Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

💡 Правовые нормы

Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:

  • статья 98 (часть 1) Конституции Российской Федерации;
  • статьей 19 Федерального закона №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года. Статья достаточно широко освещает не только порядок применения данной меры защиты участников федеральных выборных органов, но также и определяет то, каким образом неприкосновенность может быть снята с человека в случае выявления явного нарушения им действующего законодательства вплоть до совершения уголовного преступления;
  • если же говорить о муниципальных депутатах (то есть участниках выборных органов власти муниципальных образований), то в привычном понимании депутатская неприкосновенность для них не используется. Однако решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении муниципальных депутатов принимается руководителем следственных органов субъекта Федерации на основании статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если руководителем следственных органов субъекта Федерации принято решение о возможности возбуждения уголовного дела или начале следствия в отношении такого человека, все процессуальные действия в отношении таковых будут осуществляться в общем порядке на основании части 1 статьи 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как вы относитесь к неприкосновенности депутатов и сенаторов, как к гарантии правильного исполнения ими своих обязанностей? Нейтрально – если человек честный, то такая гарантия ему только на помощь, чтобы его не отвлекали по пустякамОтрицательно – только и пользуются ею, чтобы оставаться безнаказанными за свои делаПоложительно – если человек толковый, то пусть будет защищен – глядишь, больше толку будет от такой защиты

👇 На кого распространяется

Депутатская неприкосновенность распространяется на следующих лиц:

  • депутатов Государственной думы Российской Федерации;
  • сенаторов Совета Федерации Российской Федерации;
  • муниципальных депутатов в порядке, который установлен действующим законодательством Российской Федерации в отношении участников муниципальных выборных органов самоуправления.

⏰ Срок действия

Депутатская неприкосновенность, установленная указанными выше федеральными нормативными актами, устанавливается на весь срок действия их полномочий.

В рамках такого срока ее действия она распространяется не только на самого депутата, но и на его жилье, на те служебные помещения, которые он занимает, а также на транспорт (как личный, так и служебный) и те средства связи, которые он использует.

Кроме того, досмотру не может подвергаться корреспонденция этого человека и его багаж, а также документы, которыми пользуется лицо, обладающее такой неприкосновенностью.

❗ Что дает депутатам статус

Присвоение депутату или сенатору неприкосновенности делает невозможным:

  • привлечение к уголовной или административной ответственности того лица, которому она была присвоена, в результате чего для проведения судебных процессуальных мероприятий в отношении таких лиц требуются дополнительные разрешения, полученные от тех органов, куда были выбраны указанные лица;
  • проведение ареста, обыска или допроса таких лиц. Исключение составляют только те случаи, когда речь идет о задержании на месте совершения преступления;
  • проведение личного досмотра такого лица. Здесь исключением является только проведение таких мероприятий в целях обеспечения безопасности окружающих людей, если речь идет о применении специального федерального законодательства.

Обязательные, исправительные и принудительные работы – в чем разница Читать Могут ли в наше время привлечь к ответственности за тунеядство Ребенок в качестве свидетеля. Как по закону проходит допрос Смотреть

❌ Лишение неприкосновенности

Лишение депутатской неприкосновенности – мера, которая применяется в тех случаях, когда было зафиксировано нарушение действующего законодательства.

В каких случаях возможно

Лишение неприкосновенности происходит в порядке, предусмотренном частями 4-5 статьи 19 Федерального закона №3-ФЗ от 8 мая 1994 года.

Лишить неприкосновенности могут только в двух следующих случаях:

  • когда лицо является участником административного правонарушения, о чем имеются неоспоримые доказательства (например, фото- и видеоматериалы, в подлинности которых нет сомнений);
  • депутат или сенатор являются участниками уголовного преступления (не свидетелями, а именно преступниками), что так же подтверждено, с точки зрения наличия качественной доказательной базы.

В этих случаях может рассматриваться вопрос о том, чтобы лишить такого человека имеющейся у него гарантии.

Как происходит

Лишение неприкосновенности происходит следующим образом:

  • следователь, который ведет дело в отношении депутата или сенатора, собрав без привлечения такого человека достаточную доказательную базу, выходит в адрес Генерального прокурора с ходатайством о снятии с подозреваемого депутатской неприкосновенности;
  • Генеральный прокурор выходит в течение одной недели в ту палату Федерального Собрания, куда относится подозреваемый (где он трудится) с запросом о лишении неприкосновенности этого человека;
  • той Палате, куда произошло обращение Генерального прокурора, дается три дня на вынесение решения о лишении человека неприкосновенности или о сохранении за ним таковой. Свой ответ либо Председатель Государственной думы, либо уполномоченный представитель Совета Федерации должны направить Генеральному прокурору.

Если палата Федерального собрания отказала в лишении неприкосновенности ее члена, то всякое преследование должно быть приостановлено.

Что можно и что нельзя делать под домашним арестом Читать Отсрочка отбывания наказания – что это такое

❓ Часто задаваемые вопросы

Может ли депутат сам отказаться от неприкосновенности?

Если он решил сложить с себя полномочия досрочно, подав в отставку, то и от неприкосновенности он так же может самостоятельно отказаться. Однако для этого должно быть подано ходатайство об отставке. Такое правило действует в отношении федеральных депутатов и сенаторов. Что же касается региональных и муниципальных (если у них есть такая неприкосновенность), то здесь необходимо опираться на нормы права, которые действуют в субъектах Российской Федерации, но не противоречат федеральным нормам права.

Если депутат имеет неприкосновенность, это значит, что он автоматически освобождается от любой правовой ответственности? А если он совершил преступление?

Нет, автоматического освобождения от ответственности не происходит – это заблуждение. Если есть неоспоримая доказательная база, в том числе та, которая готовилась с полным соблюдением процессуальных норм права, то все зависит только от решения той Палаты Федерального Собрания, куда входит депутат. Если при голосовании члены такой палаты сочтут, что доказательств достаточно, чтобы подтвердить вину такого должностного лица, то неприкосновенность в отношении него будет снята, и в его отношении будет осуществляться уголовное или административное преследование в общем порядке.

Могут ли за депутатом сохранить неприкосновенность после окончания срока его полномочий — «за заслуги», так сказать?

В действующем законодательстве такая норма не предусмотрена. Однако в некоторых случаях такой вопрос может быть рассмотрен, если для этого будут достаточные основания. В любом случае вопрос о пожизненном сохранении неприкосновенности будет решаться индивидуально в зависимости от того, какие именно заслуги есть у человека.

А помощник депутата имеет депутатскую неприкосновенность?

Нет, на помощников депутатов неприкосновенность не распространяется, с юридической точки зрения. Однако, как нередко показывает ситуация реальной жизни, с помощью авторитета своего руководителя помощники депутатов нередко избегают привлечения к ответственности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Статья 11. Неприкосновенность депутата городской Думы

Депутат городской Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной, административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску по месту жительства или работы без согласия городской Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Депутат городской Думы не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий.

Данное Положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета, ответственность за которые предусмотрена Федеральным законодательством.

Депутат городской Думы несет ответственность за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей по основному месту работы, за исключением депутатов, работающих на постоянной основе в Думе.

Приложение N 5
к Наставлению о порядке
исполнения обязанностей и
реализации прав полиции в
дежурной части территориального
органа МВД России после
доставления граждан
Справочная информация

Выписка
из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания

С изменениями и дополнениями от:

19 июня 2014 г.

1. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью*(1).

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей*(2).

3. Судьи неприкосновенны*(3).

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей*(4).

4. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы <…> задержан, <…>, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден*(5).

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и настоящим Федеральным законом*(7).

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5-7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»*(8).

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 19 июня 2014 г. N 512 пункт 8 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны <…> без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность в Счетную палату*(9).

9. Не допускаются задержание <…>, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления*(10).

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его <…>, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей <…> без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда*(11).

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются <…> административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, <…> без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда*(12).

12. Не допускаются задержание, <…>, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей <…>, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления*(13).

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах Российской Федерации не может быть на территории муниципального образования <…> задержан <…>, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации*(14).

14. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности*(15).

______________________________

Приказом МВД России от 19 июня 2014 г. N 512 в сноски внесены изменения

См. текст сносок в предыдущей редакции

*(1) Часть 1 статьи 91 Конституции Российской Федерации.

*(2) Часть 1 статьи 98 Конституции Российской Федерации, часть 1, подпункты «б», «в» части 2 статьи 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

*(3) Часть 1 статьи 122 Конституции Российской Федерации.

*(4) Часть 5 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

*(5) Части 1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

*(6) Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

*(7) Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

*(8) Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

*(9) Часть 1 статьи 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

*(10) Часть 2 статьи 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

*(11) Статья 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

*(12) Часть 1 статья 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране».

*(13) Часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

*(14) Статья 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, прилагаемого к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

*(15) Статья 449 УПК.

Неприкосновенность депутата: понятие, признаки, особенности

В соответствии со ст. 98 Конституции РФКонституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах всех стран. Она необходима, прежде всего, как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как барьер от попыток преследования депутатов за политические убеждения. Институт неприкосновенности появился в XVIII в. с возникновением необходимости гарантировать народным представителям защиту от посягательств королевской власти. С.А. КорфКорф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 159. под институтом неприкосновенности понимал «ограждение депутата от внешних влияний и воздействий, что объяснялось недоверием парламента к судебной и административной власти и попыткой оградить депутатов от необоснованных обвинений со стороны судебного или административного органа. Согласно этому, лишение депутата свободы и судебное преследование его могло происходить только с разрешения палаты».

Партия конституционных демократов внесла в первую Государственную Думу законопроект о неприкосновенности депутатов, который значительно расширял иммунитет народных избранников. Он предусматривал, что во время сессии уголовное преследование депутатов может быть возбуждено лишь с согласия Думы. Согласия не требовалось для задержания при совершении преступления или тотчас после него. Однако этот законопроект Думой не рассматривался. Таким образом, законодательно институт неприкосновенности депутатов Государственной Думы был закреплен в ст. ст. 15 и 16 Учреждения Государственной Думы. Статья 15 Учреждения Государственной Думы была выработана Булыгиным и включена в положение 6 августа 1905 г., а в дальнейшем 20 февраля 1906 г. Согласно положениям данной статьи члены Государственной Думы могли подвергаться лишению или ограничению свободы только по распоряжению судебной власти. Мурмуридис П.Е. Неприкосновенность депутата в Российской империи в начале XX века. //История государства и права. 2009. №12. С. 35.

Неприкосновенность личности, выражающаяся в невозможности быть подвергнутым аресту кроме как по постановлению суда или с санкции прокурора, — гарантированное Конституцией РФ право каждого человека. По своему содержанию эта гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности, обусловленная необходимостью защиты особого статуса парламентария как члена законодательного органа, обеспечения его независимости от любых органов исполнительной власти.

Таким образом, смысл парламентской неприкосновенности состоит в основном в обеспечении свободы политической деятельности парламентария, в предоставлении возможности свободно выражать свое мнение при осуществлении им государственных функций, в гарантировании от попыток преследования за политические убеждения и политическую деятельность.

Исходя из вышесказанного, парламентская неприкосновенность может рассматриваться в двух различных аспектах:

  • а) неприкосновенность как особый порядок ответственности за правонарушения, не связанные с депутатской деятельностью (личная неприкосновенность);
  • б) неприкосновенность депутата Государственной Думы как недопустимость их ответственности за свою политическую деятельность при реализации депутатских полномочий в Федеральном Собрании, территориальном избирательном округе и др. (политическая неприкосновенность).

А.В. Малько, С.Ю. Суменков выделили следующие признаки неприкосновенности (иммунитетов):

  • 1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.
  • 2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ»
  • 3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
  • 4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.
  • 5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.Малько А.В., С.Ю. Суменков Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты. // Журнал российского права. 2008. №2, С. 14.

Личная неприкосновенность парламентария не ограничивается только его неприкосновенностью как субъекта, но и распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, переписку. Это означает, что не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) определенных предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату.

Неприкосновенность депутата предусмотрена ст. 98 Конституции РФ, статьями 19-21 Федерального Закона «О статусе депутата», ст. 13 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Полный объем неприкосновенности в целом традиционен для большинства парламентариев других стран мира и базируется на трех важнейших составляющих, определяемых Федеральным законом «О статусе депутата» как невозможность в отношении парламентария без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания:

  • а) привлекать его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
  • б) задержать, арестовать, подвергнуть обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
  • в) подвергать личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе депутата»).

Задержанный по любому из оснований парламентарий должен быть освобожден немедленно, как только предъявит доказательства своего членства в Федеральном Собрании. Исключением являются случаи, когда депутат Государственной Думы задержан на месте преступления. Поскольку преступлением считается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, то это положение нельзя применять к случаям административного задержания при совершении административного правонарушения. Административное задержание даже на месте правонарушения подлежит немедленному прекращению, как только будет установлено членство лица в Федеральном Собрании. В то же время личному досмотру парламентарии могут быть подвергнуты и без факта совершения преступных действий и уличения их в этот момент. Однако, как следует из дальнейшего содержания статьи 19 Федерального закона «О статусе депутата», такой досмотр может быть произведен только лишь в тех случаях, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Данный закон при определении конкретных случаев, когда досмотр необходим, оставил на усмотрение органов исполнительной власти. Следует, однако, признать, что, каким бы ни было подзаконное регулирование этого вопроса, досматривающее лицо не вправе выходить за рамки целей досмотра: читать находящиеся при парламентарии бумаги, изымать ценности и т.д.

Определение же конкретных случаев допустимости досмотра парламентариев, не связанного с уголовным судопроизводством и производством по делам об административных правонарушениях, можно найти в подзаконных актах. Такой досмотр может быть, например, предусмотрен в отношении пассажиров гражданских самолетов или в отношении лиц, следующих на особо охраняемые объекты (АЭС, служебные кабинеты высоких должностных лиц и т.п.). Так, применительно к гражданской авиации личный досмотр и досмотр вещей пассажиров предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». Согласно п. 6 «авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих… досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов», а согласно п. 12 «в целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских аэровокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.)».

Приложение к указанному Положению образуют нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности, п. 2 которых устанавливает, что пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Несмотря на широкие привилегии для личности парламентария, гарантия неприкосновенности не является личной привилегией. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П, неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в статье 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, эта гарантия имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости Постановление Конституционного суда РФ от 20 февраля 1996г. №5-П «По делу о проверки конституционности положений ч.1, 2 ст. 18, 19 и ч.1, 2 ст. 20 Федерального закона от 08 мая 1994г. «О статусе депутата совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». //Собрание законодательства РФ. 26 февраля1996. N 9. ст. 828. .

Согласно ст. 19 Федерального закона «О статусе депутата» парламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий, который определяется как период от момента начала их осуществления до момента прекращения. Моментом начала работы Государственной Думы является ее первое заседание в новом составе, которое начинается на 30-й день после избрания Государственной Думы, если Президент РФ не созовет заседание ранее этого срока. Моментом прекращения осуществления полномочий Государственной Думы является момент начала работы Государственной Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Федерального закона «О статусе депутата).

Депутат неприкосновенность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *