Содержание
- Изменения законодательства для 2019 года
- Когда был принят федеральный закон 89 и что он регулирует
- Структура и главные положения ФЗ 89 об отходах производства и потребления
- Что является отходами производства и потребления по закону
- Классы опасности отходов в соответствии с ФЗ 89
- Общие требования ФЗ 89 по обращению с отходами
- Государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
- Регулирование деятельности по обращению с ТКО
- Государственный надзор в сфере обращения с отходами
- Ответственность за нарушение закона
- Последние важные изменения в ФЗ 89
Закон «Об отходах производства и потребления» — основной документ, регулирующий работу с мусором (№89-ФЗ от 24.06.1998). Он определяет, как происходит вывоз отходов на специальные территории, и как осуществляется их дальнейшая переработка, кто ответственен за эту процедуру, на каком уровне устанавливаются тарифы за обработку мусора, и кто уполномочен их утверждать.
Изменения законодательства для 2019 года
В рамках реформирования системы обращения с отходами в закон были внесены поправки в 2017 и в 2018 годах (№503-ФЗ от 31.12.2017, №272-ФЗ от 29.07.2018 и №483-ФЗ от 25.12.2018).
Изменения коснулись:
- принципов нормирования обращения с отходами для предприятий;
- разделения полномочий в области обращения с ТКО между региональными и местными властями;
- механизма вывоза мусора;
- правил формирования тарифов за вывоз отходов.
Нормирование в области обращения с отходами
С 1 января 2019 действуют новые нормы обращения с отходами (п. 2 ст. 3 №219-ФЗ от 21.07.2014). Процедуре нормирования посвящена отдельная статья закона (ст. 18 №89-ФЗ). Она устанавливает лимиты на производство мусора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Последними поправками существенно изменено её содержание:
- требования по обращению с мусором устанавливаются в зависимости от категории, присвоенной объекту, на котором предприятие осуществляет свою деятельность. Всего предусмотрено 4 категории, которые зависят от уровня пагубного воздействия на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 №1029);
- предприятия, работающие на объектах I и II категорий, обязаны разрабатывать нормативы создания отходов и лимиты на их размещение (п. 2 ст. 18 №89-ФЗ);
- для предприятий I категории предусмотрена особая процедура разработки нормативов:
- нормы утверждаются после получения комплексного экологического разрешения;
- для оформления разрешения требуется заключение государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 18 №89-ФЗ);
- предприятия на II категории объектов сдают отчётность об обращении с отходами в форме декларации о воздействии на окружающую среду: в неё вносят информацию об объеме образовавшихся и размещенных отходов (п. 4 ст. 18 №89-ФЗ);
- предприятия III категории предоставляют отчёт о полном цикле работы с отходами (от создания до утилизации и захоронения). Он подаётся в уполномоченный орган (п. 5 ст. 18 №89-ФЗ);
- предприятия, работающие на IV категории объектов, освобождены от предоставления отчётности по работе с отходами (п. 6 ст. 18 №89-ФЗ).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
С 2019 года изменяются полномочия местных органов власти касательно обращения с ТКО (№503-ФЗ от 31 декабря 2017 г.): на некоторых уровнях зона ответственности расширилась, на других, напротив, была сокращена.
Власти городских поселений теперь отвечают не только за сбор и транспортировку мусора, но также за следующее:
- создание и содержание мест накопления ТКО;
- разработку схемы размещения территорий захоронения ТКО;
- ведение реестра созданных мест накопления;
- проведение мероприятий, направленных на воспитание экологической ответственности и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО (п. 1 ст. 8 №89-ФЗ).
Из ведения органов местного самоуправления муниципальных районов исключены мероприятия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и захоронению ТКО. Теперь они уполномочены:
- создавать и содержать места накопления ТКО;
- разрабатывать схемы размещения созданных территорий;
- вести реестр мест накопления;
- организовывать мероприятия по воспитанию и формированию культуры обращения с ТКО (п. 2 ст. 8 №89-ФЗ).
Органы местного самоуправления городских округов также потеряли свои прежние полномочия по полному циклу обращения с ТКО (от сбора до захоронения) и теперь уполномочены только на создание и содержание мест накопления отходов, а также на проведение мероприятий по экологическому воспитанию граждан (п. 4 ст. 8 №89-ФЗ).
Переходные положения
В 2017 году в закон об отходах были введены переходные положения (№254-ФЗ от 03.07.2016). Их цель — смягчить процесс проведения «мусорной» реформы, обеспечив поэтапное внедрение новых правил обращения с отходами. Главных новшеств 3:
- полностью обновился механизм обращения с ТКО (сбор, хранение, утилизация);
- введены новые требования к территориям захоронения отходов;
- создана система региональных операторов по обращению с ТКО.
Введённые в 2017 году и дополненные в 2018 переходные положения делают исключения из новых правил для городов федерального значения, а также допускают некоторые послабления в рамках исполнения установленных законом требований.
Поправками 2017 года предусмотрены следующие условия:
- для города Москвы и входящих в неё муниципалитетов разрешается использование объектов захоронения ТКО, созданных до введения новых положений закона, до 1 января 2025 года (п. 1 ст. 29.1 №89-ФЗ);
- требование о запрете размещения ТКО на территориях, не внесенных в государственный реестр, не распространяется на Республику Крым и город Севастополь до 1 января 2020 года (п. 2 ст. 29.1 №89-ФЗ);
- до 1 января 2023 года допустимо использование объектов для захоронения, не внесённых в госреестр, если они были введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года (п. 2.1 ст. 29.1 №89-ФЗ).
С января 2019 года действует ряд дополнительных переходных положений (пп. 5 — 9 ст. 29.1 №89-ФЗ):
- города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют привилегию не назначать единых операторов по обращению с ТКО до 1 января 2022 года;
- в случае неудавшегося конкурсного отбора оператора местные власти имеют право заключить договор с юридическим лицом без организации конкурса (на срок не более 1 года);
- если по объективным причинам конкурс по утверждению регионального оператора не может быть проведён, власти имеют право не назначать его в одной или нескольких территориальных зонах вплоть до 1 января 2020 года;
- если объект захоронения ТКО не имеет необходимой документации, но введён в эксплуатацию до 1 января 2019 года, его использование допустимо до 1 января 2023 года;
- разрешено использование объектов захоронения ТКО особых классов опасности (с I по IV) при отсутствии у них лицензии на работу с такими видами отходов.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Лидия Добронравова Юрист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об отходах производства и потребления
Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года
Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ; от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ)
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ)
объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2000 № 169-ФЗ)
сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме); (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
(Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор); (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ; от 23.07.2013 № 226-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)
3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 261-ФЗ; в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 272-ФЗ)
Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
максимальное использование исходных сырья и материалов;
предотвращение образования отходов;
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
обработка отходов;
утилизация отходов;
обезвреживание отходов.
(Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
Статья 4. Отходы как объект права собственности
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
Статья 41. Классы опасности отходов
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
(Статья введена — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ; от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 19.07.2011 № 248-ФЗ; от 05.04.2016 № 104-ФЗ)
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения, а также определение правил инвентаризации объектов размещения отходов; (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ)
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;
осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;
определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
(Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ)
установлен
В процессе потребления и производства человеческое общество образует большое количество отходов. Их надо убирать, вывозить и выполнять с ними другие манипуляции. ФЗ 89 об отходах производства и потребления детализирует правовые вопросы, относящиеся к работе с мусором на всех стадиях. Строгое соблюдение его положений поможет сделать жизнь чище и уменьшить разрушающее влияние общества на окружающую среду. При этом регулируется вопрос об использовании мусора как сырьевого ресурса.
Когда был принят федеральный закон 89 и что он регулирует
За принятие 89 ФЗ об отходах Государственная Дума проголосовала в 1998 году. На протяжении существования этого нормативного акта в него вносились поправки, предназначенные для улучшения.
В этом документе подробно освещены главные принципы, на основании которых построена работа с отходами. Здесь учитываются особенности, принимаемые во внимание при утилизации различных типов мусора.
Закон об отходах описывает государственную политику в рассматриваемой сфере. На основании его положений регламентируются процессы возникновения отходов, процедуры хранения и способы утилизации. В составе документа можно видеть 8 глав и 31 статью. Некоторые из них не сохранили юридическую силу и были аннулированы.
Структура и главные положения ФЗ 89 об отходах производства и потребления
При работе с отходами главными приоритетами являются:
- Все применяемые меры направлены на защиту человеческого здоровья, сохранение здоровой экологической обстановки и видового разнообразия живой природы.
- Законодательство должно обеспечить связь между экологическими и экономическими интересами. Это необходимо для обеспечения стабильного развития общества.
- Внедрение прогрессивных технологий сбора и утилизации мусора.
- Необходимо выполнять переработку мусора в максимальных объёмах.
- Важно применять экономические рычаги для сокращения объёмов образования мусора и увеличения его переработки с целью полезного использования.
- Организация доступа к информации в соответствии с требованиями закона.
- Поощряется участие в международном сотрудничестве для развития деятельности в этой сфере.
В экономике государства наиболее приоритетными положениями в рассматриваемой сфере считаются следующие:
- В экономике стремятся к максимальному использованию ресурсов.
- По возможности применять меры, приводящие к сокращению объёмов образования мусора.
- Стремление к снижению объёма существующего мусора.
- Понижение классов опасности отходов в местах их хранения.
- Проведение утилизационных мероприятий в максимальном объёме.
Рассматриваемый закон об отходах производства и потребления состоит из следующих частей:
- В первой главе даны определения основных понятий.
- Во второй указаны полномочия российских органов власти по контролю над работой по сбору и утилизации мусора.
- В третьей главе рассматриваются действия по хранению и утилизации мусора с учётом особенностей различных классов опасности. Здесь сформулированы общие требования по обращению с отходами.
- В четвертой рассмотрены вопросы нормирования и отчётности, связанной с рассматриваемой сферой деятельности.
- В пятой главе подробно освещены вопросы экономического регулирования и налогообложения.
- В шестой представлены общие положения по государственному надзору при обращении с отходами.
- В седьмой главе федерального закона рассмотрена ответственность за нарушения положений этого закона.
- В восьмой приведены заключительные положения документа.
Что является отходами производства и потребления по закону
В первой главе устанавливаются основные определения. Здесь точно сформулировано, что считать отходами. В этом качестве рассматриваются предметы и материалы, которые возникают вследствие процессов, относящихся к производству или потреблению и подлежащие удалению и утилизации.
Важно понимать разницу между тем, когда отходы хранятся и когда происходит их накопление. В первом случае говорят об их перемещении на специально отведённые места с целью дальнейших действий по утилизации или для хранения на срок, превышающий 11 месяцев. Накопление — это перемещение на предназначенные для этой цели места, однако в соответствии с 89 ФЗ срок накопления отходов при этом до 11 месяцев.
Утилизацией называется использование мусора в качестве сырья для производства материалов или товаров, или получение из них частей, пригодных для проведения дальнейшей обработки.
Классы опасности отходов в соответствии с ФЗ 89
В рассматриваемом документе отходы поделены на несколько категорий. Принцип разделения основан на степени их опасности. Закон предусматривает пять типов мусора. Вот их краткое описание:
- К первому классу относятся наиболее опасные отходы. Примером являются содержащие ртуть устройства.
- Во второй входят опасные, но не в такой степени, как предыдущие. К этой категории относятся щёлочи и серная кислота.
- Третий класс – мусор, с умеренным уровнем опасности. К этой категории относятся металлы.
- В четвёртую категорию входят малоопасные отходы. В качестве примера можно привести резиновые покрышки.
- К последнему классу относится наименее опасный мусор, например, бумага или картон.
Для каждого из перечисленных типов отходов существуют особенности, связанные с их хранением и утилизацией.
Общие требования ФЗ 89 по обращению с отходами
Требования, относящиеся к тому, как нужно собирать, хранить и обрабатывать твёрдые бытовые отходы (ТБО) и производственные, изложены в третьей главе закона.
В обязанности юридических лиц входит создание паспортов для отходов, которые образуются в результате их деятельности. Это требование относится к мусору 1-4 классов опасности.
Сбор
Сбор отходов осуществляется в назначенных для этого местах. Вывоз региональным оператором с таких площадок производится на специальные места хранения.
Вывоз
Перемещение происходит в соответствии с оформленным паспортом отходов. Для перевозки применяют специально предназначенный для этой цели транспорт. Без его использования перевозить мусор, относящийся к 1-4 категории, не разрешается.
Транспорт, используемый при перевозке твёрдых коммунальных отходов (ТКО), должен быть специально предназначенным для таких целей и иметь на себе предусмотренные правилами обозначения. Во время перемещения необходимо иметь документы, в которых указана цель перевозки, количество мусора и место назначения.
Обработка для последующей утилизации
Мусору необходима обработка с целью извлечения полезных материалов. Если есть такая возможность, нужно организовать его применение в качестве сырья для производства товаров или материалов. То, что не используется, будет подлежать утилизации.
Накопление (хранение) отходов до 11 месяцев
Такое накопление может осуществляться на специально предназначенных для этого площадках. Хранение мусора происходит раздельным образом для различных типов отходов.
Обезвреживание
Для мусора, относящегося к 1-4 классам опасности, необходимо производить обработку, которая максимально снижает степень опасности.
Утилизация
Проведение утилизации операторами должно учитывать требования техники безопасности и соответствующих законов. Необходимо соблюдать нормативные акты об охране окружающей среды (ФЗ 7), об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия (ФЗ 52).
Захоронение
Запрещается проводить захоронение в следующих местах:
- населённые пункты;
- в зоны, предназначенные для отдыха или являющиеся рекреационными;
- там, где обнаружены запасы полезных ископаемых и выполняются работы по их добыче.
Запрещается проводить захоронение бытового и производственного мусора на тех объектах, которые не включены в соответствующий реестр. Если предусмотрено, что из мусора должны быть извлечены полезные вещества, это надо сделать до того, как производить захоронение.
Государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
Фирмы и ИП, участвующие в деятельности по перевозке, хранению и переработке отходов, обязаны в установленные сроки сдавать отчётность о своей деятельности. Порядок и сроки предоставления отдельных её видов определяется органами государственной и муниципальной власти.
Регулирование деятельности по обращению с ТКО
Начиная с 2016 года действует юридическая норма, согласно которой, организация, выполняющая сбор мусора и дальнейшее хранение, обработку и другие действия в обязательном порядке должна иметь лицензию на этот вид деятельности. Её срок действия составляет 10 лет. После его окончания подтверждать своё право на выполнение этой деятельности необходимо снова. При нарушении этого требования такому юридическому лицу грозит административное наказание.
Региональный оператор
Государственные органы должны оказывать содействие региональным операторам. В частности, в их задачи входит следующее:
- Они обеспечивают гражданам возможность получать информацию о деятельности, которая проводится в рассматриваемой сфере в городе или другом населённом пункте.
- Исполнительные власти контролируют влияние предприятий на окружающую обстановку, выявляют нарушителей и принимают соответствующие меры.
- Осуществляют поиск мест, где возникли несанкционированные мусорные свалки, и способствуют их ликвидации.
- Местные власти обязаны оказывать финансовую помощь в построении различных объектов, необходимых для сбора и обработки мусора.
- Нужно содействовать в построении объектов, на которых проводится утилизация отходов, опасных для окружающей среды.
Деятельность региональных операторов должна происходить в сотрудничестве с государственными и муниципальными властями в рассматриваемых сферах.
Договор с рег. оператором
Региональные операторы действуют на определённой территории в соответствии с имеющейся лицензией и договором с исполнительными органами местной власти. Все, находящиеся здесь, нуждающиеся в уборке мусора, должны заключить договор о вывозе с оплатой в соответствии с установленными нормативами.
Установление тарифов
Тарифы утверждаются исполнительными органами местной власти. Они рассчитываются таким образом, чтобы компенсировать затраты на сбор, хранение и переработку мусора.
На протяжении времени тарифы могут регулироваться. Это происходит на основании правил, установленных Правительством РФ.
Государственный надзор в сфере обращения с отходами
В процессе деятельности организаций и ИП, для них устанавливаются нормативы на количество создаваемых отходов. Они рассматриваются и утверждаются органами местной власти. Предусмотрена необходимость заполнения и сдачи форм отчётности, относящихся к этой сфере. Если предприятия превышают установленные для них лимиты, то их деятельность может быть ограничена или приостановлена.
В 5 главе ФЗ предусмотрена денежная компенсация за то, что предприятия и ИП образуют определённое количество опасных отходов, которые должны быть вывезены, размещены в определённых местах и обработаны. Если они самостоятельно принимают меры к защите окружающей среды, то эта плата может быть снижена или отменена.
Государственные и муниципальные органы обязаны осуществлять надзор за соблюдением норм, предусмотренных в последней редакции ФЗ 89. Он происходит в следующих формах:
- Регулярно организуются и производятся проверки выполнения положений законодательства в рассматриваемой сфере.
- Если были обнаружены нарушения, осуществляется их ликвидация.
- Выполняется постоянный мониторинг соблюдения положений законодательства.
- Осуществляется анализ состояния работ по обработке отходов и на его основе создаются прогнозы на будущее.
Надзор важен для борьбы с нарушениями.
Ответственность за нарушение закона
Для нарушителей закона ФЗ 89 предусмотрены следующие виды ответственности:
- Дисциплинарная (замечание, выговор либо увольнение).
- Административная. Должностным лицам – штраф от 10 до 30 тыс. рублей. Предприниматели – от 30 до 50 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридические лица – штраф от 100 до 250 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Гражданско-правовая. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения правил обращения с отходами окружающей среде, здоровью и имуществу физлиц, имуществу органов государственной власти, местного самоуправления и юридических лиц.
- Уголовная. Максимальное наказание за нарушение законодательства в области обращения с отходами – лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.
Последние важные изменения в ФЗ 89
С начала 2019 года все действия по работе с мусором сосредоточены в руках региональных операторов. Им даётся право заключать договоры с собственниками (организациями или частными лицами). Зона деятельности является территориальной. Операторы действуют на основании договоров с исполнительной властью.
В соответствии с новыми изменениями не нужно накапливать и хранить отходы. Теперь время содержания мусора на определённой площадке ограничено одиннадцатью месяцами.
Предусмотрена необходимость раздельного хранения отходов. Местным органам власти вменено в обязанность то, что они должны создавать и обслуживать площадки для хранения мусора, а также вести их реестр.
Исполнение норм ФЗ 89 будет способствовать повышению эффективности сбора, размещения, хранения и обработки мусора. Действие закона поможет защитить природу, обеспечит безопасную утилизацию отходов.