Содержание


Виды и правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями

Информация о предоставлении образованиядетям с ОВЗ и детям-инвалидам

Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №10 комбинированного вида п. Сафново-1осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ",  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

В МБДОУ д/с №10 созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); 

• специальных методов обучения и воспитания;

• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются Адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (общим недоразвитием речи).

Дети – инвалиды получают образование в общеобразовательных группах в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В МБДОУ д/с №10 функционирует психолого-медико – педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения. 

Психолого-медико-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.

Цель  ПМПк — обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:

* выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

* выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

* подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;

* выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

* анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

* формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с №10

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБДОУ д/с №10

Положение о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ЗАТО г. Североморск

План работы с детьми-инвалидами МБДОУ д/с 10 на 2017-2018 уч.год

Положение о работе с детьми-инвалидами

Положение об индивидуальной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья в том числе для детей-инвалидов

Кадровое обеспечение образовательной деятельности детей с ОВЗ и детей

Условия для инклюзивного образования детей-инвалидов

Паспорт доступности МБДОУ дс №10 от 01.09.2016

Законодательство

4.1. Воспитание в детском дошкольном учреждении

Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее— Типовое положение о до* школьном образовательном учреждении), к дошкольных (образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
— детский сад;
— детский сад для детей раннего возраста;
— детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад комбинированного вида;
— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников;
— центр развития ребенка — детский сад. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые Условия для организации коррекционной работы.
На основании заявления родителей и экспертноГо заключения ребенок принимается в тот или иной детский сад, где с ребенком будут работать лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. С детьми, посещающими детский сад ежедневно занимаются воспитатели и специалисты: инструктор лечебной физкультуры, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (подготовка к обучению в школе), музыкальный руководитель, руководитель театральной студии, воспитатель по изобразительной деятельности и другие.
В крупных городах, в частности в Москве и Санкт- Петербурге, создана целая сеть детских дошкольных учреждений для детей с патологией речи, слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с недостатками умственного развития, а также для детей с общими заболеваниями. В маленьких городах, поселках городского типа и иных небольших населенных пунктах специализированные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов, как правило, не создаются. Детям-инвалидам приходится посещать детские сады общего типа или ездить в областной центр.
В детских садах создаются особые условия для обучения и воспитания детей-инвалидов: спортивные и тренажерные залы, бассейны, изостудии, театральные студии, музыкальные залы, фитобары и т. п. При необходимости дети получают усиленное питание и массаж, а также находятся под постоянным контролем логопеда или дефектолога.
Образовательный процесс для детей-инвалидов может осуществляться по специальным программам. Например, в московском Дошкольном образовательном учреждении № 1790 с целью оздоровления детей с патологиями двигательного аппарата проводятся заналивание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла), массаж, самомассаж, точечный массаж, гидромассаж, фитотерапия, кислородный коктейль, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, сеансы с использованием люстры Чижевского, сеансы «Маремед».

Детский сад №10

Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М. Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов. С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.
Педагоги и родители неоднозначно относятся к идее обучать всех детей-инвалидов в одном учреждении. С одной стороны, многие говорят о том, что их ребенок чувствует себя некомфортно в одной группе со здоровыми детьми. С другой стороны, есть примеры, доказывающие, что не всегда уместно проводить черту между здоровым ребенком и инвалидом.20 Представляется, что ответ на данный вопрос зависит от состояния здоровья малыша. Ведь дети, которые имеЮт серьезные проблемы со здоровьем, например, дети с пороками сердца, сахарным диабетом или бронхиальной астмой, несомненно, нуждаются в особом уходе, а педагоги, работающие с такими детьми, должны ооладать специальными знаниями.
Законом РФ «Об образовании» определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольное образования, по общему правилу могут устанавливать плату за содержание ребенка в указанных учреждени. ях, если иное не установлено федеральными законами Однако за содержание детей с отклонениями в развитии, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Остальной перечень льгот устанавливается на уровне субъектов РФ. Во многих субъектах РФ льготная плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях или бесплатное содержание детей предусмотрена в том случае, если оба родителя инвалиды I или II группы, если семья ребенка-инвалида является многодетной, если семья ребенка относится к категории семей военнослужащих и сотрудников органов МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Полное или частичное освобождение от платы за детский сад, как правило, осуществляется на основании заявления родителя такого ребенка, к которому прилагается справка с места жительства о составе семьи, копия свидетельства о рождении ребенка и иные подтверждающие документы.

Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, процедурного кабинета, кабинета массажа.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • составляется расписание занятий для каждой группы детей.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7"

    В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса
Воспитатели

Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе

Специалисты

Первичные беседы, консультации, рекомендации, методическая помощь

Администрация ДОУ

Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями)

Медработник ДОУ

Первичные встречи, беседы, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду

Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ) Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ
Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности
Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
 Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации)

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, заключает договора:

— между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;

— О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

-оборудование для развития общей подвижности;

-оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

-игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

-оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

-материалы для изобразительного творчества;

-фонотека, музыкальные игрушки;

-художественная литература для детей.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Развивающий центр для детей с ДЦП "Елизаветинский Сад"

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Детский сад для инвалидов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *