирования Республики Казахстан (www.elicense.kz) стала лучшим проектом в категории «E-Business». История успеха проекта была опубликована на официальном ресурсе Международного союза электросвязи.
1 января 2014 года с учётом оптимизации процесса лицензирования запущена подача заявлений на все виды лицензирования в декларативном виде -«формы сведений». То есть, данная форма дает возможность заявителям заполнять сведения вручную и сокращается количество прикрепления многих требуемых документов.
С 1 марта 2014 года подписание заявлении и вход в систему электронного лицензирования Республики Казахстан (www.elicense.kz) по ЭЦП Вы можете осуществить через удостоверение личности.
Как избежать конфликта с Законом.
Прежде, чем Вы всерьез решили заняться кладоискательством (или попросту, копом), необходимо четко уяснить, какие правовые последствия могут наступить от Ваших действий.
Начнем с того, что правовой статус понятия «кладоискатель» в нашем государстве внятно не прописан.
Если в старом Уголовном Кодексе (СССР) имелась статья, предусматривающая преследование за «Сокрытие клада», то в действующем УК РФ этой статьи уже нет. Понятие «незаконное кладоискательство», то же не существует, в прочем как и документов, регламентирующих их функционирование. Складывается впечатление, что это явление (кладоискательство) отсутствует в нашем государстве напрочь!)) Хотя, с другой стороны, что не запрещено — то разрешено. Это как определение преступления — … преступление, это деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ. Кладоискательсво не предусмотрено Уголовным Кодексом? – Все! Не преступление!))
Однако не следует обольщаться. Если кладоискательство как класс, у нас отсутствует, это вовсе не значит, что не урегулированы вопросы по кладам, и тем более предметам историко-культурного наследия народов России.
Определение, что же такое клад, был рассмотрен в одной из предыдущих статей.
Теперь надо обратить внимание на понятие «незаконные археологические разведки и раскопки».
Под археологической разведкой понимается, комплекс мероприятий, направленных для предварительного исследования археологических движимых и недвижимых объектов. Главной задачей разведки является составление археологической карты, то есть, определения всего характерного комплекса археологических памятников в данной местности. Одно из направлений в задачах разведки – открытие неизвестных ранее объектов и их предварительный осмотр.
Под археологическими раскопками понимается, — вскрытие пластов грунта для исследования объектов археологии и их описание и обследование. Цель раскопок – изучение памятника (комплекса памятников), всех его недвижимых и движимых частей, определение его роли в историческом процессе.
Разведкам и раскопкам должно предшествовать задание или разрешение на раскопки (получение так называемого «открытого листа»). Такое разрешение могут получить только представители от научных организаций, либо лица, аккредитованные от них.
В принципе, такое положение вещей устоялось верно. Вы сами сейчас прочитали, какой сложный это процесс (раскопки) даже в первом приближении. Правильно произвести раскопки, сохранив всю полезную информацию об объекте изучения, могут только специалисты археологи. Исходя из этого, был принят ряд законов и подзаконных актов, которые лимитируют этот род деятельности. В частности, специально отведенные статьи в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
Статья 7.15 Кодекса административных правонарушений (КоАП РФ) предусматривает ответственность за проведение археологических разведок или раскопок, без получения в установленном порядке специального на то разрешения (открытого листа).
Нарушение предусмотренное указанной статьей КоАП РФ предусматривает наложение на нарушителя штрафа на граждан, от 1500 до 2500 рублей, с конфискацией добытых в результате раскопок предметов, а так же инструментов (оборудование), использованных нарушителем;
К должностным и юридическим лицам, применяются более строгие меры воздействия.
Еще более строго закон относится к нарушителям во втором пункте этой статьи, где предусмотрена ответственность за неумышленное повреждение археологических памятников истории.
Исходя из содержания статьи, можно проследить, что косвенно закон опирается на добычу предметов в результате раскопок, как определения нарушения. Значит, если при возникновении условий привлечения к административной ответственности, у нарушителя нет этих самых находок, то и как такового, нарушения нет (не касается случаев проведения незаконных раскопок на объектах, охраняемых государством и внесенных в соответствующий реестр).
Ведь раскопками признаются не любое откапывание земли, а только связанное с обследование или изучением археологического объекта. Соответственно, если тот участок земли, на котором совершается коп, не внесен в реестр охраняемых объектов, и в ходе копа Вы не сделали находки, имеющие археологический характер и имеющих научную ценность, формально, нарушения указанной статьи допущено не было.
Если вас за процессом копа застали хмурые люди из «соответствующих органов», хабара при Вас не оказалось, а вы «увлечены поиском червей для рыбалки, копанием картошки, сбором металлолома» (ненужное зачеркнуть), то разговора о привлечении к административной ответственности стоять уже не может.
Однако, если Вы «прокололись» и Вас «загребли под белые ручонки» с хабаром, при чем имеющим статус исторического и культурного наследия, и специфическим оборудование, то могут возникнуть проблемы. Хотя и в этом случае дело обстоит не так безнадежно. Дело можно обернуть так, что Вы не занимаясь раскопками (опять же вспомним металлолом, которым усеяны наши поля), подняли случайную находку, которую собирались немедленно нести в компетентные организации. В виду сложности применения указанной статьи КоАП РФ, я лично не знаю ни одного случая привлечения к административной ответственности. Главное, ненароком не попасть на объекты, внесенные в реестр. С таких мест можно угодить под действие Уголовного Кодекса. По этому, никогда не ленитесь, и перед выездом на коп, обязательно проверяйте наличие охранных территорий в районе поиска. А еще лучше, сразу нанесите их на карту, что бы ненароком не забрести на них. Перечень реестра можно найти в интернете, и в каждой республике, области и крае он свой, так как утверждается он краевым, (областным, республиканским) законодательным собранием.
Итак, если с незаконными раскопками на местности более-менее прояснилось, зададимся вопросом: «А на чем же наш брат чаще всего попадается на крючок закона?»
Как говорил кто-то из великих сыщиков: «… всякое преступление имеет экономические последствия…». И незаконные раскопки, и сокрытие клада, и оборот предметов, запрещенных к его обороту, «всплывают» в момент сбыта или вскоре после такового. Даже если Вам удалось успешно избавиться от хабара (за набор соответствующих фантиков) , а барыге, купившему его у Вас, так же удалось его «толкнуть», Ваш артефакт вполне может «засветиться» на аукционе или в коллекции. И тогда хмурые люди в строгих костюмах потянут за всю ниточку, на другом конце которой окажетесь Вы. И вот тогда может открыться все. И ждать можно таких неприятностей, что не только волосы – лопата встанет дыбом! Полному изъятию подлежат не только добытые преступным путем предметы, но и орудия, используемые для его добычи. У Вас однозначно конфискуют металлоискатель и прочую атрибутику. При неудачном раскладе, речь может идти даже об автомобиле, на котором совершался выезд на поиск кладов.
Теперь я заострю Ваше внимание на Уголовном Кодексе РФ.
Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.
Помните, я Вам писал, что ни в коем случае нельзя иметь дело с объектами, внесенными в реестр? Тогда я имел в виду именно ответственность по этой статье. Здесь, я думаю, комментарии излишни. Одно только хочу добавить, что речь идет не только о самом охраняемом объекте, но и прилегающей территории. В зависимости от характера объекта (будь это памятник архитектуры, городище, курган, могильник или стоянка) то и радиус принадлежащий к территории охраняемого объекта, разный.
Новый закон о кладоискательстве
От 50 до 500 метров. А ответственность по статье Уголовного Кодекса, гораздо более сурова, чем предусмотрено в КоАП.
Теперь мы перенесемся в другую плоскость деятельности. То что связанное непосредственно с копом, а к его финансово-экономической стороне.
КоАП РФ Статья 14.2.
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Ответственность за нарушение предусматривает наложение штрафа от 1500 до 2000 рублей, с конфискацией предметов правонарушения ( то есть непосредственного «товара»), или без таковой.
Сразу оговорю эту статью. Свободная реализация предметов имеющих научную, историческую или культурную ценность, по нашему законодательству запрещена. То есть, она возможна, но для этого включаются сложные и громоздкие механизмы государственной регистрации движения таких предметов.
Ну и, на последок, подкину к Вашему размышлению еще несколько статей. Не думайте, что я подозреваю Вас в том, что Вы на такое способны. Просто хочу удержать от возможного соблазна.))
Уголовный кодекс Российской Федерации:
Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
Статья 164. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.
Теперь, когда Вы ознакомились с этим очерком, надеюсь, у Вас не возникнет конфликта с Законом.
Даже Остап Бендер говорил: «…Уголовный Кодекс я чту!»