Кризисные явления в экономике России, имеющиеся в 90-е годы XX столетия, оказали крайне негативное влияние на демографическую ситуацию в стране в целом. Последствия низкой рождаемости в тот период отражаются на жизни общества и экономике и в наше время.

В этой связи руководство РФ разработало ряд программ, направленных на материальное ее стимулирование. Так, еще в 2007 году был дан старт госпрограмме материнского капитала, действие которой продолжается и сейчас. Об ее особенностях речь пойдет далее в статье.

О чем говорит 256 ФЗ

29 декабря 2006 года в России приняли Федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ. В соответствии с данным нормативным актом было введено понятие «материнский капитал».

Под ним следует понимать денежные средства, выплачиваемые лицам, имеющим право на выплаты денежных средств со стороны государства. При этом выплаты имеют целевой характер, то есть использовать их можно только на те цели, которые установлены федеральным законом.

На практике это означает, что подпадающим под программу гражданам выдаются не наличные денежные средства, а сертификат, который подтверждает право на использование материнского капитала.

Важно! Сертификат является именным, а это означает, что средствами поддержки может воспользоваться только лицо, которое его оформляло.

В целом, программа маткапитала на сегодняшний день является одним из наиболее весомых инструментов материального стимулирования рождаемости в нашей стране.

Основные положения закона о Материнском капитале

Федеральный закон № 256-ФЗ в полной мере регулирует отношения, связанные с предоставлением средств поддержки семьям с детьми, а также порядком целевого расходования денежных средств.

Разберем структуру данного правового акта.

Федеральный закон состоит из 13 статей без деления на главы:

  1. Ст. ст. 1-2 документа являются вводными и определяют цели и задачи данного нормативного акта, а также вводят основные понятие, используемые в нем.
  2. Ст. 3 определяет круг лиц, которые имеют право на поддержку со стороны государства.
  3. Ст. 4 устанавливает порядок функционирования регистра граждан, которые получили сертификат. Он необходим для единого учета данных лиц.
  4. Ст. 5 устанавливает особенности выдачи соответствующего сертификата.
  5. Ст. 6 определяет размер средств господдержки, а также порядок индексации маткапитала.
  6. Ст. ст. 7-9 устанавливают порядок распоряжения средствами господдержки, а также особенности их трансферта из бюджета федерального в бюджет пенсионного фонда, на который и возложены обязанности по реализации данной госпрограммы.
  7. Ст. ст. 10-12 регулируют порядок направления средств на те или иные цели, предусмотренные законодательством.
  8. Ст. 13 Федерального закона № 256-ФЗ устанавливает заключительные положения.

Полезно также почитать: Изменения в выплатах материнского капитала в 2020 году

Кто имеет право на субсидию согласно закону

Перечень лиц, которые вправе претендовать на получение сертификата, содержится в статье 3 рассматриваемого нормативного акта.

В него входят:

  • женщины, у которых появился второй по счету ребенок после 2007 года
  • мужчины, которые являются усыновителями в единственном числе второго ребенка.

Справка! С 1 января 2020 года соответствующий документ могут получить и лица, в семье которых появился первенец, что значительно расширяет круг лиц, имеющих право на поддержку за счет бюджета.

Следует отметить, что возможность получения средств поддержки может быть утрачена в случае лишения родителей соответствующих прав.

На сертификат вправе рассчитывать и семьи, в которых имеются усыновленные дети. Если же над ребенком оформляется опекунство, то за него материнский капитал не выплачивается.

Кроме этого, важным условием для того, чтобы получить материальную выплату, является наличие у ребенка российского гражданства.

Детали оформления по закону

Право на оформление данного сертификата возникает сразу после рождения второго (до 31. 12. 2019 года) или первого (после 01. 01. 2020 года) ребенка.

Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением и свидетельством о рождении в отделение пенсионного фонда. Также подать бумаги можно в МФЦ. Кроме этого, допускается его подача в электронном формате через портал «Госуслуги» или личный кабинет на сайте государственного пенсионного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 рассматриваемого нормативного акта решение о выдаче сертификата принимается в течение 15 дней с момента подачи документов. При этом данный срок может быть увеличен при необходимости истребования дополнительных документов.

Законом установлено, что распорядиться средствами можно не сразу, а только спустя 3 года после рождения ребенка. Однако в отдельных случаях имеются исключения.

Так, распорядиться средствами сразу можно в следующих целях:

  • при погашении кредитов и займов, оформленных в целях приобретения жилья;
  • при приобретении средств реабилитации ребенка-инвалида;
  • при оформлении ежемесячной выплаты на ребенка до 3 лет.

Размер выплат

Размер материнского капитала является фиксированным. Так, в 2020 году соответствующий объем поддержки составляет 466 617 рублей.

Это касается семей, в которых второй ребенок был рожден до 1 января 2020 года. То же верно и для тех из них, где родился первенец после 1 января 2020 года. Если же после этой даты рождается второй или последующий ребенок, то сумма материнского капитала возрастает до 616 617 рублей.

Внимание! В соответствии с законом сумма маткапитала подлежит периодической индексации. Так, в 2020 году ее значение составило 3% по отношению к сумме выплат, установленной в предыдущие периоды. По планам Правительства, в 2021 году увеличение составит уже 4%.

Как можно использовать выплату, опираясь на закон

Федеральный закон № 256-ФЗ предусматривает следующие возможности расходования средств материальной поддержки:

  1. Улучшение условий проживания. Граждане могут вложить бюджетные деньги в покупку или строительство жилья. При покупке недвижимости по сертификату необходимо выделение долей в праве собственности матери, отцу и всем детям. На сегодняшний день подавляющее большинство семей использует маткапитал именно для этой цели.
  2. Получение образовательных услуг. Допускается использование средств господдержки на оплату услуг дошкольного, среднего, высшего и дополнительного образования, в том числе и старшего ребенка.
  3. Приобретение товаров и услуг для реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. При воспитании ребенка-инвалида семья может приобрести ему необходимые товары, перечень которых определен Правительством, не дожидаясь истечения трехлетнего срока.
  4. Направление средств на пенсию накопительного типа матери. Женщина вправе направить средства господдержки в счет формирования своей будущей пенсии.

Иные формы распоряжения маткапиталом невозможны. За незаконные попытки обналичить материнский капитал предусмотрено привлечение к ответственности.

Федеральный закон №256-ФЗ регулирует отношения, связанные с порядком выдачи и реализации средств материнского капитала. Эта мера господдержки охватывает миллионы семей в России, которые уже успели воспользоваться ею в установленных данным нормативным актом целях.

Статья 3

1. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

2. Полномочия, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления либо организациям, которые находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

4. Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании утвержденной Правительством Российской Федерации методики исходя из численности граждан, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и размера этой выплаты.

5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

5.1. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, не взимается.

6. Средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Контроль за расходованием указанных в части 3 настоящей статьи средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, и Счетной палатой Российской Федерации.

9. Контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственный власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

9.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

10. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

11. Размер материнского (семейного) капитала, установленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ежемесячно уменьшается на сумму ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

ФЗ о семьях имеющих детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *