Как же здорово иметь автомобиль, и как же невесело нам бывает, когда мы становимся участниками аварии с его участием! Достаточно лишь представить, какое количество ненужных хлопот принесет только что случившееся ДТП — от необходимости вызвать и дождаться сотрудников ДПС, до дальнейшей головной боли с восстановлением вашей машины. А учитывая, что в крупных городах сроки ожидания сотрудников ДПС на месте аварии начинаются от двух часов и более, желание тратить на это свое драгоценное время и вовсе отпадает.

В этой связи, относительно недавно наши законодатели представили новый инструмент регистрации дорожно-транспорных происшествий, именуемый «Европротокол”. Называется он так той причине, что заимствован у наших западных коллег, которые используют данную практику достаточно давно и довольно успешно.

Что же из себя представляет европротокол и с чем его едят?

Данный порядок регистрации ДТП был призван облегчить жизнь автовладельцев, представляя собой упрощённую процедуру, в рамках которой фиксация аварии происходит без участия сотрудников полиции. Согласитесь, звучит заманчиво. Однако на деле все не так уж просто — воспользоваться данным способом фиксации ДТП можно далеко не всегда.

Условия для использования «Европротокола»

  1. ДТП произошло с участием двух автомобилей, ответственность водителей которых застрахована по ОСАГО
  2. Вред в результате ДТП причинен только транспортным средствам (то есть пострадавших среди водителей или пассажиров не имеется)
  3. У водителей отсутствуют разногласия относительно обстоятельств аварии (один из них признает себя виновным и не имеет претензий)

Если все данные условия соблюдены и участники аварии договорились о том, кто прав и кто виноват, они вправе зафиксировать ДТП без вызова сотрудников полиции. Для этого каждому из участников ДТП необходимо заполнить бланк извещения, в котором описываются участники, автомобили и обстоятельства события. Также необходимо обязательно зафиксировать последствия ДТП путем фото-или видеосъемки. В дальнейшем, используя данное извещение, потерпевшая сторона вправе обратиться в свою страховую компанию с требованием о выплате страхового возмещения.

Однако, и на этом специфика использования Европротокола не заканчивается. Если вы решили зафиксировать ДТП без вызова сотрудников полиции, вы можете рассчитывать на сумму страхового возмещения не более 100 тысяч рублей. В противном случае, если невооружённым глазом заметно, что ущерб автомобилю превышает 100 тысяч рублей, необходимо дождаться доблестных сотрудников ДПС.

Кроме того, ваше извещение о ДТП должно быть грамотно заполнено, иначе страховая компания попросту откажет вам в выплате страхового возмещения. Также, если у кого-либо из участников аварии отсутствует полис ОСАГО, в выплате страхового возмещения со стороны страховой компании вам также будет оказано.

Таким образом, подытожим плюсы и минусы использования «Европротокола».

Плюсы «Европротокола»

1. Экономит ваше время, так как не нужно тратить несколько часов на ожидание сотрудников ДПС;

2. Упрощенная процедура — участникам аварии необходимо лишь заполнить извещения о ДТП и зафиксировать последствия аварии.

3. Простота использования — потерпевшему не нужно собирать кипу документов для страховой компании, а достаточно лишь обратиться к страховщику с заполненным бланком извещения о ДТП.

4. Отсутствие штрафов для виновника ДТП — при оформлении европротокола, виновник аварии не несет отвестственности за нарушение ПДД, как это происходит при фиксации аварии со стороны сотрудников ДПС.

Минусы «Европротокола»

1. Фиксированный предел размера выплаты — максимум, на что может расчитывать потерпевший при оформлении «Европротокола» — 100 тысяч рублей. Исключения составляют случаи, когда при оформлении ДТП используется система «Глонасс».

2. Строгая процедура оформления — каждый пункт извещения о ДТП должен быть заполнен максимально грамотно, иначе страховая при любом удобном случае откажем вам в выплате.

3. Подводные камни — если после оформления Европротокола выяснится, что у виновника аварии поддельный полис ОСАГО, в выплате страхового возмещения вам будет отказано

4. Риски для виновника ДТП — если после оформления и выплаты страхового возмещения потерпевшему окажется, что 100 тысяч рублей по Европротоколу не покрывает весь размер ущерба его автомобилю, потерпевшая сторона вправе обратиться к виновнику с судебным иском о взыскании оставшейся суммы ущерба.

По этой причине многие автолюбители не доверяют такому порядку фиксации ДТП и, дабы избежать трудностей в дальнейшем, предпочитают пользоваться проверенным способом — вызвать сотрудников ДПС. Но нельзя отрицать, что удобство использования Европротокола при соблюдении необходимых условий — налицо! Главное — действовать строго в рамках закона и грамотно заполнить все необходимые документы. Тогда вам не стоит беспокоиться о том, что при обращении в страховую компанию вы окажетесь ни с чем.

Какую сумму можно получить по европротоколу

На данный момент максимальная выплата по ОСАГО при самостоятельном оформлении аварии составляет 50 тыс. руб., а на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей сумма увеличена до 400 тыс. рублей. Со следующего года общероссийский лимит будет увеличен до 100 тыс. руб., что автоматически поднимет долю европротоколов в регионах. Чиновники не против поднять порог еще выше, но тут сопротивляются уже страховщики, которые опасаются всплеска случаев мошенничества.

Кто и когда может использовать европротокол

Самостоятельно оформить аварию можно только при соблюдении ряда условий. В ДТП должно участвовать только две машины, нет пострадавших среди водителей и пассажиров, не причинен ущерб третьей стороне, оба участника имеют действующие полисы ОСАГО и, главное, не спорят об обстоятельствах происшествия. Если же один из водителей не признает вину, проявляет агрессию или находится в неадекватном состоянии, полицию все-таки придется вызвать.

Если один из пострадавших автомобилей зарегистрирован за пределами РФ, оформить европротокол можно лишь при условии, что у его водителя есть международный страховой полис, то есть «Зеленая карта». Заполнять в этом случае все равно придется российские бланки.

Как правильно заполнять бланки и фотографировать место ДТП

Бланки нужно заполнять шариковой ручкой — она позволит качественно внести данные в копию европротокола. Лицевая сторона бланка заполняется водителями совместно, причем каждый из них заполняет свою колонку.

На лицевой стороне необходимо заполнить все поля, включая сведения о времени аварии и свидетелях. Необходимо точно описать все обстоятельства аварии и составить схему ДТП. На схеме должны быть обозначены автомобили, здания, названия улиц, направление движения транспортных средств, расположение разметки, объектов дорожной инфраструктуры, следов торможения и осколков. Кроме того, на схеме необходимо указать место первоначального удара.

После заполнения лицевой стороны бланки извещения нужно разделить: оригинал остается у виновника ДТП, копия — у пострадавшего. На оборотной стороне нужно максимально подробно описать обстоятельства ДТП и повреждения, а пустые графы заполнить прочерком и обязательно подписать. Любые исправления в европротоколе допустимы только при наличии подписей двух водителей. При наличии фото- или видеозаписей о них также нужно написать в примечании.

Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую. Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей). Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия. На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку. ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО. Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части. Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

Нервопротокол

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс. рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России). Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять. Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае. Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников. Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России. Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА. Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин. В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка. Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение. Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП. «ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

«​Жертв нет? Разбирайтесь сами!»

С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

Итак, что необходимо сделать при ДТП:

1. Убедиться, что все живы и здоровы.

2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

5. Сообщить страховщику о случившемся.

6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс. рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде. Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.

С недавних пор вызов сотрудника ГИБДД на ДТП стало совсем необязательным. В том случае, если ДТП состоит из двух машин, повреждения автомобилей не критичны, нет пострадавших и виновник согласен с неправомерными действиями со своей стороны, участники имеют самостоятельно заполнить необходимые документы. Такой порядок урегулирования последствий ДТП обозначается термином «Европротокол». Но такой на первый взгляд удобный способ разрешения неприятной ситуации таит в себе и определенные «подводные камни».

Негативные последствия Европротокола для виновника

Виновник ДТП обычно соглашает на составление Европротокола ради экономии времени. Далеко не каждый знает, что по правилам страхования ОСАГО виновник, согласившись на Европротокол, фактически согласился на возмещение недостающей суммы ремонта, если максимальной выплаты по такому соглашению не хватило. В таком случае у потерпевшей стороны есть право требовать оплаты ремонта не по калькулятору ОСАГО, то есть стоимость не будет рассчитываться с учетом фактического износа. Расчет необходимых запчастей будет рассчитан из рыночной стоимости новых элементов взамен поврежденных. Таким образом, с виновника может быть взыскана очень большая сумма, намного больше той, которую выплатили бы потерпевшему в рамках ОСАГО при обычном оформлении ДТП. Конечно, редко кто добровольно соглашается погашать такие суммы денег. Ведь виновник купил страховой полис, застраховал свою ответственность, с чего бы ему платить вместо страховой? К тому же при заключении нового страхового договора у него будет повышенный коэффициент страхового риска, и полис обойдется дороже.

Как составить Европротокол без «кабальных» условий

Представим ситуацию, при которой сложно оспорить виновность одного из участников, и умысла оспаривать свою ошибку он не имеет. Для экономии времени обоих участников ДТП было бы логично составить пресловутый Европротокол. Но чтобы избежать серьезных материальных потерь виновнику стоит проявить внимательность до его составления. Предварительно рекомендуется осмотреть повреждения второго автомобиля. Не будучи специалистом в области автомобильного ремонта сложно дать оценку его стоимости навскидку, но примерно прикинуть количество поврежденных элементов на глаз можно. В то же время не возбраняется позвонить официальному дилеру марки для установления примерной стоимости замены либо ремонта указанных деталей. Если есть хоть малейшая возможность того, что ремонт не уложится в максимальную сумму выплаты по Европротоколу, то виновнику стоит отказаться от его оформления и настоять на обращении в органы ГИБДД. Это принесет временные потери, но позволит избежать финансовых.

Расписка как гарант отсутствия претензий

Бывает так, что потерпевший ссылается на сильную спешку и настаивает на составлении страхового соглашения. В исключительных случаях можно согласиться на это, но предварительно обусловить необходимость составления расписки определенного содержания. Расписка должна быть написана от руки потерпевшим собственноручно. В ней должно быть указано, что потерпевший (ФИО, паспортные данные) не имеет финансовых притязаний к виновнику (ФИО, паспортные данные) за пределами максимальной выплаты от страховой компании по Европротоколу. Также стоит конкретизировать информацию по какому именно ДТП претензий не имеется: какие именно автомобили были участниками происшествия, где и когда оно произошло. Также желательно указать контактные данные обоих участников на случай урегулирований каких-либо конфликтов. Внизу расписки ставиться дата составления и подпись. Если есть возможность найти свидетелей ДТП, то их указание в расписке вместе с их номерами телефонов также послужить хорошей страховкой для виновника на случай, если потерпевшая сторона передумает и решит истребовать сумму ремонта через суд.

Европротокол отзывы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *