Совместные налоговые проверки проводятся налоговыми инспекциями с привлечением сотрудников полиции. Совместные проверки могут быть только выездными. Это следует из положений пункта 1 статьи 36 Налогового кодекса РФ.

Порядок организации и проведения совместных налоговых проверок установлен Инструкцией, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Основания для совместной проверки

Для проведения совместной проверки налоговая инспекция подает в органы полиции мотивированный запрос (п. 7 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). Такой запрос может быть направлен как перед началом выездной налоговой проверки, так и в процессе ее проведения (п. 8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). На практике это означает, что обычная выездная проверка в любой момент может стать совместной.

Основанием для привлечения к выездной проверке сотрудников полиции может быть:

  • наличие у налоговой инспекции данных о возможных нарушениях налогового законодательства и необходимость проверки этих данных с участием сотрудников полиции;
  • необходимость участия сотрудников полиции в проведении отдельных мероприятий: опросов, осмотров помещений и т. п.;
  • необходимость присутствия сотрудников полиции для обеспечения безопасности проверяющих, когда организация препятствует проведению проверки и создает угрозу их жизни или здоровью;
  • назначение выездной проверки на основании материалов, предоставленных налоговой инспекции органами полиции в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 2 пункта 8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Кроме того, в некоторых случаях ФНС России обязывает налоговые инспекции привлекать сотрудников полиции к проведению налоговых проверок. Примерный перечень таких случаев приведен в письме ФНС России от 24 августа 2012 г. № АС-4-2/14007. Например, проведение совместной проверки будет обязательным, если налоговая инспекция выявила участие организации в схеме уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере. Сотрудники полиции будут задействованы и в том случае, если, узнав о проведении выездной налоговой проверки, организация активно препятствует ее проведению (например, меняет свое местонахождение, начинает процедуру реорганизации или ликвидации).

Организация проверки

Инициатором совместной выездной проверки может стать как налоговая инспекция, так и органы полиции. При этом организатором проверки всегда является налоговая инспекция: именно она будет принимать решение о проведении совместной налоговой проверки. Такое решение оформляется в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ, то есть в том же порядке, что и при назначении обычной выездной проверки. Об этом сказано в пункте 6 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Ситуация: как определить, какая выездная проверка будет проводиться в организации: обычная или совместная?

Вид проверки можно определить по составу проверяющих.

В решении о проведении налоговой проверки обязательно должен быть указан состав проверяющей группы, включая фамилии, инициалы и должности проверяющих (п. 2 ст. 89 НК РФ). Решение о проведении проверки доводится до сведения организации (п. 1 ст. 91 НК РФ). Ознакомившись с решением, организация сможет определить, какая проверка будет проводиться: обычная или совместная. Если среди проверяющих будут перечислены не только сотрудники налоговой инспекции, но и сотрудники органов полиции, то в организации будет проведена совместная выездная проверка.

Если состав проверяющих будет дополнен сотрудниками полиции уже в ходе проведения выездной проверки, организацию известят об этом с помощью еще одного решения (п. 6 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

Права проверяющих

В ходе совместной выездной проверки все проверяющие действуют в пределах своей компетенции (п. 5 и 11 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г.

Тематические налоговые проверки и чем они опасны для бизнеса

№ 495/ММ-7-2-347). В этом и заключается особенность совместной проверки. За счет привлечения сотрудников полиции возможности и методы контроля в рамках выездной налоговой проверки расширяются.

Сотрудники налоговой инспекции действуют в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом от 21 марта 1991 г. № 943-1 и другими нормативно-правовыми актами (п. 12 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке.

Что касается сотрудников полиции, то они руководствуются законами от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Основные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции (в т. ч. и при проведении совместной налоговой проверки), перечислены в статье 6 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Причем некоторые из этих мероприятий сотрудники полиции вправе проводить только на основании предварительной судебной санкции. Например, без предварительного судебного решения сотрудники полиции не могут проверять почту (в т. ч. электронную) и прослушивать телефонные переговоры. Это следует из статьи 8 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

В то же время проводить опросы, наводить справки, собирать образцы для сравнения, исследовать предметы и документы и изымать их (в т. ч. компьютеры или жесткие диски к ним) они вправе и без разрешения суда (ст. 6 и 8, п. 1 ст. 15 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ). Документы, информация и другие данные, полученные сотрудниками полиции, могут быть приобщены к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений (абз. 2 п. 14 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

В остальном совместная налоговая проверка ничем не отличается об обычной выездной налоговой проверки.

Оформление результатов проверки

Оформление результатов и принятие решения по итогам совместной проверки происходит по правилам статей 100 и 101 Налогового кодекса РФ (п. 15 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347), то есть в те же сроки и в том же порядке, что и результаты обычной выездной проверки. Подробнее о правилах оформления результатов выездной налоговой проверки см. Как должны быть оформля результаты выездной налоговой проверки.

Как вывести предприятие из тени и сколько это будет стоить

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

— Почему использовать серые схемы становится опаснее

— Плюсы и минусы традиционных способов обеления бизнеса

— Как в процессе выхода из тени не привлекать излишнего внимания со стороны налоговиков

— В какую сумму собственникам обойдется обеление бизнеса

Также Вы прочитаете

Как Генеральный Директор группы компаний «Центральное агентство недвижимости» перевел деятельность предприятия в правовое поле и каких результатов ему удалось добиться

Выявление схем минимизации налогов стало каждодневной практикой фискальных органов. Налоговики находят все новые способы, позволяющие доказать, что предприятия уклоняются от уплаты налогов. Например, контролеры все чаще стали использовать в качестве доказательств показания свидетелей. Рассчитывать, что ситуация изменится в лучшую сторону, не приходится. Также не стоит забывать и об увеличении количества уголовных дел, возбуждаемых за неуплату налогов по статье 199 УК РФ. Как сообщают следственные органы, сегодня на основе информации, поступившей от налоговиков, по этой статье заведено около 5% уголовных дел.

В такой ситуации руководителям стоит задуматься о переводе деятельности в правовое поле – о том, что сейчас часто называют обелением бизнеса. Отмечу, что самые распространенные способы уклонения от налогов следующие:

— выдача зарплат в конвертах для минимизации налогов и выплат с фонда оплаты труда;

— использование в деятельности компании специально созданных компаний-прослоек разного уровня неблагонадежности, при помощи которых фирмы занижают налогооблагаемую прибыль, уходят от уплаты НДС.

Таким образом, если Вы решили радикально изменить способ ведения бизнеса, начать его с чистого листа, то в первую очередь Вам надо исключить возможность использования компаний-прослоек и отказаться от выплат зарплат в конвертах. Рассмотрю способы, которые помогут Вам реализовать задуманное и при этом избежать излишнего внимания со стороны налоговой инспекции.

Способы вывода предприятия из тени

Проблемная компания может существовать в виде отдельной бизнес-единицы или звена (части) холдинговой структуры. А значит, выбираемый способ обеления компании зависит от ее статуса, то есть степени значимости для бизнеса. Существует несколько способов, которые позволяют минимизировать риск возникновения претензий со стороны налоговых органов:

— прекращение деятельности компании (исключение ее из Единого государственного реестра юридических лиц) и регистрация новой фирмы;

— продажа компании другому собственнику;

— инициирование налоговой проверки.

Прекращение деятельности компании

Форм прекращения деятельности фирмы достаточно много, в их числе – добровольная ликвидация по решению собственника, банкротство, реорганизация с ограниченным правопреемством. Какой из этих способов логичнее всего использовать Вашей компании, Вы должны обсудить с юристом и финансовым директором.

У метода есть существенное достоинство: с закрытием юридического лица (в ЕГРЮЛ должна быть внесена соответствующая запись) прекращаются все его права и обязанности, в том числе как налогоплательщика. Проблемная компания перестает существовать, а значит, к ней не могут быть предъявлены никакие претензии.

Однако есть у этого способа и серьезные недостатки:

Процедуру ликвидации необходимо предварить выводом активов компании, а это требует временных и материальных затрат. Нужно принять решение о том, кто будет являться новым держателем активов: другая фирма, предприниматель, физическое лицо; в последнем случае – будет ли такое лицо зависимым или совершенно посторонним и т. д. Кроме того, вывод активов должен быть продуманным с точки зрения минимизации возможных рисков, в том числе риска выявления «схемы уклонения от налогообложения». Например, продажа активов третьему лицу за бесценок (а тем более безвозмездная передача активов) повлечет претензии по поводу занижения налоговой базы по прибыли и НДС.

В связи с ликвидацией фирмы придется расстаться с сотрудниками либо обеспечить их перевод на работу в другую компанию, что, конечно, не всегда можно осуществить безболезненно.

Ликвидация юридического лица повлечет за собой обязательную выездную налоговую проверку. Имейте в виду, что ликвидировать компанию, имеющую задолженности перед бюджетом, практически невозможно.

Процедура очень длительна – в самом простом случае она занимает около года.

Прекращение деятельности компании (особенно если речь идет о самостоятельной бизнес-единице) может повлечь за собой утрату бренда или его статуса, потерю деловых связей, дополнительные обременения, связанные с перезаключением договоров, и другие трудности.

В целом ликвидация проблемной компании – достаточно радикальный способ решения вопроса. Он, скорее всего, приемлем для компаний, собственники которых не заинтересованы в сохранении фирмы в прежнем статусе, а также для «незасвеченных» компаний, имеющих небольшое количество активов и задолженностей. Крупной компании такой способ, скорее, не подойдет.

Продажа проблемной компании

Как правило, бизнес продают партнеру, проверить которого будет практически невозможно. Например, им может быть гражданин одной из стран СНГ или дальнего зарубежья, резидент особой экономической зоны, вымышленное лицо. Отмечу, что сегодня такой способ весьма популярен: сформировался даже своеобразный «рынок услуг» по предоставлению «надежных» партнеров. Есть люди, которые специализируются непосредственно на приобретении компаний с долгами, с определенными налоговыми сложностями. За вознаграждение они принимают на себя риски, связанные с владением этой компанией и занятием в ней руководящих должностей.

Процедура смены учредителя (акционера) более проста и менее длительна, чем ликвидация, особенно если речь идет о смене акционера в ЗАО или ОАО. Дело в том, что подобное изменение собственника бизнеса даже не требует государственной регистрации (внесения новых сведений в ЕГРЮЛ). Сведения регистрируются исключительно в реестре акционеров. Если речь идет о форме ООО, то изменения регистрируются в ЕГРЮЛ, что, как правило, занимает не больше двух недель. Обо всех этих нюансах должен знать Ваш юрист.

Однако при продаже бизнеса необходимо учитывать, что юридическое лицо остается. И до тех пор, пока оно существует (не исключено из реестра), компанию могут проверить. «Хвост» прошедших огрехов будет тянуться до тех пор, пока будет существовать компания. Важно понимать, что если сумма неуплаченных налогов будет соответствовать размеру, за который предусмотрена уголовная ответственность . то наказать могут руководителя, который управлял предприятием на момент, когда было совершено нарушение. Таким образом, необходимо иметь в виду, что даже после смены Генерального Директора прежний руководитель может быть привлечен к ответственности. Срок давности по налоговым преступлениям достаточно большой (от двух до десяти лет в зависимости от тяжести преступления), и этот риск также необходимо учесть.

Данный способ в большей степени подойдет компаниям, которые имеют не слишком яркую с точки зрения объемов и способов налоговой оптимизации историю

и руководители (собственники) которых могут быть уверены в минимальном размере принимаемых на себя рисков, связанных с продолжением деятельности фирмы, переданной в чужие руки. Также к смене собственников могут прибегать компании, деятельность которых длительное время была заморожена, поскольку, как известно, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены лишь три года, предшествующие году начала проведения проверки, а камеральной проверки можно не допустить, если не подавать уточненных деклараций.

Инициирование налоговой проверки

Помимо ликвидации и продажи, существует третий, парадоксальный, но более безопасный способ «обрубить хвосты», сохранив при этом действующее юридическое лицо. Метод заключается в самостоятельном инициировании налоговой проверки. Чтобы «закрыть» прошедшие периоды внеплановой налоговой проверкой (в идеале – выездной), налоговый орган необходимо спровоцировать – например, проведя реорганизацию компании (преобразование из ООО в ЗАО или наоборот). Можно также заявить к возмещению НДС, превысить допустимый в регионе предел вычетов или показать убытки . Во всех подобных случаях налоговый орган просто обязан среагировать. На руку налогоплательщику сыграет и дефицит кадров, который испытывают налоговые органы. Для внеплановой проверки могут привлечь «свободные руки», как правило такие чиновники не всегда в достаточной степени компетентны. Правда, стоит отметить, что это больше справедливо для регионов, где инспекции испытывают нехватку кадров. Если говорить, о Москве, то здесь рассчитывать на «случайных» проверяющих не приходится.

Несомненным достоинством данного метода является возможность сохранить отлаженный бизнес со всеми присущими ему атрибутами (бренд, репутация, деловые связи, кадровый состав, имущество и т. д.). Кроме того, как известно, контролеры не вправе проводить налоговые проверки в отношении одних и тех же налогов за одни и те же периоды дважды, следовательно, фирма сможет начать новую жизнь уже без оглядки на проверенные периоды. Правда, справедливости ради надо отметить, что данное ограничение действует только в отношении выездных проверок, поэтому период, в отношении которого проводилась выездная проверка, может быть впоследствии проверен камеральной (и наоборот).

Однако при использовании этого способа Вы должны быть готовы к тому, что по итогам проверки обязательно доначислят какие-либо налоги. Даже если у Вас идеальное состояние учета, налоговики все равно найдут, к чему придраться и за что Вас наказать. Поэтому, перед тем как инициировать проверку, лучше провести налоговый аудит (обратившись к сторонним консультантам либо осуществив внутреннюю проверку собственными силами). Аудит позволит выявить наиболее узкие места в деятельности компании, выработать план действий по исправлению ошибок и продумать дополнительные обоснования позиции налогоплательщика. Кроме того, Вы сможете спрогнозировать риски и просчитать размер потенциальных налоговых потерь. После этого Вы будете в состоянии принять взвешенное решение о том, стоит ли в данный момент инициировать проверку или нет (ведь может оказаться, что Вы не готовы к тем налоговым обременениям, которые она повлечет за собой).

Этот способ больше всего подойдет в случае, если собственник или руководитель компании заинтересован в продолжении деятельности именно этого юридического лица. Кроме того, инициирование налоговой проверки может оказаться выгодным крупным компаниям либо фирмам, входящим в хорошо структурированные холдинговые объединения.

Как избежать излишнего внимания со стороны налоговиков

Какой бы способ обеления бизнеса Вы ни выбрали, следует действовать постепенно. Тогда Вы сможете избежать резкого повышения себестоимости Вашей продукции или заработной платы персонала (в противном случае это, конечно, вызовет лишние вопросы со стороны налоговых органов).

Отказ от работы с фирмами-прослойками

Допустим, в предыдущих периодах компания покупала товар у компаний-прослоек по высокой цене, чтобы увеличить себестоимость и, соответственно, занизить налог на прибыль. При отказе от работы с такими фирмами, компании придется сменить поставщиков, цены у которых, скорее всего, будут ниже. В данном случае помните о статье 40 Налогового кодекса. Дело в том, что налоговики имеют право пересчитать правильность применения цен при их отклонении более чем на 20 процентов в сторону снижения или повышения от уровня цен, применяемых компанией по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени. Иными словами, если в июле Вы приобретали партию товара за 150 рублей, а в августе уже за 100 рублей, то контролеры смогут пересчитать налоги за предыдущие периоды исходя из закупочной цены в 100 рублей.

Чтобы не привлекать излишнего внимания со стороны налоговиков, не меняйте сразу всех контрагентов. Лучше делать это постепенно.

В каких случаях стоит ждать налоговую проверку

Кроме того, старайтесь не допускать резкого изменения закупочных цен. Если же выполнить эти условия тяжело и Вы вынуждены заключить договор, цена которого будет сильно отличаться от цен предыдущих договоров, будьте готовы убеждать налоговиков в своей добросовестности. Например, приведите им такие аргументы. Цена предыдущего поставщика была значительно выше, так как он сам доставлял Вам товар, давал гарантию на свою продукцию. Новый поставщик таких услуг не оказывает.

Отказ от серых зарплат

Приняв решение об обелении зарплат, не повышайте их резко. Ведь если сейчас официальная зарплата в компании – 3000 руб. а в следующем месяце – 30 000 руб. то это может привлечь внимание со стороны контролеров. К Вам непременно придут с проверкой. Обеление зарплаты необходимо осуществлять поступательно. В каждом конкретном случае такая поступательность будет отличаться, поскольку многое зависит от фактического размера выплат и их соотношения с официальной частью, а также от сферы деятельности компании и от региона.

Повышение официальной части зарплат необходимо оформить внутренними распорядительными документами, обосновывающими принятое решение. В частности, не стоит ограничиваться изданием приказа об увеличении окладов, лучше описать дополнительные условия стимулирования работников, принять решение на уровне учредителей по итогам истекшего года и дать соответствующее распоряжение директору. Можно систематически увеличивать зарплаты на какой-либо процент (скажем, на 20% в течение квартала или полугодия) либо установить систему премиальных выплат, зависящих от определенных показателей. В некоторых случаях возможно построить взаимоотношения с сотрудниками, используя модель индивидуального предпринимательства.

В какую сумму обойдется собственникам обеление бизнеса

Принимая решение о переводе бизнеса на новый качественный уровень, необходимо заранее просчитать все возможные риски и потери. Подобное решение, скорее всего, потребует пересмотра схемы финансирования бизнеса. Однако не стоит думать, что, например, обеление зарплаты во всех случаях обременительно для бизнеса. Дело в том, что зарплаты, а также налоги и отчисления с фонда оплаты труда уменьшают налогооблагаемую прибыль, а значит, в бюджет Вы заплатите налог на прибыль в меньшем объеме. Кроме того, при обелении зарплат Вам не придется тратиться на обналичивание денег.

Категория: Налоги

Похожие статьи:

Кто заполняет налоговую декларацию 3-НДФЛ

Что надо знать, чтобы заполнить и сдать налоговую декларацию доходах физических лиц 3 НДФЛ

Как заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ: образец и важные нюансы

Как подать налоговую декларацию и оформить налоговые вычеты?

До какого числа нужно сдать налоговую декларацию

Как инициировать налоговую проверку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *