Содержание
- Градостроительное законодательство 1960-90 г.г
- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 07.05.1998 N 73-ФЗ (ред. от 31.12.2005)
- Построились еще в СССР? Смело оформляйте недвижимость в собственность
- Предыстория вопроса
- Позиции судов первой и второй инстанции
- Верховный Суд решил спор в пользу владельца старого гаража
- Обратите внимание!
- Градостроительный кодекс Российской Федерации
После Пленума ЦК КПСС в июне 1962 года строительные организации были преобразованы в главные территориальные управления по строительству, подчинённые министерствам строительства республик. За совнархозами были оставлены только функции застройщиков.
Законом от 2 октября 1965 года Госкомитет по делам строительства СССР был преобразован в союзно-республиканский орган государственного управления.
Градостроительное законодательство 1960-90 г.г
Были выделены в отдельные системы строительные и производственные организации: специализированные (по транспорту, производству строительных материалов, монтажным и специальным работам) и общие (по республиканским министерствам строительства).
В данный период в строительстве, в отличие от промышленности, преобладала система республиканского подчинения. Функции Госстроя СССР были связаны в основном с осуществлением единой технической политики, руководством архитектурой, планировкой городов и т. д., ввиду чего Госстрой СССР не занимался оперативным руководством и хозяйственным управлением строительными предприятиями.
Указом от 21 февраля 1967 года ʼʼОб образовании строительных министерств СССРʼʼ Президиум Верховного Совета СССР учредил систему соответствующих союзно-республиканских министерств СССР, охватывающих предприятия тяжёлой индустрии, промышленного производства, сельского строительства, которые были переведены на двойное подчинение – Советам Министров союзных республик и союзно-республиканским министерствам СССР.
Особенность новой системы управления строительством состояла в сочетании отраслевого принципа с территориальным единством подрядных организаций. Это означало, что в рассматриваемой сфере отсутствовало единое руководство, строительство однородных объектов осуществлялось различными организациями, не было утверждённых генеральных планов развития городов.
17 октября 1969 года Советом Министров СССР было утверждено Положение о Министерстве строительства СССР. В компетенцию указанного государственного органа входило руководство строительством промышленных предприятий, зданий и сооружений, жилых домов и объектов культурно-бытового назначения независимо от того, к каким отраслям народного хозяйства они были отнесены; контроль за выполнением заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов.
Особая роль в управлении строительством принадлежала союзно-республиканскому Государственному Комитету СССР по делам строительства (Госстрой СССР), который в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года нёс ответственность за проведение единой технической политики в строительстве, совершенствование проектно-сметного дела, повышение качества проектирования; а также за улучшение архитектурного облика городов, промышленных центров и посёлков.
Действуя в области технического регулирования, Госстрой СССР утверждал общегосударственные нормативы, сметные нормы, правила, инструкции и другие нормативные акты по строительству, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также предприятиями и организациями независимо от их подчинённости.
При Госстрое СССР был образован Государственный Комитет по гражданскому строительству и архитектуре, наделённый полномочиями по проведению единой градостроительной политики, направленной на развитие городов и посёлков.
Система строительных министерств, сформированная в 60-е годы, функционировала на базе сочетания территориального и отраслевого принципов. Отрасли строительства – промышленное, сельскохозяйственное, жилищно-гражданское – в качестве объекта регулирования были рассредоточены по многочисленным отраслевым и территориальным органам управления. Построение такой системы управления строительной деятельностью в СССР и республиках препятствовало специализации строительства (увеличивалось количество дублирующих друг друга организаций на одной и той же территории).
Рассмотренные органы управления строительством просуществовали до реформ начала 90-х годов. С распадом СССР в декабре 1991 года были ликвидированы союзные органы управления строительством. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ последующее время продолжали действовать строительные министерства и ведомства УССР, система которых была изменена с провозглашением независимости.
В результате исторического анализа рассматриваемой сферы, можно сделать вывод, что процесс зарождения и становления организации и управления строительным комплексом был последовательным и соответствовал тому или иному периоду государства.
Исторический анализ возникновения и развития организационно-правовых форм строительного комплекса в СССР свидетельствует об активной роли государства и правящей Коммунистической (большевистской) партии в руководстве данным комплексом. За годы советской власти была создана в целом жизнеспособная хозяйственно-социальная структура, решающая как специфические технические проблемы строительной индустрии, так и общесоциальные (обеспечение населения жильём, решение задач промышленного и сельскохозяйственного строительства, специального строительства и т. д.).
Особенно яркое выражение успехов в строительстве имело в период решения одной из самых актуальных проблем в СССР – переселении подавляющей части советских граждан из бараков и коммуналок в благоустроенные квартиры. Целенаправленная деятельность государства выдвинула СССР в число ведущих держав мира по масштабам и темпам строительства.
При этом, являясь составной частью всего советского общества, система управления строительным комплексом не могла не испытывать на себе влияние административно-бюрократических методов государственного руководства, тоталитарного политического режима.
В конце 1980-х годов внутренние проблемы, присущие системе управления строительным комплексом, и общая социально-экономическая ситуация в СССР, обусловленная ориентацией на переход к рыночной экономике, послужили толчком к проведению организационно-структурных преобразований системы, демократизации процессов управления.
Формальным днем начала работы над архитектурно-градостроительным законодательством был день открытия (первого и последнего) объединенного пленума правления СА СССР и СА РСФСР 25 октября 1989 года в городе Пенза.
В действительности работа началась на два года раньше с образования подготовившего данный пленум Совета по архитектурно-градостроительному законодательству СА СССР.
Очень показателен даже перечень рассматриваемых на этом пленуме документов: Проект Основ градостроительного законодательства СССР и союзных республик, Примерная структура Градостроительного Кодекса союзной (автономной) республики, Городской архитектурно-градостроительный Устав, Проект Положения об эскизном архитектурном проекте, проект Положения об архитекторе-авторе проекта. Первые документы создавались на абсолютно пустом месте, так как ни одного закона по градостроительству и архитектуре до этого не было более семидесяти лет, создание законодательной базы в правовом вакууме при полном отсутствии судебной практики и тотальной правовой безграмотности похоже на строительство здания без фундаментов.
Единственными ориентирами в те годы был разнообразнейший мировой и дореволюционный российский опыт регулирования градостроительства и архитектуры, который нужно было в авральном порядке изучить и, что важнее, отделить ʼʼзерна от плевелʼʼ – принципы от национальных особенностей.
В ходе проводимых реформ в Украине после 1991 года была создана система управления градостроительным комплексом, ориентированная на новые социально-экономические и политические цели и задачи.
Отсюда несовершенство и не полнота таких скороспелых законов, которые, к тому же, не очень ложились на нашу почву с ее особым совковым менталитетом. В таких условиях, преодолевая непонимание , в первую очередь, строителей и всеобщее невежество, в самом конце1980-х создавался фундамент того , что сейчас стало обычным.
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 07.05.1998 N 73-ФЗ (ред. от 31.12.2005)
Построились еще в СССР? Смело оформляйте недвижимость в собственность
В настоящее время на просторах страны во владении тысяч граждан находятся сараи, гаражи, разного рода курятники и другие постройки хозяйственного назначения, возведенные в канувшем в Лету СССР с соблюдением всех требований тогдашнего законодательства. Однако сегодня мы живем в совершенно другом государстве, чиновники которого полагают, что такого рода строения расположены на землях муниципальной собственности, и поэтому не могут быть оформлены в собственность физическим лицам.
На днях типичную, проблемную для построившего при советской власти гараж гражданина, ситуацию разрешил Верховный Суд РФ. Судебной коллегии по гражданским делам высшей судебной инстанции пришлось вмешаться в спор владельца старой постройки и чиновников администрации местного муниципального образования, на чьих землях она была в свое время возведена.
С учетом количества таких строений, владельцы которых столкнулись с препятствиями в лице местного чиновничества при их оформлении в собственность, принятое Верховным Судом решение имеет практическую важность при судебных разбирательствах дел данной категории.
Предыстория вопроса
В 1965 году гражданин построил в черте города кирпичный гараж. Законодательством СССР оформление домов и построек в собственность не предусматривалась. В текущем году владелец попытался зарегистрировать право собственности на свой гараж и через МФЦ обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о государственной регистрации, однако получил отказ.
Чиновники посчитали гараж самовольной постройкой и собирались ставить вопрос о ее сносе. Пожилой хозяин гаража был вынужден обратиться за защитой своих прав в суд.
Позиции судов первой и второй инстанции
Районный суд удовлетворил требования истца и обязал чиновников оформить строение в собственность. Однако это решение не устояло в суде апелляционной инстанции. Суд второй инстанции пришел к выводу об отсутствии у владельца гаража пакета документов, необходимых в настоящее время для осуществления процедуры регистрации права собственности. По делу было вынесено новое решение, но в пользу ответчика.
В 60-х годах прошлого столетия разрешение на строительство гаражного бокса было выдано исполкомом районного Совета депутатов. Был организован гаражно-строительный кооператив, члены которого внесли взносы в размере финансирования строительства одного гаражного бокса.
Однако апелляционный суд расценил представленную копию разрешения исполкома и документы, подтверждающие внесение истцом паевых взносов в ГСК, недостаточными для оформления права собственности на гараж. В период прохождения кассационной инстанции пожилой хозяин гаража умер, и строение по наследству перешло во владение его дочери. Получив отказ в вынесении рассмотрения кассационной жалобы в Президиуме краевого суда, она обратилась с жалобой в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Верховный Суд решил спор в пользу владельца старого гаража
Судебная коллегия при ознакомлении с материалами дела приняла во внимание выписку из протокола заседания комиссии районного исполкома Советов депутатов, которая подтверждала выдачу истцу разрешения на возведение постройки, а также своевременную и полную уплату владельцем гаража членских взносов в гаражно-строительный кооператив с момента его образования до настоящего времени.
Также в деле имелась копия распоряжения департамента земельных ресурсов администрации муниципального образования о передаче в аренду ГСК земельного участка под гаражами. Именно это обстоятельство дало основание апелляционному суду утверждать, что гаражно-строительный кооператив являлся арендатором, а не собственником земли. Возводить же какие-либо капитальные строения на арендуемом участке арендатор не имеет права, поскольку это исключительная прерогатива собственника земли.
Однако Верховный Суд указал на ошибочность такого вывода, сославшись на положения материального законодательства, в соответствии с которыми законно построенное здание является объектом недвижимости, даже в том случае, если права собственности на него не оформлены в установленном порядке. Согласно диспозиции статьи 218 Гражданского кодекса РФ физическое лицо может приобрести право собственности на новую вещь, которую оно создало для себя при соблюдении все требований закона.
Другими словами, членам гаражно-строительного кооператива, как и других кооперативов — потребительских, дачных, жилищных, полностью уплатившим паевые взносы за гараж, предоставляется право оформления их себе в собственность.
Касательно нарушения прав арендодателя возведением вопреки его воле капитального строения Судебная коллегия напомнила, что гаражи на рассматриваемом земельном участке были возведены, как минимум, за 40 лет до предоставления земли в аренду ГСК. В выданном Советской властью разрешении отсутствуют ограничения на тип возводимых зданий. То есть, граждане имели право строить капитально.
Имеющееся в деле экспертное заключение подтверждает соответствие гаража действующим градостроительным нормам и строительным правилам, и отсутствие каких-либо угроз жизни и здоровью населения. Документально подтверждено, что владелец гаража являлся бессменным членом гаражно-строительного кооператива, не имевшим задолженности по уплате паевых и членских взносов.
Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу о том, что право собственности владельца гаража на недвижимое имущество возникло в силу закона, и отменил апелляционное определение суда второй инстанции.
Архив 2014-2018
Обратите внимание!
- Каждый случай индивидуален, как своими обстоятельствами, так и судебным правоприменением. Общая информация не может гарантировать решение Вашей конкретной проблемы.
- Законодательство изменяется так часто, что иногда мы не успеваем вносить в статью соответствущие коррективы.
Поэтому рекомендуем обратиться за БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ к опытным юристам. Эксперты-консультанты работают круглосуточно и Вам гарантирован профессиональный разбор Вашей ситуации:
- Задайте свой вопрос через форму, расположенную сразу под этим объявлением.
- Или позвоните на горячую линию:
+7 (499) 653-60-72 доб. 263 — Москва и Московская область.
+7 (861) 205-14-35 доб. 628 — Краснодар и Краснодарский край.
8 (800) 500-27-29 доб. 928 — Все регионы страны и зарубежье.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Градостроительный кодекс Российской Федерации
81 ТК РФ
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления