Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О войсках национальной гвардии Российской Федерации
Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение
Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья 2. Задачи войск национальной гвардии
1. На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:
1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 391-ФЗ)
8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;
9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц. (Пункт введен — Федеральный закон от 07.03.2018 № 40-ФЗ)
2. Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии
Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии
Войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.
Статья 41. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности войск национальной гвардии
1. При осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4, 16, 18, 24, 26, 27 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, сотрудник войск национальной гвардии обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
2. Сотрудник войск национальной гвардии имеет право не исполнять требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, при возникновении обстоятельств, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудника войск национальной гвардии или иных лиц, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.
(Статья введена — Федеральный закон от 31.07.2020 № 275-ФЗ)
Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии
1. В состав войск национальной гвардии входят:
1) органы управления;
2) объединения, соединения и воинские части;
3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее — подразделения);
4) образовательные организации высшего образования и иные организации.
2. Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения.
3. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) воинских частей и подразделений войск национальной гвардии осуществляются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
4. Органы управления объединений, подразделения и организации войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании уставов, утверждаемых руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
5. Органы управления соединений и воинские части войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании единого типового устава, утверждаемого руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии
1. Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации:
1) определяет задачи войск национальной гвардии;
2) утверждает структуру и состав войск национальной гвардии (до оперативно-территориального объединения включительно);
3) утверждает штатную численность военнослужащих войск национальной гвардии, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции (далее — сотрудники), и гражданского персонала войск национальной гвардии;
4) назначает на должность главнокомандующего войсками национальной гвардии и освобождает его от должности;
5) утверждает Устав войск национальной гвардии, знамя и флаг войск национальной гвардии, положения о них, их описания и рисунки;
6) утверждает положение об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии;
7) устанавливает количество должностей в войсках национальной гвардии, подлежащих замещению высшими офицерами (высшим начальствующим составом), присваивает воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), назначает военнослужащих (сотрудников) на воинские должности (должности), для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), освобождает их от воинских должностей (должностей) и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;
8) утверждает концепцию и план строительства и развития войск национальной гвардии;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3. Правительство Российской Федерации:
1) осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности войск национальной гвардии в пределах сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов;
2) утверждает перечень состоящих на вооружении войск национальной гвардии оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств;
3) обеспечивает оснащение войск национальной гвардии вооружением, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами по их заказам;
4) утверждает перечни важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии;
5) утверждает перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии;
6) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по социальной защите, материальному обеспечению военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала; (В редакции федеральных законов от 29.07.2018 № 264-ФЗ, от 31.07.2020 № 276-ФЗ)
61) утверждает перечень отдельных категорий сотрудников, которые имеют право на питание за счет средств федерального бюджета и которым по их просьбе выдается продовольственный паек, устанавливает порядок и нормы выдачи продовольственного пайка и его ассортимент; (Пункт введен — Федеральный закон от 31.07.2020 № 276-ФЗ)
7) обеспечивает реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала; (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 264-ФЗ)
8) утверждает перечень водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акваториях которых воинские части войск национальной гвардии участвуют в охране общественного порядка;
9) определяет порядок использования авиации войск национальной гвардии в интересах других федеральных органов исполнительной власти;
10) утверждает требования к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, порядок контроля за их выполнением и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны, если иное не установлено законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
4. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, являющийся главнокомандующим войсками национальной гвардии.
Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии
1. Объединения, соединения, воинские части и подразделения войск национальной гвардии дислоцируются в соответствии с задачами войск национальной гвардии и с учетом социально-экономических условий мест дислокации.
2. Места дислокации воинских частей и подразделений войск национальной гвардии определяются решением руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а от соединения и выше — решением Президента Российской Федерации.
3. Передислокация воинских частей и подразделений войск национальной гвардии осуществляется по решению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а от соединения и выше — по решению Президента Российской Федерации.
Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии
Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии
1. Войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач осуществляют следующие полномочия:
1) общие полномочия;
2) специальные полномочия (меры принуждения): задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах;
3) полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции;
4) иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Полномочия войск национальной гвардии реализуются органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, организациями и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
3. Законные требования военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии при реализации ими полномочий войск национальной гвардии обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии
1. Войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями:
1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
2) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
3) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;
4) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
5) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требовать от граждан покинуть место происшествия;
7) доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом;
8) производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;
9) производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов;
10) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий;
11) беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;
12) осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;
13) при несении службы по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности на акваториях водных объектов производить досмотр плавучих средств (судов);
14) вести разведку в районах выполнения служебно-боевых задач. Организация и порядок ведения разведки войсками национальной гвардии определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
15) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;
16) контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
17) выдавать юридическим лицам и гражданам Российской Федерации направления на проведение контрольного отстрела гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом; (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 391-ФЗ)
18) выдавать при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление частной охранной деятельности или частной детективной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса удостоверения частного охранника и удостоверения частного детектива; прово
В 2016 году на базе Внутренних войск МВД России было организовано новое структурное подразделение – Федеральная служба войск Национальной гвардии, или попросту Росгвардия.
В СМИ довольно часто упоминаются заслуги этого подразделения, но далеко не все знают, для чего Росгвардия была создана, чем она занимается и какие полномочия имеет.
Прежде всего, чтобы устранить недопонимание, нужно отметить, что Росгвардия и Нацгвардия – это два общепринятых названия одного ведомства. Деятельность этого подразделения регулируется федеральным законом № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», а также указами Президента.
При организации этого подразделения в состав Росгвардии вошли такие службы, как Внутренние войска МВД, ОМОН, СОБР, вневедомственная охрана, а также орган лицензионно-разрешительной системы, который занимается выдачей разрешений на оружие и охранную деятельность.
Самым главным и основным отличием Росгвардии от полиции является порядок подчиненности. Если полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, то войска Росгвардии подчиняются непосредственно Президенту РФ.
Довольно важным является тот факт, что в случае введения Президентом в стране режима чрезвычайной ситуации под контроль Росгвардии переходят подразделения Министерства обороны.
Этот порядок был установлен указом Президента № 236 от 24 мая 2017 года. За всю историю страны армия никогда не подчинялась внутренним войскам.
До образования Росгвардии именно внутренние войска могли быть переданы в подчинение армии для выполнения определенных функций, но не наоборот.
Таким образом, в случае необходимости под контроль Президента могут перейти все силовые структуры, и в этом случае Министерство обороны РФ может легитимно действовать против граждан своей страны, хотя Конституция не позволяет армии этого делать.
Еще одним важным отличием Росгвардии от полиции является самостоятельность. Росгвардия – финансово независимая структура, которой перешли все финансовые функции МВД. Один только оборот вневедомственной охраны за год превышает 20 миллиардов рублей.
Также отличием Росгвардии от полиции являются основные задачи службы. Если самой главной задачей полиции является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, то Росгвардия создана непосредственно для защиты целостности страны, как бы громко это ни звучало.
Основные функции полиции и Росгвардии
К функциям полиции относится борьба с преступлениями, борьба с преступными группами, борьба с экономическими преступлениями, дорожная автоинспекция, борьба с незаконной миграцией, контроль за оборотом наркотиков и уголовный розыск.
В свою очередь к функциям Росгвардии относят охрану важных государственных объектов, борьбу с экстремизмом и терроризмом, защиту территории России, надзор за соблюдением законодательства РФ по обороту оружия, а также контроль за частной охранной и детективной деятельностью.
Руководит Росгвардией Виктор Золотов, личность довольно медийная. По слухам ранее он был личным телохранителем Анатолия Собчака, а также охранял Ельцина, когда тот выступал на броне танка.
Помимо вышеперечисленных, к полномочиям Росгвардии также относятся поддержание правопорядка во время массовых мероприятий, освобождение заложников, участие в контртеррористических операциях, спасение людей, помощь силам МЧС, непосредственное участие при преследовании преступников, а также досмотр личного и коммерческого транспорта.
Как видите, эта структура имеет очень широкое поле деятельности. В своих задачах Росгвардия пересекается практически со всеми структурами, МЧС, МВД, ФСО и ФСБ.
На практике это означает, что полиция занимается мелкими происшествиями, например, задержание гражданина в состоянии алкогольного опьянения, профилактические беседы участкового с шумными соседями, ведение дел об ограбления магазина и так далее.
Росгвардейцы, в основном, принимает участие в тех делах, которые связаны с массовыми беспорядками, преступлениями против конституционного строя и так далее.
Есть мнение, что Росгвардия была создана в первую очередь для борьбы с оппозицией и митингами, к тому же бойцы нацгвардии всегда участвуют в подавлении митингов и, по словам очевидцев, делают это с особой жестокостью. Естественно, в прямых обязанностях борьба с оппозицией у Росгвардии не прописана.
На данный момент в своей профессиональной деятельности у войск Росгвардии гораздо больше прав и меньше обязанностей по отношению гражданам, чем у сотрудников полиции.
Сотрудники Росгвардии при обращении к гражданину не обязаны называть свою должность, фамилию, звание и предъявлять служебное удостоверения, поскольку федеральный закон о войсках национальной гвардии РФ не обязывает их это делать. Представляться при общении с гражданами Росгвардейцам лишь рекомендуется для недопущения конфликтных ситуаций, но не в случае пресечения преступлений и административных правонарушений.
Факт анонимности сотрудников Росгвардии постоянно вызывает большое обсуждение. Учитывая, что при пресечении незаконных собраний и митингов росгвардейцы практически всегда носят каски и балаклавы, установить ответственность за причинение вреда здоровью гражданина практически невозможно.
Полномочия при непосредственном пресечении противоправной деятельности у Росгвардии гораздо шире, чем у полиции. К примеру, они могут использовать для подавления массовых беспорядков и несанкционированных митингов спецтехнику, водометы, бронетранспортеры и тому подобные технические средства.
С выведением из внутренних войск и подчинения МВД ОМОНа и СОБРа в арсенале полиции осталось лишь табельное стрелковое оружие и набор специальных средств, предназначенных для личного применения. При их использовании на полицейских налагается ряд ограничений, например, при пресечении общественных беспорядков они не вправе наносить удары по жизненно важным органам граждан во избежание причинения опасных для жизни травм.
В статье 20 федерального закона № 226-ФЗ, регламентирующей правила физического воздействия бойцами Росгвардии, подобной оговорки нет. Специально это сделано или нет неизвестно, но факт остается фактом.
Бойцы Росгвардии при пресечении массовых беспорядков могут действовать более жестко, следовательно, более эффективно.
В части применения оружия у Росгвардии тоже прав больше, чем у полиции. И Росгвардия и полиция могут применять оружие без предупреждения, но отличия в том, что закон «О полиции» содержит оговорку, что оружие применяется для защиты граждан при посягательствах на жизнь и здоровье. В законе Росгвардии такой оговорки нет, что дает росгвардейцам больше свободы на применение оружия.
Надзор за исполнением войсками национальной гвардии федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Соответственно, если сотрудниками Росгвардии были нарушены ваши законные права, вы можете написать жалобу в прокуратуру.