1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Президента и его преемственность, формулирует механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Президента и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Президентом, становится реальным носителем соответствующих полномочий. Закон о выборах Президента РФ установил следующие сроки вступления Президента в должность: избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, — на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента. Тем самым, с одной стороны, гарантируется выполнение воли народа, передавшего избранному Президентом лицу право на осуществление власти, с другой стороны, устанавливается определенная гарантия от узурпации власти лицом, потерявшим в силу истечения срока легислатуры права на власть.

Что же касается прекращения исполнения полномочий Президента, комментируемое положение связывает его с истечением срока пребывания в должности и моментом принесения присяги вновь избранным Президентом.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основания досрочного прекращения исполнения Президентом полномочий. В их числе — отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

При этом едва ли возможно указанные основания считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет в виду прекращение исполнения полномочий не "абстрактным" Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ (см. комментарий к ней).

Отставка представляет собой добровольный отказ Президента от занимаемой им должности. Конституция не требует от Президента мотивации отставки, как не допускает ее возможности в пользу другого лица либо прекращения (отзыва) ранее заявленной отставки. В частности, Указом от 31.12.1999 N 1761 "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации" первый Президент РФ объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий.

Статья 92 Конституции РФ

Этим же Указом он, основываясь на ст. 92 Конституции, возложил временное исполнение полномочий главы государства на Председателя Правительства РФ.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения лицом, состоящим в этой должности, полномочий Президента. В отличие от отставки, которая всегда может быть результатом только добровольного волеизъявления Президента и его личного выбора, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие по Конституции Президенту полномочия обычно трактуется как основание, которое может быть использовано как самим Президентом, так и иным образом. В действительности, однако, речь в Конституции идет о случаях, когда глава государства не сознает ситуации и своей неспособности адекватно осуществлять полномочия (в противном случае он может подать в отставку), в силу чего возникают угрозы государству и нормальному функционированию всего государственного механизма, "здоровье" которого в огромной мере зависит именно от Президента.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал официальное толкование ч. 2 ст. 92 Конституции в Постановлении от 11.07.2000 N 12-П. В данном Постановлении, в частности, указывалось следующее: "Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий… Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой…

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации". Из этого толкования Конституционного Суда следует необходимость принятия федерального закона, конкретизирующего конституционную процедуру прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности — третье конституционное основание досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий.

На содержании этого основания и его конституционного регулирования, по-видимому, сказались события предшествующего периода политической и правовой истории России с характерными для нее неоднократными попытками отрешения Президента от должности; во всяком случае этому основанию посвящена отдельная статья Конституции (см. комментарий к ст. 93). В комментируемой же ч. 2 ст. 92 Конституции оговаривается, что в случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий по одному из указанных ранее оснований выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Тем самым Конституция накладывает на федерального законодателя обязанность разрешить этот вопрос и определяет основные параметры такого разрешения: должны состоятся выборы нового Президента и они должны состоятся не позднее трех месяцев с момента, когда Российское государство осталось без Президента (см. комментарий к ст. 93).

3. Одновременно комментируемая статья устанавливает, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом для временно исполняющего обязанности Президента РФ Конституция, казалось бы, устанавливает только три ограничения: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В действительности, однако, Председатель Правительства, принявший на себя полномочия Президента, не растворяется в этих полномочиях и, как следует из смысла комментируемого положения, не утрачивает статуса Председателя Правительства. Председатель Правительства временно заменяет Президента, имеет все его права и обязанности, за исключением специально оговоренных в комментируемой статье. Однако он не приобретает личного правового статуса Президента и его протокольных прав; в связи с этим Председатель Правительства осуществляет права и обязанности Президента не как его заместитель, но как Председатель Правительства, и именно в этом смысле не замещает, а заменяет Президента. Председатель Правительства в данном случае выступает в качестве как бы представителя самого конституционного института Президента, но не заместителя Президента. Такое понимание вытекает и из практики реализации комментируемых положений ст. 92. В частности, одновременно с Указом Президента РФ от 31.12.1999 N 1761 был издан Указ исполняющего обязанности Президента N 1762, которым он объявил о том, что приступает к временному исполнению полномочий Президента.

Кроме того, словосочетание "во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности", предполагает, во-первых, более широкий круг оснований досрочного прекращения полномочий главой государства, чем это предусмотрено ч. 2 комментируемой статьи (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности), это перечень, как отмечено в комментарии к ч. 2 данной статьи, который может быть дополнен; во-вторых, охватывает и те случаи, когда Президент временно не в состоянии выполнять свои обязанности, например его болезнь, которая, однако, не влечет досрочного прекращения полномочий. Этим в том числе обусловлена необходимость законодательной регламентации условий и порядка временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей главы государства.

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяга и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
       2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
       3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комм. Крылов Б.С.

       Комментируемая статья устанавливает время исполнения Президентом Российской Федерации его полномочий, обстоятельства, влекущие за собой досрочное прекращение им полномочий, а также последствия временной неспособности Президента выполнять свои обязанности.
       В соответствии с п.1 данной статьи Президент приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения им присяги, текст которой и обстановка ее принятия установлены в ст.82 Конституции. Этому предшествует определение Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента, причем избранным считается кандидат на должность Президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов не собрал нужного числа голосов, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов.
       Исполнение полномочий Президента прекращается с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Указание, что Президент приступает к исполнению обязанностей «с момента» принесения присяги и прекращает их исполнение опять же «с момента» принесения присяги вновь избранным Президентом, подчеркивает очень важное для государства обстоятельство, которое заключается в том, что исполнение обязанностей Президента, в принципе, вообще не прекращается. Меняются только лица, исполняющие обязанности Президента.
       Президент, как и любой человек, может оказаться в таком состоянии, когда исполнение им своих обязанностей невозможно. Часть 2 комментируемой статьи определяет три случая досрочного прекращения Президентом своих полномочий.
       Во-первых, это его отставка. Представляется, что она может быть инициирована только лично Президентом.
       Во-вторых, это стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья исполнять свои обязанности. Конституция и российские законы не дают толкования этого понятия.
       Очевидно, стойкая неспособность по состоянию здоровья исполнять свои обязанности означает такое состояние здоровья, при котором человек не только не может исполнять обязанности в данный момент, но и не сможет их исполнять и в будущем. Таким образом, под это понятие не подпадает временное расстройство здоровья. Лаконичны по аналогичным вопросам конституции и законы зарубежных государств. Так, в Конституции США (поправка XXV, раздел 4) указано: «Всякий раз, когда Вице-президент и большинство основных должностных лиц исполнительных департаментов или другого такого органа, который может быть предусмотрен Конгрессом посредством закона, передают Председателю pro tempore Сената и Спикеру Палаты представителей письменное заявление о том, что Президент не способен осуществлять свои должностные полномочия и обязанности. Вице-президент немедленно принимает на себя его должностные полномочия и обязанности в качестве исполняющего обязанности Президента».
       В нашей стране соответствующих правовых норм нет, однако очевидно, что констатация неспособности Президента по состоянию здоровья исполнять свои обязанности не может быть произведена без участия медиков и авторитетных государственных органов.
       В-третьих, это отрешение от должности. Условия и порядок отрешения от должности изложены в ст.93 Конституции (см. комментарий к ст.93).
       При досрочном прекращении Президентом своих полномочий по основаниям, определенным в ч.2 ст.92 Конституции, выборы Президента должны состояться не позднее чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
       При очередных выборах в соответствии со ст.4 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» со дня назначения выборов до дня выборов должно пройти не менее четырех месяцев.

       Поскольку исполнение полномочий Президента не должно прерываться, п.3 комментируемой статьи предписано, что в случае досрочного их прекращения обязанности Президента временно, т.е. до избрания нового Президента, исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Временное исполнение полномочий президента России

       Однако в соответствии с ч.3 ст.92 исполняющий обязанности Президента Российской Федерации несколько ограничен в выполнении президентских функций. Он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации. Указанные выше ограничения прав исполняющего обязанности Президента обусловлены рядом обстоятельств. Предоставление права распускать Государственную Думу противоречило бы принципу разделения властей, закрепленному в ст.10 Конституции, поскольку Председатель Правительства возглавляет орган исполнительной власти, а Государственная Дума относится к власти законодательной, а они разделены.
       Другое ограничение обусловлено, как представляется, тем, что, поскольку воздействие, которое референдум, поправки к Конституции и пересмотр ее могут оказать на судьбу страны, настолько велико, инициатива их проведения может быть доверена лишь избранному в установленном порядке Президенту Российской Федерации, а не лицу, фактически лишь временно исполняющему его обязанности.

1. Вправе после трехкратного отклонения Госдумой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ

2. Вправе с согласия Совета Федерации РФ

3. Вправе после двукратного отклонения Госдумой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ при согласии Совета Федерации

4. Не вправе

9. Недоверие Правительству РФ вправе выразить:

1. Федеральное собрание

2. Государственная Дума РФ

3. Президент РФ

4. Совет Федерации РФ

10. Отставка Председателя Правительства РФ:

1. Влечет отставку всего Правительства РФ

2. Влечет отставку только заместителей Председателя Правительства РФ

3. Влечет роспуск Государственной Думы

4. Не влечет никаких особых юридических последствий

11. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ в случаях:

1. их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ

2. по решению Конституционного Суда РФ

3. их противоречия Конституции РФ, федеральным законам только по представлению Государственной Думы

4. по представления Президиума Правительства РФ

12. Конституционный строй РФ — это:

1. наличие в стране Конституции

2. существование парламента и Президента

3. административно-территориального деление страны

4. закрепленные в Конституции РФ основы общественного и государственного строя

13. Идеологическое многообразие предполагает:

1. запрет устанавливать какую-либо идеологию в качестве обязательной

2. свободу агитации в период предвыборных кампаний

3. свободное распространение любых политических идей

4.запрет распространения порочащих людей и организаций сведений

14. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью:

1. каждого человека

2. общества

3. правоохранительных органов

4. государства

15. Неопубликованные законы в РФ:

1. не подлежат применению

2. могу применятся, только в случае если улучшают положение человека (но не наоборот)

3. не подлежат изучению

16. В РФ народ осуществляет государственную власть:

1. через исполнительные органы власти и партии

2. непосредственно самостоятельно

3. непосредственно и через представительные органы государственной власти

17. Высшей ценностью в России назван:

1. суверенитет Российской Федерации

2. человек

3. гражданин Российской Федерации

18. Общие принципы и нормы международного права:

1. являются составной частью правой системы РФ

2. не являются составной частью правой системы РФ

3. носят рекомендательный характер для правоприменителей в РФ

4. вообще не упоминаются в Конституции РФ

19. В РФ религиозные объединения обладают следующим статусом:

1. отделены от государства и равны перед законом

2. не обязательно отделены от государства, но равны перед законом

3. не отделены от государства и не равны перед законом

20. Государственная власть в России согласно Конституции 1993 г. разделена:

1. законодательную, исполнительную, судебную

2. власть РФ, власть субъектов РФ и власть местного самоуправления

3. власть Президента и парламента РФ

21. Конституционными признаками РФ как демократического государства являются:

1. свободные, всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании

2. существование поста Президента, избираемого гражданами

3. свобода предпринимательской деятельности

4. общенародная собственность на все основные объекты экономики

22.

Кто второй человек в государстве?

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

1. более двух сроков всего;

2. более трех сроков всего;

3. более двух сроков подряд;

4. более трех сроков подряд.

23. К полномочиям Президента РФ не относится:

1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

2. разрабатывает проект федерального бюджета;

3. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

4. представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации.

24. Президент Российской Федерации издает:

1. постановления и распоряжения;

2. указы и распоряжения;

3. определения и решения;

4. приказы и указы.

25. Президентом Российской Федерации может быть лицо, достигшее возраста:

1. возраст не установлен;

2. 25 лет;

3. 45 лет;

4. 35 лет.

26. Имеет ли право Президент РФ распустить Совет Федерации:

1. Да.

2. Нет.

3. Имеет если Совет Федерации трижды отказывает в утверждении федерального бюджета.

4. Имеет с согласия Государственной Думы РФ.

27. Кто принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации:

1. Президент Российской Федерации;

2. Председатель Правительства Российской Федерации;

3. Президент Российской Федерации с согласия Государственной Думы;

4. Президент Российской Федерации с согласия Федерального Собрания;

28. Предметы ведения Российской Федерации, установленные Конституцией:

1. не могут передаваться субъекту Российской Федерации

2. могут передаваться субъекту Российской Федерации

3. могут перераспределяться между ее субъектами

4. могут быть сокращены

29. Субъективный состав Российской Федерации:

1. 89 субъектов

2. 85 субъектов

3. 83 субъекта

4. 65 субъектов

30. В соответствии с Конституцией РФ, территория Российской Федерации включает в себя:

31. А) территорию ее субъектов, внутренние воды, воздушное пространство

32. Б) территорию ее субъектов, внутренние воды, и территориальное море, а также воздушное пространство над ними

33. В) территории ее субъектов, воздушное пространство, континентальный шельф

34. Г) сушу недра ее субъектов, воздушное пространство, специальные экономические зоны.

35. Основная функция Центрального банка Российской Федерации:

1. денежная эмиссия

2. защита и обеспечение устойчивости рубля

3. защита и обеспечение устойчивости кредитно-денежной политики в РФ

4. контроль за введением оборотом и эмиссией рублей и иностранной валюты

36. Российская Федерация может учувствовать в международных объединениях и передавать им часть своих полномочий, если (несколько правильных ответов):

1. это не влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина

2. если не противоречит основам конституционного строя

3. если это не нарушает Конвенцию о правах человека и Конституцию РФ

4. если не влечет нарушения ФКЗ распоряжений Правительства РФ, договоров с субъектами РФ, постановлений и приказов министерств и ведомств, которые имеют прямое действие на всей территории РФ

37. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законами РФ, то применяются:

1. только нормы Конституция РФ

2. правила международных ратифицированных актов и нормы Конституции РФ

3. правила международного договора

4. нормы федеральных и федеральных конституционных законов РФ.



Что будет, если умрет и Путин, и Медведев (его зам)?

Исполняющий обязанности президента

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *