В 2019 году в ФЗ №1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» произошел ряд изменений, благодаря вступлению в силу таких нормативно-правовых актов, как:

  1. ФЗ №350 от 03.10.2018.
  2. ФЗ №476 29.12.2017.

Списки подходящей и неподходящей работы

ФЗ №350 внес изменения в статью 4 ФЗ №1032-1, которая содержит в себе списки подходящей или неподходящей работы для соискателей.

Так, любая работа, которая отвечает требованиям трудового законодательства, в том числе общественные работы и временная занятость, подходит для таких групп соискателей, как:

  • неквалифицированные граждане, впервые устраивающиеся на работу;
  • уволенные от двух раз и более за один год («по статье»);
  • бывшие ИП и члены фермерских хозяйств;
  • отчисленные с обучения, предоставляемого службой занятости;
  • отказавшиеся от переобучения, предоставляемого службой занятости;
  • граждане, которые стоят на учете в службе занятости более года;
  • не работающие три года и более.

Неподходящей работой признается:

  • трудовая деятельность, для которой соискатель должен переменить место жительства без своего согласия;
  • рабочее место не соответствует нормам охраны труда;
  • оплата труда на месте ниже среднего трехмесячного заработка соискателя на предыдущей работе (если прошлый заработок превышает размер прожиточного минимума по региону, то оплата труда на новом месте должна быть не ниже прожиточного минимума).

Осуществление занятости инвалидов

ФЗ №476 внес в ФЗ №1032-1 новую статью 13.1, которая описывает процесс сопровождения при содействии по осуществлению занятости инвалидов.

Так, согласно новой статье:

  1. Государство обязано осуществлять содействие инвалидам, которые в этом нуждаются, по трудоустройству и адаптации на рабочем месте.
  2. Содействие или сопровождение – это оказание помощи в индивидуальном порядке при трудоустройстве, адаптации инвалида на рабочем месте, формирование доступной среды для передвижения инвалида до рабочего места и на нем.
  3. Программы по профессиональному сопровождению инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.
  4. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которые ответственны за программу по сопровождению инвалидов в профессиональной деятельности, должны разрабатывать программу мероприятий для сопровождения, информировать работодателей о программе, работать с медико-социальными экспертами, осуществлять профориентацию, обучение, переобучение граждан с инвалидностью.
  5. Служба занятости должна индивидуально разрабатывать программу сопровождения для каждого инвалида, основываясь на программах реабилитации и абилитации.
  6. Организацию доступной среды для того, чтобы инвалиды могли добираться до рабочего места, могут осуществлять негосударственные организации (например, фонды) по договору со службой занятости.
  7. Работодатели, участвующие в программе, могут назначать наставников для сотрудника-инвалида (по желанию работников) из более опытных сотрудников, которые смогут помочь инвалиду освоиться и вовремя внести предложения по условиям для работы инвалида руководству.

Списки (регистры) службы занятости

ФЗ №476 внес изменения в статью 16.1 ФЗ №1032-1, которая описывает процесс создания и работы с регистрами получателей услуг по занятости в службе занятости.

Так, информация об инвалидах, нуждающихся в профессиональной занятости, а также о проведенной с ними работе теперь вносится в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения на основании правил, указанных в Приказе Минздравсоцразвития №972н от 08.11.2010.

Содействие по занятости инвалидов

ФЗ №476 ввел еще одну новую статью 24.1 в ФЗ №1032-1. Согласно статье, работодатели и служба занятости обязаны:

  • обеспечить индивидуальный подход к каждому инвалиду;
  • осуществлять контроль за трудоустройством инвалидов и их закреплением на рабочих местах.

Служба занятости после получения выписки из программы реабилитации инвалида и его согласия на оказание содействия в профессиональной программе должна:

  • проанализировать существующие вакансии и провести совещания с работодателями по необходимости;
  • проконсультировать инвалида об имеющихся вакансиях;
  • способствовать взаимодействию инвалида и возможного работодателя;
  • оказывать сопровождение инвалиду на рабочем месте, основываясь на его программе реабилитации;
  • оказывать информационное сопровождение работодателю, который трудоустроил инвалида;
  • проводить обучение или переобучение инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве (в том числе на основании выписки из программы реабилитации или абилитации).

Кроме того, теперь инвалид может направить заявление в службу занятости на участие в программе профессионального сопровождения через личный кабинет ФГИС ФРИ.

Содействие работодателей в трудоустройстве инвалидов

В статью 25 ФЗ №1032-1 федеральный закон №476 внес новую обязанность для работодателей по содействию государству в осуществлении занятости населения. Теперь работодатели обязаны:

  • подготавливать рабочие места для инвалидов с учетом их потребностей;
  • подготавливать доступную среду для перемещения инвалида до своего рабочего места и других необходимых помещений;
  • консультировать инвалида при удаленном способе работы;
  • обеспечить индивидуальный режим работы, при необходимости;
  • предоставить наставника из числа своих сотрудников при необходимости и по желанию сотрудников.

Пособия по безработице

Согласно ФЗ №350, изменились правила и порядок начисления пособий по безработице (статья 31 ФЗ №1032-1). Так, пособия теперь должны назначаться всем гражданам, которые признаны безработными, с первого дня признания.

Граждане, уволенные в связи с ликвидацией или сокращением и не нашедшие работу за срок, положенный по начислению среднего заработка, который уплачивался им на последнем рабочем месте, будут получать пособие с первого дня по истечении срока (уплаты среднего заработка).

Пособие безработным (в том числе военным-срочникам в течение года после увольнения со службы, если до призыва гражданин работал не менее шести с половиной месяцев и уволился в связи с призывом) может выплачиваться в течение не более, чем шесть месяцев (суммарно за год). Безработные, которые впервые ищут работу, не работавшие более года, уволенные по статье, уволенные в течение года и работавшие в этот год менее шести с половиной месяцев, отчисленные с обучения, предоставленного службой занятости, могут получать пособие только в течение трех месяцев в год (суммарно за год). Пособие не назначается повторно, если с предыдущего обращения гражданина не прошел год в таких случаях, как:

  • гражданин был снят с учета в предыдущий раз в связи с неявкой в службу занятости без уважительной причины;
  • гражданин пытался получить пособие обманным путем;
  • гражданин письменно отказался от услуг службы занятости.

Размер пособия

В соответствии с ФЗ №350 изменилась статья 30 ФЗ №1032-1, в которой идет речь о расчете размеров пособий по безработице:

  1. Пособия гражданам, которые за последний год работали не менее шести с половиной месяцев, рассчитываются как размер среднего заработка за последние три месяца работы.
  2. Военным-срочникам в течение года после увольнения со службы, если до призыва гражданин работал не менее шести с половиной месяцев и уволился в связи с призывом, пособие также начисляется как размер среднего заработка за последние три месяца работы.
  3. В иных случаях, в том числе гражданам, которые впервые ищут работу, не работавшим более года, уволенным по статье, уволенным в течение года и работавшим в этот год менее шести с половиной месяцев, отчисленным с обучения, предоставленного службой занятости, пособие начисляется в минимальном размере (1 500 рублей на 2019 год в соответствии с Постановлением Правительства №1375 от 15.11.2018).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Лидия Добронравова Юрист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Статья 33. Размеры пособия по безработице

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца — в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

2. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЙ
К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ЗАНЯТОСТИ
И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 25 августа 1999 года
В.И. ВЛАСОВ, О.М. КРАПИВИН
Владимир Иванович Власов — главный специалист Федерации независимых профсоюзов России, известный многочисленными выступлениями в юридических и экономических изданиях по проблемам рынка труда и социально — трудовых отношений, является автором опубликованной в 1997 году книги «Комментарий к Закону «О занятости населения в Российской Федерации».
Олег Михайлович Крапивин — руководитель группы Научного центра профсоюзов, кандидат экономических наук, автор многочисленных книг, брошюр и научных статей по вопросам акционирования, приватизации и банкротства предприятий, занятости и социальной защиты наемных работников в условиях рыночной экономики.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
РФ — Российская Федерация
КЗоТ РФ — Кодекс законов о труде Российской Федерации
ФСЗ — Федеральная служба занятости
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации
УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации
ВС РФ — Верховный Совет Российской Федерации
МОТ — Международная организация труда
СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации
Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) — Ведомости Съезда народных депутатов (СССР, РСФСР, РФ) и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
ВВС (СССР, РСФСР) — Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР)
САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
БМТ РФ — Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации
ПРЕДИСЛОВИЕ
Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами рыночной экономики. В целом ситуацию в сфере занятости в России специалисты характеризуют как кризисную. Это вызвано развалом финансовой системы, падением объемов производства, свертыванием инвестиций и др.
Из года в год снижается число предлагаемых работодателями рабочих мест. Реальный сектор экономики утрачивает рабочие места без адекватного их формирования в других секторах экономики.
Безработица в России приобрела массовый характер, представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором расширения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно — промышленного комплекса, в машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе и др.
В первую очередь пополняют армию безработных граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др. Дополнительную нагрузку на рынок труда создают пенсионеры, студенты, школьники, уровень доходов которых значительно ниже прожиточного минимума. Ежегодно в стране увольняются с работы и принимаются на новое место работы около 20 млн. человек.
Поддержание наиболее полной занятости — важнейшая задача социально — экономической политики страны. С одной стороны, эффективное использование рабочей силы во многом определяет состояние экономики, с другой — занятость является основой жизнедеятельности и благосостояния большинства населения страны.
С переходом к рыночным отношениям в России формируется новое законодательство о занятости и трудоустройстве. Занятость граждан — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Трудоустройство, конечная цель которого обеспечить занятость людей, — это система мероприятий, проводимая государственными органами, работодателями, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Основу этого законодательства составляет Закон РСФСР «О занятости населения в Российской Федерации», принятый 19 апреля 1991 г. . Затем в него были внесены изменения 15 июля 1992 г. и 24 декабря 1993 г., а в мае 1996 г. этот Закон был принят в новой редакции . Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. в него внесены поправки, которые отражены в данном комментарии.
———————————
Ведомости РСФСР. 1991. N 18. Ст. 565.
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
Ведомости РСФСР. 1991. N 18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 18. Ст. 2211.
Законодательная система занятости и трудоустройства населения, созданная в основном в 1991 — 1993 годах и ориентированная на незначительный уровень падения объемов производства и временный характер безработицы, не была адекватной все возрастающему уровню безработицы в стране. В связи с этим она была дополнена в 1994 — 1999 годах новыми законами, подзаконными актами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ, актами министерств и ведомств. Разобраться в данном правовом пространстве даже специалистам, не говоря уж о простых работниках, без комментария затруднительно.
Авторы комментария, считая законодательство о занятости важным механизмом социальной защиты работника, стремились не только изложить его положения, но и отразить правовые действия работников в конкретной сложившейся обстановке на рынке труда.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 1. Занятость и занятые граждане
Само понятие занятости Законом «О занятости населения в Российской Федерации» толкуется определительно к каждому отдельному гражданину. Согласно статье 1 Закона о занятости занятость — это деятельность граждан:
— связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей;
— не противоречащая законодательству Российской Федерации;
— приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору (контракту). Этот заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.
Понятие «трудовой доход» применяется, как правило, в других случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско — правовым договорам и т.п.
В указанной статье также декларируется исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Заметим, что здесь приводится право граждан в измененном виде по сравнению с текстом статьи 37 Конституции РФ. Там право работников изложено значительно шире. Согласно пункту 1 статьи 37 труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Далее в статье 1 Закона о занятости содержится очень важное для многих граждан положение о том, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной ответственности и иной ответственности, отвечающее тексту пункта 1 статьи 37 Конституции РФ, где сказано, что труд свободен.
В то же время вызывает большие сомнения фраза о том, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Дело в том, что в пункте 2 упомянутой статьи 37 сказано о том, что принудительный труд запрещен. Поэтому принятие какого-либо закона, предусматривающего принуждение к труду в той или иной форме, при тех или иных обстоятельствах будет противоречить Конституции РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.
Тем не менее законы, нарушающие право граждан на свободный труд, в России принимаются точно такие же, как и в других развитых государствах, поскольку в них существует общественная необходимость. Никакое развитое общество не может без них обойтись. В частности, статьей 44 УК РФ, принятого в 1996 г., предусмотрены такие виды наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, принудительные работы.
В связи с изложенным очевидно, что в пункте 2 статьи 37 Конституции РФ при ее принятии следовало бы указать, что принудительный труд запрещен, если иное не предусмотрено законом. До тех пор, пока такая запись не будет сделана, положения Конституции РФ будут по-прежнему нарушаться.
Нельзя не отметить, что почти 70 лет тому назад мировое сообщество признало необходимость на применение в определенных случаях принудительного труда. В соответствии с Конвенцией МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от гражданина под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой этот гражданин не предложил добровольно своих услуг.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что по общепринятым международным нормам не считается принудительным трудом: работа, требуемая на основании законодательства о военной службе; работа, требуемая в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев); работа, требуемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.
К занятым, не имеющим права на регистрацию в качестве безработных, статьей 2 Закона о занятости отнесены следующие категории граждан. Во-первых, граждане, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях, у частных лиц, независимо от форм собственности, а также в международных и иностранных организациях как на территории России, так и за рубежом. К ним принадлежат и граждане, выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени (неполная рабочая неделя или неполный рабочий день), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона).
Условия установления неполного рабочего времени регламентируются статьей 49 КЗоТ РФ. В соответствии с ней по согласованию между работником и администрацией может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день. По просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка — инвалида до 16 лет), в том числе находящегося на ее попечении, или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, администрация обязана устанавливать или меньший рабочий день или неполную рабочую неделю.
Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Лица, принимаемые на сезонные работы, должны быть предупреждены об этом при заключении трудового договора. Особенности регулирования труда лиц, занятых на сезонных работах, предусмотрены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г.
———————————
ВС СССР. 1974. N 40. Ст. 661.
Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы (должность), — до 4 месяцев. Лица, принимаемые на работу в качестве временных работников, должны быть предупреждены об этом при заключении трудового договора. В приказе (распоряжении) о приеме на работу указывается, что данный работник принимается на временную работу или срок его работы. Особенности регулирования труда временных работников предусмотрены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г.
———————————
ВС СССР. 1974. N 40. Ст. 662.
Во-вторых, занятыми считаются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, например, таковым признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства.
В-третьих, к занятым отнесены граждане, выполняющие работы по договорам гражданско — правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей). Гражданско — правовые договоры (договоры подряда) относятся к области не трудового, а гражданского права. Поэтому отношения, возникающие между сторонами таких договоров, одной из которых является гражданин, считающийся занятым, регламентируются ГК РФ (см., например, договор комиссии (глава 51 ГК РФ), агентский договор (глава 52 ГК РФ) и т.д.). Условия труда граждан, выполняющих работу по трудовому договору (контракту) и гражданско — правовому договору (договору подряда), существенным образом различаются. Главное отличие состоит в следующем:
— в первом речь идет об исполнении функций, обязанности, а во втором — о конкретном результате деятельности;
— при заключении трудового договора работник зачисляется в штат предприятия, а при заключении гражданско — правового договора этого не происходит;
— при реализации первого договора работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, при реализации второго договора он этого не делает;
— по первому договору администрация предприятия обеспечивает работнику условия труда, предусмотренные

ФЗ 1031 1 о занятости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *