Не только физические и юридические лица различных форм собственности признаются судом должниками. Пусть нечасто, но таковыми оказываются и бюджетные организации, большинство которых представлено государственными и муниципальными структурами. Возникает вопрос, а кто оплачивает ущерб или производит регулярные выплаты по решению суда. если должник государство? Неужели чиновник, допустивший нарушение закона?

Отнюдь нет. Чиновник несет дисциплинарную или материальную ответственность в ограниченном размере (максимум – один оклад), а ущерб от его действий может исчисляться миллионами рублей. Ответственность за ущерб, нанесенный бюджетной организацией, возмещается казначейством РФ. То есть – из налогов, собираемых с населения.

О том, как подать исполнительный лист (ИЛ) в казначейство, пойдет речь в этой статье.

С каких должников взыскиваются деньги через федеральное казначейство

Предъявление ИЛ имеет ряд особенностей, которые закреплены в п.2 ст. 1 ФЗ-229 и главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Законодательство, регулирующее бюджетные отношения (п.3 ст. 239 БК РФ), дает прямую отсылку на указанную главу. Из положений БК РФ следует, что судебные приставы не могут обращать взыскания на денежные средства бюджетов субъектов РФ, за исключением нескольких случаев (бюджетный иммунитет).

Взыскание через казну, возможно в отношении следующей категории субъектов:

  • государственных органов;
  • органов местного самоуправления;
  • казенных учреждений;
  • должностных лиц, представляющих эти органы и учреждения.

При этом разделяются бюджеты государства и местных органов самоуправления (муниципальных).

Узнайте о своем долге Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности Узнать задолженность

Какие решения казначейство не исполняет

Государство и муниципалитеты очень бережно относятся к своим средствам, если это касается необходимости выплат ввиду признания перечисленных выше субъектов должниками. Поэтому, количество ограничений, которые служат причина отказа в выплате, велико. Казначейство отказывает в выплате и направляет документы взыскателю в следующих случаях:

  • не представлен ИЛ или представлена копия;
  • не предъявлена копия решения суда;
  • не представлены реквизиты кредитной организации, на счет которой необходимо сделать перечисления;
  • представлены реквизиты третьего лица, не являющегося взыскателем;
  • направили дубликат ИЛ без соответствующего судебного решения;
  • пропущен срок предъявления ИЛ к взысканию.

Другим основанием к отказу служат ошибки, допускаемые судами при вынесении решения о взыскании с казны:

  • допущены ошибки (опечатки) в Ф.И.О или наименовании взыскателя;
  • имеются расхождения в резолютивной части решения суда и ИЛ;
  • дана неправильная расшифровка (прописью) суммы долга, указанной цифрами;
  • неверно указана сумма, подлежащая взысканию;
  • в ИЛ отсутствует наименование органа, на который возложено исполнение по судебному решению;
  • не указана, или неверно указана дата вынесения решения судом или вступления его в законную силу;
  • нет даты выдачи ИЛ;
  • отсутствует подпись судью на ИЛ;
  • в ИЛ отсутствует дата госрегистрации или ИНН юридического лица – взыскателя.

Из этого следует, что бремя проверки правильности всех, указанных выше реквизитов, ложится на взыскателя, поскольку приставы не могут выступать посредниками при взыскании с казны.

Куда и как обращаться для взыскания долга

Предъявление ИЛ для взыскания с казны требует определенных знаний бюджетного законодательства, так как можно ошибиться с адресатом. Результатом будет возврат ИЗ без исполнения.

Существует правило, согласно которому:

  • Долги, ответственным по которым является Российская Федерация, направляются в Министерство финансов РФ. Исключение – взыскание денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.
  • По долгам субъектов РФ – в финансовый орган при правительстве субъекта Федерации. Исключением являются долги по субсидиарной ответственности.
  • С муниципальных образований долги взыскиваются с казны этого образования. Исключение то же.
  • По долгам казенного учреждения, финансируемого из Федерального бюджета, ИЛ направляют в Федеральное казначейство по месту открытия им лицевого счета.
  • Для взыскания долга с казенного учреждения субъекта РФ – в орган, осуществляющий ведение лицевого счета в соответствующем регионе (области, крае, республике).
  • С казенных образований муниципального уровня долги взыскиваются из бюджета соответствующего образования (городского или сельского поселения).

Читайте далее:

Пакет документов

Пакет документов невелик. Состоит всего из трех документов:

  1. Заявления взыскателя, в котором обязательно должен быть указан его банковский счет. Наличными казна деньги не выплачивает.
  2. Оригинала ИЛ с подписью судьи и печатью выдавшего его суда;
  3. Копии решения, заверенного подписью вынесшего его судьи и печатью. Арбитражные суды часто высылают взыскателю рения и ИЛ по почте. Поэтому необходимо дополнительно получить постановление о вступлении решения в законную силу.

Как написать заявление

Составление заявления не представляет сложностей. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуем воспользоваться образцами, размещенными на стендах судов, или справочной информацией информационных правовых баз «Гарант» или «Консультант». Если доступа к ним нет – использовать заявление в казначейство на взыскание по исполнительному листу образец, почерпнутый из надежного правового сайта.

Образец заявления для физического лица

Образец заявления для юридического лица

Срок исполнения ИЛ казначейством

Исполнение по решениям судов к администрации различных уровней осуществляется в соответствии с Административным регламентом от 10.11. 2010. Регламент предусматривает сложную процедуру приема и проверки ИЛ, предусмотренную п. 4 Регламента.

Сроки исполнения поставлены в зависимость от достаточности средств в бюджете. Они определены в п. 12 Регламента. Взыскиваемые деньги должны перечислять:

  • Если есть сумма необходимая для оплаты, исполняется в течение 10 дней.
  • При недостаточности – в течение 3 месяцев со времени наполнения бюджета.
  • На следующий день, после поступления на счет должника (бюджета) средств, от приносящей доход деятельности.
  • По регулярным выплатам – не позднее следующего дня, за днем, определенным в решении суда. Или в соответствии с согласованным графиком взыскания.

Последствия неисполнения решения должником

Добиться исполнения решения о выплате с бюджетного учреждения любого уровня чрезвычайно сложно. Дело в том, что оно является структурным органом ответчика — администрации. То есть, подчиненному лицу приходится исполнять действия в отношении руководителя, на который наложено взыскание. Особенно проблематично в тех случаях, когда им является РФ, субъект федерации или муниципальное образование.

Приходится прикладывать немало сил, чтобы добиться выплат. Действенным являются жалобы в прокуратуру. Подавать на бездействие в исполнении решения суда следует в прокуратуру соответствующего уровня. Если попытаться жаловаться вышестоящему прокурору – жалоба всё равно вернется в соответствующую компетенции прокуратуру. Поэтому надо запастись терпением и получить ответ от прокуратуры соответствующего уровня. Только после этого сделать повторное направление жалобы вышестоящему прокурору.

Теоретически, неисполнение судебных решений – это уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 315 УК РФ. Шансов привлечь к уголовной ответственности тормозящего исполнение чиновника — почти нет. Но, в случае задержки сверх установленных сроков написать заявление о привлечении к уголовной ответственности следует.

Прокуратура может ограничиться штрафом в размере 1 500 рублей, если ее предписание не будет исполнено в срок, более 30 дней. Также взыскатель вправе настаивать на выплате компенсации, в соответствии с правилами БК РФ.

Когда муниципалитет получит больше времени на защиту своих интересов

Местные бюджеты, за исключением бюджетов отдельных муниципальных образований, дефицитные. Поэтому споры между муниципалитетами и подрядчиками (исполнителями работ или услуг), поставщиками товаров сегодня не редкость. Если судьи не поддержат местные власти, результатом разбирательства становится исполнительный лист о взыскании денежных средств с муниципалитета. Взыскатель подает его в орган, который проводит операции по исполнению документов об обращении взыскания на средства местного бюджета. Это может быть казначейство, департамент финансов или другой уполномоченный орган. К исполнительному листу взыскатель прикладывает заявление, копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, и при необходимости доверенность, подтверждающую полномочия представителя взыскателя.

Казначейство может вернуть исполнительный лист без исполнения, если:

  • взыскатель представил не все обязательные документы;
  • документы не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • документы поступили не в орган по месту ведения лицевого счета должника;
  • взыскатель отозвал исполнительный документ.

На практике казначейство возвращает заявление без исполнения и в других случаях. Например, это происходит, если взыскатель указал не все реквизиты банковского счета, на который нужно перечислить денежные средства (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 № КА-А40/4514–11). Когда в копии судебного акта нет отметки о его вступлении в законную силу, заявление также могут вернуть (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу № А63-1996/2013).

Возврат заявления позволяет органу местного самоуправления выиграть время. Пока взыскатель собирает полный пакет правильно оформленных документов, вы можете подать апелляцию на решение суда или изыскать средства для погашения задолженности.

Как исполняют документы об обращении взыскания на средства бюджета

К исполнению документов об обращении взыскания на средства бюджета законодатель предъявляет особые требования.

В какой срок исполнить решение суда

Исполните решение суда в трехмесячный срок с момента, когда казначейство получило исполнительный лист. О поступившем документе казначейство обязано сообщить в муниципалитет в течение пяти рабочих дней. Муниципалитет-должник предоставляет в казначейство информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым нужно провести расходы из местного бюджета. Одновременно с этой информацией муниципалитет направляет в казначейство платежное поручение на перечисление полной суммы по исполнительному документу либо ее части.

Если вы пропустите трехмесячный срок, взыскатель может обратиться к судебному приставу-исполнителю с просьбой взыскать долг принудительно (п. 3 постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 23). Кроме того, пока должник не устранит нарушение, казначейство вправе приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах не только муниципалитета, но и его структурных подразделений. О замораживании лицевых счетов казначейство должно вас уведомить.

Из каких источников погасить долг

Исполнение судебных актов происходит за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели муниципальным правовым актом о бюджете. Должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов) списать средства.

Если поступили судебные акты на сумму, большую, чем предусмотренный объем бюджетных ассигнований, нужно внести изменения в сводную бюджетную роспись (ч. 5 ст. 242.2, ч. 5 ст. 242.5 БК). В результате вы сможете перераспределить бюджетные средства на стадии исполнения бюджета и вовремя исполнить судебные решения. Конституционный суд указал это в пункте 4 определения от 01.10.2009 № 1312-О-О.

Что делать, если судебный пристав арестовал имущество

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Исключение − имущество, которое закреплено за созданными муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).

Как правило, муниципалитеты отвечают по своим обязательствам только денежными средствами. Но в некоторых случаях судебный пристав может арестовать имущество, которое составляет казну муниципального образования.

ПРИМЕР 1. Истец взыскал с небольшого муниципалитета в порядке субсидиарной ответственности более 4 000 000 руб. Муниципалитет исполнительный лист не оплатил. Казначейство сообщило об этом истцу через три месяца после предъявления листа. Судебный пристав наложил арест на автомобили и земельные участки, входящие в состав муниципальной казны.

Суд признал действия пристава обоснованными. Судебный пристав-исполнитель был вправе совершать действия по аресту и реализации данного имущества. Должник не доказал, что транспортные средства и земельные участки закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.02.2016 № Ф04-29126/2015).

Не все имущество подлежит принудительной реализации, если у муниципалитета не хватает денег на погашение долга. Отчуждение имущества, которое необходимо для выполнения функций местного самоуправления, не допускается.

ПРИМЕР 2. Судебный пристав-исполнитель вынес постановление о передаче на реализацию путем проведения торгов части имущества муниципалитета. В состав имущества вошли трансформаторные подстанции и воздушные линии электропередач, которые были предназначены для обслуживания населения.

Орган местного самоуправления обратился в суд и потребовал признать постановление пристава незаконным.

Суд согласился с позицией муниципалитета. Переданное на реализацию имущество — социально значимые объекты инфраструктуры. Субъект экономической деятельности может прекратить ее по собственному желанию в любое время. Имущество выступает гарантией того, что вне зависимости от воли субъекта население муниципального образования не лишится возможности получать услуги из-за отсутствия инфраструктуры (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу № А31-2081/2012).

Арестованное имущество продадут в течение двух месяцев со дня наложения ареста ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Форма реализации не зависит от того, на каком основании пристав арестовал имущество и к какому виду оно относится. Муниципалитет может избежать принудительной реализации социально значимого муниципального имущества, не дожидаясь решения суда. Для этого необходимо обратиться с требованием об освобождении имущества от ареста.

ПРИМЕР 3. Администрация муниципального образования обратилась к службе судебных приставов с иском об освобождении от ареста муниципального имущества. В его состав вошли здание модульной котельной и сети электроснабжения, необходимые для обеспечения жизнедеятельности муниципалитета.

Суд удовлетворил заявленные требования. Судьи указали, что данное имущество в силу абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ не подлежит реализации и на него не может быть обращено взыскание.

Выводы и рекомендации

Процедура исполнения судебных решений при обращении взыскания на средства бюджета может привести к реализации имущества муниципального образования. Чтобы избежать этого, учитывайте следующее.

1. Бюджетный кодекс предъявляет строгие требования к комплекту документов, которые истец должен подать в казначейство вместе с исполнительным листом. Если пакет документов неполный или их оформили неправильно, казначейство вернет исполнительный лист.

2. На исполнение решения суда у муниципалитета есть три месяца. Только по истечении этого срока взыскатель может обратиться в службу судебных приставов.

3. Воспользуйтесь предоставленным временем, чтобы найти в бюджете средства на покрытие задолженности или подать апелляцию на решение суда.

4. Утвердите муниципальный порядок организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета. Это позволит исполнять решения судов в установленные сроки.

5. Приставы вправе арестовать и передать на реализацию только имущество, не закрепленное на каком-либо праве за муниципальным предприятием или учреждением. Оспорьте действия пристава, если он нарушил это правило.

6. Приставы не вправе арестовывать и реализовывать имущество, которое необходимо для выполнения функций местного самоуправления и обеспечения жизнедеятельности муниципалитета.

Это значительно сократило сроки исполнения судебного акта, поступающего на исполнение в территориальные органы Федерального казначейства

Федеральное казначейство и территориальные органы выполняют государственную функцию по организации исполнения судебных актов, которые предусматривают обращение взыскания на средства казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Процесс исполнения исполнительного документа на бумаге в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации занимает в среднем от 25 дней до трех месяцев.

10 октября 2019 года благодаря сотрудничеству Федерального казначейства и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «пилотным» УФК по Чеченской Республике был полностью реализован первый исполнительный лист в электронном виде.

Процесс организации исполнения такого документа в электронном виде с момента поступления в УФК по Чеченской Республике до момента направления в суд полностью реализованного исполнительного листа занял два рабочих дня, а от взыскателя потребовалось лишь предоставление заявления.

Это является значительным прогрессом в совершенствовании процессов судебного производства и повышении эффективности исполнения судебных актов органами Федерального казначейства.

С каких должников взыскиваются деньги через Федеральное казначейство?

  • федеральные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства федерального бюджета;
  • казенные учреждения субъекта РФ, по обязательствам которых обращено взыскание на средства бюджета субъекта РФ;
  • муниципальные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства местного бюджета.

Какие решения не исполняет Федеральное казначейство?

  • те, которые исполняются через Минфин РФ, финансовые органы субъекта РФ или муниципального образования;
  • об обязании должника-бюджетополучателя совершить определенные действия (с такими исполнительными листами надо идти к судебным приставам);
  • в которых сумма долга выражена в иностранной валюте — Бюджетный кодекс предусматривает, что сумма долга в исполнительном листе должна быть выражена в рублях. У Казначейства нет полномочий по конвертации и расчету присужденных в иностранной валюте средств.

Куда обращаться для взыскания долга?

В орган Федерального казначейства по месту открытия лицевых счетов должника. Узнать, где у вашего должника — казенного учреждения открыты счета, можно через этот сервис Казначейства (выберите раздел Справочник лицевых счетов клиентов).

Если у вашего должника нет лицевых счетов в Казначействе, вы можете исполнить свое решение через судебных приставов / банк, где у должника открыт расчетный счет / РКЦ Центрального банка РФ;

Пакет документов для исполнения через Федеральное казначейство

  • заявление взыскателя с указанием его банковских реквизитов (его можно заполнить на сайте Казначейства). Заявление можно будет сохранить и сразу распечатать. Обратите внимание, что реквизиты должны быть именно самого взыскателя. Выплата взысканных средств наличными не предусмотрена;

Скачать образец заявления для физического лица и для юридического лица

  • копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (заверенная судом);
  • исполнительный лист (оригинал);
  • доверенность / нотариальная копия (если заявление подписывает представитель);
  • определение суда о выдаче дубликата исполнительного листа, заверенное судом (если вы предъявляете дубликат).

Этот пакет документов можно направить почтой (ценным письмом с описью вложения) или сдать в нужное отделение Федерального казначейства лично.

Как быстро взыщут деньги?

1. Казначейство уведомляет должника о получении исполнительного листа (5 рабочих дней с даты получения).

2. Должник подает в Казначейство платежный документ на полное или частичное перечисление денег по исполнительному листу (10 рабочих дней с даты уведомления Казначейством).

3. Если лимитов бюджетных обязательств для исполнения недостаточно, должник обращается к главному распорядителю средств федерального бюджета за выделением денег. Распорядитель выделяет деньги (3 месяца с даты поступления исполнительного листа в Казначейство).

4. На следующий рабочий день за выделением лимитов бюджетных обязательств должник направляет в Казначейство платежный документ на перечисление денег.

То есть в течение 15 рабочих дней (если у должника достаточно средств на лицевом счете) или в течение 3 месяцев (если надо обращаться за выделением дополнительных средств). Обратите внимание, что извещать взыскателей об исполнении их решения Казначейство не обязано. То есть отслеживайте поступление денег по своему счету сами.

Также отслеживать статус исполнения можно вот через этот сервис Казначейства (выберите раздел Исполнительные документы).

А что если должник не исполнит решение в течение 3 месяцев?

В этом случае Казначейство приостановит расходные операции по всем лицевым счетам должника в данном подразделении Казначейства. Если это произойдет, Казначейство вас уведомит. Вы также можете отозвать свой исполнительный лист и обратиться в суд с иском о взыскании присужденной суммы с главного распорядителя средств федерального бюджета (он в данном случае несет субсидиарную ответственность).

Информация по теме:
Бюджетный кодекс РФ (глава 24.1)
Приказ Минфина РФ от 22.09.2008 №99н
Ответы на вопросы на сайте Федерального казначейства

Читать также:
Как взыскать деньги с казны РФ через Министерство финансов
Как взыскать деньги через банк должника?
Как взыскать деньги с банка

Статья с сайта odolgah.com. взыскание долгов.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Редактор сайта Odolgah.com, делюсь полезными советами о том, как взыскивать долги самостоятельно без помощи юриста.Odolgah.com недавно публиковал (посмотреть все)

  • Поворот исполнения: как вернуть взысканные деньги, если решение отменили — 19.04.2019
  • Как полиция помогает приставам разыскивать должников — 24.09.2018
  • Должник не платит по мировому соглашению, что делать? — 12.12.2017

Исполнение исполнительного листа казначейством

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *