Содержание
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности — это одно из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Поэтому при производстве по делам об административных правонарушениях необходимо проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности. При этом следует учитывать, относится ли правонарушение к длящимся, к какой категории относится административное правонарушение, вменяемо ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, какой срок давности предусмотрен при его совершении. Необходимо проверять и оценивать доводы об отсутствии в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения.
При производстве по делам об административных правонарушениях необходимо выяснять, соблюден ли срок давности привлечения лица к административной ответственности. По истечении этого срока лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности относится к пресекательным, и в случае его пропуска суд прекращает производство по делу об административном правонарушении либо принимает решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности. Срок давности приостанавливается лишь в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по месту его жительства.
По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца (по делам, рассматриваемым судьей, — три месяца), однако за отдельные виды административных правонарушений предусмотрены увеличенные сроки давности. Так, при нарушении законодательства РФ о противодействии коррупции срок давности составляет шесть лет.
Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков, т.е. со дня, следующего заднем совершения административного правонарушения. Если правонарушение выразилось в форме бездействия — неисполнении обязанности в установленный для ее исполнения срок, то срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности1.
Сроки давности исчисляются с момента совершения административного правонарушения. Для длящихся правонарушений, т.е. правонарушений, которые выражаются в длительном непрекращаюшемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает специальные положения при исчислении сроков давности. При этом необходимо учитывать, что не признается длящимся правонарушение, если какая-либо обязанность не выполнена к установленному сроку’.
Сроки давности длящихся административных правонарушений начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ) — со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило факт совершения правонарушения1. Так, ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), ответственность за которое предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ, посягает на права и интересы неопределенного круга лиц. Правонарушение выражается в длительном непрекращаюшемся невыполнении обязанности, возложенной на нарушителя законом, т.е. признается длящимся. Сроки давности привлечения лица к административной ответственности начинают исчисляться со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Например, днем обнаружения и выявления административного правонарушения, совершенного компанией, будет день проведения проверки
деятельности магазина сотрудниками отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке Управления внутренних дел1.
Во избежание необоснованного привлечения лица к административной ответственности при совершении административного правонарушения необходимо выяснять, не относится ли совершенное им административное правонарушение к длящимся. Так, в Росалкогольрегули- рование поступило письмо, согласно которому организация реализует в магазине алкогольную продукцию, маркированную федеральными специальными марками с нарушением требований к маркировке и нанесению контрольно-учетной информации. В подтверждение совершения компанией правонарушения была представлена соответствующая алкогольная продукция и документы, подтверждающие приобретение продукции. Действия компании квалифицированы по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ как хранение и продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством РФ порядке федеральными специальными марками. Суд, рассматривая дело, ошибочно указал, что административное правонарушение относится к категории длящихся и датой его совершения будет являться дата поступления в Росалко- гол ьре гул и ро ва н ие письма, т.е. с момента фактического обнаружения совершения административного правонарушения должностным лицом.
Однако при пересмотре дела вышестоящий суд указал, что правонарушение начинается с момента неисполнения требования закона и заканчивается при прекращении противоправных деяний. Хранение и продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством порядке федеральными специальными марками, были прекращены при продаже алкогольной продукции. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за это правонарушение следует исчислять с даты реализации продукции, а не с даты поступления письма в Росалкогольрегулирование. Постановление суда было отменено, а производство по делу прекращено5.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ возвращение дела на новое рассмотрение по истечении срока давности привлечения к административной ответственности незаконно’. Если судебные акты о привлечении лица к административной ответственности вынесены с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, согласно п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ выносится решение об отмене постановле-
ния по делу об административном правонарушении и по результатам рассмотрения жалобы о возвращении дела на новое рассмотрение. По мнению суда, если на момент рассмотрения надзорной жалобы в Верховном Суде РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности истек, то жалоба не может быть возвращена на новое рассмотрение. В таком случае производство по делу об административном правонарушении прекращается на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности1.
Позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ состоит в том, что при повторном рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении к административной ответственности, лицо не может привлекаться к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ’. Такая позиция нашла отражение в судебной практике .
Суды отменяют постановления нижестоящих судов и прекращают производство по делам об административных правонарушениях либо отказывают в привлечении к административной ответственности лиц, которые были привлечены к административной ответственности по истечении срока давности при пересмотре дела.
Например, решением арбитражного суда первой инстанции лицо было привлечено к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции отменил это решение в связи с тем, что в материалах дела отсутствовали документы о надлежащем извещении лица, привлеченного к административной ответственности, и заинтересованного лица о времени и месте судебного разбирательства. Суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции, но на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ. Суд кассационной инстанции учел позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ’: сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности1.
Интересно дело, в котором при первоначальном рассмотрении арбитражный суд первой инстанции вынес решение о привлечении лица к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции оставил его в силе, суд кассационной инстанции посчитал, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суд отказал в привлечении лица к административной ответственности в связи с тем, что на момент нового рассмотрения дела истек срок давности. Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции об истечении срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, и не поддержал довод, что срок не истек, поскольку первоначальное решение вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности’.
Конституционность положения, согласно которому при истечении срока давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении, не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), оспаривалась’ в связи с тем, что в этом случае прекращение производства по делу без установления всех подлежащих выяснению обстоятельств, включая наличие либо отсутствие события и состава административного правонарушения и виновность лица в его совершении, противоречит Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ, определив конституционно-правовой смысл п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности не исключает проверку и оценку выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях конкретного лица состава административного правонарушения. Иное препятствовало бы судебной защите прав и свобод граждан, делая иллюзорным механизм компенсации вреда, причиненного в результате злоупотребления властью, и противоречило бы Конституции РФ.
Пленум Верховного Суда РФ* указал также, что в постановлении о прекращении производства по делу должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Если постановление или решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на такое постановление, обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица’.
Если при рассмотрении жалобы установлено, что в действиях лица не содержится состав административного правонарушения либо отсутствует событие административного правонарушения, постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 либо п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ’.
Если при обжаловании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы на него в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности суд устанавливает обоснованность выводов юрисдикционного органа, правильность исчисления сроков давности и их истечение, судья отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет постановление без изменения. Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание на то, что в постановлении о прекращении производства по делу (в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности) не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. Если такие выводы содержатся, то судья выносит решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину лица (п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»),
- ‘ См.: Пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Там же.
- См.: Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
- ‘ См. постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля2008 г. № 11938/07 по делу № А60-1500/07-С5, от 26 февраля 2008 г. № 9199/07 по де-лу № А12-17542/06-С30. ‘
- См.: Решение Московского городского суда от 30 ноября 2012 г. по делу № 7-2101.
- См.: Постановление Верховного Суда РФ от 3 декабря 2012 г. № 18-АД12-32.
- См. постановления Верховного Суда РФ от 28 июля 2011 г. № 6-АД 11 -1, от 5 июня2013 г. № 33-АД 13-1, от 29 мая 2013 г. № 8-АД 13-4, от 24 апреля 2013 г. № 56-АД 13-4.
- См.: Пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях».
- 5 См., напр.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2011 г. по делу № АЗЗ-13311/2010.
- См.: Пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса
- Российской Федерации об административных правонарушениях»».
- ‘ См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округаот 25 июля 2005 г. № А56-26586/04.
- См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2010 г. по делу № А03-3141/2009.
- См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П «Поделу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации истатьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова».
- См.: Пункт 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
- См.: Абзац 2 п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
- См.: Абзац 4 п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях»; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2011 г. № 15АП-8510/2011по делу № А32-5353/2011.
Новая редакция Ст. 28.9 КоАП РФ
1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
Комментарий к Статье 28.9 КоАП РФ
1. Возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение связана с обстоятельствами, исключающими производство по делу. Сюда относятся: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, установившего ответственность за данное правонарушение, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу и др. (ст. 24.5).
2. Дело об административном правонарушении прекращается путем вынесения мотивированного постановления, в котором изложены сущность дела и основания прекращения (ст. 29.10). Данное постановление вступает в силу с момента его вынесения.
Другой комментарий к Ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению до передачи дела при наличии установленных законом обстоятельств и в порядке, определенном КоАП РФ.
Возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение законодатель увязывает с обстоятельствами, исключающими производство по делу. К ним относятся: отсутствие события административного правонарушения; отстутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействий) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность за данное правонарушение; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5).
2. Дело об административном правонарушении прекращается путем вынесения мотивированного постановления, в котором излагается сущность дела и основания прекращения. В мотивированном постановлении должны быть отражены данные, касающиеся должностного лица, судьи, состава коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице в отношении которого прекращено дело; обстоятельства, установленные на стадии возбуждения дела; срок и порядок обжалования; решен вопрос об изъятых предметах и вещах, документах и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, вещественных доказательствах и т.д. (ст.29.10).
Такое постановление вступает в силу с момента его вынесения. Копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в трехдневный срок со дня его вступления в законную силу вручается или высылается лицу, в отношении которого велось производство по делу, его представителю либо другим заинтересованным лицам в случае смерти физического лица либо ликвидации коммерческой или некоммерческой организации.
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 5 мая 2020 г. — Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 132-ФЗ
См. предыдущую редакцию
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.