Нередко работники организаций выезжают по служебным делам: торговые представители посещают клиентов для ведения переговоров о продаже товаров, сервисные инженеры занимаются ремонтом оборудования по месту расположения клиентов, курьеры развозят заказы и т. д.

Трудовой кодекс РФ предусматривает два способа организации поездок работников:

  • служебные командировки;
  • разъездной характер работы.

Рассмотрим, что представляет собой разъездной характер работы и как правильно его установить в организации.

ЧТО ТАКОЕ РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ?

Нормы Трудового кодекса РФ о разъездном характере работы немногочисленны. Это ст. 57 и 168.1 ТК РФ. Правда, ни в одной из них нет ни определения разъездного характера работы, ни указания на то, кому он должен быть установлен.

Поэтому обратимся к старым советским и более новым отраслевым нормативным актам. Например, согласно:

  • Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 № 169/10-87 «Об утверждении Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве»;
  • Приказу МЧС России от 10.01.2008 № 3 «Об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  • Приказу МВД России от 15.11.2011 № 1150 «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации»

к разъездному характеру работы могут быть отнесены:

  • работы, при выполнении которых осуществляются регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории;
  • работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации.

Какие это могут быть профессии и должности? Вероятно, любые. Трудовое законодательство не содержит ограничений.

Например, в одной организации юрист целый день проверяет договоры, а в другой — через день ездит по судам. Или в одной организации менеджер по персоналу находится все время в одном офисе, а в другой — целый день посещает торговые точки организации для работы с персоналом. Таким образом, кому из работников установить разъездной характер работы, работодатель решает исходя из специфики своей деятельности.

Работодателю следует знать отличия разъездного характера работы от командировки. В таблице представлена сравнительная характеристика:

Если в организации трудятся работники с разъездным характером работы, перед работодателем стоят следующие задачи:

  • закрепить такой характер работы в трудовом договоре;
  • компенсировать работникам расходы согласно нормам законодательства, а также наиболее выгодным для себя способом.

ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ

Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых имеет в т. ч. разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы, которые должны быть подтверждены соответствующими документами (кроме суточных). В противном случае эти суммы не могут быть отнесены на расходы.

Правоприменительная практика указывает также на иную возможность возмещения расходов: для упрощения документооборота работодатель не возмещает работнику его документально подтвержденные расходы, связанные со служебными поездками, а выплачивает фиксированную надбавку за разъездной характер работы в размере, предусмотренном локальными нормативными актами (далее — ЛНА).

Чтобы решить, какой способ использовать, работодатель должен принять во внимание не только дополнительные расходы, связанные с выплатами (налогообложение, уплата страховых взносов), но и документооборот — дополнительный документооборот косвенно увеличивает расходы работодателя (оплата времени работников).

Надбавка или возмещение по документам?

1. Возмещение расходов по документам.

Такой вариант предполагает возмещение работникам фактически понесенных ими расходов на основании проездных документов. Чаще всего используется в случаях продолжительных служебных поездок работников в другие регионы и за пределы РФ.

Расходы на транспорт работник подтверждает авиа- и (или) железнодорожными билетами, проездными билетами на автобус (иной транспорт), а в случае использования личного или служебного автотранспорта — чеками, квитанциями, маршрутными, путевыми листами и т. д.

При проживании в гостинице подтверждающим документом будет кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности (п. 28 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085).

Документально подтвержденные расходы на служебные поездки не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и не подлежат обложению страховыми взносами по обязательному страхованию (письма Минфина России от 22.01.2015 № 03-04-06/1626; Минтруда России от 30.09.2014 № 17-4/В-462).

Работодатель вправе определять самостоятельно, какие документы будут подтверждать нахождение работника в служебной поездке и нужно ли согласовывать эти поездки с руководством. Возможны, например, такие варианты:

  1. Работник может сообщать о необходимости служебных поездок в служебных записках, номера которых необходимо будет фиксировать в журнале учета служебных записок (может находиться у непосредственного руководителя или ответственного работника (например, секретарь)). Виза руководителя на документе будет являться согласованием.

2. Работодатель в ЛНА может предусмотреть, что документами, повреждающими поездку, являются исключительно проездные документы, и предварительное согласование с руководством не требуется.

2. Установление надбавки за разъездной характер работы.

Как правило, такой вариант используется, когда работник ездит преимущественно в пределах одной местности. В связи с этим у него не возникают расходы на проезд и проживание в других регионах или за границей, транспортные расходы относительно невелики, и размер их предсказуем (например, только на проезд в городском транспорте). Надбавку за разъездной характер работы выплачивают, если работник выполняет работы, находясь всю или большую часть времени в разъездах (например, работники строительных и транспортных организаций, курьеры, экспедиторы).

Размер надбавки действующим законодательством не установлен. В связи с тем, что Постановление Минтруда России от 29.06.1994 № 51, предусматривающее размеры указанных надбавок, утратило силу, работодатели вправе самостоятельно устанавливать любой размер таких выплат в ЛНА.

В отношении некоторых отраслей действуют еще советские нормативные правовые акты в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. Например:

  • Постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 № 579 в отношении работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог установлено, что если их работа имеет разъездной характер, то им выплачивается надбавка в размере 20 % месячного должностного оклада (тарифной ставки);
  • Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 № 169/10-87 установлено, что при разъездном характере работ в строительстве работникам должна быть установлена надбавка 20 %, если они находятся в разъездах 12 и более дней в месяце, и 15 % — если менее 12 дней.

Также следует проанализировать отраслевые и региональные соглашения (например, п. 3.5 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2014–2016 гг.). Если на работодателя распространяется то или иное соглашение, установленную им надбавку за разъездной характер работ необходимо применять.

Если ни советские нормативные правовые акты, ни соглашения на работодателя не распространяются, последний вправе устанавливать любую надбавку исходя из экономической целесообразности.

В случае установления надбавки, как правило, предполагается, что ее сумма должна компенсировать не только суточные, но и транспортные, и иные возможные расходы. Поэтому в этой ситуации работникам нет необходимости предоставлять какие-либо документы, подтверждающие расходы, что значительно облегчает документооборот и не требует временных затрат на оформление документов.

При оформлении разъездного характера работы кадровой службе следует иметь в виду в т. ч. и налоговые аспекты, обсудить их с финансовой службой работодателя, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант.

3. Комбинированный вариант компенсации расходов.

Самым верным, на наш взгляд, является комбинированный вариант компенсации расходов — возмещение транспортных расходов и расходов по найму жилья на основании документов, а также установление надбавки для возмещения суточных. Этот вариант наиболее полно соответствует положениям ст. 168.1 ТК РФ.

ОФОРМЛЯЕМ РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

Согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, ЛНА.

Чтобы у проверяющих не возникало вопросов по учету расходов, связанных с разъездным характером работы, необходимо:

  • отразить условие о разъездном характере работы в трудовом договоре с работником (ст. 57 ТК РФ);
  • утвердить перечень работ, профессий и должностей, которые носят разъездной характер, в коллективном договоре либо ЛНА;
  • установить в коллективном договоре или ЛНА порядок документационного подтверждения поездок;
  • прописать размер и порядок выплаты надбавки в трудовом и (или) коллективном договоре (ст. 168.1 ТК РФ).

Шаг 1 Разработать и утвердить ЛНА о разъездном характере работы

Это может быть отдельное положение о разъездном характере работы (далее — Положение; пример 1) или раздел в Правилах внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР). Положение и изменения в ПВТР должны быть утверждены приказом. Работники, которым устанавливается разъездной характер работы, знакомятся с ЛНА под роспись в силу ст. 68 ТК РФ.

Шаг 2 Закрепить разъездной характер работы в трудовом договоре

Если разъездной характер работы устанавливается работнику при его приеме на работу, то данное условие сразу закрепляется в трудовом договоре. Если в течение работы — с работником заключается дополнительное соглашение (пример 2). В случае несогласия последнего работодатель (при наличии оснований и соблюдении процедуры) может прибегнуть к нормам ст. 74 ТК РФ.

Шаг 3 Издать приказ об установлении разъездного характера работы

Как нам представляется, имеет смысл отразить установление разъездного характера работы в приказе (пример 3).

Если работник принимается на работу, то в приказе о приеме на работу (по форме № Т-1 или по локальной форме, разработанной работодателем) необходимо дать указание на характер его работы.

Если работник уже работал, то издается приказ в произвольной форме.

Приказ об установлении разъездного характера работы стоит издать для того, чтобы соответствующий статус работника стал известен заинтересованным должностным лицам работодателя. Содержание трудового договора, где устанавливается разъездной характер работы, не является открытой информацией для всех работников организации (например, о необходимости начислять такому работнику надбавку бухгалтер по расчету с персоналом узнает непосредственно из приказа).

Постановление Минтруда России от 29.06.1994 № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации».

Добавить в «Нужное»

Обновление: 16 марта 2020 г.

Трудовой кодекс устанавливает, что работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель должен возмещать расходы на поездки. Посмотрим, что такое разъездной характер работы, и какие гарантии положены «разъездным» работникам.

Разъездной характер работы: что это значит

ТК РФ не раскрывает, что такое разъездной характер работы. Роструд предлагает считать разъездной работу, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации (Письмо Роструда от 12.12.2013 N 4209-ТЗ). То есть это работа, изначально предусматривающая исполнение должностных обязанностей вне места расположения организации (курьеры, водители, экспедиторы).

Отметим, что служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ). В отличие от командировок, которые носят временный характер и ограничены определенным сроком, разъездная работа носит постоянный характер. Однако если в трудовом договоре с работником зафиксировано, что служебные поездки производятся только в пределах определенного населенного пункта, то направление работника за пределы этого пункта по служебному заданию будет являться служебной командировкой.

Условие о разъездном характере работы должно быть прописано в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).

При каких работах возникает разъездной характер работы

ТК РФ этот вопрос не регулирует. Работодатель самостоятельно устанавливает перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Этот перечень утверждается в коллективном договоре, соглашениях или в локальных нормативных актах (ст. 168.1 ТК РФ).

Компенсация за разъездной характер работы

Работодатель самостоятельно устанавливает размер и порядок возмещения разъездов работникам с разъездным характером работы. Эти показатели могут фиксироваться в коллективном договоре, в трудовом договоре или в локальных нормативных актах работодателя (ст. 168.1 ТК РФ).

Если работодатель выплачивает доплату к окладу (надбавку) за разъездной характер работы, то эта выплата облагается налогами так же, как сам оклад. То есть доплата облагается НДФЛ, страховыми взносами и включается в налоговые расходы.

А вот если работнику выплачивается компенсация расходов на проезд, то такая компенсация НДФЛ и взносами не облагается (п. 1 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ). Речь идет о возмещении расходов на (ст. 168.1 ТК РФ):

  • проезд;
  • наем жилого помещения;
  • проживание вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные затраты, произведенные работниками с разрешения работодателя.

Но для освобождения компенсации от налогов должны быть правильно оформлены все документы: в ЛНА или коллективных (трудовых) договорах должно быть зафиксировано, что работа носит разъездной характер, определены размеры компенсации работникам, имеются документы, подтверждающие расходы работника (Письмо Минфина от 22.08.2019 N 03-15-06/64487).

ПОЛОЖЕНИЕ
о разъездном характере работы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о разъездном характере работы (далее — Положение) является локальным нормативным актом ………. (укажите наименование работодателя) (далее — Общество или Работодатель), разработанным и принятым в соответствии с действующим трудовым законодательством (ст. ст. 8, 166, 168.1 Трудового кодекса РФ).
1.2. Настоящее Положение определяет перечень должностей и профессий работников Общества, постоянная работа которых носит разъездной характер, а также регламентирует порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых носит разъездной характер.
1.3. Для целей настоящего Положения под работой, имеющей разъездной характер, понимается работа, на постоянной основе связанная с систематическими служебными поездками (перемещениями) работника в пределах обусловленных трудовым договором территорий, в т.ч. за границами той местности, населённого пункта, региона, государства, где расположено (зарегистрировано) Общество, совершаемыми работником в процессе выполнения своих трудовых обязанностей в течение всего срока действия трудового договора.
1.4. Настоящее Положение распространяется на всех работников Общества (как основных, так и совместителей), постоянная работа которых имеет разъездной характер, что в обязательном порядке включается в их трудовой договор в качестве одного из его условий.
1.5. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Генеральным директором и действует до введения нового Положения о разъездном характере работы.
1.6. Внесение изменений в действующее Положение производится с учетом мнения профсоюза приказом Генерального директора.

2. РАБОТНИКИ, ПОСТОЯННАЯ РАБОТА КОТОРЫХ
ИМЕЕТ РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР

2.1. Перечень должностей и профессий работников Общества, постоянная работа которых имеет разъездной характер, определен Приложением N 1 к настоящему Положению.
2.2. Разъездной характер работы может быть установлен работнику как при его приеме на работу на должность (по профессии), указанную в Приложении N 1 к настоящему Положению, так и в процессе работы у Работодателя при переводе работника на должность (профессию), указанную в Приложении N 1.
2.3. Условия, определяющие разъездной характер работы конкретного работника, и детализирующие его формат, подлежат обязательному включению в трудовой договор.
2.4. Если при заключении (изменении) трудового договора с работником, занимающим предусмотренную Приложением N 1 к настоящему Положению должность (профессию), в трудовой договор не были включены условия о разъездном характере работы, то его содержание должно быть дополнено необходимыми условиями соглашением сторон, заключаемым в письменной форме и являющимся неотъемлемой частью трудового договора.
2.5. Отсутствие в трудовом договоре с работником, занимающим должность (выполняющим работу по профессии), указанную в Приложении N 1 к настоящему Положению, условий о разъездном характере работы не освобождает работодателя от предоставления работнику гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Положением, при направлении работника в служебную поездку.
2.6. На работу, предусмотренную Приложением N 1 к настоящему Положению, не могут быть приняты (переведены) лица, которым разъездной характер работы противопоказан в соответствии с медицинским заключением.
2.7. В случае выявления у работника, постоянная работа которого имеет разъездной характер, в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения указанной работы, работник подлежит отстранению от работы, обусловленной трудовым договором, и переводу на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе работника от перевода либо отсутствия у Работодателя соответствующей работы трудовой договор с работником подлежит прекращению в соответствии с п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ.

3. СЛУЖЕБНЫЕ ПОЕЗДКИ РАБОТНИКОВ,
ПОСТОЯННАЯ РАБОТА КОТОРЫХ ИМЕЕТ РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР

3.1. Служебными поездками в целях настоящего Положения признаются поездки (или иные перемещения) работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, совершаемые ими по поручению работодателя для выполнения работы, обусловленной трудовым договором. Указанные служебные поездки не являются служебными командировками.
3.2. Основанием для направления работника в служебную поездку является оформленное в письменном виде поручение Работодателя (уполномоченного им лица):

Должность (профессия) Форма документа
(укажите должность) Маршрутный лист (Приложение N 2)
(укажите должность) Маршрутный лист (Приложение N 2)
(укажите должность) Путевой лист легкового автомобиля (типовая межотраслевая форма N 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78)
(укажите должность) Путевой лист грузового автомобиля (типовая межотраслевая форма N 4-С, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78)

3.3. Регистрация и выдача (прием) маршрутных листов осуществляется специалистом отдела кадров, регистрация и выдача (прием) путевых листов — диспетчером транспортного отдела.
3.4. По окончании служебной поездки работник обязан сдать надлежащим образом заполненный маршрутный лист или путевой лист лицам, указанным в п. 3.3, в течение 1 рабочего дня. Документы, подтверждающие фактические расходы работника во время поездки, прилагаются соответственно к маршрутному или путевому листу (за исключением случаев, предусмотренных п. 5.11 настоящего Положения).
3.5. Регистрация движения маршрутных листов производится в Журнале учета движения маршрутных листов (Приложение N 3), регистрация движения путевых листов — в Журнале учета движения путевых листов (типовая межотраслевая форма N 8, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78).
3.6. В период нахождения в служебной поездке на работников распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка Общества и трудовым договором.
3.7. За время нахождения в служебной поездке работнику выплачивается заработная плата исходя из установленного оклада (тарифной ставки) и фактически отработанного времени.
3.8. Работники с разъездным характером работы могут быть направлены по распоряжению работодателя в служебные командировки для выполнения служебного поручения за пределами территории, обусловленной трудовым договором.

4. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ,
ПОСТОЯННАЯ РАБОТА КОТОРЫХ ИМЕЕТ РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР

4.1. Помимо предоставления общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, Работодатель возмещает работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, связанные со служебными поездками расходы:
— расходы по проезду;
— расходы по найму жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
— иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

5. РАЗМЕРЫ И ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ,
СВЯЗАННЫХ СО СЛУЖЕБНЫМИ ПОЕЗДКАМИ

5.1. Расходы по проезду возмещаются в размере фактических расходов на проезд конкретным видом транспорта (включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату сопутствующих услуг); водителям — в размере фактических затрат на приобретение ГСМ в пределах норм, предусмотренных распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р.
5.2. Размер фактических расходов на проезд конкретным видом транспорта, а также фактических затрат на приобретение ГСМ определяется соответственно на основании проездных документов, квитанций, кассовых чеков, чеков АЗС и иных подтверждающих указанные расходы документов.
5.3. В целях возмещения расходов по проезду курьерам ежемесячно не позднее последнего рабочего дня текущего месяца выдается приобретенный за счет средств Работодателя единый проездной билет на автобус, троллейбус, трамвай, метро на следующий месяц. В случае наличия у работника приобретенного за собственные средства проездного билета, работнику возмещается его стоимость. Расходы на проезд иными видами транспорта возмещаются в общем порядке.
5.4. Расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере фактических затрат, но не более 3000 руб. в сутки.
5.5. Размер фактических расходов по найму жилого помещения, включая оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, обслуживание в номере, на пользование рекреационно-оздоровительными объектами), определяется на основании счетов, счетов-фактур, квитанций, кассовых чеков, актов и иных подтверждающих указанные расходы документов.
5.6. Суточные (дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства) выплачиваются в размере 800 руб. за каждый день служебной поездки, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также дни вынужденной остановки в пути.
5.7. Если характер выполняемого служебного поручения и условия транспортного сообщения позволяют работнику ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства, выплата суточных не производится.
5.8. Суточные выплачиваются на основании надлежащим образом оформленных маршрутных листов и путевых листов.
5.9. К иным расходам, подлежащим возмещению в связи со служебными поездками, относятся:
— расходы на мобильную связь — в размере 400 руб. в месяц;
— расходы водителя на внеплановый ремонт автомобиля — в размере документально подтвержденных (кассовые чеки, товарные чеки, квитанции и т.п.) фактических затрат.
5.10. Возмещение работнику расходов, связанных со служебными поездками, производится не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, на основании оформленных надлежащим образом маршрутных или путевых листов при наличии документов, подтверждающих фактические расходы, связанные со служебной поездкой.
Выплата суточных и возмещение расходов на мобильную связь производятся на основании маршрутных либо путевых листов, без предоставления подтверждающих фактические расходы документов.
5.11. Для выполнения должностных обязанностей в период служебной поездки работникам с разъездным характером работы по их заявлению на основании приказа (распоряжения) Работодателя выдается аванс в счет предстоящих расходов. Сумма аванса, а также срок, на который работнику выдаются денежные средства, определяется приказом (распоряжением) Работодателя.
5.12. Указанные в п. 5.11 работники обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который были выданы деньги, предоставить в бухгалтерию отчет по израсходованным суммам по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55, с приложением подтверждающих расходы документов. Остаток неиспользованного аванса подлежит сдаче в кассу Общества, а перерасход компенсируется работнику в порядке, предусмотренном п. 5.10 настоящего Положения.

Приложение N 1

Перечень профессий и должностей работников (укажите наименование организации), постоянная работа которых имеет разъездной характер

1) (укажите должность);
2) (укажите должность);
3) (укажите должность);
4) (укажите должность).

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 5

РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

В штате практически каждой организации есть должность водителя, которая изначально предусматривает, что сотрудник свой рабочий день проводит в дороге. Но зачастую работодатель не задумывается, что работа и водителей, и, возможно, иных сотрудников организации носит особый, разъездной характер, который обязательно отражается как условие трудового договора, — и оформляет сотрудникам командировки. А ведь за работу в таких условиях ТК РФ предусмотрена надбавка к заработной плате. О том, чья работа может носить разъездной характер и по каких основаниям это определяется, в каких локальных документах организации нужно его отразить, чем такая работа отличается от служебных командировок и какие расходы должен компенсировать такому работнику работодатель, вы узнаете, прочитав статью.

Служебные поездки

Согласно ст. 168.1 ТК РФ различают следующие виды постоянной работы, при которых работник не сидит на месте, а постоянно совершает служебные поездки:

— работа в полевых условиях;

— работа в экспедиционных условиях;

— работа в пути;

— разъездная работа.

Чем отличается последняя разновидность от работы в пути, в полевых и экспедиционных условиях? Поскольку ТК РФ не дает определений указанных понятий, обратимся к другим нормативным актам.

Понятие «полевые условия» раскрывается в ранее действовавшем Положении о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утвержденном Постановлением Минтруда России от 15.07.1994 N 56. Согласно этому документу полевыми являются особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. Кроме указанных работ, в таких условиях могут производиться работы по возведению магистральных газопроводов и дорог, линий электропередач и т. д.

Чтобы понять, какие работы подразумеваются под экспедиционными, обратимся к гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. По их нормам под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению документов, необходимых для осуществления перевозок. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент — юридические или физические лица. При этом экспедитором признается лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Таким лицом может быть водитель транспортного средства или лицо, сопровождающее груз. Основным признаком экспедиционных работ является то, что они связаны с постоянными служебными поездками.

Что касается работы в пути, под ней подразумевается работа, выполняемая на движущемся транспорте. Для примера можно обратиться к Постановлению Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579 <1> (далее — Перечень профессий). Согласно утвержденным им Перечням к осуществляющим работу в пути относятся работники речного и автомобильного транспорта, а именно капитан, лоцман, контролер пассажирского транспорта и другие работники речного транспорта, а также водители и кондукторы автобусов, водители такси, работающие на междугородных линиях.

<1> «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков».

К работе в пути можно отнести и работу на междугородных или международных железнодорожных, морских и воздушных перевозках.

Примечание. Под междугородными перевозками понимаются перевозки, осуществляемые между населенными пунктами, расстояние между границами которых составляет более 50 км <2>.

<2> Статья 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Чтобы дать определение разъездному характеру работы, обратимся к Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 05.10.2006 N 780. В ее п. 2 сказано, что разъездной характер имеют работы, при выполнении которых осуществляются регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории (участков), при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.

В Перечнях профессий помимо лиц, работа которых осуществляется в пути, также перечислены лица, имеющие разъездной характер работы: монтеры и техники судоходной обстановки пути, рабочие разъездных бригад судоходной обстановки пути, водолазы, инструкторы взрывных работ, водители автомобилей, рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, и др. Кроме указанных работников, разъездной характер носит работа курьеров, страховых и торговых агентов, сотрудников сервисных служб, корреспондентов СМИ и др.

Отметим, что на работников, исполняющих трудовые функции в разъездах, действуют общие нормы ТК РФ, касающиеся режима и норм рабочего времени, времени отдыха, оплаты сверхурочных и ночных и т. д.

Командировка или поездка?

Не следует путать разъездной характер работы со служебными командировками — поездками работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В ст. 166 ТК РФ прямо указано, что служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Напомним, что за сотрудником, направленным в служебную командировку, сохраняются место работы и средний заработок. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение). Согласно Положению средний заработок за период нахождения работника в командировке и дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации. Также работнику возмещаются:

— расходы на проезд;

— расходы на наем жилого помещения (оплату гостиницы);

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации (мобильная связь, медицинская страховка и др.).

Обратите внимание! При командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются (п. 11 Положения).

Конкретные нормы возмещения командировочных расходов, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 <3>, распространяются только на работников бюджетных организаций. В коммерческих организациях расходы, связанные с командировкой, определяются коллективным договором или иным локальным актом организации.

<3> «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Порядок оформления командировок установлен Положением. Прежде всего руководитель организации издает приказ по унифицированной форме Т-9 (Т-9а). Кроме этого, работнику оформляются служебное задание (унифицированная форма Т-10а) и командировочное удостоверение (Т-10). Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1).

В командировочном удостоверении проставляются отметки о датах прибытия и отбытия с места командировки. Также работнику авансом выдаются денежные средства на оплату расходов на проезд, наем жилого помещения и суточные.

В течение трех рабочих дней после возвращения работник обязан представить отчет о выполненной работе и авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах, а также произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд и иных расходах, связанных с командировкой (п. 26 Положения).

В чем же состоит основное отличие командировки от служебной поездки? В ст. 57 ТК РФ установлено, что условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), должны в обязательном порядке включаться в трудовой договор с работником. Таким образом, разъездная работа — составная часть трудовой функции работника. Оговорка в ст. 57 «в необходимых случаях» означает, что работодатель обязан отметить особый характер работы в трудовом договоре, если это не предусмотрено законодательными нормативными актами, например Перечнями профессий. Кроме этого, трудовая деятельность должна постоянно носить характер разъездов.

Насчет командировок в п. 2 Положения лишь указано, что в командировки могут направляться только лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. Направление в командировки носит, как правило, периодический характер, производится по мере необходимости. При этом работодатель может указать в трудовом договоре, что работник периодически направляется в командировки, но обязанность закреплять в договоре это условие ТК РФ не установлена.

Обратите внимание! Не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины (ч. 1 ст. 259 ТК РФ), работники в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ), лица в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ), а направить в командировку работников, перечисленных в ч. 2 ст. 259, можно только с их письменного согласия.

Исходя из вышесказанного, а также разъяснений, представленных в Письме Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168, даже если поездки водителей грузовых автомобилей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, данные поездки следует рассматривать как служебные командировки. Если же согласно Перечню профессий водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки не признаются служебными командировками. Особое внимание обратите на слово «регулярных» — перевозки осуществляются согласно действующему расписанию и по конкретным маршрутам. Если же водитель осуществляет междугородные (международные) перевозки в различные города и страны по индивидуальным маршрутам, такие поездки будут считаться командировками, что подтверждается судебной практикой.

Таким образом, если сотрудник с разъездным характером работы, например, работающий в пределах города, будет направлен в другой город в служебную поездку, то ее следует оформлять как командировку.

Документальное оформление служебных разъездов

Итак, в силу ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы должно быть указано в трудовом договоре с работником. А если такой характер работы был установлен в течение трудовой деятельности, по соглашению с работником к трудовому договору заключается дополнительное соглашение. Кроме этого, разъездной характер работы также нужно отметить в должностной инструкции работника.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ перечень профессий, должностей с разъездным характером работы устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, такими как Положение о разъездном характере работы. В нем приводится перечень работ, профессий и должностей разъездного характера, регламентируются порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками, а также порядок оформления поездок и формы документов. Положение утверждается и вводится в действие приказом работодателя.

В течение деятельности организации перечень должностей, имеющих разъездной характер работы, может изменяться. Чтобы не вносить изменения в положение, можно изначально установить такой перечень отдельным приказом руководителя. Приведем образец.

Общество с ограниченной ответственностью «МАК»

(ООО «МАК»)

08.03.2012 г. Н. Новгород

Приказ N 11

об утверждении перечня должностей работников,

постоянная работа которых имеет разъездной характер

Руководствуясь ст. 168.1 ТК РФ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

установить разъездной характер работы работникам, имеющим следующие должности:

— курьер;

— страховой агент;

— помощник юриста.

Генеральный директор Калентьев /Г. С. Калентьев/

А если таких работников несколько, все условия разъездной работы можно прописать в трудовом договоре.

Довольно часто возникает вопрос: нужно ли указывать разъездной характер работы водителя в трудовом договоре, ведь и так понятно, что он все время в разъездах? Отвечаем — нужно, поскольку в зависимости от трудовых обязанностей водителя работодатель может по-разному определить характер данной работы: в пути, в экспедиционных условиях или разъездной. Это имеет значение для получения определенных надбавок и возмещения расходов, понесенных работником.

В отличие от командировок порядок документооборота и учета служебных поездок работодатель утверждает самостоятельно. Для оформления служебных поездок можно использовать форму служебного задания, утвержденную Постановлением N 1. А на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутный лист.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

служебных поездок работника ООО «МАК»

на «10» апреля 2012 года

Сотрудник: Бегунов Егор Сергеевич

Должность: курьер

Руководитель отдела кадров Работник

Каплина /И. Н. Каплина/ Бегунов

Маршрутный лист получен 10.04.2012 в 16 ч 45 мин.

Инспектор по кадрам Мокеева /Г. М. Мокеева/

Решение о том, какой документ использовать, остается за работодателем. Отметим лишь, что в любом из указанных документов должны быть предусмотрены подпись руководителя (уполномоченного им лица) и подпись работника. Формы документов, повторим, как и Положение о разъездном характере работы, утверждаются руководителем.

Служебное задание (или маршрутный лист) по завершении поездки сдается уполномоченному лицу (руководителю подразделения, работнику транспортного отдела, отдела кадров, бухгалтерии, секретарю и т. д.).

Обратите внимание! Издавать приказ о направлении в служебную поездку при разъездном характере работы сотрудника не требуется.

Обязательным документом в случае, если служебные поездки осуществляются на автотранспорте организации, является путевой лист. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление N 78) и применяются юридическими лицами всех форм собственности. Путевой лист выписывается в одном экземпляре уполномоченным лицом организации и под расписку выдается водителю. В листе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, это:

— наименование и номер;

— сведения о сроке действия путевого листа;

— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

— сведения о транспортном средстве;

— сведения о водителе.

Путевые листы регистрируются в журнале, форма которого утверждена Постановлением N 78. Он хранится в организации не менее пяти лет. Служебные задания или маршрутные листы лучше также регистрировать в журналах.

А нужно ли отмечать время служебных поездок в табеле учета рабочего времени, и если да, то как? На взгляд автора, если работа сотрудника имеет разъездной характер и установлена ежемесячная надбавка за него, в табеле следует отмечать рабочее время кодом «Я», так как сотрудник, находясь в разъездах, фактически находится на своем рабочем месте и исполняет свои трудовые обязанности. Если же установлен фиксированный размер надбавки, например 500 руб. за каждый день или час нахождения в служебной поездке, то делать отметку в табеле придется. Но поскольку условное обозначение служебной поездки не установлено, рекомендуем приказом работодателя установить новый код, например «СП».

Надбавка и компенсация

В силу ст. 129 ТК РФ одним из элементов оплаты труда являются доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ). Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Так, организации, подписавшие Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 — 2011 годы <4> (действует до 31.12.2012), за разъездной характер работы должны производить работникам доплату в размере не менее 12,5% тарифной ставки. А Положением о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87, предусмотрено, что в случаях, когда поездки в нерабочее время от места нахождения строительной организации или сборного пункта до места работы на объекте и обратно за день составляют не менее трех часов, надбавка за разъездной характер работ устанавливается в размере до 20% месячной тарифной ставки (оклада), а не менее двух часов — до 15% месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат.

<4> Утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 27.06.2008.

В организациях же, которые не приняли участие в подписании каких-либо соглашений и не присоединились к ним либо на которые не распространяют свое действие нормативные правовые акты РФ или субъектов РФ, надбавки устанавливает работодатель.

Кроме выплаты надбавок, работодатель обязан возместить расходы, понесенные сотрудником в связи с выполнением работы, имеющей разъездной характер (ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ). Список точно такой же, как и при направлении работника в командировку:

— расходы на проезд;

— расходы на наем жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Расходы на проезд возмещаются в размере оплаты проезда любым видом транспорта (в том числе на такси), проездного билета на любой из видов общественного транспорта. Водителям или сотрудникам, использующим в служебных поездках личный транспорт, возмещается стоимость ГСМ.

Расходы на наем жилого помещения и дополнительные затраты, с ним связанные, предусматривают возмещение цены проживания в гостиницах, питания и иных бытовых расходов. При этом суточные работник расходует по своему усмотрению и подтверждаться документально они не должны.

Что касается иных расходов работника, к ним можно отнести оплату сотовой связи, питания в течение рабочего дня и т. п. Все зависит от возможностей и желания работодателя.

Основанием для возмещения работнику понесенных затрат так же будет авансовый отчет, к которому прилагаются подтверждающие документы: проездные билеты, квитанции, чеки и т. п. Обратите внимание: поскольку служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются, то компенсация разъездных расходов не может быть произведена на основании командировочного удостоверения (Письмо Минфина России от 19.04.2007 N 03-03-06/1/250).

В заключение обращаем внимание работодателя на необходимость правильно оформлять документы в зависимости от характера работы сотрудника, поскольку от этого зависит, какие выплаты или надбавки вы должны осуществлять. И даже если в трудовом договоре не указано, что работа носит разъездной характер, но при этом он будет подтвержден документально, суд может признать ее таковой. В качестве примера рассмотрим Определение Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126.

М. работал в должности персонального водителя 1-го класса в ЗАО «Центродорстрой — Строительное управление N 804» (далее — ЗАО). М. посчитал, что за период работы в ЗАО ему не были произведены выплаты суточных за время нахождения его в командировках, и обратился в суд (также наличествовала задолженность по заработной плате).

Суд первой инстанции установил, что М. исполнял трудовую функцию в ЗАО в качестве водителя автомобиля 1-го класса по трудовому договору. В нем помимо основного места работы по адресу «…» была предусмотрена возможность работы в обособленных подразделениях ЗАО. Исследовав материалы дела, суд отказал М. в возмещении суточных, и вот почему.

В силу ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику в том числе расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Согласно Положению квалифицирующими признаками командировки являются:

— наличие распоряжения работодателя о направлении сотрудника в командировку;

— поездка сотрудника в место, которое не является местом его постоянной работы по трудовому договору;

— выполнение служебного поручения в месте, которое не является рабочим местом сотрудника.

Несмотря на то что в трудовом договоре отсутствует указание на особые условия труда и характер выполняемой М. работы, фактически его работа носила разъездной характер, что подтверждается путевыми листами за весь рассматриваемый период времени, согласно которым он каждый рабочий день передвигался по различным пунктам назначения и все свое рабочее время находился в пути как по основному месту работы, так и в обособленных подразделениях ЗАО. Согласно ст. 166 ТК РФ служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути между местами работы, указанными в трудовом договоре, или работа которых имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Также согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, рабочее время водителя служебного транспорта в рассматриваемом случае командировкой не считается, поскольку обязанность М. совершать служебные поездки в обособленные подразделения ЗАО прямо указана в трудовом договоре. Выплата командировочных (суточных) в этом случае не предусматривалась коллективным договором, а также была прямо запрещена приказом ЗАО.

Судебная коллегия Московского областного суда данное решение оставила без изменений.

Л. В.Куревина

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать

3 апреля 2015

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Регулярные поездки водителя в связи с выполнением им трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Обоснование вывода:

Согласно части первой ст. 168.1 ТК РФ работникам с разъездным характером работы работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Трудовое законодательство содержание понятия «разъездной характер работы» не раскрывает. Тем не менее в некоторых ведомственных актах изложены определенные указания относительно того, что считать разъездным характером работы. Так, по мнению руководства МЧС России, разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (Примечание к Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3).

Определение разъездному характеру работы дано и в п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87: разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Данное определение нашло применение в судебной практике. Так, суд указал, что разъездной характер работы имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден находиться большую часть рабочего времени в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).

По нашему мнению, разъездная работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, когда у работника нет постоянного, стационарного рабочего места. В рассматриваемой ситуации характер работы водителя связан с необходимостью постоянного перемещения в пределах одного населенного пункта. Иными словами, регулярные поездки водителей в связи с выполнение ими трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.11.2014 по делу N 33-24511/14).

Поскольку служебная поездка водителя, постоянная работа которого осуществляется в пути, не является командировкой и время нахождения в этой поездке считается обычным рабочим временем (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15), в табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок проставляются явки; работнику начисляется не средний заработок, а заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда.

Кроме того, как мы указывали, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).

Исходя из положений части второй ст. 168.1 ТК РФ оформление разъездного характера работы сводится к следующему.

1. Издается локальный нормативный акт, например приказ или положение о разъездном характере работ. В данном акте должны быть указаны:

  • перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер;
  • размеры и порядок возмещения работникам расходов, связанных со служебными поездками;
  • при необходимости также иные сведения исходя из специфики выполняемой работы.

Эти сведения могут быть также в установленном порядке включены в коллективный договор, если он заключен.

2. Условие о разъездном характере работы должно быть обязательно включено в трудовые договоры с работниками, выполняющими такую работу. В трудовых договорах также можно установить размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками.

В заключение отметим, отсутствие указания в трудовом договоре о том, что работа осуществляется в пути, или о разъездном характере работы само по себе не свидетельствует о том, что такой характер работы отсутствует. Иной подход не соответствовал бы смыслу нормативного регулирования предоставления соответствующих гарантий работникам с особым характером работ, поскольку фактически позволял бы работодателю по собственному усмотрению решать вопрос о предоставлении либо непредоставлении соответствующих гарантий посредством признания или соответственно отрицания особого характера работ у отдельных категорий работников в актах локального регулирования (трудовых договорах и т.д.). Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т.д.), но также и в первую очередь из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126).

При фактическом наличии разъездного характера работ либо осуществлении работы в пути отсутствие указания в трудовом договоре об этом является нарушением трудового законодательства, поскольку такое условие является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ) и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

Характер работы разъездной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *