СДАЧА В АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Образовательные учреждения чаще всего сдают помещения в аренду в целях организации питания обучающихся и работников. Также договор аренды может заключаться с целью организации продажи канцтоваров, услуг ксерокопирования и т.п. Для заключения договора должны быть соблюдены законодательные ограничения, а также данный факт должен быть признан уполномоченной комиссией целесообразным.

Согласование аренды

Напомним, что автономные учреждения распоряжаются недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им, только с согласия собственника (учредителя). Остальным имуществом автономные учреждения распоряжаются свободно (п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также любым недвижимым имуществом. Остальным имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Казенное учреждение вправе распоряжаться имуществом только с согласия собственника имущества (ст. 297, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Таким образом, договор аренды недвижимости согласовывается:

казенным учреждением — с главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС);
бюджетным учреждением — с учредителем;
автономным учреждением — с учредителем, если недвижимость получена от учредителя или приобретена за счет его средств.

Для образовательных учреждений предусмотрена специальная процедура предварительной оценки договора аренды. Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Закон № 124-ФЗ), если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий его заключения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.
Под социальной инфраструктурой для детей понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для их жизнеобеспечения, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Иными словами, большинство образовательных учреждений обязаны пройти такую оценку для заключения договора аренды.
В письме Минобрнауки России от 30.05.2012 № 15-2812 (далее — Письмо № 15-2812) были доведены рекомендации по перечню документов, которые необходимо оформить и представить в министерство для проведения им экспертной оценки последствий заключения договора аренды и согласования договора.

Обычно перечень необходимых документов и образцы их заполнения находятся у юриста или экономиста отдела образования. Как правило, это:

1. Заявление на имя начальника управления образования, согласованное с директором школы, в которой планируется аренда нежилого помещения.
2. Выписка из протокола заседания трудового коллектива школы либо заседания профкома.
3. График проведения занятий, утвержденный директором школы, в которой планируется аренда.
4. Акт приема-передачи и (или) акт обмера нежилого помещения.
5. Выкопировка нежилого помещения из технического паспорта школы, заверенная директором.
6. Заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
7. Заверенная копия учредительного документа (устав, положение) юридического лица.
8. При предоставлении нежилого помещения под лицензируемые виды деятельности — соответствующая заверенная копия лицензии.
9. При установлении понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы — дополнительные документы, подтверждающие право юридического лица, индивидуального предпринимателя на льготу по аренде (устав, лицензия и т.п.).
10. Копия платежного поручения об оплате услуги по оформлению документов в Минском городском центре недвижимости.

Внимательно читай документы, проверяй, чтобы они были составлены грамотно и логично, иначе в отделе образования их могут не принять. Когда все документы готовы и подписаны директором школы, отправляйся снова в отдел образования. Там сделают расчет арендной платы, заверят у начальника отдела образования, а потом бумаги уедут в центр недвижимости. Примерно через месяц нужно приехать снова в отдел образования и подписать договор аренды. Сделать копию всех документов и принести в школу.

Теперь можно начинать работу. Если в школе есть своя бухгалтерия, то дела обстоят проще. Школьный бухгалтер сам сделает за тебя почти всю вышеописанную работу.

В целом, это бюджетный и удобный способ аренды, хотя на первый взгляд объем бумажной работы может показаться неподъемным.

Как арендовать помещение в школе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *