Структура органов управления АНО.

Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления, основной функцией которого является обеспечение соблюдения Автономной некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. Именно обеспечением реализации этой функции и обусловлена компетенция коллегиального высшего органа управления.

Компетенция коллегиального высшего органа управления по составу входящих в нее полномочий может быть подразделена на исключительную и общую. Исключительная компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов не могут быть переданы никакому другому органу управления общества — ни постоянно действующему коллегиальному органу управления, ни исполнительному органу; общая компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов могут быть переданы другому органу управления.

К исключительной компетенции коллегиального высшего органа управления относится решение следующих вопросов:

1. изменение устава Автономной некоммерческой организации;

2. определение приоритетных направлений деятельности Автономной некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

3. образование исполнительных органов Автономной некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

4. реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации и д.р.

Все вопросы, отнесенные к исключительной компетенции определены в ст. 29 ФЗ № 7 «О некоммерческих организация».

В Автономной некоммерческой организации помимо высшего коллегиального органа управления при создании организации может быть сформирован исполнительный коллегиальный орган, к общей компетенции которого, например, можно отнести решение следующих вопросов:

  • утверждение планов проведения мероприятий Организации;
  • разработка структуры штатного аппарата Организации, смету расходов на его содержание и передает на рассмотрение и утверждение высшему органу управления Организации;
  • подготавливает и организует проведение заседаний органов управления Организации;
  • представляет отчет о своей работе на высшему органу управления Организации и др.;

Обязательным органом в любом юридическом лице, в том числе и в автономной некоммерческой организации является – руководитель.

Наименование должности в соответствии с действующим законодательством Вы определяете самостоятельно это может быть как Президент, Директор, Исполнительный директор, Генеральный директор, Председатель, Председатель совета, Комиссар, и т.д.

Ниже приведем примерный список полномочий, которые можно определить для руководителя.

Руководитель, как правило:

  • действует без доверенности от имени Организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • открывает и закрывает в банках счета Организации;
  • заключает договоры, осуществляет юридические действия от имени Организации, приобретает имущество и управляет им;
  • возглавляет и организует исполнительскую работу;
  • утверждает должностные обязанности сотрудников Организации в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым Советом, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • организует бухгалтерский учет и отчетность;
  • принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности Организации и прочее;

Определение порядка управления деятельностью Автономной некоммерческой организации предполагает формулирование и отражение в уставе ряда положений, без которых управление автономной некоммерческой организацией будет невозможно.

Учредительными документами устанавливаются следующие положения:

  • структура органов управления;
  • компетенция органов управления;
  • порядок формирования и срок полномочий органов управления;
  • порядок принятия решения органами управления;
  • порядок выступления от имени некоммерческой организации.

Приветствую вас, коллеги и гости ресурса! Хочу высказаться и услышать ваши мнения.

Все началось с очередной внутренней несправедливости. Вопрос в теме на форуме: «Может ли у НКО быть Управляющая организация? Как у ООО». Ответ, — исходя из практики, — приходится давать: «Нет, не может. Не пропустят». Хотя на самом деле, НКО является, в понимании гражданского законодательства, таким же юридическим лицом, как и ООО, и ответ должен быть диаметрально противоположным. Но факты… Они все-таки упрямы, эти факты, Минюст не пропускает никакие управляющие компании в качестве единоличного исполнительного органа у некоммерческой организации. Расхождение теории и практики вызвано, на мой взгляд, нашим и Клиента страхом обжаловать, судиться, идти до конца. И я решил «подонкихотствовать». Ниже изложена правовая позиция, что у НКО все-таки может быть в качестве ЕИО управляющая компания. Если вдруг кто-то решит обжаловать и судиться – пусть мой материал будет ему в помощь.

Итак, согласно действующему законодательству, некоммерческая организация (далее по тексту — НКО) является юридическим лицом.

«1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом».

(ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК).

«Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

(ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (далее по тексту 7-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК

«Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц».

Такому же принципу вторит и специальный закон 7-ФЗ в п. 1 ст. 28:

«Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами…».

Таким образом, и ГК и Закон об НКО единогласно утверждают, что НКО-юридическое лицо управляется органами управления и единодушно относят установление структуры и регламента их действия на усмотрение высшего органа управления, в чьей компетенции формировать и утверждать в окончательной редакции устав, который и регулирует нужный нам вопрос. То есть единственная наша обязанность касательно передачи полномочий Единоличного исполнительного органа (далее по тексту — ЕИО) Управляющей организации, это:

  • Закрепление возможности такого способа управления в учредительном документе.
  • Внесение сведений об этом в ЕГРЮЛ.

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией (абз. 4 п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ).

Согласно ст. 30 закона об НКО 7-ФЗ,

«Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией».

Выпуск ЭЦП для юридических лиц специальные цены для гостей и участников Регфорума Срок изготовления не более 30 минут. Работаем со всеми регионами России. Отчетность Такснет, Стэктраст, Сбис специальные цены для гостей и участников Регфорума Ключ входит в стоимость. Работаем со всеми регионами России.

В абз. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ установлено, что в качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо. Т.е. передать полномочия (все или часть) ЕИО Управляющему / Управляющей организации право НКО, данное действующим законодательством.

А теперь цементируем свою позицию выдержкой из ГК о правоспособности юридического лица. Согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ,

«Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде».

Как мы видим, никаких ограничений и оговорок нормативная база не содержит, а значит должен быть единообразный порядок правоприменения и на вопрос «Вправе ли некоммерческая организация передать полномочия своего единоличного исполнительного органа другому юридическому лицу — управляющей организации?» должен быть лишь один ответ: «Да, вправе, если такой порядок управления предусмотрен учредительным документом некоммерческой организации и не противоречит действующему законодательству».

Оговорка приведена на случай, если в каких-то НКО все таки предусмотрено на федеральном уровне управление только физическими лицами. Мне такое не известно, но я и не звезда законодательства об НКО.

Елена!

Да, может.

Порядок назначения директора АНО регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях», а также Гражданским кодексом РФ.

Цитата: «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях»

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым — девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, подписавших протокол.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Удачи Вам!

Единоличный исполнительный орган некоммерческой организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *