из КонсультантПлюс

Последние изменения и разъяснения

16.09.2020 ФАС выпустила письмо № ИА/80326/20, в котором разъяснила, что в энергосервисных госконтрактах обязательно учитываются правила национального режима для радиоэлектроники. Ведомство указало, что в госзакупках на выполнение мероприятий в рамках энергосервисного контракта фактически поставляется осветительное оборудование, которое передается в собственность заказчика.

Если в такой контракт входит радиоэлектронная продукция из перечня, который утвержден постановлением правительства № 878 от 10.07.2019, то заказчики обязаны установить в закупочных документах ограничения допуска по этому постановлению или разместить в ЕИС обоснование того, что их невозможно соблюсти.

Подробнее: «Новые правила в закупках радиоэлектронной продукции с 2020 года».

Не забудьте отразить в закупочной документации и условия допуска, если товар, который покупаете, есть в перечне, который закреплен приказом Минфина № 126н от 04.06.2018.

о применении контрактного законодательства для закупок на проведение энергоэффективных мероприятий

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Как заключить энергосервисный контракт

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец предоставлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

ВАЖНО! С 01.04.2019 вступило в силу постановление правительства № 1618 от 21.12.2018. В нем указано, что в плане закупок энергосервисные контракты придется прописывать отдельной строкой. Подробнее об этом рассказали в статье «Установили особенности энергосервисных контрактов».

Особенности заключения

В документации как к конкурсу, так и аукциону, и в извещении о запросе котировок заказчику нужно указать начальную (максимальную) цену и привести расходы на поставку ресурсов каждого вида с указанием их количества (ч. 3 ст. 108 44-ФЗ).

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например, имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВт·ч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 × 6,3 × 5 = 14 592 721,5 рубля.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяется заказчиком в размере от 5% до 30% (ч. 16 ст. 108 44-ФЗ).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии расходов на поставку энергоресурсов в соответствии с предложением победителя закупки (ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  • в соотношении с указанным в документации максимальным процентом на основании п. 1 ч. 3 ст. 108;
  • на основании подлежащего уплате исполнителю процента экономии с минимальным размером на основании п. 2 ч. 3 ст. 108;
  • в виде минимального размера экономии расходов заказчика, максимальный процент от которой может быть уплачен победителю в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108.

При заключении указывается экономия в натуральном выражении расходов заказчика на поставку энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов. Показатели рассчитываются в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 3 ст. 108.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Требования к содержанию

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Остались вопросы? Используйте готовое решение КонсультантПлюс

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Образец энергосервисного контракта по 44 ФЗ

Скачать

Образец энергосервисного контракта 2020 года

Скачать

Пример для бюджетной сферы

Скачать

Пример для сферы ЖКХ

Скачать

Понятие энергосервисного контракта есть в федеральном законе № 261 от 2009 года. В него периодически вносились правки. Последние внесены в 2016 году. Энергосервисный договор – это соглашение, в результате которого выполняются мероприятия, действия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности.

Энергосервисные контракты заключаются с управляющими компания многоквартирных домов, но пока это не стало распространенным явлением в России. При этом, количество возможных мероприятий немалое, исчисляется десятками, начиная от установки приборов учета и заканчивая утеплением фасадов.

В России уже немало специализированных организаций, которые предоставляют энергосервисные услуги. Они предлагают различным компаниям, в том числе управляющим МКД, уменьшить энергозатраты. Энергосервисные учреждения должны брать на себя расходы за оптимизацию, а прибыль получают за счет сэкономленных заказчиком средств.

Сначала делается энергоаудит, потом представитель энергосервисной компании предлагает проект мероприятий. Энергосервисные контракты могут быть заключены и с органами власти, и с бюджетными учреждениями, и с частными, коммерческими организациями, и с владельцами квартир в многоквартирных домах. Другое дело, что зачастую энергосервисным компаниям совсем не интересно заключать договоры с отдельными владельцами квартир. Им выгоднее работать с потребителями больших мощностей энергии.

Еще раз подчеркнем, энергосервисный контракт – это развитие и совершенствование технологий, модернизация жилищно-коммунального комплекса.

Обговорим отдельно сроки действия подобных договоров. Они должны действовать с

момента заключения и до выполнения всех обязательств сторонами. То есть, срок контракта не должен быть меньше, чем нужно времени для достижения планируемой экономии. Также срок договора предусматривает окупаемость установленного оборудования. В связи с вышеперечисленным срок энергосервисного договора обычно колеблется от пяти до десяти лет. Впрочем, возможны и другие периоды. Срок окупаемости может быть от трех месяцев до 15 лет.

В энергосервисном договоре должен быть прописан пункт о величине экономии энергетических ресурсов, которая появится в результате проведенных работ. Также должен быть указан срок действия контракта, необходимый для достижения планируемой экономии.

Потребитель энергоресурса не должен предварительно нести никаких затрат и расходовать какие-либо средства.

Бывают государственные и муниципальные энергосервисные договоры. В этом случае оплата и прочие нюансы определяются в соответствии с законодательством. Есть так называемые смешанные договоры, то есть договоры купли-продажи, поставки, передачи энергоресурсов. Такие договоры могут заключаться по соглашению между поставщиком ресурсов – за исключением природного газа и негосударственным потребителем.

Размер вознаграждения энергосберегающей компании определяется по соглашению сторон. Он может быть разным. К примеру, соответствовать той сумме, на которую получилась экономия в результате энергосберегающих мероприятий. Если экономии и снижения объема потребления нет, то энергосервисная компания может остаться и без средств.

Энергосервисные договоры долгосрочны, поэтому заранее должна быть достигнута договоренность, кто несёт риски по расходам и эффекту.

Методики измерения и расчета эффекта от энергосберегающих технологий одни специалисты называют простыми и понятными, другие убеждены, что это слишком тонкая материя, чтобы её можно было рассчитать. Тем не менее, методики в стране есть и многие компании их используют.

Зачастую сложно определить целесообразность финансирования проектов энергосбережение, ведь применяются разные подходы к оценки различных проектов, в том числе и рискованных. Многие программы энергосбережения требуют изменений и дополнений. Энергосервисным компаниям очень сложно получить кредиты. И есть риск, что заказчик мероприятий окажется неплатежеспособным или, к примеру, объявит себя банкротом, что особенно распространенное явление среди управляющих компаний МКД.

Тем не менее, во многих городах РФ энергосервисные контракты реализуются. И у них есть большие перспективы, ведь снижение затрат – весьма привлекательная цель и для организаций, и для физических лиц. Кроме того, государство на законодательном уровне рекомендует позаботиться об энергосбережении и об энергоэффективности. Уже даже разработаны классы энергоэффективности для жилых многоквартирных домов. И в зависимости от этого класса будет введена разная плата для собственников.

Энергосервисный контракт выступает особым видом государственного контракта, при подписании которого необходимо учитывать законодательство в закупочной и энергосберегающей отраслях. Целью его подписания является внедрение энергосберегающих технологий, повышение энергоэффективности и эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Специфика энергосервисных контрактов обусловлена его особым предметом.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Правовое регулирование

Условия энергосервисного договора или контракта одновременно соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и требованиям к договорам подобного рода по действующему федеральному законодательству об энергосбережении и повышению энергоэффективности.

Подписание энергосервисных контрактов направлено на рост энергоэффективности при закупках товаров, работ и услуг из сферы естественных монополий, в частности, услуг:

  • водоснабжения;
  • теплоснабжения;
  • водоотведения;
  • газоснабжения;
  • услуг по подключению к инженерным сетям по регулируемым тарифам;
  • в части поставок электроэнергии, мазута, топлива для выработки энергии, угля.

Благодаря экономии, на использовании энергоресурсов достигается существенный экономический эффект, и заказчик получает возможность направить высвободившиеся средства на развитие и на повышение оплаты труда сотрудников.

Согласно действующему законодательству, подписание энергосервисных контрактов является правом заказчика, а в некоторых случаях – его непосредственной обязанностью. Право на подписание энергосервисных контрактов предоставлено государственным и муниципальным заказчикам, согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ. Данная статья законодательства о контрактной системе регулирует особенности заключения энергосервисных контрактов.

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 г. также регулируются отношения между заказчиком и исполнителем по энергосервисному контракту. В ст. 21 данного закона подчеркивается, что государственные и муниципальные энергосервисные контракты заключаются и оплачиваются по нормам законодательства о контрактной системе. Это значит, что на заказчика накладываются обязанности по формированию и публикации закупочной документации, проведению закупки и определению победителя по правилам 44-ФЗ.

Среди ключевых нормативно-правовых актов, которые определяют государственную политику в части увеличения энергоэффективности, помимо вышеуказанного ФЗ-261 от 2009 года «Об энергосбережении», можно выделить:

  • Правительственное Распоряжение от 2009 года №1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года»;
  • ПП РФ от 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам…»;
  • ПП РФ от 2010 №636 «О требованиях к условиям…»

В регионах и муниципальных образованиях, помимо общефедеральных проектов, нередко определена собственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, на которую должны ориентироваться заказчики на местах. Внедрение подобных мероприятий является обязательным для бюджетных, казенных и автономных учреждений.

В рамках ч. 1 ст. 108 44-ФЗ заказчики вправе подписывать энергосервисные контракты, тогда как по 261-ФЗ прописана их обязанность проведения комплекса энергосберегающих мероприятий. Необходимость подписания контрактов для роста энергоэффективности дополнительно подчеркивается в письме МЭР от 2015 года №Д28и-2618.

По ст. 24 ФЗ-261 государственное или муниципальное учреждение обязано обеспечить снижение потребления воды и суммарного объема потребляемого топлива, мазута, газа и электроэнергии и пр. С 2011 года требования были распространены на все государственные контракты (казенные, автономные, бюджетные), что нашло подтверждение в письме Минфина от 2010 года №02-03-06/5448.

С апреля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства №1618 от 2018 года. В нем подчеркивается, что энергосервисные контракты прописываются в документах о планировании закупок отдельной строчкой и публикуются в ЕИС с особыми пометками.

Что такое энергосервисный контракт

Определение энергосервисного контракта представлено в п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 19 261-ФЗ от 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…». Согласно ему, энергосервисный договор – это договор, предметом которого является осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности в части использования энергоресурсов государственным и муниципальным заказчиком.

Предметом энергосервисного контракта является выполнение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и рост энергоэффективности (по ст. 19 261-ФЗ).

При заключении контракта энергосервисный подрядчик должен достигнуть определенных параметров повышения энергоэффективности у заказчика (например, снижение потребления ресурсов или уменьшение затрат на электроэнергию). В обязанности заказчика по энергосервисному контракту входит содействие исполнителю в успешной реализации энергосервисных мероприятий, а также обязанность принять и оплатить оказанные услуги на условиях контракта.

Набор существенных условий энергосервисных контрактов в целом стандартный. Он включает цену, сроки, ответственность за неисполнение обязательств и пр. Цена энергосервисного контракта обычно ниже прежнего размера коммунальных платежей и расходов на содержание инженерного оборудования и зданий.

Заказчик должен максимально конкретно прописать предмет контракта и требования к поставщику в техническом задании и закупочном извещении. Энергосервисные контракты имеют некоторую специфику среди всех государственных контрактов, так как заказчикам обычно непросто определиться с потенциальным перечнем мероприятий по увеличению энергетической эффективности и обозначить сроки исполнения контракта.

Если у заказчика нет четкого понимания того, какие работы необходимо выполнить исполнителю, то в техзадании можно прописать только ориентировочные задания для энергосервисного подрядчика.

Перечень мероприятий по увеличению энергоэффективности заказчики могут формировать на основании энергетического паспорта, подготовленного по результатам проведенного энергетического обследования. Если у заказчика имеется такой документ в распоряжении, то он обязан включить его в закупочную документацию.

При отсутствии энергетического паспорта мероприятия формируются на основе актуальных данных. При этом может применяться информация о количестве объектов, годе постройки, типе ограждения, технических характеристиках используемого оборудования, наличии приборов учета и пр. Данные сведения включаются в закупочную документацию при отсутствии энергопаспорта и помогает поставщикам подготовить заявку.

Также при подготовке заявки на участие в закупке участники вправе самостоятельно отбирать информацию об объекте закупки. В частности, исполнители могут посещать учреждение заказчика, а заказчик обязан обеспечить им свободный доступ к объектам, на которых планируется выполнять работы по увеличению энергоэффективности.

Но если поставщики несут дополнительные траты на подготовку заявки на участие, то компенсировать их заказчик не обязан. Все расходы на участие в закупке являются хозяйственными рисками субъектов экономической деятельности. Если поставщики проиграют в закупке, значит, они понесут убытки. Данные условия финансирования подготовки заявки целесообразно прописать в положениях закупочной документации, чтобы исключить судебные слушания по вопросу взыскания убытков со стороны проигравших в тендере участников.

Если у заказчика отсутствует возможность изначально прописать перечень в контракте энергосервисных мероприятий, то его готовит победитель, и такой перечень выступает неотъемлемой частью договора. В составе заявки на участие в тендере поставщики прописывают свое решение проблемы неэффективного расходования ресурсов (в частности, перечень энергосервисных мероприятий).

Еще одна особенность такого государственного контракта состоит в том, что он предполагает договорные отношения на весьма длительный период времени. Так, за короткие сроки достигнуть реальной экономии от энергосберегающих мероприятий бывает непросто. Окупаемость проектов может достигать 10 лет и более.

В рамках подобных долгосрочных контрактов гораздо тяжелее предвидеть все риски по понесенным расходам и рассчитать эффективность. Особенностью энергосервисных контрактов является то, что их допускается подписать на сроки, превышающие сроки действия лимитов бюджетных обязательств. Соответствующие изменения были внесены в ч. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса.

Заказчику требуется определить объем ресурсов, который он потребляет без энергосбережения, и рассчитать плановый объем потребления. В процессе планирования заказчику следует учесть и возможные непредвиденные обстоятельства, например, изменение погодных условий или рост численности потребителей.

Сэкономленные средства можно направить на увеличение зарплаты персонала (на основании письма Минфина от 2010 года № 02-03-06/5448).

В ст. 108 44-ФЗ указано, что требования к содержанию контракта определяются Правительством. В Постановлении Правительства №636 от 2010 года были определены требования к условиям энергосервисного контракта. В частности, здесь приведены рекомендации по указанию исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

Требования к отдельным условиям энергосервисного контракта обусловлены такими специфическими чертами государственных контрактов, как:

  1. Наличие списка мероприятий энергетической экономии с описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения.
  2. Отсутствие компенсации затрат на подготовку заявки на участие.
  3. Определение размера экономии ресурса для исполнителя.
  4. Наличие положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии ресурсов считается исполненным при достижении размера экономии, закрепленным в договоре.
  5. Необходимость учета факторов, которые могут повлиять на размер экономии.
  6. Указание на механизм распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергоресурса.
  7. Указание начального и окончательного сроков достижения экономии. По ч. 11 вышеуказанного Постановления контракт подписывается на период не менее месяца и не более года.

По Постановлению Правительства №636 в контракт включаются требования к условиям оплаты энергосервисного контракта.

В государственном контракте по энергосервисным услугам также прописываются такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по государственному контракту.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем положенных показателей энергосбережения.
  3. Порядок перехода права собственности от поставщика к заказчику на поставленное оборудование для повышения энергоэффективности.
  4. Возможность полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту или, наоборот, отсутствие такого права.

В случае если контракт предполагает оказание услуг по энергоаудиту, поставщик обязан состоять в СРО. Наличие действующего членства в СРО, а также соответствующего свидетельства является обязательным для участия в закупке. Чтобы вступить в СРО, поставщик обязан соответствовать ряду условий по 261-ФЗ, внести обеспечительные и членские взносы, а также иметь минимум 4 специалистов в штате с должным уровнем квалификации.

По «Методическим рекомендациям…» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, составленных МЭР, предметом такого контракта является повышение энергоэффективности за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий по повышению энергоэффективности прописываются заказчиком в виде приложения к контракту.

Сроки контракта являются существенным условием и не могут быть менее месяца. Но окончание сроков контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

В разделе, где указывается объект контракта, перечисляются те объекты, на которых исполнители будут производить работу по повышению энергоэффективности. Характеристика потребления энергоресурсов прописывается в приложении к контракту. В отношении данных объектов заказчик должен проинформировать исполнителя об актуальном состоянии: наличии приборов учета, технических характеристиках, дате постройки, типе ограждения и пр.

Заказчик берет на себя обязательства по регулярной оплате услуг, которые оказаны исполнителем. Плата фиксируется в разделе ценой контракта. Заказчику необходимо соблюдать санитарно-гигиенические, технические и прочие требования к эксплуатируемым объектам.

Отдельный раздел энергосервисного контракта посвящен актуальному уровню потребления энергоресурсов. Обычно он указывается за год, так как потребление ресурсов обладает выраженной сезонностью с учетом климатических и природных особенностей. Разбивка потребления должна быть указана с помесячными показателями. На основании этого стороны определяются с факторами, которые влияют на объем потребления. Это могут быть температура, длительность температурного режима и пр.

Объем потребления ресурсов до внедрения энергоэффективных технологий прописывается в акте, который становится неотъемлемой частью государственного контракта. Затем этот показатель сравнивается с показателями после реализации мероприятий энергосервисного контракта, и на основании этого определяется размер экономии. Уровень потребления ресурсов должен быть указан с учетом показаний приборов учета (если такие имеются).

Изменения в энергопотреблении фиксируются заказчиком в заранее оговоренные временные промежутки: например, за месяц или квартал. По требованию исполнителя заказчик в течение 3 дней передает ему такие сведения. Размер экономии считается отдельно по каждому виду ресурса: по газу, углю, воде и пр.

В контракт может быть включен план-график реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. При выполнении таких мероприятий исполнителем должны учитываться действующие нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и пр. Используемые в работе материалы должны быть сертифицированы, а исполнитель обязан предоставлять сертификаты по требованию заказчика в течение 3 дней.

Порядок заключения: алгоритм действий

Заказчики могут подписывать энергосервисные контракты по результатам электронных способов отбора поставщика. Для этого применяются конкурентные процедуры отбора подрядчика на выполнение работ. На основании ч. 2 ст. 108 44-ФЗ энергосервисный контракт подписывается отдельно от госконтрактов на закупку самих ресурсов. Например, отдельно подписывается договор на водоснабжение и отдельно – энергосервисный контракт, который позволяет снизить расходы заказчика на воду путем установки различного оборудования и устройств. Энергосервисный контракт подписывается отдельно от контрактов в области субъектов естественных монополий, теплоснабжению, подключению к инженерным сетям, поставкам электроэнергии, угля, мазута. Одновременно условия энергосервисных контрактов допускается включать в договоры купли-продажи, поставки и передачи энергоресурсов по ст. 20 261-ФЗ. Основной объем деятельности реализуется в бюджетной области, в области ЖКХ и промышленности.

Для закупок на право подписания энергосервисного контракта может применяться аукцион, конкурс и запрос котировок. Заказчик вправе использовать двухэтапные конкурсы для подписания государственного контракта по энергосервисным услугам.

При этом в процессе проведения закупки на энергосервисные услуги действуют определенные особенности при выборе победителя закупки. При проведении закупки в форме конкурса конкурсная комиссия при оценке заявки на участие не учитывает цену контракта. Вместо нее она сопоставляет такие критерии, как (по п. 9 ст. 108 44-ФЗ):

  1. Предложение о сумме.
  2. Расходы заказчика на поставки энергоресурса при заключении и исполнении контракта.
  3. Расходы заказчика по энергосервисному контракту.

При подписании энергосервисного контракта через электронный аукцион он может проводиться через снижение одного из следующих показателей:

  1. Цены контракта.
  2. Предложения о сумме, которая определяется в виде разницы между расходами заказчика на поставку энергоресурсов и предложенным участником размером экономии денежных средств.
  3. Предложения о сумме, которое определяется, как разница между расходами заказчика на поставку энергоресурсов (НМЦК) и экономией расходов, предложенной участником аукциона и уменьшенную на стоимостную величину, соответствующую проценту экономии.

Побеждает в аукционе лицо, которое сделало предложение о наиболее низкой сумме.

Еще одна особенность энергосервисных контрактов состоит в особом порядке расчета НМЦК.

Заказчику необходимо прописать НМЦК в закупочной документации и привести расходы на поставку ресурсов каждого типа с указанием их количества по ч. 3 ст. 108 44-ФЗ. НМЦК рассчитывается по фактически подтвержденным расходам на поставку энергоресурсов за предыдущий год и не может их превышать.

Для энергосервисных контрактов со сроками исполнения более года НМЦК определяется путем умножения стоимости энергоресурсов на количество лет, которые составляют сроки исполнения договора.

Например, энергосервисный контракт подписывается на 10 лет. Объем потребления за 2019 год составил 500 киловатт. Стоимость кватт составила 6 руб. НМЦК контракта составит (500 000 * 6 * 10) = 30 млн р.

Если заказчиком были оплачены энергоресурсы по разным тарифам, то ему следует принять во внимание при расчетах на средневзвешенную цену.

Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется в размере 5-30% от НМЦК на основании ч. 16 ст. 108 44-ФЗ. Величина такого обеспечения не может быть менее авансирования и определяется на усмотрение заказчика. Обеспечение вносится в виде денежной суммы или банковской гарантии.

Энергосервисный контракт подписывается по цене, которая определяется в виде определенного процента экономии расходов по предложению от победителя закупки (на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  1. В соотношении с максимальным процентом по п. 1 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ.
  2. На основании процента экономии с минимальным размером по п. 2 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ.
  3. На основании минимального размера экономии расходов государственного или муниципального заказчика, максимальный процент которой уплачивается победителю по п. 3 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании прописанного процента экономии заказчика. Экономия рассчитывается по цене на энергоресурсы на период исполнения договорных обязательств.

Исполнитель вправе оказывать дополнительные услуги при реализации контракта, но без увеличения цены.

Организация торговой процедуры по подписанию энергосервисных контрактов не отличается от аналогичных процедур по проведению конкурса, аукциона или запроса котировок в отношении иных предметов закупок.

Для подписания и исполнения энергосервисного контракта алгоритм действий будет следующим:

  1. Заказчик определяется с предметом закупки и оптимальным способом выбора поставщика.
  2. Закупка должна быть включена в план-график отдельной строкой. К этому моменту заказчику уже следует определиться с НМЦК.
  3. Формируется тендерная документация с указанием предмета контракта, сроков проведения закупки, НМЦК, требованиями к исполнителям.
  4. В ЕИС публикуется извещение о проведении закупки. Согласно Постановлению Правительства №1618 от 2018 г., энергосервисные контракты в ЕИС должны быть опубликованы с пометкой «Энергосервисные торги».
  5. Участники формируют и передают свои заявки на участие, и заказчик принимает решение о предоставлении им допуска к тендеру или об отказе. Процедура проведения закупки и оценки заявок на участие по энергосервису проводится в штатном режиме, но с учетом определенной специфики. Например, если заказчиком для определения исполнителя выбран аукцион, то в ходе торгов участники не снижают НМЦК, а делают свои ценовые предложения по сумме, цене контракта и проценте экономии ресурсов.
  6. Выбирается победитель закупки в зависимости от способа закупки: в аукционе им становится участник, который предложил наиболее низкую сумму, в конкурсе – тот, кто сделал лучшее предложение по условиям реализации контракта.
  7. Формируется итоговый протокол по результатам закупки и размещается в ЕИС.
  8. В адрес победителя направляется проект государственного контракта для ознакомления и последующего подписания.
  9. В установленные сроки стороны подписывают контракт.
  10. Исполнитель приступает к реализации государственного контракта. После подписания энергосервисного контракта компания-исполнитель проводит определенные работы и услуги, по итогам которых заказчик перечисляет исполнителю часть средств от полученной экономии.
  11. После достижения плановой экономии заказчик принимает работы исполнителя и оплачивает его услуги. Оплата заказчиком экономии по государственному контракту должна составлять 5-30 дней после окончания периода достижения определенной доли размера экономии. Окончательный расчет осуществляется по факту достижения экономии.

Стандартно в энергосервисном контракте прописывают следующий порядок приемки работ:

  1. После достижения плановых показателей по повышению энергоэффективности исполнитель уведомляет об этом заказчика в течение 5 дней.
  2. После поступления уведомления заказчик подписывает акт приема-передачи.
  3. Если заказчик выявил недостатки, то он направляет в адрес поставщика официальное уведомление об отказе принять работы и предоставить разумные сроки для устранения недостатков.

Таким образом, энергосервисный контракт является особенным соглашением, целью которого является повышение эффективности потребления ресурсов и рост энергосбережения. Подписание таких контрактов должно опираться не только на ст. 108 44-ФЗ, но и на другие федеральные и региональные законы. Оплата по энергосервисному контракту производится в виде процента экономии с учетом цен, действующих на период исполнения договора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Региональный центр энергоэффективности города Санкт-Петербурга – СПбГБУ «Центр энергосбережения» — не первый год ведет работу по заключению бюджетными учреждениями города энергосервисных контрактов. В июне 2020 года для заинтересованных организаций был проведен вебинар «Особенности подготовки энергосервисных проектов в бюджетной сфере Санкт-Петербурга. Системный подход». Его автор и ведущий Павел Сергеевич Карастелин поделился с ЭнергиаВита ответами на поступившие по итогам вебинара вопросы о том, в бюджетном учреждении заключить энергосервисный контракт.

Павел КАРАСТЕЛИН,
руководитель отдела координации проектов
СПбГБУ «Центр энергсбережения»

Вопрос: Что такое энергосервисные проекты, примеры их, основные понятия?

Ответ: Энергосервисный договор (контракт) – вид инвестиционного контракта, возврат средств по которому осуществляется из достигнутой экономии энергетического ресурса.

Энергосервисный контракт является уникальным инструментом привлечения внебюджетных источников финансирования в энергосберегающие проекты бюджетной сферы.

Энергосервисный контракт обеспечивает:

  • осуществление энергосберегающих мероприятий за счет энергосервисной компании (ЭСКо), средства заказчика не привлекаются;
  • снижение расходов потребителей на топливно-энергетические ресурсы;
  • снижение затрат на ремонт и эксплуатацию инженерного оборудования;
  • повышение энергоэффективности объектов за счет улучшения их качественных характеристик.
  • основные виды энергосберегающих мероприятий по энергосервисному направлению:
  • модернизация системы внутреннего освещения;
  • мероприятия, направленные на оптимизацию расхода тепловой энергии.

Особенности заключения энергосервисных контрактов установлены статьей 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно указанной статье предметом энергосервисных контрактов является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.

Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений, предусмотренных статьей 108 Закона о контрактной системе.

Нормативно-правовые акты, регулирующие энергосервисную деятельность для бюджетной сферы, приведены на сайте СПбГБУ «Центр Энергосбережения» в отдельном разделе. Рядом можно найти перечень учреждений Санкт-Петербурга, которые заключили энергосервисные контракты.

Вопрос: Каковы самые основные требования при отборе объекта?

Ответ. Вынужден перефразировать ваш вопрос, заменив слово «требования» на «критерии отбора», т.к. это более корректное выражение в данном контексте. На первоначальном этапе рассмотрения и отбора объектов для последующей работы по подготовке энергосервисных проектов рекомендуется использовать упрощенный порядок отбора, включающий аналитику информации, представленной в базе Деклараций о потреблении энергетических ресурсов.

1) По системе освещения два критерия отбора

а) процентное отношение установленных светодиодных световых приборов (не более 50%)

б) количество установленных световых приборов не должно быть менее 250 (без учета установленных светодиодных световых приборов).

2) По системе отопления первоначальных критериев больше. Основные из них – объем потребления не менее 800 Гкал/год, плюс наличие прибора учета, плюс отсутствие установленной погодозависимой автоматики. Это первоочередные критерии отбора, которые позволяют определить потенциальный круг объектов, с которыми целесообразно взаимодействовать для дальнейшей проработки проектов.

Вопрос. Если отозвали финансирование подведомственного ГБУ, обязаны ли мы предоставить предложения по корректировке программы и заключения энегосервисных контрактов за счет экономии по другим статьям расходов?

Ответ. Не на все вопросы, к сожалению, возможно дать однозначный и односложный ответ, особенно учитывая витиеватость сформулированных предложений. Вопросы финансового обеспечения на выполнение государственного задания бюджетных учреждений входят в компетенцию главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), поэтому обсуждать ситуацию с отзывом финансирования у ГБУ, его причинами и возможными последствиями, а также дальнейшими действиями, считаю делом бесперспективным.

Однако, по смыслу вопроса речь может идти об альтернативных статьях расходов на оплату ЭСК, помимо статей расходов на оплату соответствующего энергетического ресурса. Субсидия на выполнение государственного задания предоставляется бюджетным и автономным учреждениям без определения направлений ее использования в соглашении о предоставлении такой субсидии.

Направления использования средств, поступивших бюджетному или автономному учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе на коммунальные услуги и на услуги по энергосервисному контракту), утверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ПФХД). Корректировка ПФХД является компетенцией непосредственно ГБУ и ГРБС. При этом необходимо обратить внимание, что в соответствии с абзацем 13 раздела 17.2. государственной программы Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге» (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 № 486), цитирую, «При реализации государственными учреждениями Санкт-Петербурга и государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга энергосервисных договоров (контрактов) лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов и воды для таких организаций фиксируются в натуральном выражении на уровне базового года, определенного в энергосервисных договорах (контрактах), и сохраняются на период действия энергосервисных договоров (контрактов). Основанием фиксации лимитов являются реестр и протокол согласования лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды по главным распорядителям и получателям средств бюджета Санкт-Петербурга, согласованные КЭИО».

Вопрос: Могут ли заключать ЭСК казенные учреждения?

Ответ. Казенные учреждения могут заключать энергосервисные контракты. При этом, расходы на оплату энергосервисных контрактов планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных государственному или муниципальному заказчику на соответствующий финансовый год, в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вопрос: Планируется ли внесение изменений в целевые показатели эффективности глав администраций районов в области энергосбережения по показателю «количество заключённых энергосервисных контрактов» в зависимости не от общего числа подведомственных учреждений, а от количества объектов, в отношении которых принято решение о целесообразности заключения ЭСК?

Ответ. Рейтинг администраций районов Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определяется в соответствии со значением сводного показателя энергоэффективности, рассчитываемого в отношении каждого района Санкт-Петербурга. Методические рекомендации по формированию рейтинга администраций районов Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере утверждены распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 27.06.2016 № 102. С Методическими рекомендациями, а также с результатами рейтингов администраций районов Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере начиная с 2015 года можно ознакомится в соответствующем разделе сайта СПбГБУ «Центр Энергосбережения»

Вопрос: Как быть с тарифом по электричеству? Ведь он меняется?

Ответ. В соответствии с ч.18 ст.108 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, цитирую, «Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта».

Кроме того, в соответствии с ч.19 указанной статьи, Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия о его оплате (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), а также особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Требования к условиям энергосервисного контракта регламентированы постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)».

Вопрос: Представленный план мероприятий предусматривает только «Модернизацию системы внутреннего освещения» и сводится лишь к замене светильников. Отсутствуют предложения по автоматизации систем наружного и внутреннего освещения, не предусмотрена установка датчиков движения, освещённости, как одного из немаловажных элементов энергосбережения в системе внутреннего освещения больницы.

Ответ. Учитывая практику реализации энергосервисных контрактов на территории страны, подавляющее их большинство предусматривают, прежде всего, требования к качеству реализации мероприятий, их безопасности, соответствия общим требованиям действующего законодательства после реализации мероприятий.

При этом заказчик энергосервисного контракта может включить в техническое задание любые дополнительные требования к результатам работ, предусматривающие, в частности, в отношении мероприятий по модернизации системы освещения объектов установку интеллектуальных систем управления освещением, в том числе датчиков движения, присутствия и прочих систем автоматического регулирования.

Однако внедрение подобных технических решений не всегда технологически применимо в рамках производственного процесса того или иного бюджетного учреждения (например, в системе среднего образования необходимо учитывать целесообразность отключения освещения в местах общего пользования в учебные часы, принимая во внимание особенности погодных условий в конкретном регионе, в том числе в зимнее время).

Кроме того, применение интеллектуальных систем освещения не всегда соответствуют расчетным экономическим эффектам от их применения, однако существенно увеличивает первоначальные затраты инвестора на реализацию проекта и, как следствие, может привести к отказу последнего от участия в закупке по причине экономической нецелесообразности его реализации.

Вопрос. Интересует две цифры: лимиты по 78 учреждениям с ЭСК и экономия по ним.

Ответ. Результаты исполнения ЭСК, в том числе в части достигнутой экономии по контрактам, обязаны размещаться заказчиками контрактов в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок.

Вопрос: Существует ли нормативная база и правоприменительная практика по формированию энергосервисных договоров на выполнение энергоэффективных мероприятий по водоотведению?

Ответ. Практика заключения энергосервисных контрактов, направленных на водосбережение и повышение эффективности использования Заказчиком водных и энергетических ресурсов в здании Заказчика, существует. С результатами реализации можно ознакомиться в открытом доступе на информационном портале в сфере закупок, например

Энергосервисный договор контракт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *