По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Для того, чтобы провести процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с правом размещения объектов торговли в Вашем случае сначала необходимо образовать два самостоятельных земельных участка, получить правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.

После того как будут сформированы земельные участки, изменить вид разрешенного использования одного из них.

Возможны несколько способов изменения вида разрешенного использования земельного участка. Рассмотрим каждый из них.

1. Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (далее по тексту — ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее по тексту — ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территории.

Согласно ч. ч. 1-3 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1. основные виды разрешенного использования;

2. условно разрешенные виды использования;

3. вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

Решением Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 года № 557 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» (далее по тексту — Правила землепользования и застройки).

Согласно пункту 8 статьи 10 Правил землепользования и застройки Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее по тексту — ДГиЗО) осуществляет, в том числе, полномочия по предоставлению заинтересованным лицам информации, которая содержится в Правилах и утвержденной градостроительной документации.

Для того чтобы изменить вид разрешенного использования вновь образованного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург», необходимо обратиться в ДГиЗО с заявлением о предоставлении выписки из правил землепользования и застройки на конкретный земельный участок с указанием кадастрового номера последнего.

Указанная выписка будет содержать информацию о всех возможных видах разрешенного использования запрашиваемого земельного участка.

Далее следует обратиться в орган, наделенный полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вновь выбранный Вами.

Таким органом на территории Оренбургской области является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Оренбургской области.

2. Частью 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 марта 2003 года № 131-ФЗ (далее по тексту — Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что на публичные слушании выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Согласно части 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ч.

Совет 1: Как изменить вид разрешенного использования земли

1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке привил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.

Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).

До принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки (применительно к Московской области и муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 31.12.2017) решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.

Для изменения вида разрешенного использования земельных участков на примере городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте документы и представьте их в администрацию по месту нахождения земельного участка

К ним относятся (п. 2.6 Административного регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области от 16.08.2012 N 387/9-1):

1) заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) доверенность на право представлять интересы (при обращении представителя) с точным указанием полномочий и приложением копии паспорта;

4) копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

5) схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков;

6) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая основные характеристики указанного в обращении земельного участка;

7) заключение (согласование) арендодателя земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования в случае, если земельный участок принадлежит заявителю на правах аренды (выдается арендодателем (собственником) земельного участка);

8) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, при его наличии;

9) утвержденный проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок.

Примечание.В зависимости от категории земельного участка указанный выше перечень документов может отличаться. Рекомендуем заранее ознакомиться с перечнем необходимых документов и формами их представления.

Документы можно представить лично (через представителя) или отправить по почте.

Вам или вашему представителю должна быть выдана (отправлена) расписка в получении документов с указанием даты и перечня принятых документов (п. 3.2.4 Регламента).

Срок рассмотрения документов составляет, как правило, не более 60 дней с учетом проведения публичных слушаний и 30 дней — при отсутствии необходимости в публичных слушаниях (п. 2.4 Регламента).

Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно. Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы и Московской области на другой вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предусмотрена плата, которая определяется законодательством г. Москвы и Московской области соответственно (ч. 1 ст. 22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57).

Шаг 2.

Установление (изменение) вида разрешенного использования земельного участка

Получите решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Для получения документов необходимо предъявить паспорт или доверенность при получении документов представителем (п. 3.7.7 Регламента).

Вам должны выдать решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка или письменный отказ в предоставлении услуги. Отказ можно обжаловать во внесудебном и в судебном порядке (разд. 5 Регламента).

Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения о необходимости внесения изменений направляются в Росреестр местной администрацией (п. 3.6.3 Регламента; п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Шаг 3. Дождитесь внесения изменений в ЕГРН

Росреестр не позднее 15 рабочих дней с даты поступления сведений от местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка вносит соответствующие сведения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о чем в течение следующих пяти дней правообладателю направляется уведомление по адресу электронной почты (если такие сведения имеются в ЕГРН или указаны в заявлении) либо почтовым отправлением в виде бумажного документа (ч. 1, 5 ст. 34 Закона N 218-ФЗ; п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173).

В случае если в установленный срок изменения не были внесены в ЕГРН, вы вправе самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о внесении соответствующих сведений (ч. 1 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).

В течение трех рабочих дней после получения вашего заявления Росреестр самостоятельно запрашивает необходимые документы и сведения в органах государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).

В течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица Росреестр направит вам соответствующее уведомление (ч. 5 ст. 33 Закона N 218-ФЗ; пп. 2 п. 1, п. п. 2, 3 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России N 173).

Обратите внимание!

В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на величину земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, вы можете обжаловать результаты кадастровой оценки в Росреестре или в суде (ч. 2, 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Связанные вопросы

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Вид разрешенного использования капитальных объектов: порядок внесения в кадастр недвижимости

Большинство граждан нашей страны являются собственниками объектов недвижимости, однако наверняка немногие знают, что с 01января 2017 года в кадастре недвижимости появилась новая характеристика объекта капитального строительства (ОКС) — «вид разрешенного использования».

Правообладателям наверняка будет интересно знать, что в ближайшем будущем именно вид разрешенного использования будет одной из основных характеристик, влияющих на величину кадастровой стоимости ОКС.

В настоящее время кадастровая стоимость ОКС определяется Кадастровой палатой путём умножения соответствующего среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь объекта.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

При этом следует отметить, что среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости было получено при проведении государственной кадастровой оценки, соответственно при определении кадастровой стоимости какого-либо объекта не учитываются его индивидуальные характеристики.

Внесенные в кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования ОКС в дальнейшем будут использованы при государственной кадастровой оценке, которую будет проводить специально созданное для этой цели бюджетное учреждение «Вятка-Кадастр».
Собственники зданий или помещений должны понимать, что отсутствие в кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования ОКС (а также при отсутствии конкретного наименования объекта) может привести к ситуации, в которой невозможно однозначно определить оценочную группу, к которой следует отнести ОКС, вследствие чего может произойти завышение (или занижение) реальной кадастровой стоимости ОКС.

Внесение в кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования ОКС необходимо в следующих случаях:

  • при отсутствии в кадастре недвижимости наименования ОКС, либо при наличии в кадастре недвижимости наименования, не позволяющего определить конкретный вид использования ОКС (например, нежилое здание; здание многофункционального назначения и т.п);
  • при необходимости изменения существующего (ранее разрешенного) вида использования ОКС.

Что же нужно сделать правообладателю, чтобы внести в кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования ОКС?

Во-первых, необходимо обратиться к Правилам землепользования и застройки соответствующей территории (ПЗЗ), и узнать наименование территориальной зоны, в которой расположен объект недвижимости. Данную информацию можно запросить в органе местного самоуправления. Зная территориальную зону, в которой расположен объект, и пользуясь градостроительным регламентом, установленным ПЗЗ, можно легко определить основные виды разрешенного использования объекта, в соответствии с которыми может использоваться такой объект.

Виды разрешенного использования ОКС, так же как и виды разрешенного использования земельных участков, выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований при условии, если такой объект отвечает всем требованиям к безопасности объекта. В случае если объект недвижимости не соответствует требованиям к безопасности, которые установлены для выбранного вида разрешенного использования, то во внесении изменений в кадастр недвижимости будет отказано.

Во-вторых, собственнику ОКС необходимо обратиться в ближайший офис МФЦ и подать заявление о внесении в кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования. При этом для подтверждения соблюдения требований к безопасности объекта к заявлению необходимо приложить заключение лицензированной проектной организации.

В случае если изменение вида разрешенного использования ОКС требует реконструкции объекта, то к заявлению о внесении изменений в кадастр недвижимости следует приложить технический план, подготовленный кадастровым инженером. Сведения о новом виде разрешенного использования ОКС подлежат отражению в техническом плане наряду с другими изменяемыми характеристиками объекта.

Не нужно забывать также о том, что вид разрешенного использования ОКС и земельного участка находятся в тесной взаимосвязи, то есть изменение вида разрешенного использования ОКС должно обязательно сопровождаться изменением вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен такой ОКС.

В заключении хотелось отметить, что внесение в кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования ОКС будет залогом правильного определения кадастровой стоимости такого ОКС.

Изменение вида разрешенного использования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *