Содержание
В каждом крупном городе работают предприятия в сфере металлургии, соответственно, перевозка металлолома — востребованная услуга. Сегодня транспортировка металлических предметов не доставляет никаких хлопот, но при условии, что к решению задачи привлекаются сотрудники специализированной компании.
Общая информация
Прежде всего, транспортировка металлолома — задача многоэтапная:
- на первом этапе владелец груза должен подобрать компанию, которая оказывает услуги по перевозке металла;
- непосредственно перед перевозкой металлолом сортируют, обязательно обеззараживают;
- после нужно подготовить пакет документов;
- затем металлолом перевозят к месту переработки.
Часто крупные перерабатывающие предприятия расположены поблизости от разных транспортировочных путей — портов (морских, речных), железнодорожных станций. По статистике, самый удобный, доступный способ перемещения лома металла — автотранспортом.
Общие требования:
- вывоз лома производится в строгом соответствии с требованиями техники безопасности (речь идет о прочной фиксации изделий);
- длинномерный лом, листы стали маркируются, упаковываются в пачки, при этом каждый элемент скрепляется между собой металлической лентой в нескольких местах;
- массой одного контейнера не более 80 кг, если планируется ручная разгрузка, погрузка, а также до 10 тонн при автоматической погрузке, разгрузке;
- металлическая сетка транспортируется рулонами;
- канаты, сварочную проволоку наматывают на барабаны;
- прокат транспортируют на специальных подкладках, уложенными штабелями;
- тонкие трубы транспортируют в решетках, в некоторых случаях применяют ящики, трубы диаметром 160 мм и больше необходимо перевозит в одиночку.
Что касается требованию к транспорту: малогабаритный груз перевозят в бортом транспорте, Газелями, металлолом длиной до 6 м — в прицепах (полуприцепах), для транспортировки длинных изделий используются удлиненные платформы.
ВСамый комфортный и практичный метод транспортировки лома — спецтранспортом — ломовозами с краном манипулятором. Так, значительно сокращается время на погрузку, разгрузку.
Каким транспортом перевозится металлолом
Необходимо отметить, что лом металла — нестандартный груз, соответственно, его транспортировка требует определенной подготовки и привлечения специалистов. Перевозить металлолом можно разными видами транспорта.
- Автомобильный транспорт. Самый доступный и практичный транспорт для перемещения лома. Чаще всего до пункта сбора вторсырья груз перевозят самосвалами. Для погрузки, разгрузки арендуют манипулятор. Из места сбора вторсырья металлолом транспортируется металловозами, ломовозами. Такой спецтранспорт отличается повышенной грузоподъемностью, а также укрепленными бортами и наличием крана-манипулятора с лепестковым захватом. В точках сбора, переработки лома грузят и разгружают сырье посредством стационарных кранов, которые оборудованы магнитом. При перевозке личным авто, чаще всего груз грузится навалом, однако учащаются случаи, когда его рекомендуют упаковать в брикеты, связки. Специалисты пункта сбора вторсырья должны позаботиться о допустимых габаритах металлолома — если изделия слишком длинные или большие, их разрезают на более короткие или мелкие части. Только после этого их укладывают штабелями. Мелкий металлолом транспортируют в контейнерах или ящиках.
- Железнодорожный транспорт. Такой способ транспортировки выбирают для крупногабаритного металлолома. В некоторых случаях груз грузят навалом, но чаще используют связки, контейнеры. Главное преимущество железнодорожного транспорта — одновременно можно транспортировать большую партию груза, при этом вероятность форс-мажорных обстоятельств практически отсутствует. Если говорить о недостатках, — невозможно доставить груз сразу в пункт переработки, соответственно, необходимо продумать, где будут произведены промежуточные погрузочно-разгрузочные работы. Для этого потребуется автомобильный грузовой транспорт.
- Водный транспорт. В большой стране, где много водных артерий и развито судоходство, лом металла часто транспортируется именно таким способом, но его применяют только при условии, что перевезти нужно крупную партию груза.
Документация для перемещения лома
Транспортировка лома регламентируется законодательством, для юридических и частных лиц предусмотрен определенный перечень документов, он должен находиться у водителя на протяжении всей поездки. Перевозка лома без документов карается административной, а в некоторых случаях уголовной ответственностью.
Документация для перевозки сторонним перевозчиком
- Путевой лист. Порядок заполнения утвержден Министерством транспорта (приказ №152 от 18.09.2008). Подготовкой занимается владелец транспорта.
- Транспортная накладная. Форма унифицирована Правительством РФ (постановление №272 от 15.04.2011). Документ оформляют в трех экземплярах для каждой спецмашины. Один экземпляр остается у отправителя груза, второй — у водителя, третий — у получателя лома. Документ подтверждает факт транспортировки груза, оформляет его сторона, которая занимается отправлением металлолома.
- Справка, подтверждающая взрывобезопасность груза. Форма единая, утверждена Правительством РФ (постановление №369 от 11.05.2001 для черного сырья, постановление №370 от 11.05.2001 для цветного сырья). Документ оформляет продавец. При приемке металлолом проходит контроль уровня радиации, проверку на взрывобезопасность. В штатном расписании должен присутствовать специалист с соответствующей квалификацией.
Для перемещения цветного металлолома перевозчик заключает договор на оказание транспортных услуг непосредственно с владельцем цветного лома. В отношении черного сырья подобных ограничений нет.
Также, независимо от метода транспортировки, оформляется один из указанных документов:
- товарно-транспортная накладная — документ оформляется по форме ТОРГ-12 и подтверждает, что право собственности на лом переходит от владельца к получателю груза;
- закупочный акт — конкретной формы для документа не предусмотрено;
- акт, подтверждающий покупку лома у частных лиц, подтверждает, что груз находится в собственности продавца;
- накладная (форма М11) — необходима, когда лом транспортируется внутри предприятия;
- накладная (форма М15) — необходима, когда предприятие продет лом стороннему покупателю.
Документы для самостоятельной транспортировки
- Копия лицензии, которая подтверждает право осуществлять деятельность в сфере обращения лома. Документ заверяется нотариусом. Для компаний, предпринимателей, которые транспортируют лом, добытый в результате собственной деятельности, такой документ необходим только для перемещения цветного лома.
- Транспортная накладная.
- Документы, которые подтверждают, что перемещаемый груз принадлежит отправителю, (документ заверяется нотариусом).
- Справка о том, что груз не взрывоопасен.
- Путевой лист — для индивидуальных предпринимателей этот документ не входит в список обязательных.
Документы, необходимый для частных предпринимателей, юридических лиц, — идентичный.
Риски при транспортировке лома
Транспортировка лома любым транспортом предполагает определенный риск, его следует учитывать при планировании перемещения.
Основные риски:
- сложная погрузка — самостоятельная погрузка металлолома невозможна, для погрузки используется спецтехника, оснащенная краном-манипулятором, или миникраны, для погрузки крупных партий груза необходим магнитный, грейферный захват, расположенный на экскаваторе или стационарном кране;
- нестандартные размеры металлолома — речь идет о громоздких демонтированных конструкциях, перед транспортировкой их разрезают на меньшие части, поскольку перевозка целого груза потребует много усилий, денег и привлечения спецтранспорта, а также разработки специального режима следования;
- разрушающее действие окружающей среды — чем дольше лом металла находится под открытым небом, тем быстрее распространяются коррозийные процесса, загрязняется окружающая среда, соответственно, снижается качество груза;
- наличие специалиста, который проведет сортировку груза — такая услуга необходима, прежде всего, при вывозе груза за пределы страны;
- контроль качества — пункт приема лома металла в обязательном порядке должен быть оснащен специальной техникой, с помощью которой можно проверить степень загрязнения, уровень радиационного фона, чистоту сплавов.
Возможные нарушения и наказания за них
В сфере транспортировки металлолома часто фиксируются нарушения — как незначительные, так и серьезные. Любые незаконные действия повлекут за собой наказания — от административной до уголовной ответственности в зависимости от тяжести нарушения.
Наиболее распространенные виды нарушений:
- осуществление деятельности без лицензии — конфискация лома и штраф — до 5 тыс. руб. для частных лиц и до 50 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей (в некоторых случаях применяется арест сроком до 6 месяцев);
- отсутствие государственной регистрации — штраф до 2 тыс. руб.;
- любые нарушения в сфере оформления лицензии — приостанавливается деятельность пункта приема лома до трех месяцев, накладывается штраф — 8-20 тыс. руб.;
- скупка краденного сырья — тюремное заключение сроком до 24 месяцев, штраф до 40 тыс. руб.;
- неуплата налогов — штраф до 500 тыс. руб., тюремный срок до 3 лет.
Правительство РФ рассматривает целесообразность ужесточения наказания за нелегальную деятельность на рынке вторичного сырья, в частности, металлолома.
При выборе транспортной компании для перевозки лома металла необходимо, проверить наличие соответствующей разрешительной документации, лицензий. Также необходимо поинтересоваться — каким транспортом осуществляется перевозка лома, это личный или арендованный транспорт, есть ли оборудование для погрузки и разгрузки металлолома. Важно убедиться в квалификации специалистов, которые будут выполнять погрузочно-разгрузочные работы, готовить документы.
Правила перевозки металлоконструкций автотранспортом.
Смотрели: 228
Статья 14.26 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере утилизации лома и отходов цветных и черных металлов.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а также их отчуждения.
Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (далее — Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 лицензирование указанной деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 (далее — Правила обращения с ломом черных металлов), и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 (далее — Правила обращения с ломом цветных металлов), в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.
В соответствии с вышеуказанными Правилами обращения с ломом цветных, черных металлов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и цветных металлов, обязаны обеспечить:
а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:
контролер лома и отходов металла 2 разряда — на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов;
прессовщик лома и отходов металла 1 разряда — не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов:
лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов;
лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность;
в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;
г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.
Если при транспортировке обычных товаров продавец (либо сам покупатель) допускает отклонения в оформлении документов, то подобное поведение недопустимо при перевозки металлолома. В этом случае понадобится полный комплект документов, которыми необходимо обеспечить водителя.
Перевозка металлолома сторонним перевозчиком. Какие документы нужны?
Перевозка металлолома транспортной компанией – тут пакет документов будет немного больше
В случае если перевозка металлолома до места назначения осуществляется сторонней транспортной компанией, то ее водитель или экспедитор должны быть обеспечены такими документами, как:
- путевой лист. Обязательные реквизиты этого документа и порядок его заполнения утверждены Минтрансом РФ в Приказе №152 от 18.09.2008г. Данный документ оформляет собственник транспортного средства;
- транспортная накладная. Она имеет унифицированную форму, которая дана Правительством в Постановлении №272 от 15.04.11г. Этот документ составляется на несколько партий или на одну, на каждое транспортное средство, в 3-х экземплярах на каждую партию и автомобиль – по одному документу грузоотправителю, перевозчику и получателю груза. С помощью этой накладной подтверждается факт перевозки металлического лома, и составляется она той стороной сделки, какая отправляет груз либо его перевозит;
- удостоверение о взрывобезопасности металлического лома. Это удостоверение оформляется по форме, утвержденной Правительством РФ в Постановлении №369 от 11.05.01г. (для лома черных металлов) и в Постановлении №370 от 11.05.2001г. (для цветного лома). Причем, это удостоверение оформляется продавцом на каждый вид лома отдельно. Проверка металлического лома при его первичной приемке должна обязательно осуществляться с проведением радиационного контроля и на взрывобезопасность. Для этого у приемщика лома должны быть в штате сотрудники, которые имеют соответствующую квалификацию, приняты по трудовому договору и на них возложена ответственность за проведение такого контроля.
Стоит отметить, что для транспортировки цветного лома договор на перевозку может быть заключен перевозчиком (т.е. сторонней транспортной компанией) только с собственником этого металлолома. В случае с черным металлоломом такого ограничения не предусмотрено.
Дополнительно, независимо от способа перевозки металлолома, составляют один из следующих документов:
- товарно-транспортную накладную по форме ТОРГ-12 в подтверждение перехода права собственности на перевозимый лом черных или цветных металлов от продавца к покупателю, если сделка совершается с юридическими лицами или с предпринимателями;
- закупочный акт в свободной форме, но с учетом требований закона «О бухучете”;
- №402-ФЗ к реквизитам первичных документов. Этот акт оформляется при покупке металлолома у обычных граждан и служит подтверждением права собственности на перевозимый лом;
- накладная по форме М 11, если перевозка металлического лома, предназначенного для переработки, осуществляется между подразделениями внутри предприятия;
- или накладная на отпуск материалов по форме М 15, если металлолом отправляют в переработку за пределы организации, в том числе и в подразделения, не расположенные на ее территории.
Перевозка металлолома собственными силами. Какие документы нужны?
В случае если транспортировка металлического лома осуществляется своими силами – без привлечения стороннего перевозчика, – то:
- нужна заверенная копия лицензии, подтверждающая право заниматься деятельностью, связанной с обращением металлического лома. При этом для организаций и предпринимателей, которые перевозят металлолом, полученный ими в ходе своей производственной деятельности, указанная лицензия не требуется. Кроме того, наличие копии этого документа нужно только в случае перевозки цветного лома;
- путевой лист. Однако предприниматели (ИП) этот документ могут и не составлять;
- транспортная накладная;
- заверенные копии документов для подтверждения права собственности на перевозимый металлолом;
- удостоверение о взрывобезопасности металлолома.
Что касается документов, какие нужны ИП для перевозки металлолома, то у организаций и предпринимателей пакет документов идентичен по своему содержанию.