В соответствии со ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее – Закон об образовании) лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно действующему законодательству образование подразделяется на следующие виды (ч. 2 ст. 10 Закона об образовании):

а) общее образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п.

Лицензирование образовательной деятельности

11 ст. 2 Закона об образовании);

б) профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Закона об образовании);

в) профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 Закона об образовании);

г) дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Закона об образовании).

Общее и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням (п. 3 ст. 10 Закона об образовании).

Уровни общего образования, закрепленные в Законе об образовании (ч. 4 ст. 10 данного Закона):

— дошкольное образование;

— начальное общее образование;

— основное общее образование;

— среднее общее образование.

Уровни профессионального образования, закрепленные в Законе об образовании (ч. 5 ст. 10 данного Закона):

— среднее профессиональное образование;

— высшее образование — бакалавриат;

— высшее образование — специалитет, магистратура;

— высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

— дополнительное образование детей и взрослых;

— дополнительное профессиональное образование.

С 9 февраля 2014 г. лицензия на осуществление образовательной деятельности и приложение к ней должны выдаваться в форме, которая утверждена Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам».

В новой форме приложения к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Таким образом, в приложении к лицензии не указываются сведения об особенностях реализации программ общего образования (углубленное изучение предметов, наличие программ для детей с ограниченными возможностями здоровья), сведения о дополнительных образовательных программах и основных программах профессионального обучения.

Дополнительные общеобразовательные программы, содержащие направленность дополнительного образования, указание на виды спорта и искусства, дополнительные профессиональные программы в приложении к лицензии указываются как соответствующие подвиды дополнительного образования.

При наличии в приложении к лицензии сведений о соответствующих подвидах дополнительного образования (дополнительное профессиональное обучение, дополнительное образование детей и взрослых) лицензировать новые программы не требуется.

Информация о программах профессионального обучения (код профессии или должности служащего, наименование профессии или должности служащего, разряд, срок реализации программы) в приложении к лицензии будет зафиксирована как «профессиональное обучение». При наличии в приложении к лицензии записи о профессиональном обучении лицензирование новых программ также не требуется.

В связи с тем, что в новом приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельностипо дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, лицензирование новых адресов осуществления образовательной деятельности по этим программам также не требуется.

Обращаем внимание, что реализация вышеназванных новых программи использование адресов, не требующих дополнительного лицензирования, возможно только при создании условий, соответствующих всем лицензионным требованиям, установленных п. 6 ПостановленияПравительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

При переоформлении лицензии по любым основаниям приложение к лицензии подлежит приведению в соответствие новой форме.

В начале 70-х годов того же века (1965 год) на одном из форумов ЮНЕСКО крупнейший теоретик П. Ленгранд впервые представил миру концепцию «непрерывного образования» — основополагающий принцип образовательной политики, "образование через всю жизнь". Непрерывное образование — это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

Лицензия на образовательную деятельность для ИП

На состоявшемся намного позже (март 2000 года в Лиссабоне) Европейском совете главы государств пришли к соглашению о том, что непрерывное образование является «необходимой политикой для развития гражданства, социальной сплоченности и занятости», тем самым признав на международном уровне значимость концепции непрерывного образования.

Одним из наиболее эффективных способов реализации принципа образовательной политики является функционирование программ дополнительного профессионального образования. К этим программам статья 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ относит программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Само понятие «дополнительное профессиональное образование» подразумевает профессиональный рост, получение актуальных знаний, освоение новых методик и технологий работы. Дополнительным профессиональным образованием могут заниматься организации и учреждения следующих видов: академии (за исключением академий высшего профессионального образования), институты повышения квалификации, курсы (школы, центры) повышения квалификации и т.п. Для осуществления данного вида образовательной деятельности необходимополучение образовательной лицензии на дополнительное профессиональное образование, в оформлении которой могут помочь специалисты отдела лицензирования компании.

Распространяются ли требования законодательства об образовании на деятельность кружков на платной основе для детей (танцевальный, шашки, пение) в доме культуры?

Распечатать

Вопрос

В доме культуры организованы кружки для детей (танцевальный, шашки, пение) на платной основе. Подпадают ли данные отношения под законодательство об образовании? Какими нормативно-правовыми актами регулируются данные отношения?

Ответ

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Закон N 273-ФЗ) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей согласно ч. 2 ст. 75 Закона N 273-ФЗ.

В силу ч. 4 рассматриваемой статьи содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Особенности реализации образовательных программ в области искусств и физической культуры и спорта регулируются ст. ст. 83 и 84 Закона N 273-ФЗ.

Положения ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ предусматривают, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных рассматриваемой статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон N 99-ФЗ) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о представлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в электронной форме.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

На основании п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 Закона N 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Необходимо учитывать, что за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривается административная ответственность.

{Вопрос: …В приложении к лицензии муниципального образовательного учреждения (школы) указано, что оно вправе осуществлять образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Необходимо ли получить лицензию на образовательную деятельность по дополнительному образованию в виде танцевальных и музыкальных кружков? (Консультация эксперта, 2013) {КонсультантПлюс}}

Таким образом, организация в доме культуры детских кружков в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является дополнительный образованием. Также данный вид деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которого образовательная деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Помимо этого осуществление платных услуг регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" т.к. для решения вопросов местного значения муниципальные органы власти (органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов) вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В целях реализации этой нормы законодательства на территории каждого муниципального образования действуют свои нормативные акты, определяющие правила оказания платных услуг муниципальными учреждениями культуры населению и прейскурант цен на них.

Подборка документов:

Статья: Правила оказания платных услуг муниципальными учреждениями культуры (Сильвестрова Т.) ("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 11) {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, ноябрь 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Федеральный закон — Об образовании в Российской Федерации

Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

Лицензировать нельзя не лицензировать?

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 – 7 статьи 83 и частями 4 – 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Просмотров: 365

No votes yet.

Please wait…

Архив

Материалы. Дополнительное образование

Если сопоставлять общее (базовое) образование и дополнительное, то первое ценно, прежде всего, своей системностью, второе– возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка. Цель у всех педагогов одна – подготовить детей к жизни в обществе. Осуществляя ее различными средствами и в разных формах, эти виды образования, по существу, выступают как взаимодополняющие друг друга, а потому равноправные компоненты.

Ценность дополнительного образования

Сегодня важно понимать, что современное дополнительное образование детей может дать школе многое. Если сказать одной фразой, то оно может улучшить качество школьного образования. Прежде всего, имеются в виду образовательные программы, которые:

– углубляют и расширяют знания по основным и факультативным предметам, формируя к ним повышенный интерес;

– стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

– реально адаптируют детей к определенным аспектам жизни в современных условиях.

Теперь о воспитательных возможностях дополнительного образования.

Общение со сверстниками и педагогами, увлеченными общим, интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия  – всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность».

Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивация («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребенку это полезно»), это, в свою очередь, способствует формированию свободной личности.

Конечно же, семья имеет очень большое влияние на ребенка в плане выбора той или иной творческой среды. Однако для родителей первоочередную ценность, как правило, представляют либо оценки их детей, если речь идет о школе, либо уровень практических навыков, получаемых в детских объединениях дополнительного образования (умение петь, танцевать, конструировать, лепить из глины и т.п.).

К сожалению, менее всего взрослые ориентированы на развитие у детей собственно человеческих качеств: доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения ладить с другими. Поэтому педагогам дополнительного образования приходится порой восполнять пробелы в воспитании терпения, силы воли, повышения самооценки учащихся.

«Ярмарка дополнительного образования»

Как же помочь ребенку и родителям определиться с правильным выбором? Мы придумали мероприятие, которое называется «Ярмарка дополнительного образования». Его цель – в том, чтобы родители вместе с ребенком могли получить представление обо всем комплексе дополнительного образования, существующем в нашем Центре образования. Дело в том, что количество кружков, клубов, секций в центре велико, некоторые из них достаточно необычны по меркам школы (например, русская школа американского степа, скалолазание, дайвинг, рафтинг). Для многих родителей и детей, которые привыкли воспринимать дополнительное образование лишь как кружки иностранного языка, музыки и изобразительного искусства, это порой является откровением. Формы презентаций детских объединений на «Ярмарке» могут быть различными.

В прошедшем году у нас было:

–для художественно-эстетического направления  – концерты, мастер-классы, выставки творческих работ;

– для научно-технического направления  – компьютерные презентации, показ фильмов, созданных учащимися;

– для физкультурно-спортивного направления  – показательные матчи по футболу, демонстрация оборудования спортивных секций, сеанс одновременной игры в шахматы;

– для культурологического направления  – круглые столы по тематике кружков и студий;

– для социально-педагогического направления – «рассказы очевидцев» и участников Детско-взрослой академии (ДВА), презентация проекта «Школьные новости»;

– для туристско-краеведческого направления  – предложение попробовать себя в установке палатки, прохождении лабиринта; демонстрация фильмов и газет о проведенных походах.

Проведение «Ярмарки» рассчитано на целый день.

Запись в кружки происходит непосредственно здесь же. Результаты говорят сами за себя: около 60% наших учащихся занимаются в различных детских объединениях дополнительного образования Центра.

Детско-взрослая академия  –
особая форма дополнительного образования

Дополнительное образование может играть огромную роль в формировании детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создается большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и перемешивающих всех учеников. Это создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учеников разного возраста и сплочения детей, знающих друг друга, в единый школьный коллектив.

В этом отношении специфической формой дополнительного образования, относящейся к социально-педагогическому направлению, является Детско-взрослая академия (ДВА). В отличие от традиционных форм, применяющихся в дополнительном образовании, ДВА, хотя и носит характер летних и зимних выездных лагерей, по сути, является гораздо более сложной структурой.

Основой ДВА является работа с материалами, позволяющими ставить мировоззренческие задачи (что в школьной жизни, как правило, не делается или делается формально). Это  тексты и фильмы, которые можно действительно с полным правом назвать «культурными образцами». Исследование художественных произведений происходит с использованием принципов мыследеятельностной педагогики. Работа на сессиях ДВА ведется в игровой стилистике, в основе которой лежат принципы, предложенные Г.П. Щедровицким. Учительский состав имеет специальную подготовку игротехников.

Разъяснения по вопросам лицензирования образовательной деятельности

Многие педагоги и игротехники имеют психологическое образование. И, пожалуй, основным здесь является то, что эти же учителя работают с детьми в качестве преподавателей основных предметов в рамках традиционного учебного процесса.

Если бы ДВА была пространством, где только происходит знакомство, пусть и с великими, но все равно с одними лишь текстами и фильмами, это не сильно отличало бы ее от множества других образовательных каникулярных лагерей. Ключевой особенностью академии стали традиции совершенно особых отношений между педагогами и детьми, а также между детьми разных возрастов. Каждая ДВА обязательно предполагает специально организованное, разработанное с учетом тематики игрового действия жизненное пространство.

Очень важно, что это пространство придумывается не только педагогами.

Для старших «двашников» это не просто традиция, но и привилегия– участвовать в его разработке. Жизненное пространство предполагает организацию всей внеигровой деятельности от утреннего подъема до (а зачастую и после) отбоя.

Сюда входят творческие мастерские по итогам образовательной игры, организация знакомства с другими материалами, относящимися к тематике игры, в виде клубного пространства (киноклуб, поэтические вечера) и самые разнообразные формы и виды досуговой деятельности (КВН, дискотеки, спортивные мероприятия, фольклорные игры, песни у костра и многое другое).

Таким образом, в Детско-взрослой академии присутствуют как минимум три аспекта:

– постановка детьми для себя мировоззренческих задач;

– освоение способов работы, позволяющих осуществить понимание и присвоение культурных образцов;

– организация детско-взрослого сообщества, продолжающего существовать и после окончания сессий ДВА.

Последнее крайне важно не столько для самой ДВА, сколько для всей последующей школьной жизни, где учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и традиций, постепенно формируя общую атмосферу в школе, ее восприятие как особого, «нашего» мира, со своими ценностями и порядками, имиджем. Мало что другое может так же сильно влиять на личностно-ответственное отношение ребят к учебе и коллективу сверстников.

Сотрудничество с классными руководителями

Отдельной темой является сотрудничество педагогов дополнительного образования с классными руководителями. Очевидно, что привлечение детей в сферу дополнительного образования во многом зависит от позиции классного руководителя. Если классный руководитель заинтересован в том, чтобы ребенок был не только успешен в учебе, но и уверен в себе, разносторонне творчески развит, социально адаптирован, то ему просто необходимо сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Классному руководителю это дает возможность увидеть учеников своего класса с неожиданной стороны. Многие дети, крайне скованные на уроках, совершенно иначе выглядят на занятиях театральной студии или в туристическом походе. (Кстати, известно, что туризм очень привлекает так называемых «трудных» подростков.) Многие хобби, возникшие в школьные годы, со временем превращаются во взрослые профессии, и задача классного руководителя – постараться вовремя это разглядеть и поддержать.

В заключение хочется сказать еще об одном аспекте: дополнительное образование, ограниченное рамками школы, даже очень хорошей, обречено на некоторый застой. И детям, и педагогам крайне важны внешние связи: конкурсы, фестивали, выставки, соревнования. Они позволяют не только представить наработанное, но и соотнести уровень своих достижений с успехами других. Для педагогов подобные площадки так же важны: возникает возможность поделиться способами работы, формами организации занятий и пр. Значительную роль в подобной коммуникации играют внешние муниципальные организации. Для нас такими партнерами являются Центр развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева и ДДЮТЭ «Родина». На базе этих учреждений проводятся выставки, конкурсы, круглые столы, организуются походы.

Дополнительное образование детей и взрослых

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *