ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Имущество некоммерческой организации может формироваться за счет денежных поступлений и за счет имущественных взносов (передачи имущества в натуре). В соответствии с действующим законодательством источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

5) доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

6) другие не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. К примеру, имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ, могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

В случае финансирования некоммерческой организации через поступления от ее участников порядок регулярных финансовых поступлений (взносов) определяется учредительными документами организации.

Регулярные имущественные взносы возможны и как членские взносы в некоммерческих организациях, имеющих членство, и как частичное или полное финансирование собственником созданного им учреждения.

Имущество некоммерческой организации

Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) некоммерческой организации при ее создании или при вступлении в уже существующую организацию. Добровольные имущественные взносы осуществляются учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, т.е. передаваться на определенные проекты и программы, но возможна просто передача имущества на уставные цели некоммерческой организации. Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования также могут быть целевыми или не предназначенными для определенных целей.

Определение пожертвования дает ст. 582 ГК РФ и эта же статья устанавливает правила использования пожертвований и распоряжения ими. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут передаваться различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. В случае целевого пожертвования переданное имущество должно использоваться только для обусловленных жертвователем целей. Некоммерческая организация обязана вести обособленный учет всех операций по использованию целевого пожертвования. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации.

Приведенный перечень источников формирования имущества не является исчерпывающим. Законодательство допускает поступление средств и из других источников, не запрещенных законом. Нормы специальных законов добавляют к уже названным поступлениям и такие, как: поступления из федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; внебюджетных фондов; труд добровольцев; доходы от проведения лотерей и аукционов. К другим, не запрещенным законом поступлениям некоммерческих организаций можно отнести и доходы от использования исключительных прав, и имущество ликвидированной некоммерческой организации, переданное ликвидационной комиссией некоммерческой организации, осуществляющей ту же деятельность.

Некоммерческие организации, имеющие членство, получают от своих участников регулярные поступления в виде членских взносов. Учредительные документы содержат всю информацию о форме и порядке уплаты членских взносов, там же определяется и размер членских взносов. Членские взносы участников относятся не только к регулярным, но и к обязательным платежам. На усмотрение учредителей оставлен вопрос о регулярных поступлениях от них некоммерческим организациям, не имеющим членства. Только для учреждений установлено обязательное финансирование собственником (учредителем) в виде регулярных поступлений.

Основным и главным отличием некоммерческой организации от коммерческой является отношение к полученной прибыли. Некоммерческие организации обязаны направлять всю полученную прибыль на цели, для достижения которых они создавались. Несмотря на то, имеет некоммерческая организация членство или нет, прибыль, полученная некоммерческой организацией, не подлежит распределению между ее участниками (учредителями). Данная норма повторяет положение п. 1 ст. 50 ГК РФ и устанавливает общее правило для некоммерческих организаций. Однако из этого правила есть одно исключение — потребительские кооперативы, которым разрешено распределять полученную прибыль между членами кооператива.

Итак, подводя итог, можно еще раз утверждать, что источники формирования имущества некоммерческой организации могут формироваться за счет денежных поступлений и за счет имущественных взносов (передачи имущества в натуре). В соответствии с действующим законодательством это: поступления от учредителей (членов); добровольные взносы и пожертвования и иные поступления.

Приведенный перечень источников формирования имущества не является исчерпывающим. Законодательство допускает поступление средств и из других источников, а именно это могут быть поступления из федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; внебюджетных фондов; труд добровольцев; доходы от проведения лотерей и аукционов.

Создание юридических лиц

Юридическое лицо возникает по воле учредителей в результате создания нового юридического лица и в результате реорганизации существующего юридического лица (юридических лиц).

Создание нового юридического лица в основном регулируется нормативными актами, относящимися к различным организационно-правовым формам юридических лиц. В ГК имеется лишь немногочисленные нормы, относящиеся к созданию любого юридического лица. Однако это не означает, что нет оснований говорить о наличии в данном случае общих правовых предписаний, позволяющих характеризовать порядок создания юридического лица в целом.

Способы создания юридического лица сегодня принято делить на явочно-нормативный (или нормативно-явочный, или заявительный) и разрешительный.

При явочно-нормативном способе инициатива создания юридического лица принадлежит исключительно его учредителям, которые не обязаны согласовывать с кем-либо свое решение. Регистрирующий орган только проверяет соблюдение учредителями требований, предъявляемых к регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации может последовать только по основаниям, указанным в законе. Акт государственной регистрации имеет необратимый характер, так что в случае неустранимых нарушений, допущенных при государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган может предъявить в суд требование о его ликвидации, но не о признании недействительным акта регистрации. При этом все действия такого юридического лица будут иметь силу для его контрагентов.

Разрешительный способ предполагает получение предварительного разрешения на создание юридического лица от компетентного органа публичной власти. Делается это в общих интересах участников гражданского оборота, поскольку деятельность таких лиц способна оказывать на них существенное влияние (коммерческие банки, коммерческие юридические лица, занимающие доминирующее положение на товарном рынке).

Любое новое юридическое лицо создается волей его учредителей. Следовательно, процесс создания возможен только после того, как определился состав учредителей и ими избрана подходящая организационно-правовая форма юридического лица.

В общем случае учредителями юридических лиц могут выступать физические и юридические лица, а также публичные образования — Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование. Состав учредителей конкретного юридического лица, однако, зависит от его организационно-правовой формы. Закон в одних случаях указывает, кто может быть учредителем (участником) юридического лица, в других — устанавливает запрет на вхождение определенных лиц в состав учредителей (участников) юридического лица. Так, учредителями хозяйственных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица (ст. 66 ГК). Учредителями производственных кооперативов могут быть только граждане (ст. 107 ГК), потребительских — граждане и юридические лица (ст. 116 ГК). Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом (ст. 66 ГК). Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ. Перечень ограничений на вхождение в состав учредителей может быть продолжен. Так, например, число учредителей кооператива не может быть менее 5, а число учредителей ООО и ЗАО — более 50.

Начальной точкой процесса создания юридического лица является решение его учредителей. В зависимости от организационно-правовой формы юридическое лицо может иметь одного либо нескольких учредителей. Один учредитель всегда у учреждений и унитарных предприятий (собственник имущества либо публичное образование). Несколько учредителей (минимальное количество определяется законом) — у хозяйственных товариществ, кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций). Хозяйственные общества и фонды могут иметь как нескольких, так и одного учредителя.

Принятие решения, а равно форма решения о создании юридического лица специально не регулируются. Исключение составляют решения публичных образований о создании учреждений и унитарных предприятий. В этих случаях нормативные акты определяют как компетентный орган, так и процедуру принятия решения, его форму и содержание. Законодательство допускает поэтому, что решение о создании юридического лица может иметь вид протокола, договора или иного документа (например, постановления компетентного органа о создании унитарного предприятия или решения единственного учредителя).

Принятое решение нуждается в исполнении, совершении целого ряда действий, завершающихся государственной регистрацией юридического лица. Поскольку на момент принятия решения есть только учредители, то им необходимо определить, кто и в каком порядке будет нести ответственность за совершение всех этих действий. А необходимо как минимум разработать и утвердить учредительные документы юридического лица, сформировать имущество, предназначенное для передачи в собственность юридическому лицу, сформировать органы будущего юридического лица, обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией. Наряду с этим может понадобиться совершение и некоторых дополнительных действий — согласование с компетентными органами создания и территориального размещения юридического лица. Все эти действия совершаются учредителями в соответствии с заключаемым ими договором о создании юридического лица, либо лицами, указанными в решении о создании юридического лица (для унитарных предприятий и публичных учреждений), либо единоличным учредителем или, по его поручению, иными лицами.

Учредительные документы, как уже говорилось выше, состоят из учредительного договора и(или) устава. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями юридического лица (п.

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1 ст. 52 ГК).

От учредительного договора необходимо отличать договор о создании юридического лица (общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества). Последний не является учредительным документом. В нем не указываются сведения об участии учредителей в деятельности юридического лица, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Договор этот прекращается, как правило, с момента государственной регистрации юридического лица.

Формирование органов юридического лица происходит по решению учредителей на основании утвержденных ими учредительных документов. И хотя самого юридического лица к этому моменту может еще не быть и юридически правильно

было бы поэтому вести речь не об органах, а о лицах, которым учредителями представляется право действовать от имени будущего юридического лица без доверенности, такое решение тем не менее обязательно для регистрирующего органа, будущего юридического лица, а в последующем и для всех остальных лиц.

Формирование имущества юридического лица на этапе его создания представляет собой процесс передачи учредителями своего имущества для юридического лица. В разных организационно-правовых формах этот процесс происходит по-разному. В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал, в хозяйственных обществах — уставный капитал, в унитарных предприятиях — уставный фонд, в кооперативах — паевый фонд. Для остальных организационно-правовых форм этот процесс предоставлен усмотрению учредителей, которые в соответствии с принятым решением, заключенным договором передают принадлежащее им имущество вновь создаваемому юридическому лицу.

Во всех случаях речь идет, во-первых, об имуществе, наличие которого закон считает обязательным для начала деятельности юридического лица и требует от учредителей предъявления доказательств его наличия к определенному моменту. Во-вторых, можно говорить об имуществе, которое необходимо юридическому лицу для начала его основной деятельности. Его приобретение предоставлено усмотрению учредителей, и законодательством о создании юридических лиц обычно прямо не регулируется. Для того чтобы создать общество с ограниченной ответственностью, занимающееся ремонтом и сервисным обслуживанием автотранспорта, учредителям достаточно сформировать уставный капитал в 10 000 руб. Но этому обществу для занятия своей основной деятельностью потребуются ценности стоимостью как минимум в несколько миллионов рублей. Законодательство о создании юридических лиц не требует ни строительства производственных зданий, ни приобретения и установки технологического оборудования, транспортных средств и т.п. в качестве обязательного условия возникновения юридического лица, заявляющего о намерении заниматься такой производственной деятельностью.

Эта цель косвенно обеспечивается реализацией требований других правовых норм, без соблюдения которых тот или иной вид деятельности осуществлять невозможно (нормы о лицензировании, техническом регулировании, государственном надзоре, защите прав потребителей и т.д.). Но в главном она предоставлена все же усмотрению учредителей, определяющих виды и размер материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых создаваемому ими юридическому лицу к начальному моменту, а равно самостоятельно определяющих правовые формы их передачи (в собственность, в аренду, в концессию, взаем и т.д.).

Здесь, однако, существует одно юридическое препятствие, затрудняющее решение задачи формирования имущества юридического лица. Оно заключается в том, что к моменту государственной регистрации у организации уже должно быть имущество, необходимое для ее деятельности. Однако субъекта, которому это имущество должно в итоге принадлежать, еще не существует. В случаях когда закон позволяет приступать к формированию обязательной части имущества юридического лица после его создания (акционерные общества), такой проблемы не существует. Во всех остальных случаях учредителями должно быть определено лицо, действующее в интересах формирования имущества будущего юридическо-го лица, которое обязано будет передать ему имущество, полученное от учредителей, в случае государственной регистрации юридического лица.

Заключительный этап создания юридического лица — государственная регистрация, заключающаяся внесению в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.

Государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом (налоговой инспекцией) по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  2. учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  4. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.

В ЕГРЮЛ наряду со сведениями о самом юридическом лице, его имуществе, филиалах и представительствах включается целый ряд сведений о его органах, учредителях (участников) и принадлежащих им правах участия, а также и о некоторых других лицах (реестродержателях).

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  1. непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
  2. представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  3. несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  4. подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Источники формирования имущества некоммерческих организаций

Главная » Предпринимателю » Имущество некоммерческих организаций

Имущество некоммерческих организаций

Вернуться назад на Некоммерческие организации

Как гласит ст. 25 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.

Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Некоммерческие организации участвуют в гражданском товарообороте, но подобное участие имеет ряд ограничений, предусмотренных в их уставах. Данные организации вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения тех целей, которые прямо предусмотрены их учредительными документами. Участники таких организаций не имеют не только вещественных, но и никаких иных прав на их имущество, а в случае ликвидации созданных ими некоммерческих организаций не имеют права на получение своих имущественных взносов. Имущество, оставшееся после удовлетворения требования кредиторов, направляется для использования в целях, предусмотренных учредительными документами в качестве основных целей деятельности некоммерческой организации.

Некоммерческая организация не вправе распределять полученную от занятия предпринимательской деятельностью прибыль между своими учредителями (участниками). Более того, целевой характер их деятельности требует строгого соответствия между указанными в учредительных документах задачами и характером участия в имущественном обороте. Следует отметить, что, выступая участником имущественного товарооборота, некоммерческая организация должна гарантировать своим потенциальным контрагентам надлежащее исполнение принимаемых обязательств, т.е. гарантировать защиту прав и законных интересов своих кредиторов.

Важнейшими признаками юридического лица являются наличие у него обособленного имущества и его самостоятельная юридическая ответственность. Обособленность имущества организации означает, что оно отделено от имущества учредителей (участников) и принадлежит юридическому лицу или на праве собственности, или на ином вещном праве.

По общему правилу ни учредители, ни участники не отвечают по долгам юридического лица. Только в случаях, прямо предусмотренных законом или уставом юридического лица, учредители (участники) несут ответственность по долгам организации. Учредители некоммерческих организаций не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество; в том числе на членские взносы, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей (членов). Право собственности на переданное в организацию имущество сохраняют учредители учреждения.

Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации

Учредитель, собственник имущества, переданного учреждению, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по собственному усмотрению.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных учредителем по смете средств без письменного разрешения собственника. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Таким образом, некоммерческая организация должно отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание.


Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
  • лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Формирование имущества некоммерческой организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *