Содержание

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Происходящее в рамках исполнительного производства редко когда устраивает обе стороны – или должник останется недоволен, или взыскатель. Но ладно-бы если все по закону, куда уж деваться. А что, если постановление судебного пристава-исполнителя нарушает закон? Если действия пристава неправомерны – в руках у заинтересованной стороны карт-бланш! Такое постановление вполне успешно можно оспорить, и если не у начальника ОСП, так в суде уж точно.

В отношении каких постановлений это возможно? Что можно считать основанием для оспаривания? И каков порядок оспаривания постановления судебного пристава? Правовед.RU разобрался в нюансах.

Какие постановления и кто может оспорить?

Право на оспаривание постановления пристава предоставлено как сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), так и иным лицам, если они считают, что (ст. 121 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»):

  • нарушены их права и законные интересы;
  • созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов;
  • на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Это могут быть не только физические лица или предприятия, но и государственные органы и учреждения, а также прокурор. Характер постановления значения не имеет – главное, чтобы оно нарушало чьи-либо интересы или было вынесено незаконно. Ну, например, должники обычно обжалуют постановления:

  • о наложении ареста на счета или иное имущество, когда ценность арестованного имущества явно превышает задолженность;
  • о запрете выезда за границу, когда основания для его наложения отсутствовали;
  • об обращении взыскания на зарплату, если было другое имущество, на которое можно было обратить взыскание;
  • о взыскании исполнительского сбора, если долг был погашен добровольно в пределах установленного для этого срока и т.д.

Взыскатели, наоборот, обычно обжалуют:

  • вынесение постановления судебным приставом-исполнителем о прекращении или окончании исполнительного производства;
  • бездействие пристава в части невыявления ликвидного имущества, неналожения на него ареста;
  • постановления о снятии ареста;
  • постановления о назначении эксперта-оценщика;
  • постановления об исключении имущества из под ареста и т.д.

Как обжаловать?

Закон разрешает обжаловать постановление судебного пристава в порядке подчиненности либо оспорить его в суде. Какой способ защиты выбрать, заинтересованное лицо выбирает самостоятельно. Оба эти способа можно использовать параллельно либо последовательно, если жалоба в порядке подчиненности желаемого результата не принесла. Оба эти порядка мы рассмотрим «под лупой».

В порядке подчиненности, это значит вышестоящему руководству. Обычно такие жалобы рассматривает старший судебный пристав – начальник районного ОСП. Но если обжалуемое постановление было вынесено либо утверждено им, в таком случае жалобу нужно подавать заместителю или главному приставу субъекта РФ. Жалобу можно подать как непосредственно лицу, которое будет ее рассматривать, так и через пристава, чье постановление обжалуется – он обязан передать ее в порядке подчиненности (ст. 123 ФЗ № 229).

У заинтересованной стороны есть 10 дней с момента вынесения обжалуемого постановления (или с момента как она узнала о его вынесении) на подготовку и подачу жалобы (ст. 122 ФЗ № 229).

Действовать нужно в следующем порядке:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии. Находим основания для обжалования постановления.
  2. Готовим жалобу на постановление судебного пристава. Она составляется в письменной свободной форме, с учетом требований ст. 124 ФЗ № 229. Потому в ней обязательно должны быть указаны:
  • должность и ФИО пристава;
  • реквизиты обжалуемого постановления;
  • ФИО и адрес заявителя;
  • основания, по которым обжалуется постановление;
  • требования лица, подавшего жалобу.

Пример удачно составленной жалобы смотрите . К жалобе не обязательно прикладывать документы, ее обосновывающие. Если они имеют значение и не находятся в распоряжении пристава, тот вправе запросить их дополнительно (п. 3 ст. 124 ФЗ № 229).

  1. Направляем жалобу. Подать ее можно как лично в ФССП, так и направить по почте. Еще есть электронная приемная ФССП, через которую также принимаются жалобы. Но так как в законе указано, что обязательная ее форма – письменная, есть риск, что в ее рассмотрении могут отказать.
  2. Ждем рассмотрения. Ответственное должностное лицо обязано рассмотреть жалобу на постановление судебных приставов в срок до 10 дней с момента ее поступления (ст. 126 ФЗ № 229).
  3. Ждем копию постановления. Если жалоба частично или полностью удовлетворена, ответственное лицо выносит об этом постановление, которым отменяет частично или полностью постановление пристава. Затем, в 3-дневный срок с момента его вынесения, оно направляет копию такого постановления заявителю (ст. 127 ФЗ № 229).

Оспаривание в судебном порядке

Если порядок подчиненности результатов не дал или вы в принципе не намерены терять на него время, нужно обращаться в суд с административным иском. Сделать это необходимо также в 10-дневный срок с момента вынесения постановления или момента, как заявитель узнал о нем (п. 3 ст. 219 КАС). Этот срок, впрочем, сам по себе пресекательным не является, а его несоблюдение не может служить основанием для отказа в удовлетворении жалобы (Постановление ФАС Северо-кавказского округа № Ф08-597/14 от 26.02.2014). Но в любом случае нарушать его не рекомендуем.

Чтобы оспорить постановление пристава в суде, рекомендуем соблюдать такой алгоритм действий:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии. Находим основания для оспаривания постановления.
  2. Готовим административное исковое заявление об отмене постановления судебного пристава. Такой иск должен соответствовать требованиям ст. 125 и ст. 220 КАС. С образцом такого иска можно ознакомиться ниже. К нему необходимо приложить комплект документов, включающий:
  • копию исполнительного документа;
  • копию постановления пристава;
  • документы, подтверждающие незаконность постановления;
  • документы, подтверждающие, что постановление нарушает права и интересы истца;
  • копия постановления по жалобе в порядке подчиненности;
  • иные документы по ситуации.

Образец административного иска на пристава Образец административного иска.docx ≈ 14 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

  1. Подаем заявление в суд. Его необходимо подать в районный суд по месту нахождения подразделения ОСП, в котором работает пристав, чье постановление обжалуется. Документы и иск можно подать лично, направить по почте или через ГАС «Правосудие».
  2. Ждем назначения дела и являемся на его рассмотрение в суд. Явка в суд необязательна – можно направить своего представителя или вовсе не явится, на результат дела это повлиять не должно.
  3. Ждем принятия решения. Срок рассмотрения – 10 дней с момента принятия иска (ст. 226 КАС). По результату рассмотрения суд выносит решение, копию которого в 3-дневный срок направляет и истцу, и ответчику (п. 6 ст. 227 НК).

Если оно положительное, дополнительно подавать его копию в ФССП не нужно. Приставы получат свою копию и отменят оспоренное постановление. Правда, если они будут не согласны с решением, у них есть право на его обжалование по правилам Главы 34 КАС. Ровно, как и у истца, если решением суда постановление пристава оставили в силе. Но это уже совсем другая история!

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Рассказываем, как самостоятельно обжаловать и оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства.

Что такое исполнительное производство?

В первую очередь необходимо разобраться с терминологией. Итак, что такое «исполнительно производство» с точки зрения закона?

В российском законодательстве под этим термином понимается заключительная стадия гражданского процесса, в которой реализуется судебный акт, вынесенный в защиту права или интереса взыскателя.

Иными словами, основная цель любого исполнительного производства — взыскание денег с должника законными методами.

Обратите внимание! В 2019 году возбудить такое производство может только судебный пристав-исполнитель.

В каких случаях можно оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

Если вы не согласны с постановлением о возбуждении исполнительного производства (например, в документе присутствуют серьезные фактические ошибки), у вас есть право обжаловать соответствующее производство.

Однако при этом необходимо помнить о сроках и порядке обжалования постановлений должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

В какой срок можно обжаловать исполнительное производство в 2019 году?

В соответствии с положениями ст. 126 Федерального закона «Об исполнительном производстве» каждая жалоба (в том числе, и жалоба на возбуждение исполнительного производства) должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней с момента ее поступления в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Обжалование исполнительного производства в 2019 году?

Как и любая другая официальная претензия, ваша жалоба на возбуждение исполнительного производства должна быть составлена в письменной форме и подписана заявителем. Требования к содержанию этого документа также регламентированы законом.

В частности, в ст. 124 уже известного нам ФЗ об исполнительном производстве говорится, что в жалобе обязательно должны быть указаны:

  • ФИО судебного пристава-исполнителя, которые вынес постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • ФИО и место жительства заявителя;
  • Основания, по которым обжалуется указанное постановление судебного пристава-исполнителя;
  • Требования лица, подавшего жалобу;
  • Дата составления жалобы;
  • Список прилагаемых документов (вы можете использовать любые документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в вашей жалобе).

Обратите внимание! Если вы сомневаетесь, что сможете подготовить жалобу на исполнительное производство самостоятельно, у вас всегда есть возможность обратиться за бесплатной помощью к нашим юристам. Среднее время ожидания ответа — 15 минут.

Куда подается жалоба на постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

По общему правилу жалоба на постановление сотрудника ФССП подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот сотрудник. Как найти информацию о нужном вам должностном лице? В этой ситуации на помощь может прийти онлайн-сервис «Реестр отделов судебных приставов» на официальном сайте службы.

Также вы может воспользоваться услугами центра телефонного обслуживания ФССП России: 8 800 250 39 32 (звонок бесплатный).

Как правильно подать жалобу на постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

На сегодняшний день жалоба на исполнительное производство может быть подана несколькими способами:

  • На личном приеме у старшего судебного пристава;
  • Через канцелярию территориального отдела ФССП;
  • По почте — заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • В электронном виде — с помощью интернет-приемной службы судебных приставов.

Требования к электронной жалобе в Федеральную службу судебных приставов:

  • Размер электронного обращения не может превышать 4 тыс. символов;
  • К жалобе могут быть приложены несколько документов в форме .doc .docx .pdf .gif .zip и т.д.;
  • Размер каждого такого прикрепленного файла не должен превышать 5 МВ.

Какое решение может быть принято по жалобе на возбуждение исполнительного производства в 2019 году

Как уже было сказано выше, установленный законом срок рассмотрения жалобы на исполнительное производство в 2018 году составляет 10 дней. За это время старший судебный пристав должен внимательно изучить ваше обращение. Если доводы, указанные вами, будут признаны обоснованными, то в кратчайшие сроки будет принято решение об отмене постановления (полностью или частично). Также старший пристав может признать действия своих подчиненных неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Федеральной службой судебных приставов выпущена информация, разъясняющая вопросы подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России в порядке Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ), применения мер процессуального принуждения, прекращения производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, производства по административным делам о вынесении судебного приказа.

ИНФОРМАЦИЯ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В 2015 году процессуальное законодательство Российской Федерации претерпело значительные изменения.

Так, 15.09.2015 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

КАС РФ установил новый вид административного судопроизводства, в рамках которого судами обеспечивается защита нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Кроме того, 17.11.2015 Пленумом Верховного Суда Российской Федерации утверждено постановление N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — Постановление), которым разъяснены в том числе отдельные процессуальные вопросы применения КАС РФ при рассмотрении судами административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

Согласно пункту 1 Постановления судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке административного судопроизводства по нормам главы 22 КАС РФ или по нормам главы 24 АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.

В целом порядок судебного разбирательства по административным делам в рамках КАС РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц не является принципиально новым.

Большинство процессуальных положений КАС РФ, начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов, заимствованы из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

КАС РФ учтены также и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Вместе с тем, КАС РФ закрепил ряд процессуальных новелл.

Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений.

Ранее согласно ГПК РФ в качестве сторон выступали заявители и заинтересованные лица. В настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик (статья 38 КАС РФ).

Необходимо отметить, что некоторые процессуальные институты, введенные КАС РФ, вызывают на практике ряд трудностей.

Рассмотрим некоторые из них.

Подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

Статьей 6 Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена часть 1 статьи 22 КАС РФ.

Изменения коснулись правил определения подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

До внесения изменений КАС РФ указывал, что подсудность дел названной категории определяется по месту исполнения своих обязанностей должностными лицами.

После внесения изменений в часть 1 статьи 22 КАС РФ подсудность стала определяться по месту нахождения органа, в котором должностные лица исполняют свои обязанности.

Таким образом, в настоящее время административные исковые заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа ФССП России или ФССП России соответственно.

Аналогичные правила подсудности содержатся в АПК РФ.

В то же время анализ практики судов по применению положений статьи 22 КАС РФ показал, что суды определяют подсудность указанной категории дел по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей, поскольку часть 2 статьи 22 КАС РФ содержит правило, согласно которому в случае несовпадения места нахождения органа государственной власти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов.

При этом, как следует из положений частей 4 и 10 статьи 30, частей 6 и 7 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.

С учетом изложенного, на наш взгляд, подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России будет определяться судами общей юрисдикции по месту исполнения должностных обязанностей лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются в суде.

Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

КАС РФ установлен образовательный ценз для представителей в судах по административным делам.

Так, согласно статье 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование.

Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Таким образом, в случае, если от имени должностного лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, выступает работник аппарата территориального органа ФССП России, предъявление в суд документов о наличии у данного работника высшего юридического образования обязательно.

Вместе с тем, если должностное лицо, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, само осуществляет судебную защиту, указанному лицу не требуется представлять в суд документы о наличии у него высшего юридического образования, поскольку такие требования могут быть предъявлены только к его представителю.

Лица, участвующие в делах об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

КАС РФ определил круг лиц, участвующих в административных делах об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица госоргана или государственного служащего.

Так, к участию в административном деле в обязательном порядке привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности указанные лица (часть 2 статьи 221 КАС РФ).

В нашем случае — это территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель.

Аналогичная позиция высказана Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления.

Дополнительно Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что при удовлетворении требования заявителя об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей судебные расходы могут быть возмещены за счет указанного территориального органа ФССП России.

В настоящее время участились случаи взыскания судами судебных расходов, связанных с оспариванием постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, со структурных подразделений территориальных органов ФССП России или ФССП России.

Вместе с тем, структурные подразделения территориальных органов ФССП России не являются юридическими лицами и не могут самостоятельно отвечать по требованиям о взыскании с них судебных расходов.

На наш взгляд, судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения названных споров в отсутствие данных о надлежащем извещении территориальных органов ФССП России, обязательность привлечения которых императивно установлена положениями статьи 221 КАС РФ, подлежат отмене, поскольку в этих случаях судами принимаются решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Меры предварительной защиты по административному иску

Главой 7 КАС РФ введен новый процессуальный институт мер предварительной защиты по административному иску.

Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению сходны с мерами по обеспечению иска в гражданском процессе.

Согласно статье 85 КАС РФ основаниями для принятия судами мер предварительной защиты являются:

— существование явной опасности нарушения прав и законных интересов административного истца до принятия решения по административному делу;

— невозможность (затруднительность) защиты прав и законных интересов административного истца без принятия таких мер.

В качестве мер предварительной судебной защиты суд вправе:

— приостановить действие оспариваемого постановления в части, относящейся к административному истцу;

— приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (статья 223 КАС РФ).

Порядок приведения в исполнение определения суда об отмене мер предварительной защиты КАС РФ не определен.

Пункт 13 Постановления касается вопросов приостановления действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты, однако не разъясняет порядок возобновления указанного постановления в случае, когда меры предварительной защиты отменяются судом.

В этой связи возникают вопросы о том, когда могут быть возобновлены ранее приостановленные постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены судом мер предварительной защиты.

Из положений статьи 89 КАС РФ следует, что судьба мер предварительной защиты напрямую зависит от результатов рассмотрения судом самого административного иска.

Так, в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

При отказе судом в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда (часть 3 статьи 89 КАС РФ).

Таким образом, возобновление ранее приостановленных судом постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены мер предварительной защиты возможно, по нашему мнению, только после вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении административного иска.

Аналогичные правила изложены в статье 96 АПК РФ.

Меры процессуального принуждения

Глава 11 КАС РФ наделила суд широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства.

КАС РФ пополнил арсенал суда новыми мерами процессуального принуждения, под которыми понимаются действия суда, применяемые к нарушителям порядка.

Так, предусмотрены две новые меры процессуального принуждения: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение этого участника слова (статья 118 КАС РФ) и обязательство о явке (статья 121 КАС РФ).

Например, ограничение выступления может применяться, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к этому делу, а лишение слова — когда участник самовольно нарушает последовательность выступлений или двукратно не исполняет требования суда.

Обязательство о явке определено как письменное обязательство своевременно являться по вызову суда на заседание и незамедлительно сообщать о перемене места жительства или места пребывания.

Такие обязательства суд может брать только у лиц, которые должны участвовать в судебном разбирательстве в силу закона (например, представители государственных органов) либо участие которых признано судом обязательным.

К лицу, которое не исполнило данное обязательство, могут быть применены привод и наложение судебного штрафа (часть 3 статьи 121 КАС РФ).

Также необходимо отметить, что в отличие от норм статьи 168 ГПК РФ, согласно которым привод может применяться только к свидетелю, повторно не явившемуся в судебное заседание, статья 120 КАС РФ допускает применение привода не только в отношении свидетелей, но и в отношении сторон административного дела.

Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.

Упрощенное (письменное) производство по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

Главой 33 КАС РФ предусмотрена возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства в определенных случаях.

Аналогичный порядок рассмотрения дел предусмотрен главой 29 АПК РФ.

Например, согласно статье 291 КАС РФ административные дела могут быть рассмотрены судами в порядке упрощенного производства, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие не является обязательным, также в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей и в иных случаях.

Особенностью указанного вида производства является рассмотрение административных дел без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований (статья 292 КАС РФ).

Примирение сторон в административных делах

Согласно статье 137 КАС РФ примирение сторон возможно при соблюдении определенных условий. Так, примирение может касаться только прав и обязанностей сторон как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно только в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Ранее ГПК РФ также содержал положения, устанавливающие права сторон окончить дело мировым соглашением (статья 39 ГПК РФ).

Вместе с тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации высказал позицию о невозможности заключения мирового соглашения сторонами в делах, возникающих из публичных правоотношений (пункт 27 постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Это связано с тем, что, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, в случаях оспаривания постановлений, действий (бездействия) госорганов, их должностных лиц, государственных служащих судом проверяется их законность, поэтому на решение данного вопроса не могут повлиять те или иные договоренности между заявителем и заинтересованным лицом.

Несмотря на вступление в силу КАС РФ, актуальность приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации сохраняется и в настоящее время.

В то же время следует отметить, что законодательство об исполнительном производстве Российской Федерации предусматривает иные механизмы урегулирования споров.

Так, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» наделяет главных судебных приставов территориальных органов ФССП России, а также старших судебных приставов правом отменять или изменять не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения должностных лиц территориальных органов ФССП России (пункт 2 статьи 9 и пункт 2 статьи 10).

Необходимо отметить, что заключение мирового соглашения в интересах Службы предусмотрено Положением об организации работы по судебной защите интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, утвержденным приказом ФССП России от 11.01.2016 N 1 (пункт 5.1).

Вместе с тем, данный порядок применяется только в рамках рассмотрения судами исковых заявлений, вытекающих исключительно из материально-технического направления деятельности Службы, и не связан с оспариванием постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

Требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалоб

КАС РФ значительно, по сравнению с ГПК РФ, ужесточил требования к содержанию и форме процессуальных документов.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 299 КАС РФ лицо, подающее апелляционную жалобу, обладающее государственными или иными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалоб и приложенных к ней документов заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Несоблюдение указанных требований является основанием для оставления апелляционной жалобы без движения и последующего ее возвращения в случае невыполнения указания судьи о предоставлении доказательств направления другим лицам (статья 300 КАС РФ).

Так, суды отдельных субъектов Российской Федерации (например, Кировской области), применяя положения статьи 299 КАС РФ, требуют представить не только доказательства направления копий апелляционной жалобы, но и доказательства вручения лицам, участвующим в деле, указанных документов.

Несомненно, критерии оценки таких способов будут формироваться судами еще длительное время.

Принятие и рассмотрение судами административных исковых заявлений, содержащих требования о взыскании убытков и компенсации морального вреда

Поскольку КАС РФ действует незначительный период времени и в настоящий момент отсутствуют разъяснения судов высших инстанций по применению многих его положений, важное значение, с точки зрения практического применения КАС РФ, имеет для Службы названное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 17.11.2015.

Несмотря на детальное регламентирование отдельных процессуальных вопросов, Постановление в ряде случаев допускает их расширительное толкование.

Необходимо отметить, что до вступления в силу КАС РФ складывалась отрицательная для Службы судебная практика рассмотрения в рамках одного процесса так называемых «смешанных» исков, содержащих требования административного и искового характера.

В то же время положениями главы 25 ГПК РФ (в настоящее время главы 22 КАС РФ) и 24 АПК РФ предусмотрен специальный порядок разрешения административных дел.

Например, срок для обжалования решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет десять дней со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Общий срок исковой давности по требованиям имущественного характера составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На практике заявители, пропустившие десятидневный срок для обжалования, предъявляют в пределах общего срока исковой давности исковые требования о взыскании убытков, содержащие требование об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

В связи с тем, что срок общей исковой давности не истек, суды принимают к производству названные исковые заявления и рассматривают их, несмотря на пропуск истцами специального срока, установленного процессуальным законодательством для оспаривания действий (бездействия) должностного лица.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации поддержал в Постановлении приведенную практику судов.

Так, пункт 1 Постановления содержит разъяснение о том, что в случае, если от разрешения требований об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Прекращение производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

Правовую неопределенность в практику применения положений КАС РФ, на наш взгляд, внес пункт 9 Постановления, согласно которому отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.

При этом положениями части 2 статьи 194 и части 2 статьи 225 КАС РФ прямо предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца.

Введение КАС РФ названных положений позволило ряду территориальных органов ФССП России увеличить эффективность применения мер, направленных на урегулирование спора, путем отмены оспариваемых постановлений должностных лиц данных территориальных органов ФССП России.

Указанное связано с тем, что одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям статьи 227 КАС РФ является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов.

В случае же отмены вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, нарушающего права и законные интересы заявителя, пропадает предмет административного спора, что является основанием для прекращения судом производства по делу.

Необходимо отметить, что в настоящее время практика прекращения судами производства по административным делам в связи с отменой вышестоящим должностным лицом ФССП России оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, с учетом указанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не сложилась.

Производство по административным делам о вынесении судебного приказа

Вступивший в силу в сентябре 2015 года КАС РФ на сегодняшний день уже претерпел изменения.

Так, Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ КАС РФ дополнен новой главой 11.1 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа» (указанные изменения вступают в силу 06.05.2016).

Данной главой вводится упрощенная форма административного судопроизводства по имеющим бесспорный характер административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций — судебный приказ.

Предусмотрено, что дела о вынесении судебного приказа отнесены к компетенции мировых судей. В целом процедура рассмотрения схожа с ранее действовавшей упрощенной формой судопроизводства.

Следует отметить, что, в отличие от ГПК РФ, на контрольный орган возлагается обязанность вручения гражданину копии заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов.

Полагаем, что эта норма будет гарантировать соблюдение прав должника в приказном производстве, поскольку дает возможность заявить возражения до вынесения судебного приказа.

Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Правовое управление

По информации КонсультантПлюс

​Лицо, чьи права и интересы нарушены решениями (постановлениями) судебного пристава-исполнителя, может обжаловать соответствующий акт в предусмотренном нормативно-правовыми актами порядке.

Правила обжалования постановления судебного пристава-исполнителя зависят от инстанции, куда направляется и где будет рассматриваться жалоба. Есть три основных органа, уполномоченных принимать жалобы на постановления приставов и решения по ним:

  1. Вышестоящее должностное лицо или вышестоящая инстанция ФССП. Здесь речь идет о руководителе соответствующего подразделения, пристав которого вынес постановление, либо о вышестоящем подразделении – таким, например, будет региональное управление ФССП по отношению к местному (районному, межрайонному) отделу.
  2. Прокуратура – как универсальная надзорная инстанция, призванная выявлять и принимать меры к устранению в пределах своей компетенции любых нарушений действующего законодательства, допущенных, среди прочего, органами ФССП и их должностными лицами.
  3. Суд – арбитражный (подается заявление) или общей юрисдикции (административный иск) – в зависимости от суда, выдавшего исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, а также в зависимости от статуса должника или лица, в отношении которого вынесено постановление (обычный гражданин или лицо, осуществляющее коммерческую деятельность).

Общие принципы и особенности обжалования постановлений пристава

Постановлениями оформляются решения пристава при возбуждении исполнительного производства и в его рамках. Поэтому такие решения затрагивают, прежде всего, права и интересы двух сторон: в пользу которой ведется производство, например, кредитора, и в отношении которой осуществляются меры ограничения и принуждения, призванные обеспечить исполнение решения суда и (или) исполнительного документа. Если же постановлением, реализацией предусмотренных им мер, последствиями этого решения нарушаются права и интересы других лиц, то и они получают возможность обжалования.

Обжаловать можно любые незаконные постановления пристава, но, как правило, речь идет о тех, которые:

  • нарушают права, интересы, свободы граждан и юрлиц либо создают барьеры для их реализации;
  • в нарушение установленных законами норм, без наличия оснований возлагают на граждан и юрлиц какие-либо обязанности, ограничения;
  • порождают необоснованное, незаконное привлечение к ответственности или создают иные негативные последствия, например, влекут имущественный ущерб.

Если исходить из практики, то наиболее часто обжалуются решения, касающиеся:

  1. возбуждения, прекращения, приостановления или окончания производства, возврата исполнительного документа;
  2. применения ограничительных мер – в частности, запрета на выезд за рубеж, ареста счетов, имущества и других активов;
  3. применения принудительных мер – например, списания денежных средств со счетов, изъятия имущества.

Общий срок подачи жалобы составляет 10 дней с даты вынесения постановления. Он может быть восстановлен при наличии уважительных причин, не позволивших воспользоваться правом на обжалование в установленный срок.

Жалоба в порядке подчиненности

Обращение в вышестоящую инстанцию – основной способ обжалования. Правда, его использование или отказ от процедуры не препятствуют судебной защите. Вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев первично жалоба подается именно таким образом – это быстрее и проще. А далее вопрос решается уже в зависимости от принятого вышестоящей инстанцией решения.

При подготовке и подачи жалобы следует учитывать:

  1. Правило подчиненности означает необходимость обращения к тому должностному лицу, в подчинении которого находится пристав, принявший решение, или утвердившее это решение должностное лицо.
  2. На усмотрение заявителя жалоба подается либо напрямую в вышестоящую инстанцию, либо через пристава, который вынес постановление. В последнем случае пристав обязан перенаправить жалобу в течение 3-х дней.
  3. Если заявитель ошибся с инстанцией направления жалобы, лицо, ее получившее, обязано самостоятельно направить обращение уполномоченному для его рассмотрения должностному лицу. На это отводится также 3 дня.
  4. Жалобу можно отозвать в любой момент, пока она не рассмотрена и по ней не принято решение.
  5. Срок рассмотрения жалобы – 10 дней, но он может быть продлен.
  6. Если жалобы одновременно поданы и в ФССП, и в суд, рассмотрение обращения по линии ФССП приостанавливается до вынесения судебного решения.
  7. В принятии жалобы могут отказать, если, в частности, ее рассмотрение возможно исключительно в судебном порядке, не соблюдены обязательные требования к жалобе или по предмету жалобы уже принято судебное решение.

Строгой формы жалобы нет. Но важно, чтобы были указаны: адресат жалобы (данные), заявитель (его данные), обжалуемое постановление, его краткое содержание, основания для обжалования и конкретные требования. К заявлению целесообразно приложить документы и другие материалы, подтверждающие обоснованность претензий, наличие оснований для отмены постановления или его изменения.

Помощь юриста в подготовке жалобы >>

По итогам рассмотрения жалобы:

  • постановление признается законным и обоснованным, а жалоба оставляется без удовлетворения;
  • постановление признается полностью или частично незаконным и отменяется в целом либо в части, за чем следует установление обязанности пристава принять новое решение;
  • в случае признания постановления незаконным к приставу могут быть применены меры дисциплинарного характера, но этот аспект в решении по жалобе не указывается и является лишь возможным следствием ее рассмотрения.

В решении (постановлении) по результатам жалобы указывается срок его исполнения. Стандартный – 10 дней. Но решением может быть установлен другой период – достаточный для выполнения принятого решения.

Порядок рассмотрения жалоб прокуратурой

В прокуратуру можно обратиться с жалобой на незаконность постановления пристава как нарушающего права и интересы заявителя. В порядке надзора жалобы рассматриваются согласно ведомственным нормативным актам:

  • жалобы регистрируются не позднее 3-х дней с даты поступления, на практике – в день поступления или на следующий;
  • рассматриваются жалобы обычно в течение 10-15 дней, но если требуют дополнительной прокурорской проверки – до 30 дней.

К сожалению, срок рассмотрения жалоб прокуратурой и возможные по ним решения не позволяют назвать этот вариант эффективным настолько же, как обращение в суд. Прокуратура может провести проверку изложенных заявителем фактов, оценить законность и обоснованности постановления пристава и даже признать жалобу правомерной. Однако своим решением отменить постановление прокуратура не может – может лишь принять меры прокурорского реагирования. Фактически это сводится к направлению в соответствующие инстанции ФСПП требования об отмене постановления полностью или в части, намного реже – к самостоятельному обращению в суд в защиту прав и интересов заявителя.

Порядок судебного оспаривания постановления пристава

Рассмотрение жалоб на постановления приставов отнесено к компетенции судов, действующих на территории, где работает соответствующее структурное подразделение ФССП и пристав, принявший решение. Принимают и рассматривают жалобы арбитражные и общей юрисдикции суды согласно правилам подсудности.

Обращаться в арбитраж необходимо, если:

  • дело возбуждено по исполнительному документу, выданному арбитражем;
  • исполнительный документ выдан контрольно-надзорным органом или по административному делу и предписывает осуществить действия (решения) в отношении лица, занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • постановление вынесено в отношении лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, и касается взыскания исполнительного сбора и расходов, связанных с исполнительными процедурами;
  • производство ведется в отношении лица, занимающегося коммерческой деятельностью, и в связи с такой деятельностью.

Для правильного определения подсудности первично необходимо установить, не следует ли подавать жалобу именно в арбитражный суд. Если жалоба арбитражу не подсудна, то она направляется в суд общей юрисдикции.

В зависимости от подсудности жалоба составляется либо по правилам АПК (заявление в арбитраж), либо по правилам КАС (административный иск в суд общей юрисдикции) с учетом требований ГПК.

В административном иске должны присутствовать:

  • наименование суда;
  • данные об истце и ответчике;
  • описание нарушения;
  • требования, основания и доводы в их подтверждение;
  • информация о результатах рассмотрения жалобы в порядке подчиненности, если такой порядок был соблюден;
  • список документов-приложений к иску;
  • иные сведения, указанные в ст. 125 КАС РФ.

Помощь юриста в подготовке иска >>

Примерно аналогичное содержание характерно и для заявлений в арбитраж. Подробнее – ст.199 АПК РФ.

При подаче заявления или административного иска можно заявить требование о приостановлении действия обжалуемого постановления, если оно уже вступило в силу.

Срок рассмотрения заявлений и исков, поданных в отношении приставов, сокращен по сравнению с обычными процессами – он составляет 10 дней. Судебный процесс предусматривает явку сторон и их участие. Обязанность доказывания лежит на заявителе, поэтому необходимо тщательно готовиться к процессу.

Результатами суда могут быть:

  • признание полностью или частично постановления недействительным, а решения – незаконным;
  • отказ в удовлетворении требований заявителя.

Судебное решение можно обжаловать далее – в вышестоящей судебной инстанции.

Как обжаловать постановление судебного пристава?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *