Содержание
- Ответственность за использование служебного автомобиля в личных целях
- Получение разрешения на использование автомобиля компании в нерабочее время
- последний шаг!
- Трудовой договор или дополнительное соглашение.
- Определяем размер компенсации.
- Оформляем условие о компенсации за использование автомобиля и возмещении расходов, связанных с его использованием
- Страховые взносы и НДФЛ.
- Заключаем договор аренды.
- 3
- 1
- В заключение.
Использование служебных автомобилей сотрудниками организаций в личных целях запрещается. Это обусловлено тем, что компания в таком случае несет имущественные и материальные потери. В отдельных случаях допускается эксплуатация транспортирных средств в нерабочее время, если на предприятии имеется соответствующая инструкция, которая регламентирует подобные действия.
Ответственность за использование служебного автомобиля в личных целях
Использование служебного автомобиля сотрудником предприятия без соответствующего разрешения может привести к двум видами ответственности:
- имущественной
- материальной.
Имущественная ответственность на водителя возлагается вследствие того, что его действия приводят к чрезмерным тратам горюче-смазочных веществ (ГСМ), которые не учитываются в отчетности предприятия. Кроме этого, эксплуатация транспортного средства приводит к изнашиванию основных агрегатов и узлов, что в свою очередь влияет на увеличение амортизационных трат компании.
Материальная ответственность возникает только в тех случаях, когда сотрудник компании причиняет какой-либо ущерб машине, требующий проведения дальнейшего ремонта: замены лакокрасочного покрытия или же определенных деталей.
Получение разрешения на использование автомобиля компании в нерабочее время
Предоставление сотрудникам компании возможности использовать служебный автомобиль в нерабочее время должно регламентироваться соответствующим внутренним документом: политикой, порядком, инструкцией или протоколом. В нем должны быть учтены такие важные особенности:
- осуществление компенсации расходов на ГСМ;
- методика контроля пробега;
- нюансы использования автомобиля;
- способ ведения отчетности.
Стоит обратить внимание на то, что использование транспортных средств компании сотрудниками в нерабочее время не требует от них необходимости иметь с собой путевые листы. Несмотря на это, инспекторы ГИБДД могут их требовать. В подобных ситуациях защищать свои права водителю придется в судебном порядке.
Для минимизации потерь предприятию необходимо осуществлять технический контроль за своим автомобильным парком, который может использоваться сотрудниками в личных целях. Компания «ПредРейс МСК», осуществляющая свою деятельность в Москве и Московской области, может в значительной степени упростить данный процесс, сделав его менее длительным и затратным. Для получения более детальной информации, обращайтесь за помощью к нашим сотрудникам прямо сейчас!
Поделиться страницей:
…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи. Например «Нужен ли директору путевой лист если его авто…»
Переходим
последний шаг!
Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас. Не бойтесь! Мы тоже против Спама!
СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЛИЧНЫЙ?
Есть заслуживающая внимание аналитическая статья на «Гарант-сервисе» (официальный партнер компании ГАРАНТ в Липецке и Липецкой области), но сразу скажу, что данная статья, хоть и подкреплена судебной практикой, но она однобоко рассматривает этот вопрос.
Вопрос о служебном автомобиле в личных целях и как оформить этот момент рассматривается, только с точки зрения налоговых органов. И вопрос по оформлению путевого листа, например, рассматривается без учета еще одного очень важного момента — это требования обеспечения безопасности дорожного движения.
Бухгалтер не знает, что на путевом листе завязаны три мероприятия по обеспечению БДД, поэтому выводы, которые делаются в этой статье задают неправильный вектор поведения. Обращаются внимание на такие моменты:
- путевой лист можно оформлять на любой срок — от одного дня до одного месяца;
- компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно.
Первый момент очень сильно радует организации: как хорошо, можно выписать путевой лист на месяц. С точки зрения налоговых органов можно, а с точки зрения надзорных органов (транспортная инспекция, УГАДН) нельзя, потому что в путевом листе служебного автомобиля должны ежедневно проставлятся отметки о предрейсовом медосмотре.
А также ежедневно должны проставляться отметки специалиста ответственного за техническое состояние автомоблией при выпуске на линию. К тому же в путевом листе должен прослеживаться режим труда и отдыха водителя каждую смену (потому что есть ограничения).
И это относится не только к штатному водителю, но и к директору, если он сам управляет служебным автомобилем. Поэтому давайте рассмотрим вопрос служебного автомобиля немного в другой плоскости.
- К сведению! Если вы эксплуатируете служебные автомобили, то законодатель требует обеспечить безопасность дорожного движения (БДД). Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В КАКИХ ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.
Конечно разница есть. Рассмотрим в качестве примера коммерческую организацию. Деятельность ее направлена на извлечение прибыли. И любой автомобиль приобретенный или взятый в аренду, будет рассматриваться налоговым органом либо как объект с помощью которого извлекают прибыль (перевозка на сторону), либо он необходим для работы организации в целом (перевозка для служебных нужд).
Есть 3 (три) варианта для анализа:
- эксплуатация для личных целей;
- эксплуатация для служебных целей и (если есть необходимость) для личных целей;
- Эксплуатация для служебных целей.
Третий вариант я не рассматриваю, потому что в этом случае все понятно (обозначил для полноты).
Что касается первого варианта, то он категорически исключается по одной простой причине. Налоговая принимает обоснованное списание топлива только на расходы деятельности компании. На личное использование списание топлива не происходит (будут проблемы с налоговой).
Поэтому заполнение путевого листа на личные цели бессмысленно. Оно бессмысленно потому, что даже если вы выпишите отдельный путевой лист и водитель заправит за свой счет служебный автомобиль, то бухгалтерия его не сможет приобщить, так как он ничего общего с расходами на организацию не имеет. В итоге у вас возникнет пробел между показаниями спидометра (он же крутится). Этот пробел лишний повод для надзорных органов задавать неудобные вопросы.
Теперь о втором варианте (самом распространенном). Чтобы совместить использование служебного автомобиля в рабочих и личных целях есть выход. Но сразу скажу выходом это назвать сложно, потому что сам процесс хоть и соответствует всем требованиям законодательства и надзорных органов, но является абсолютно не пригодным ввиду его трудоемкости.
Итак, начнем с того что спидометр на автомобиле крутится постоянно (если вы конечно не Кулибин, и не сделали отдельный тумблер на него). Километраж на спидометре и километраж в путевом листе служебного автомобиля должен быть одинаковым — это аксиома.
Также, к слову говоря, аксиомой является и то, что остаток в баке по путевому листу должен быть не больше чем объем бака автомобиля. Иначе встает вопрос, а где водитель возит излишки?
И теперь перед нами стоит задача: как сделать так, чтобы пробел в километраже по спидометру, который вы накрутили при личном использовании, не выпал из документооборота бухгалтерии, а также документооборота транспортного отдела.
Выход (если это можно так назвать) есть. Нужно документально оформлять передачу автомобиля водителю, который будет его использовать в личных целях с фиксацией спидометра. Таким документом является акт приема-передачи автомобиля (кстати образец этого документа есть в Пакете Готовых Шаблонов).
Да, да. В этом случае составляется акт приема-передачи автомобиля каждый раз когда служебный автомобиль передается сотруднику для использования в личных целях. Составляет этот акт и контролирует его наполнение не один водитель, как вы знаете, а ответственный за техническое состояние и эксплуатацию (совместно с водителем, конечно).
Но, если вы думаете, что это все. То нет. Если речь идет о водителе, то мало каждый раз составлять акт приема-передачи автомобиля. Необходимо основание для его передачи, потому что акт является конечным документом при передаче автомобиля.
Таким документом является договор аренды (или субаренды если он уже в аренде). Вы спросите для чего он нужен? Здесь есть 2 (два) момента:
- момент выгоды для коммерческой организации;
- момент обеспечения БДД.
На счет коммерческой выгоды, вы должны понимать, что коммерческая организация не может работать себе в убыток, и даже не может работать безвозмездно, то есть в «0». Опять будут вопросы у налоговой. Поэтому возмездный договор аренды должен быть, хотя бы на минимальную символическую сумму.
На счет обеспечения БДД. Вы должны понимать, что если водитель взял автомобиль в личное пользование и попал в ДТП с пострадавшими, то вы всегда можете сказать, что водитель был не на служебном задании (вот приказ о предоставлении выходного дня, вот договор аренды, вот акт приема-передачи).
- К сведению!
Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
ИТОГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ.
Краткий итог, какие же документы должны быть, чтобы можно было использовать служебный автомобиль в личных целях:
- Приказ о предоставлении выходного дня (если используется в рабочее время);
- Договор аренды (субаренды);
- Акт приема-передачи.
А теперь представьте, если у вас водитель или специалист по несколько раз в неделю (если не за день) использует служебный автомобиль в личных целях. И каждый раз возникает необходимость правильно оформлять все документы. Именно поэтому я сразу обозначил, что этот вариант совсем не подходит для практического применения. Хотя для редких (разовых) случаев именно так и надо оформлять все документы.
НЕУЖЕЛИ ВСЕ ТАК ПЛОХО?
Как бы плохо это не казалось, но в этой ситуации нужно просто определиться и сделать выбор. Есть 3 (три) варианта:
- Либо вы ставите табу на личное использование;
- Либо вы даете в личное пользование на определенное время, и водитель едет за счет организации и вы это никак не отражаете, принимая на себя все риски (если с ним или с кем-то что-то произойдет);
- Либо, как говорится, специалист (или водитель) «выписывает» авто. Официально делается Приказ (если необходимо), разовый договор с официальной передачей авто с фиксацией состояния, спидометра и остатка в баке.
- Внимание!
У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
ВЫВОД:
- Ситуация конечно интересная. Использование служебного автомобиля в личных целях практикуется везде. И, как правило, все действуют по второму варианту. А какой выберете вы? Жду комментариев.
…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой E-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.
Предприятие (ООО, общая система налогообложения) планирует приобрести легковой автомобиль в лизинг. Рассматриваются три варианта использования данного автомобиля: в служебных целях, в личных целях, в служебных и личных целях.
Автомобиль будет использоваться директором и заместителем директора.
Можно ли признать в расходах лизинговые платежи в зависимости от характера использования автомобиля (по работе, в личных целях, смешанно)? Каковы налоговые последствия для организации в случае, если сотрудники будут нести за свой счет расходы на ГСМ без последующей компенсации?
10 января 2018
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае использования сотрудниками автомобиля в личных целях признание в расходах лизинговых платежей может привести к налоговым спорам.
Стоимость ГСМ, приобретенных сотрудниками за свой счет, может рассматриваться как внереализационный доход организации в случае использования автомобиля в производственной деятельности.
Обоснование вывода:
В силу прямой нормы пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются в том числе лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество.
Из буквального прочтения данной нормы не следует, что возможность признания расходов в виде лизинговых платежей поставлена в зависимость от характера использования имущества.
Вместе с тем, по общему правилу данные расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если они соответствуют критериям, перечисленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть если расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 49 ст. 270 НК РФ).
Из определений КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П следует, что расходы признаются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат.
При использовании автомобиля в личных целях руководством организации, транспортное средство в деятельности компании, направленной на получение дохода, не используется. В этой связи можно сделать вывод, что если организация не получает плату за использование своего имущества, то ее расходы в виде лизинговых платежей обоснованными не являются.
В пользу такого мнения свидетельствуют, в частности, письма Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/1/220, от 22.12.2011 N 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649. И хотя в них делаются выводы в отношении арендных платежей, мы считаем, что их логику возможно применять и в анализируемой ситуации.
Учитывая изложенное, считаем, что в случае использования автомобиля руководством организации исключительно в личных целях признание в расходах лизинговых платежей несет существенные налоговые риски.
Арбитражной практикой применительно к вашему случаю мы не располагаем. В то же время, например, в постановлениях АС Центрального округа от 10.02.2016 N Ф10-47/16, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N Ф02-1573/12 судьи посчитали обоснованным учет в целях налогообложения прибыли лизинговых платежей по имуществу, временно простаивающему и не используемому в производственном процессе.
Однако, например, в постановлении АС Поволжского округа от 02.10.2017 N Ф06-24152/17 по делу N А57-16026/2016 судьи, принимая во внимание, что автомобиль используется руководителем организации в личных целях, а не в основной деятельности организации, пришли к выводу о неправомерности вычета НДС, предъявленного лизингодателем.
Если организация примет решение минимизировать свои налоговые риски, то в ситуации, когда автомобили будут использоваться как в рабочих поездках, так и в личных целях, у организации возникнет необходимость выделения доли не принимаемых в целях налогообложения расходов. Методику раздельного учета (пропорционально времени, пробегу и т.п.) организации следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.
При использовании автомобиля в служебных целях организации требуется документально подтвердить данный факт.
По нашему мнению, таким документами могут быть оформленные путевые листы (даже если организация не намерена списывать ГСМ в расходы), должностная инструкция работника (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с поездками).
При этом путевые листы не только подтверждают расходы на ГСМ, но и в целом свидетельствуют об экономической обоснованности и производственной направленности затрат, связанных с использованием автотранспорта. Организации, не относящиеся к транспортным, могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).
В этих целях, по мнению контролирующих органов (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.04.2007 N 20-12/035154), а также ряда судей (смотрите, например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 05.08.2017 N 02АП-3222/17, АС Поволжского округа от 15.06.2016 N Ф06-9555/16, АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15), путевой лист в обязательном порядке должен содержать информацию о маршруте следования автомобиля.
В случае принятия решения о том, что работники, пользующиеся лизинговым автомобилем, будут за свой счет нести расходы на ГСМ, необходимо учитывать следующее.
В силу п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, в том числе, в виде безвозмездно полученного имущества.
Доход в виде безвозмездно полученного имущества признается на дату получения такого имущества (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Принимая во внимание данные нормы, можно сделать вывод, что когда к Вашей организации перейдет право собственности на бензин в баке автомобиля, то в этот момент образуется внереализационный доход в размере рыночной цены бензина.
Полагаем, что налоговыми органами в доход может быть включен весь объем ГСМ, приобретенный работниками. В этом случае организации будет необходимо доказать, что часть времени автомобиль использовался работниками в личных целях.
Разъяснениями уполномоченных органов применительно к данной ситуации мы не располагаем.
Косвенно вероятность претензий налоговиков подтверждает постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2009 N А12-11621/2008. В нем судьи поддержали позицию налогового органа, включившего стоимость ГСМ, приобретенного обучающимися за свой счет, в налогооблагаемые доходы автошколы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
Шадрина Т., эксперт журнала
Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2018
В предыдущих номерах нашего журнала тема использования личного имущества работника в служебных целях освещалась на раз. В этой статье более подробно рассмотрим эксплуатацию личного автомобиля. Необходимость его использования может возникнуть уже в процессе работы, а может оговариваться при приеме на работу. В любом случае использование личного автомобиля в служебных целях должно быть оформлено надлежащим образом. Кроме того, работник вправе рассчитывать на компенсацию за использование, износ (амортизацию) автомобиля. Расскажем, какие документы нужно оформить и в каком случае работнику полагается компенсация.
Есть два способа оформления использования личного автомобиля работником в служебных целях:
1. В трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему предусматривается возможность использования имущества работника и определяется размер компенсации за использование, износ, амортизацию.
2. Заключается договор аренды транспортного средства.
Рассмотрим эти варианты подробнее.
Трудовой договор или дополнительное соглашение.
Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником в служебных целях личного имущества ему выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием.
Однако выплата данной компенсации возможна при соблюдении следующих условий:
-
работник использует транспортное средство в интересах работодателя;
-
работодатель знает об этом или согласен на это;
-
размер компенсации установлен соглашением сторон трудового договора, заключенным в письменной форме.
Суды, рассматривая иски работников о возмещении расходов за использование личного имущества, говорят, что обязательным условием для возникновения у работодателя такой обязанности является использование работником автомобиля с согласия (ведома) работодателя и в его интересах. А это подтверждается письменным соглашением. Например, Пермский краевой суд в Апелляционном определении от 16.08.2017 по делу № 33-8949/2017 указывал, что соглашение о размере компенсации и возмещения расходов, связанных с использованием имущества работника в интересах работодателя, должно быть выражено в письменной форме, может быть достигнуто как при заключении трудового договора, так и позднее в качестве дополнительного условия трудового договора. Письменная форма названного соглашения является обязательной. Поскольку подобное соглашение работник представить не смог, во взыскании расходов и компенсации было отказано. Аналогичное решение было вынесено Санкт-Петербургским городским судом в Апелляционном определении от 05.04.2018 № 33-7704/2018 по делу № 2-2512/2017.
Нужно ли компенсировать расходы сотруднику, который использует для работы автомобиль и управляет им на основании доверенности?
Да, нужно. Однако спорным в такой ситуации является вопрос обложения страховыми взносами этой компенсации. В частности, Минтруд в Письме от 13.11.2015 № 17-3/В-542 и ФСС в Информационном письме от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615 считают, что передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом работника. Трудовым кодексом не предусмотрено возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему на праве собственности имущества. Следовательно, суммы компенсации, выплачиваемые работнику за использование транспортного средства, управляемого им на основании доверенности, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Однако есть иное мнение, высказанное судами: транспортное средство, полученное по доверенности, принадлежит работнику на законных основаниях, поэтому относится к личному имуществу. Следовательно, компенсация за его использование выплачивается в соответствии с Трудовым кодексом и не облагается страховыми взносами. Об этом говорится в определениях ВС РФ от 03.08.2015 № 309-КГ15-8423 и ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС-4/14.
Определяем размер компенсации.
Повторимся, что размер компенсации расходов работника на использование личного имущества устанавливается соглашением сторон.
При определении размера работодатели руководствуются:
1. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Этим документом зафиксированы нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:
-
легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 1 500 руб. в месяц;
-
легковые автомобили с объемом двигателя до 2 000 куб. см – 1 200 руб.;
-
мотоциклы – 600 руб.
2. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563.
Названным документом утверждены правила выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием. В частности, установлены следующие предельные размеры:
-
легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 3 000 руб. в месяц;
-
легковые автомобили с объемом двигателя до 2 000 куб. см – 2 400 руб.;
-
мотоциклы – 1 200 руб.
В отношении гражданских служащих определено, что решение о выплате компенсации и возмещении расходов принимается представителем нанимателя в десятидневный срок со дня получения заявления гражданского служащего с учетом:
-
необходимости использования личного транспорта для исполнения должностных обязанностей, связанных с постоянными служебными поездками;
-
времени использования личного транспорта в служебных целях;
-
объема бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному государственному органу в федеральном бюджете на обеспечение его деятельности.
Для получения компенсации и возмещения расходов служащий подает заявление с указанием сведений, для исполнения каких его должностных обязанностей и с какой периодичностью используется им личный транспорт. К заявлению прилагается копия свидетельства о регистрации транспортного средства. При этом возмещение расходов на приобретение ГСМ производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).
Оформляем условие о компенсации за использование автомобиля и возмещении расходов, связанных с его использованием
Допустим, при заключении трудового договора стороны договорились, что работник будет использовать свой автомобиль в служебных целях. В таком случае условия о компенсации за его использование и возмещении расходов, связанных с использованием автомобиля, должны быть прописаны в трудовом договоре.
Выглядеть это может следующим образом.
…
5.2. При использовании личного имущества Работника Работодатель обязан выплачивать ему компенсацию. Ее размер определяется соглашением сторон трудового договора и устанавливается приказом руководителя учреждения.
…
В процессе работы заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются точное наименование и марка автомобиля, реквизиты документов, подтверждающих право владения этим автомобилем (ПТС, свидетельство о государственной регистрации и т. д.), а также размер и порядок выплаты компенсации и виды расходов, которые будут компенсироваться. Приведем выдержку из дополнительного соглашения.
…
1. В соответствии со ст. 188 ТК РФ дополнить трудовой договор пунктами следующего содержания:
«5.3. С 01.09.2018 Работник при исполнении своих должностных обязанностей согласно должностной инструкции, связанных с разъездами для служебных целей, использует принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство (свидетельство о государственной регистрации 52ОХ 123456) – легковой автомобиль марки «Форд Фокус» (Ford Focus) 1.4 МТ, год изготовления ТС 2013, рабочий объем двигателя 1 388 куб. см, государственный регистрационный знак Х110ТТ152RUS, идентификационный номер (VIN) ASNB22123U9A003789, цвет белый.
5.4. С 01.09.2018 Работнику выплачивается ежемесячная компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях в размере 1 200 (одна тысяча двести) руб., а также возмещаются расходы:
- на приобретение горюче-смазочных материалов согласно нормам расхода топлива и смазочных материалов, указанным в методических рекомендациях (утверждены Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р), на основании представленных чеков ККТ АЗС и путевых листов;
- на техническое обслуживание и текущий ремонт с учетом фактического времени эксплуатации транспортного средства и пробега для служебных целей, а также прочих факторов на основании дополнительного соглашения Сторон в каждом конкретном случае.
5.5. Работник в течение трех рабочих дней после окончания месяца использования автомобиля в служебных целях представляет отчет с отражением общей информации о времени использования и пробеге транспортного средства в служебных целях, а также расходов на приобретение горюче-смазочных материалов с приложением путевых листов и чеков ККТ АЗС. Работодатель утверждает отчет Работника в течение двух рабочих дней.
5.6. Компенсация за использование транспортного средства в служебных целях выплачивается в последний день месяца за текущий месяц использования, а возмещение расходов производится не позднее трех рабочих дней с даты утверждения Работодателем отчета Работника».
…
Для того чтобы работник смог получить компенсацию, издается приказ.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Специализированная
детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 16
по художественной гимнастике»
(МБУ ДО СДЮСШОР № 16)
14 августа 2018 г. г. Н. Новгород
ПРИКАЗ № 42-к
На основании ст. 188 ТК РФ и дополнительного соглашения от 14.08.2018 к трудовому договору от 11.09.2017 № 12
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Установить с 01.09.2018 водителю И. И. Иванову ежемесячную компенсацию в размере 1 200 (одна тысяча двести) рублей за использование в служебных целях его личного транспортного средства марки «Форд Фокус» (Ford Focus) 1.4 МТ, год изготовления ТС 2013, рабочий объем двигателя 1 388 куб. см, государственный регистрационный знак Х110ТТ152RUS, идентификационный номер (VIN) ASNB22123U9A003789, цвет белый.
2. Возмещать водителю И. И. Иванову следующие расходы, возникающие при использовании в служебных целях личного транспортного средства:
– на приобретение горюче-смазочных материалов согласно нормам расхода топлива на основании представленных чеков ККТ АЗС и путевых листов;
– на техническое обслуживание и текущий ремонт с учетом фактического времени эксплуатации транспортного средства и пробега для служебных целей, а также прочих факторов, на основании дополнительного соглашения в каждом конкретном случае.
3. Главному бухгалтеру Е. Е. Петровой производить выплаты И. И. Иванову за использование личного транспортного средства в следующие сроки:
– ежемесячную компенсацию – в последний день месяца;
– выплату, связанную с возмещением расходов, – не позднее трех рабочих дней с даты утверждения предоставленного И. И. Ивановым отчета, в котором отражена информация о времени использования и пробеге транспортного средства в служебных целях, а также расходах на приобретение горюче-смазочных материалов.
Директор Сидоров С. С. Сидоров
С приказом ознакомлены:
главный бухгалтер Петрова, 15.08.2018 Е. Е. Петрова
водитель Иванов, 14.08.2018 И. И. Иванов
Страховые взносы и НДФЛ.
В силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных с исполнением работником трудовых обязанностей. Таким образом, суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора, не облагаются НДФЛ.
При этом в целях освобождения от обложения НДФЛ в учреждении должны иметься документы, подтверждающие принадлежность автомобиля работнику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое его использование в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели и суммы произведенных в этой связи расходов.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных согласно законодательству РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Это значит, что оплата учреждением расходов работников, связанных с использованием личного автомобиля, не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (в служебных целях), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.
Минфин в Письме от 24.11.2017 № 03-04-05/78097 пояснял, что размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного транспортного средства для целей трудовой деятельности. Иными словами, организация должна располагать копиями документов, подтверждающими как право собственности работника на используемое имущество, так и расходы, понесенные им при использовании названного имущества в служебных целях.
Заключаем договор аренды.
В данном случае руководству спортивного учреждения нужно обратиться к нормам ГК РФ. Статьями 632 и 642 предусмотрена возможность заключения договора аренды транспортного средства с экипажем (то есть с водителем) и без такового. В первом случае предполагается, что арендованным автомобилем будет управлять и проводить его техническое обслуживание сам работник, во втором это делают иные лица.
При таком варианте за использование автомобиля работника учреждение не платит компенсацию, а вносит арендную плату.
Договор аренды транспортного средства, вне зависимости от того, арендуется он с экипажем или без такового, должен быть заключен в письменной форме.
В договоре обязательно указываются:
-
транспортное средство (марка, документы-основания владения им работником и т. д.);
-
срок аренды;
-
размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы;
-
иные условия, согласованные сторонами.
3
При аренде автомобиля без экипажа расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, несет арендатор, то есть учреждение (ст. 646 ГК РФ).
В полисе ОСАГО необходимо учесть количество лиц, которые будут допущены к управлению автомобилем (если предполагается, что помимо собственника автомобиля им будет управлять иное лицо).
Отметим, что спортивное учреждение при каждом внесении арендной платы сотруднику, у которого арендует транспортное средство, должно удерживать НДФЛ в размере 13 %.
А вот страховые взносы на арендную плату не начисляются (ст. 420 НК РФ).
1
При расчете налога на прибыль учреждение может уменьшить сумму дохода на величину арендной платы и иных произведенных в соответствии с договором аренды расходов. Главное, чтобы такие расходы были документально подтверждены.
Отметим, что нередко возникает путаница: учреждение арендует у работника автомобиль, но выплачивает ему компенсацию, а не арендную плату. Некоторые сотрудники пытаются воспользоваться этим и обращаются в суд с требованием о взыскании арендной платы по договору. Суды, рассматривая такие споры, тщательно исследуют все материалы дела.
Например, работодатель взял в аренду автомобиль сотрудника. В договоре определен размер арендной платы, но работник данных выплат не получал и обратился в суд с требованием об их взыскании. Суд первой инстанции удовлетворил требования работника. Однако апелляционная инстанция отменила это решение. Рассматривая жалобу, суд установил, что между сторонами фактически сложились правоотношения по использованию личного имущества в служебных целях, компенсация за использование имущества истца (автомобиля) выплачена ему в полном объеме. Согласно расчетным листкам и справкам по форме 2-НДФЛ работнику ежемесячно выплачивались заработная плата и компенсация за использование автомобиля. Кроме того, выяснилось, что автомобиль на протяжении всего времени находился у работника, он единолично осуществлял пользование транспортным средством, то есть фактически автомобиль ответчику не передавался. В полисе ОСАГО значится только работник, сведения об иных сотрудниках организации в страховой полис не вносились. Значит, фактически автомобиль в аренду не передавался. Следовательно, и арендная плата взыскана быть не может (Апелляционное определение Омского областного суда от 14.02.2018 по делу № 33-107/2018).
В заключение.
Подводя итог, скажем, что использование работником личного автомобиля в служебных целях может быть оформлено как в рамках трудовых отношений, так и в рамках гражданского законодательства. В первом случае заключается письменное соглашение, в котором определяются размеры компенсации за использование транспортного средства и расходов, связанных с его использованием. Во втором случае спортивное учреждение может заключить с работником договор аренды транспортного средства с экипажем или без такового.
В современных условиях ведения бизнеса для компаний, которые используют наемный труд, все более актуальным становится вопрос мотивации персонала и компенсационного пакета для сотрудников.
Грамотно разработанная система мотивации и продуманная структура компенсационного пакета на предприятии — приоритетная задача современного управленца. Это важный действенный инструмент поднятия эффективности и производительности труда, повышения лояльности сотрудников организации, а также укрепления конкурентоспособности фирмы на рынке работодателей.
Помимо основных способов мотивации и стандартных составляющих компенсационного пакета компании все чаще предоставляют сотрудникам служебный (корпоративный) автомобиль для выполнения должностных обязанностей. В качестве дополнительной мотивации работодатель может предусмотреть возможность использования корпоративного автомобиля сотрудниками не только для выполнения служебных заданий, а и в личных целях. То есть сотрудники имеют право совершать на автомобиле не только деловые, а и частные поездки в свободное от работы время.
В данном случае у работодателя возникает ряд вопросов о том, как правильно оформить такой бонус документально, а также о том, как правильно отобразить это в бухгалтерском и налоговом учете. Остановимся более подробно на следующих теоретических вопросах:
- Как правильно оформить использование сотрудником автомобиля, а также предусмотреть ответственность за транспортное средство.
- Как ограничить рамки использования служебного автомобиля в личных целях, чтобы компания не несла дополнительных убытков.
Для начала необходимо закрепить за сотрудником автомобиль путем издания соответствующего приказа и составления акта приема-передачи транспортного средства. В приказе обязательно нужно прописать все данные автомобиля, такие как марка, модель, цвет, номерной знак, год выпуска, пробег на момент передачи, а также дату передачи автомобиля сотруднику.
С момента передачи транспортного средства ответственность за него ложится на сотрудника. Но стоит разобраться, какой именно вид ответственности возникает в данном случае. Понятие материальной ответственности касается только трудовых отношений и может быть применено лишь в случае нанесения сотрудником ущерба компании во время или вследствие недобросовестного выполнения сотрудником своих обязанностей. В таком случае сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности в рамках действующего законодательства.
Если же сотрудник с ведома и согласия работодателя использует служебный автомобиль в свободное от работы время в личных целях, возникает иной вид ответственности — имущественная. Чтобы обезопасить себя от возможных рисков, работодателю с помощью юриста необходимо составить и подписать договор об имущественной ответственности с сотрудниками, которым автомобили будут предоставлены в личное пользование.
Для того чтобы правила и принципы использования служебных автомобилей были понятны и прозрачны, не вызывали споров и двоякого трактования, их необходимо закрепить путем разработки и утверждения соответствующего локального документа на предприятии (политики, порядка, инструкции и т. д.). Данный документ (далее — Политика) должен содержать в себе описание всех нюансов использования транспортного средства, включая порядок его использования для личных целей, возможных ограничений и дополнительных условий.
Наиболее распространенными вопросами, которые требуют урегулирования в данной ситуации, являются:
- Порядок оплаты и компенсации топливных расходов.
- Контроль пробега автомобиля.
- Использование автомобиля в нерабочее время.
- Порядок отчетности об использовании автомобиля.
1. Порядок оплаты и компенсации топливных расходов
На практике для регулирования данного вопроса работодатели используют в основном один из следующих способов:
- в Политике прописывается максимальное количество топлива или сумма, на которую сотрудник может приобрести топливо для совершения поездок в личных целях. Сотрудник приобретает топливо, а в конце отчетного периода подает расчетные документы для компенсации финансовых расходов. Ответственное за расчеты с сотрудниками лицо (как правило, бухгалтер) начисляет соответствующую сумму компенсации, но не больше лимита, предусмотренного Политикой;
- сотруднику ежемесячно (ежеквартально) предоставляется определенная фиксированная сумма на топливные расходы, в том числе для поездок в личных целях.
Какой из способов выбрать для контроля, остается на усмотрении работодателя — это будет зависеть от сферы деятельности компании, количества сотрудников и других факторов.
2. Контроль пробега автомобиля
Для минимизации расходов работодателя на техническое обслуживание автомобиля и амортизацию, а также с целью предупреждения использования сотрудниками служебного автомобиля в качестве такси необходимо ограничить количество километров, которое сотрудник может проехать в личных целях за определенный период. Поскольку не удастся ограничить использование авто в личных целях исключительно с помощью ограничения суммы компенсации расходов на топливо, уместно будет ввести систему периодической регистрации пробега. То есть работодатель фиксирует пробег автомобиля на начало и конец учетного периода. Далее из общей суммы пробега за данный период необходимо вычесть количество километров, которые были пройдены для выполнения служебных заданий (согласно путевым листам, отчетам и др. документам) — это и будет пробег, пройденный транспортным средством в связи с приватными поездками сотрудника.
В Политике также нужно прописать, каким образом сотрудники будут компенсировать пробег, пройденный автомобилем сверх установленного лимита.
3. Использование автомобиля в нерабочее время
На практике, если компания разрешает использование автомобиля сотрудникам в личных целях, это предполагает также его использование в выходные и праздничные дни. А вот для использования транспортного средства компании сотрудником во время его длительного отсутствия на работе, например, пребывания в отпуске, не лишним будет предусмотреть дополнительное согласование с работодателем, к примеру, путем написания сотрудником заявления с соответствующей просьбой.
4. Порядок отчетности об использовании автомобиля
С целью ведения достоверного и своевременного учета использования служебных автомобилей сотрудники должны своевременно и в полной мере отчитываться во всех расходах, поездках и т. д. Для этого в Политике необходимо четко прописать сроки, порядок отчетности, а также перечень документов и информации, которые сотрудник обязан предоставить.
С четко и подробно разработанной Политикой об использовании служебного автомобиля сотрудниками работодателю будет гораздо проще регулировать данный вопрос, ведь у него не возникнет лишних вопросов и недоразумений. А главное, грамотно составленный внутренний нормативный документ — это действующий инструмент управления для работодателя.
Запчасти для спецтехники в Липецке, Москве, Воронеже, Тамбове, Самаре, Архангельске, Пензе, Рязани, Волгограде, Курске.
СпецАгроТранс 48 www.cat48.ru — Реализуем запчасти для спецтехники Jcb, Terex, Cat, Volvo, New Holland, оптом и в розницу. Масла и смазочные материалы антифризы фирм Total, Statoil, Chevron, G-Energy, Elf, Nanotek, Petro-Canada, Pemco, Comma, а также воздушные, топливные, масляные фильтры для экскаваторов-погрузчиков навесное оборудование, автономные подогреватели в наличие на складе в Липецке, а также стекла, фары, фонари, мигалки и еще шины камеры и диски для любого транспорта в ассортименте.
Ольга Никуличева