Договор ресурсоснабжения (многоквартирный дом)

Как заключить договор с МУП "ЧКТС" на поставку тепловой энергии?

ДОГОВОР РЕСУРСОСНАБЖЕНИЯ

г. Челябинск

____________ 2013 г.

Муниципальное унитарное предприятие «Челябинские коммунальные тепловые сети», именуемое в дальнейшем «Ресурсоснабжающая организация», в лице _______________, действующей на основании доверенности _______________г., заключает настоящий договор ресурсоснабжения (далее Договор) с собственником жилого помещения в многоквартирном доме _______________, именуемым в дальнейшем «Потребитель» о нижеследующем.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. «Ресурсоснабжающая организация» обязуется поставлять «Потребителю» через присоединенную сеть тепловую энергию установленного качества до границы сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а «Потребитель» обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, а также обеспечивать соблюдение предусмотренного настоящим Договором режима ее потребления, исправность внутридомовых сетей и используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, собственными силами или специализированными организациями.

1.2. При исполнении настоящего Договора стороны руководствуются действующим законодательством РФ, в том числе: Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г.

№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» от 25.09.1995 г. № 954, законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, в том числе законодательными актами субъекта РФ и муниципального образования.

2. ОБЯЗАHHОСТИ И ПРАВА «РЕСУРСОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

2.1. «РЕСУРСОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ» ОБЯЗУЕТСЯ:

2.1.1 Поставлять «Потребителю» тепловую энергию до ввода в жилой дом, в объемах, с режимом и качеством в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». «Ресурсоснабжающая организация» несет ответственность за режим и качество подачи коммунального ресурса на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и осуществляет поставку коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества до ввода в дом. «Ресурсоснабжающая организация» не имеет права поставлять коммунальный ресурс по внутридомовым сетям, так как они являются частью общего имущества. Обязанности «Ресурсоснабжающей организации», таким образом, ограничиваются бесперебойной подачей коммунальных ресурсов до ввода в жилой дом.

2.1.2. Информировать «Потребителя» о плановых перерывах предоставления тепловой энергии не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до начала перерыва;

2.1.3. По требованию «Потребителя» направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта).

Количество тепловой энергии, подаваемой «Ресурсоснабжающей организацией» «Потребителю» для целей отопления и горячего водоснабжения, устанавливается в соответствии с разделом 5 (пять) настоящего Договора.

2.2. «РЕСУРСОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ» ИМЕЕТ ПРАВО:

2.2.1. Требовать внесения платы за потребленную тепловую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»,

2.2.2. Требовать допуска в заранее согласованное с «Потребителем» время представителей «Ресурсоснабжающей организации» для осмотра технического и санитарного состояния внутридомового оборудования, в том числе расположенного в занимаемом им жилом помещении;

2.2.3. Не реже 1 (одного) раза в 6 (шесть) месяцев, осуществлять проверку показаний общедомовых и выборочно квартирных приборов учета /в случае их наличия/, их исправности, а также целостности на них пломб;

2.2.4 Для проведения работ по ремонту оборудования и тепловых сетей в межотопительный период отключать «Потребителя» в соответствии с графиком отключения магистральных тепловых сетей города для проведения испытаний и ремонтных работ, утвержденным Администрацией города.

2.2.5. Осуществлять контроль за соблюдением «Потребителем» условий настоящего Договора;

2.2.6. Актировать выявленные факты нарушений условий пользования тепловой энергией;

2.2.7. Осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством РФ и настоящим Договором.

2.2.8. При невыполнении «Потребителем» обязательств по оплате тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение (далее по тексту ГВС), передавать информацию по лицевому счету «Потребителя» для взыскания задолженности через коллекторские агентства, суды города Челябинска.

3. ОБЯЗАHHОСТИ И ПРАВА «ПОТРЕБИТЕЛЯ»

3.1. «ПОТРЕБИТЕЛЬ» ОБЯЗУЕТСЯ:

3.1.1. Совместно с другими собственниками жилых помещений в многоквартирном доме осуществлять обслуживание внутридомовых инженерных систем в доме, либо заключить, совместно с другими собственниками, договор на обслуживание внутридомовых инженерных систем с иными лицами. Сведения о лице (организации), обслуживающем внутридомовые инженерные сети, «Потребитель» обязан предоставить в «Ресурсоснабжающую организацию».

3.1.2 Обеспечить техническое взаимодействие с «Ресурсоснабжающей организацией», в том числе путем поручения лицу (организации), обслуживающей внутридомовые сети, заключения с Ресурсоснабжающей организацией Соглашения о техническом взаимодействии.

3.1.3 При обнаружении неисправностей (аварий) внутридомовых систем и внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них лицу, привлекаемому по договору собственниками помещений в многоквартирном доме для обслуживания внутридомовых инженерных систем для принятия возможных мер по их устранению.

3.1.4. В целях учета подаваемой «Потребителю» тепловой энергии использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

3.1.5. Обеспечить сохранность общедомовых, квартирных приборов учета, установленных в жилом доме, а также сохранность, установленных пломб;

3.1.6. Обеспечить допуск представителей «Ресурсоснабжающей организации» для контроля режимов потребления тепловой энергии и показаний общедомовых и квартирных приборов учета тепловой энергии /в случае их наличия/;

3.1.7. Своевременно, не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты произошедших изменений, предоставлять в «Ресурсоснабжающую организацию» документы, подтверждающие основания для внесения изменений в порядок начислений за потребленную тепловую энергию.

3.1.8. Оплатить до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, стоимость потребленной тепловой энергии за отопление и ГВС по выставленному платежному документу «Ресурсоснабжающей организацией».

3.1.9. При наличии общедомовых приборов учета решением общего собрания собственников назначить ответственное лицо за снятие показаний данных приборов учета тепловой энергии, ведение реестра его показаний, ежемесячного представления «Ресурсоснабжающей организации» отчета о расходе тепловой энергии в последний день текущего месяца с датой снятия показаний приборов учета тепловой энергии – предпоследний день текущего месяца, подписанного законным/уполномоченным ответственным лицом.

При наличии индивидуальных приборов учета показания данных приборов предоставлять в «Ресурсоснабжающую организацию» ежемесячно любым удобным способом: по системе «Город», через сайты: http://komplat.ru/Cabinet, http://www.chkts.ru. Показания, переданные с 01 по 08 число (включительно) учитываются в платежном документе текущего месяца, а переданные после 08 числа в платежном документе следующего месяца.

3.1.10. В период отключения магистральных тепловых сетей г. Челябинска для проведения испытаний и ремонтных работ в соответствии с графиком, утвержденным Администрацией города Челябинска, произвести необходимый ремонт или реконструкцию своих сетей и систем теплопотребления и подготовить их к эксплуатации в предстоящем отопительном сезоне с получением акта готовности.

3.1.11. Нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами РФ и настоящим Договором;

3.2. «ПОТРЕБИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ»:

3.2.1. Производить отключения систем теплоснабжения без согласования с «Ресурсоснабжающей организации» кроме аварийных ситуаций;

3.2.2. Самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам в обход коллективных (общедомовых), вносить изменения во внутридомовые и внутриквартирные инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом либо в технический паспорт жилого помещения;

3.2.3. Самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения;

3.2.4. Самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

3.2.5. Нарушения, допущенные «Потребителем» при пользовании тепловой энергией, устанавливаются и оформляются актом представителем лица (организации), обслуживающего внутридомовую систему жилого дома, а также «Ресурсоснабжающей организации». Акт составляется в 3 (трех) экземплярах, один из которых вручается «Потребителю». «Потребитель» производит отметку в акте об ознакомлении с ним, а при наличии замечаний излагает свое мнение в акте.

3.3. «ПОТРЕБИТЕЛЬ» ИМЕЕТ ПРАВО:

Что такое ресурсоснабжающая организация, может ли она быть УК, долги, договора

Получать тепловую энергию в объемах, с режимом и качеством в соответствии с требованиями, установленными предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

3.3.2. Получать от «Ресурсоснабжающей организации» сведения о состоянии расчетов по оплате тепловой энергии (лично или через своего представителя);

3.3.3. Получать в соответствии с п.31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; акт о непредоставлении или предоставлении тепловой энергии ненадлежащего качества на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Для получения Акта «Потребитель» обязан обратиться с требованием к лицу (организации), обслуживающему внутридомовую систему для подтверждения факта нарушения комиссионно в присутствии «Ресурсоснабжающей организации». В акте отражается причина, продолжительность нарушения, а также определяется сторона, виновная в данном нарушении.

«Порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на нарушение сроков поставки тепловой энергии на отопление и ГВС или ее поставку ненадлежащего качества» размещен на сайте: www.chkts.ru в разделе «Для потребителей» вкладка «Типовые договора».

3.3.4. Получать от «Ресурсоснабжающей организации» по требованию информацию об объемах и качестве тепловой энергии, условиях ее предоставления, изменении размера платы и порядке оплаты;

3.3.5.Требовать предъявления законным/уполномоченным представителем «Ресурсоснабжающей организации» документов, подтверждающих их полномочия, при осуществлении ими доступа к общедомовому (квартирному) имуществу, участвующему в процессе потребления тепловой энергии.

4. ТАРИФЫ

4.1. Расчет за потребленную Потребителем тепловую энергию производится по тарифу, утвержденному для населения города Единым тарифным органом Челябинской области в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».

4.2. Изменение тарифов допускается в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, и не является основанием для изменения иных условий настоящего Договора.

4.3. Потребитель является надлежаще извещенным об изменении тарифов на теплоэнергию с момента опубликования информации в средствах массовой информации.

С момента вступления в законную силу постановления Единого тарифного органа по Челябинской области, тарифы становятся обязательными как для «Ресурсоснабжающей организации», так и для «Потребителя».

5. РАСЧЕТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕПЛОЭНЕРГИЕЙ.

5.1. За расчетный период принимается1 (один) календарный месяц.

5.2 «Ресурсоснабжающая организация» в срок до 1 (первого) числа месяца, следующего за расчетным, выставляет «Потребителю» платежный документ на оплату тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение за расчетный период в соответствии с утвержденными тарифами и нормативами, а при наличии индивидуальных приборов учета – по показаниям приборов

5.3. Стоимость потребленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.

5.4 В случаях перерывов теплоснабжения Потребителя а также подачи Потребителю теплоэнергии пониженного качества, зафиксированного метрологически аттестованными приборами, включенными в Государственный реестр средств измерений по вине Ресурсоснабжающей организации, и при наличии подтверждающего акта, «Ресурсоснабжающая организация» производит перерасчет в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

5.5. Оплата потребленной тепловой энергии по настоящему Договору производится «Потребителем» до 10 (десятого) числа каждого месяца, следующего за расчетным, по платежному документу «Ресурсоснабжающей организации».

5.6 В соответствии со ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные ресурсы, обязаны уплатить «Ресурсоснабжающей организации» пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

5.7 При установке в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за отопление и ГВС населению, производится по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, в случае, если данные приборы учитывают раздельно потребление тепловой энергии на каждую услугу: отопление и горячее водоснабжение, в Порядке, установленном_разделом VI (п.п.42, 44-46, 51-53, 56-59) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года- в части расчетов за горячее водоснабжение, и п.п.21,23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года – в части расчетов за отопление.

Размер платы за отопление и ГВС населению, производится по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, в случае, если данные приборы учитывают потребление тепловой энергии без разделения на каждую услугу: отопление и горячее водоснабжение, в Порядке, установленном решением собрания собственников с даты принятия решения собственниками. При отсутствии решения собрания собственников об утверждении порядка расчетов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепла, начисления производятся без учета их показаний.

Рекомендуемый с 01.01.2013 года для утверждения на общем собрании собственников Регламент работы с коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и порядок начисления размера платы за отопление и ГВС населению по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии в случае, если данные приборы учитывают потребление тепловой энергии без разделения на каждую услугу: отопление и ГВС размещен на сайте: www.chkts.ru в разделе «Для потребителей» вкладка «Типовые договора».

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.

6.1 В соответствии с п.8 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

6.2. Стороны несут ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств в пределах границ балансовой принадлежности в порядке и размерах, предусмотренных законодательством РФ и настоящим Договором.

6.3. «Ресурсоснабжающая организация» не несет ответственность перед Потребителем за отпуск тепловой энергии с пониженными параметрами теплоносителя за те сутки, в течение которых Потребитель не соблюдал установленных для него режимов теплопотребления или нарушения в подаче и режиме теплоснабжения возникли в общедомовой системе теплоснабжения, находящейся в составе общего имущества собственников помещений жилого дома.

7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ.

7.1. Претензии должны, по возможности, удовлетворяться добровольно по взаимному согласию сторон. В случае невозможности достичь согласия споры решаются в судебном порядке по их подведомственности.

7.2. В случае изменения законодательства РФ, влекущего недействительность настоящего Договора или отдельных его положений, Договор подлежит изменению с целью приведения его в соответствие действующему законодательству РФ.

8.СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА.

8.1. Hастоящий Договор заключен на срок до предоставления в Ресурсоснабжающую организацию решения собрания собственников об изменении порядка расчетов и вступает в силу с момента его подписания и всех приложений к нему.

С этого момента теряют силу все ранее действующие договоры и приложения к ним, но обязательства в случае их неисполнения “Потребителем”, не прекращаются. Взаимоотношения сторон в период с ___________ до момента заключения Договора регулируются условиями данного Договора.

8.2. Договор считается продленным на тех же условиях на один год, если не менее чем за месяц до окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора.

Если «Ресурсоснабжающая организация» потребует заключения на очередной год Договора на иных условиях в связи с приведением отношений в соответствие со сложившимися обстоятельствами и действующим законодательством, а «Потребитель» уклоняется от согласования существенных условий Договора и его заключения, то «Ресурсоснабжающая организация» прекращает подачу тепловой энергии на следующий день после наступления даты окончания срока настоящего договора.

8.3. Договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр находится у «Ресурсоснабжающей организации», второй — у «Потребителя». Все перечисленные в договоре приложения являются его неотъемлемыми частями.

«РЕСУРСОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»

Полное наименование: Муниципальное унитарное предприятие «Челябинские коммунальные тепловые сети»
Сокращённое наименование: МУП ЧКТС
Фактический адрес:
454048 г. Челябинск, ул. Худякова, 13.
Юридический адрес:
454106 г. Челябинск, ул. Неглинная, 45.
ИНН/КПП 7448005075/744801001
ОАО БАНК «СМП»
к/с 30101810000000000988 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Челябинской обл.
БИК 047501988
р/с 40702810704060520227

Потребитель:
_________________________

Споры между управляющими и ресурсоснабжающими организациями

Назаров Руслан, помощник депутата Законодательной Думы Хабаровского края.

Сложность правоотношений между управляющими организациями и ресурсоснабжающими при заключении и реализации договора электроснабжения привела к большому количеству судебных споров. Большая часть их оказалась связана с попытками "навязать" управляющим организациям статус исполнителей по договору. Но, к сожалению, управляющие организации отказывались от такого статуса и от заключения договора энергоснабжения не потому, что им было что-то не ясно в законодательстве…

Важность заявленной темы сложно переоценить. Предоставление коммунальных услуг гражданам имеет для последних очень большое значение. Право человека на жилище, куда, на наш взгляд, входит и право на предоставление коммунальных услуг, — одно из важнейших прав, с реализацией которого связано развитие человека. Вот почему в международных документах и Конституции РФ этому праву придается первостепенное значение.

В России реализация права на предоставление коммунальных услуг связана с отношениями между управляющими организациями (далее — УО) и ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО). Нестабильность и противоречивость правового регулирования приводит к тому, что между указанными организациями не удается выстроить гармоничные и прочные правовые отношения. В результате страдают, как правило, граждане. Власть была вынуждена признать наличие проблем в данном вопросе, поэтому в течение 2011 и 2012 гг. был принят целый ряд нормативных правовых актов, которые должны по задумке законодателя устранить имеющиеся проблемы.

Именно поэтому мы в настоящей статье постараемся на основании судебной практики осветить одну из ключевых проблем в отношениях между УО и РСО. Речь идет о проблеме определения правовой сущности правоотношений, возникающих между указанными организациями. Мы увидим, в чем заключалась сложность в определении правоотношений, в которые вступают между собой управляющая организация и ресурсоснабжающая организация, как решали этот вопрос суды и что изменилось вслед за изменением правового регулирования. Сразу оговоримся, что, на наш взгляд, и до внесения изменений в законодательство отношения между УО и РСО были достаточно ясно урегулированы. Однако стороны, руководствуясь своими экономическими соображениями, не принимали схему отношений, предложенную законодателем, и находили различные предлоги для того, чтобы от нее уйти.

Законодательное регулирование. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязана предоставлять собственникам коммунальные услуги. Аналогичная формулировка содержится в п. 2 ч. 3 той же статьи — "перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация".

В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, было установлено следующее. Исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация (абз. 3 п. 3). Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (абз. 6 п. 3).

Судебная практика. По вопросу о сущности договора, заключаемого между УО и РСО, в судебной практике в последние годы сложилось единство мнений.

Еще в 2008 г. в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 декабря N Ф08-7416/2008 был сделан вывод, что управляющая организация является исполнителем, ресурсоснабжающая организация исполнителем быть не может, и их отношения регулируются договором энергоснабжения. Однако в судебные органы не прекращали поступать сотни исков, в которых УО и РСО выясняли правовую сущность своих отношений. Поэтому в Определении ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. N ВАС-10841/10 было признано, что в вопросе о сущности договора, заключаемого между УО и РСО, в судебной практике нет единства мнений. Ряд судов полагают, что данный договор не может считаться агентским, ссылаясь на ч. 1 и 2 ст. 162 ЖК РФ. Другие суды полагают, что данный договор является агентским. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 ноября 2010 г. N 10841/10 пришел к выводу, что соответствующим действующему законодательству является подход, согласно которому договор не является агентским. Это решение стало своего рода решающим, и судебные органы ориентировались на него при принятии решений.

В Определении ВАС РФ от 3 октября 2012 г. N ВАС-12554/12 указано, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением N 307, устанавливают порядок, в соответствии с которым исполнитель (УО) обязан приобретать коммунальные ресурсы у РСО.

В Определении ВАС РФ от 2 ноября 2012 г. N ВАС-14586/12 суд согласился с позицией нижестоящих судебных органов, признавших, что между УО и РСО сложились фактические отношения по поставке коммунальных ресурсов.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2012 г. N 02АП-1464/12 содержит правовую позицию, согласно которой отношения УО и РСО должны регулироваться договором энергоснабжения. При этом суд указал, что УО не может выступать платежным агентом РСО по договору энергоснабжения, за исключением случая, когда между сторонами будет заключен отдельный договор по данному предмету.

Таким образом, в судебной практике сложилась относительно устойчивая правовая позиция, согласно которой между УО и РСО должны заключаться договоры энергоснабжения. В своих решениях судебные органы часто ссылались на соответствующие разъяснения Минрегионразвития.

Позиция Минрегионразвития. В своих письмах от 20 марта 2007 г. N 4989-СК/07 и N 4967-СК/07 Минрегионразвития РФ разъяснило, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Кроме этого, согласно императивным нормам законодательства обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В письме от 3 мая 2007 г. N 8326-РМ/07 Министерство пришло к выводу, что именно управляющая организация является исполнителем и обязана заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями.

В письме от 5 августа 2008 г. N 19197-АД/14 Минрегионразвития признало, что отказ управляющей организации от предоставления коммунальных услуг в качестве исполнителя является незаконным.

Позиция ученых-юристов. В статье "Предоставление услуг или снабжение ресурсами — вот в чем вопрос" <1> автор В.К. Михайлов справедливо указывает, что в соответствии с действующим законодательством "субъект, осуществляющий управление многоквартирным домом, обязан среди прочего обеспечивать также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме". Однако далее в статье необоснованно подвергается критике легальная конструкция предоставления коммунальных услуг. Основанием для такой критики служит то, что такая конструкция приводит к тому, что исполнитель "вынужден отстаивать в первую очередь свои интересы, во вторую — ресурсоснабжающей организации (исполнитель требует у потребителя внесения платы за потребленные коммунальные услуги, уплату неустоек, приостанавливает или ограничивает подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа и т.п.). В то время как, исходя из существа отношений по управлению многоквартирным домом, исполнитель… при осуществлении своей деятельности по управлению домом обязан обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также представлять их законные интересы, в том числе в отношениях с третьими лицами". Далее делается вывод, что поскольку "в случае приобретения коммунальных ресурсов на стороне продавца выступает ресурсоснабжающая организация, а в связи с тем, что принимает, использует и оплачивает коммунальный ресурс потребитель (а не исполнитель), то и второй стороной данного договора (покупателем), разумеется, является сам потребитель, и ни в коем случае не исполнитель…". Обосновывается это нормами ГК РФ, "следовать им или хотя бы учитывать которые при разработке ЖК РФ и Правил законодатель посчитал необязательным". При этом автор находит косвенное подтверждение своей позиции в ч. 2 ст. 164 ЖК РФ и п. 7 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в которых говорится о непосредственном управлении.

<1> Михайлов В.К. Предоставление услуг или снабжение ресурсами — вот в чем вопрос // Жилищное право. Апрель 2009 г. N 4.

В статье Д. Логинова "Договорные отношения в сфере ресурсоснабжения и оказания коммунальных услуг" <2> правильно отмечается, что "в силу новизны положения действующего законодательства реализуются с определенными трудностями, связанными с тем, что многие участники отношений в сфере ЖКХ оказались не готовы к произошедшим переменам, отсутствует единое понимание норм изменившегося законодательства. В первую очередь это касается норм, регулирующих вопросы организации договорных отношений в сфере оказания коммунальных услуг. При этом невозможно переоценить значимость вопросов организации договорных отношений в сфере ЖКХ, так как неопределенность в договорных отношениях автоматически влечет за собой неопределенность в расчетах, что для такой отрасли, как ЖКХ, с ее извечным дефицитом средств является совершенно недопустимым". Автор определяет, что "ЖК РФ и Правила императивно устанавливают следующую схему договорных отношений в сфере оказания коммунальных услуг: договор оказания коммунальных услуг заключается между потребителем и исполнителем… договор купли-продажи коммунальных ресурсов (энергоснабжения) заключается между исполнителем и РСО, то есть организацией, производящей коммунальные ресурсы, такие, как тепловая энергия, горячая вода, холодная вода и т.д.". Свое мнение Д. Логинов подтверждает ссылкой на указанные выше письма Минрегионразвития, а также на Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Однако, как правильно подчеркивается автором статьи, "распространены случаи, когда РСО имеют непосредственные отношения с потребителями", что обусловливается "нежеланием возникновения лишнего посредника между ними и населением, так как в таком случае РСО фактически полностью теряют контроль над собираемостью платежей…".

<2> Логинов Д. Договорные отношения в сфере ресурсоснабжения и оказания коммунальных услуг // Корпоративный юрист. Декабрь 2008 г. N 12.

В статье "Договор управления многоквартирным домом: квалификация, понятие и содержание" <3> Д.П. Гордеев приходит к выводу, что "в отношениях по предоставлению коммунальных услуг управляющая организация — не поверенный, не комиссионер и не агент", потому как "управляющая организация управляет многоквартирным домом, а не "обеспечивает управление".

<3> Гордеев Д.П. Договор управления многоквартирным домом: квалификация, понятие и содержание // Законы России: опыт, анализ, практика. Февраль, март 2009 г. N 2, 3.

Таким образом, мы можем констатировать, что и в доктрине между учеными нет значительных разногласий. Практически все юристы признают, что легальная схема отношений между УО и РСО предполагает заключение между ними договора энергоснабжения.

Постановление Правительства от 14 февраля 2012 г. N 124. В новых Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, определено следующее. Исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2). Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) (абз. 17 п. 2).

В пункте 6 Правил указано, что предоставление коммунальных услуг потребителям оказывается по возмездному договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа предусмотренных Правилами. В пункте 9 Правил установлено, что договором в смысле п. 6 считается договор управления многоквартирным домом.

Что должно быть прописано в договоре ресурсоснабжения с управляющей компанией: образец документа

Пунктом 13 Правил установлено, что для цели исполнения договора, указанного в пп. 6 и 9, управляющая организация заключает договор о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией.

Заметим попутно, что Правила содержат противоречие с ЖК РФ. Согласно статье 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме. Согласно же Правилам такой договор может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий.

Итак, новые Правила решают рассматриваемый нами вопрос вполне определенно. Договор управления, заключаемый между потребителями и управляющей организацией, должен содержать положения о предоставлении коммунальных услуг. В этом случае договор, который заключает управляющая организация с ресурсоснабжающей организацией, является договором ресурсоснабжения. Это подтверждается и тем, что Правительство РФ своим Постановлением от 14 февраля 2012 г. N 124 утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее — Правила заключения договора). Данными Правилами о договоре предусмотрено, что управляющая организация обращается в адрес ресурсоснабжающей организации с предложением заключить договор ресурсоснабжения (п. 4).

Здесь также необходимо отметить известное противоречие. В пункте 4 Правил о договоре установлено, что управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую, если договором управления многоквартирным домом установлена обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителю. Однако согласно ст. 162 ЖК РФ условие об обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги является существенным. Это означает, что в соответствии с ГК РФ договор не может считаться заключенным, если в нем не определены существенные условия договора, предусмотренные законом. Поэтому, если в договоре управления многоквартирным домом не будет условия о предоставлении коммунальных услуг, такой договор будет ничтожным.

Выводы. Задолго до принятия новых Правил предоставления коммунальных услуг и Правил заключения договора судебная практика, официальные разъяснения Минрегионразвития, доктрина пришли к определенной позиции:

  1. исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, которая
  2. обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения.

Несмотря на это, управляющие организации не переставали оспаривать в судах попытки "навязать" им статус исполнителей. Проблема получила такое значение, что Правительство РФ было вынуждено в новых Правилах предельно четко разъяснить свою позицию. К сожалению, как кажется, управляющие организации не потому отказывались от статуса исполнителей и от заключения договора энергоснабжения, что им было что-то не ясно в законодательстве. Просто схема, предлагаемая государством, не устраивает УО. Поэтому, как нам кажется, судам еще долгое время придется рассматривать аналогичные дела.

Договор с ресурсоснабжающей организацией

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *