Содержание

Установка рационального режима горения.

Для установки режима сжигания топлива есть два «регулятора» – главная задвижка и поддувальная дверка.
Главная задвижка регулирует величину тяги.
Поддувальная дверка регулирует количество воздуха, поступающего в зону горения.

Рациональный режим горения – это такой режим, при котором сбалансированы тяга и количество подаваемого воздуха. Продукты пиролиза древесины сгорают почти полностью и КПД печи максимален.

Задвижки печи в режиме топки.

Рациональный режим горения.

Дым из трубы сразу после новой закладки.

Дым из трубы при установившемся режиме.

Признаками рационального режима горения являются ровный негромкий гул сжигаемых дров, светло – жёлтый цвет пламени. Дым из трубы прозрачно – серый (почти не виден).

Если пламя в печи темно – жёлтого цвета , а из трубы идёт чёрный дым, то это указывает на недостаток воздуха и неполное сгорание горючей смеси. Для увеличения подачи воздуха нужно приоткрыть поддувальную дверку или дверки подачи вторичного воздуха.

Если дрова горят медленно, печь дымит, то это значит, что тяга недостаточна, и её нужно увеличить. Увеличение тяги происходит при открытии главной задвижки.

Если пламя в печи гудит очень громко, а пламя почти белого цвета , то это указывает на избыток тяги. При избытке тяги также происходит неполное сгорание горючей смеси из-за быстрого её удаления из зоны горения. Дым из трубы также, чёрный. Уменьшается тяга путём частичного закрытия главной задвижки.

Избыток тяги чреват ещё одной неприятностью: печь может войти в «резонанс». При резонансе печь начинает громко «рычать», сгораемость горючей смеси резко уменьшается и из всех неплотностей идёт дым и сажа. Уйти из этого режима можно уменьшив тягу и (или) подачу воздуха. Однако, для того, чтобы печь вошла в резонанс, нужно иметь очень хорошую тягу (как, например, в моей печи).

Свободный доступ воздуха в топку.

Очистка колосниковой решётки для доступа воздуха.

Перед второй и последующими закладками, для безопасности процесса горения, необходимо обеспечить свободный доступ воздуха через колосниковую решётку . Для этого кочергой очищаем переднюю часть колосниковой решётки, сдвигая угли вглубь топки.

Если этого не сделать, угли могут перекрыть доступ воздуха в зону горения. При этом, во-первых, будет недогорание горючей смеси из-за недостатка воздуха, во-вторых, сразу после закладки, в печи скопится большое количество горючих веществ, которые через короткое время воспламенятся по всему объёму.

Это воспламенение носит взрывной характер, эдакий маленький взрыв. При топке углем такой взрыв запросто может разрушить печь. С дровами такого не происходит, однако, неприятно, когда сотрясается воздух и дрожат оконные стёкла. Кроме того, это недопустимо с точки зрения пожарной безопасности.

Вторая закладка.

Прогоревшая первая закладка.

Когда первая закладка прогорит (дрова обуглились больше чем на половину , но горение ещё идёт интенсивно), делаем вторую закладку.

Сразу же после закладки открываем верхнюю дверку подачи вторичного воздуха.

Во время закладки дров, дверки подачи вторичного воздуха нужно закрывать, так как из-за избытка воздуха, поступающего в топку, в открытом состоянии они поддымливают.

Третья закладка.

Третья закладка аналогична второй. После прогорания третьей закладки необходимо посмотреть состояние каменки. Открываем на короткое время дверку каменки. Открываем вытянутой рукой , чтобы не обжечь лицо в случае воспламенения недогоревшей горючей смеси. Смотрим состояние каменки.

Закладка для выжигания сажи.

Закладка для выжигания сажи на каменке.

Если на каменке мерцают искры, то процесс выжигания сажи пошел, и печь можно переводить в режим догорания.

Если сажа гореть ещё не начала, делаем последнюю закладку из мелких поленьев.

Если у вас есть осиновые дрова, то для последней закладки они подходят лучше всего. Длинные языки пламени, которые даёт осина при сжигании, хорошо выжгут сажу на каменке.

Режим догорания.

Когда последняя закладка обуглилась больше, чем на половину, переводим печь в режим догорания. Для этого:

Поддувало в режиме догорания.

Главная задвижка в режиме догорания.

уменьшаем подачу воздуха поддувальной дверкой и тягу главной задвижкой.

Дверки подачи вторичного воздуха можно закрыть. Или закрыть поддувальную дверку, а дверки подачи вторичного воздуха оставить открытыми.

Каменка с выжженной сажей.

Режим догорания длится 10 – 15 минут, до тех пор, пока дрова окончательно не превратятся в угли.

К концу режима догорания сажа на каменке должна быть полностью выжжена.

Процесс сжигания топлива окончен. Раскладка по времени выглядит следующим образом:

Начало топки, Первая закладка – 12.40
Вторая закладка – 13.15
Третья закладка – 13.45
Закладка для дожигания сажи – 14.15
Режим дожигания – 14.35
Окончание топки, закрытие главной задвижки – 14.55

Итого, общее время топки – 2 часа 15 минут.

Нагрев печи от углей.

Сдвигаем кочергой все угли на центр топки.

Убеждаемся в отсутствии синих огоньков (горит угарный газ) и закрываем главную задвижку и все дверки .

Тлеющие угли отдают много тепла, нагревая при этом массив печи и каменку.

В таком состоянии выдерживаем печь 2 – 3 часа, пока угли не превратятся в золу и пепел.

Чистка топки и зольника.

При помощи кочерги очищаем от золы и пепла топку и зольник.

В банной печи это делать обязательно, для уменьшения вероятности попадания пепла в парилку при приготовлении пара.

Очистка каменки от пепла (продувка).

Плотно закрываем все дверки. Полностью открываем обе задвижки.

Затем открываем дверку каменки и плескаем на каменку 200 – 300 грамм горячей воды. Сразу же резко закрываем дверку каменки. Пар, который образовался при этом, выдувает пепел в дымоход. Держим лицо при этом подальше, чтобы не обжечься паром.

Такую операцию проделываем 3 -4 раза.

Для сведения: из 100 грамм воды образуется примерно 170 литров насыщенного пара (Согласно БСЭ, масса 1м³ насыщенного пара составляет 0,5977кг).

После продувки каменки сразу же закрываем задвижки.

Всё! Печь готова!

Непосредственно перед началом банных процедур ОБЯЗАТЕЛЬНО полностью проветрите баню!

Несколько советов

Количество закладок зависит от качества дров – породы древесины и влажности.

Например, когда я топлю яблоней, достаточно трёх закладок. Если топлю берёзой, то необходимо три закладки, плюс закладка для выжигания сажи.

В общей сложности, на одну топку уходит 30 – 35кг сухих дров (на одну закладку 7 – 10кг ).

Если баню готовим летом, то по окончании топки угли можно сразу же достать. После продувки каменки, печь готова.

Если дело происходит зимой, то по окончании топки печь должна «выстояться». Это означает, что внешние стенки печи должны нагреться от внутреннего массива и прогреть помещения бани до приемлемой температуры (20 – 25 °C). Это может длиться 4 – 5 часов.

Для уменьшения времени «выстраивания», а также для эксплуатации печи в щадящем режиме, рекомендую зимой протапливать печь накануне банного дня.

Для этого достаточно одной закладки. Топим до углей и закрываем главную задвижку. Одной закладки достаточно, чтобы поднять температуру в бане с 1°C до 15°C (на следующий день).

И последнее. При топке печи очень важно её не перетапливать.

Через 2 – 4 часа после окончания топки, температура внешних стенок не должна превышать 90°C. Если температура выше, то печь перетоплена.

При перетопке, из-за интенсивного и неравномерного теплового расширения, происходит разрушение швов между кирпичами кладки. Если перетопили один – два раза, не беда. Главное, что бы этого не было постоянно.

Как я уже говорил, критерий окончания топки – выгорание сажи на каменке. И, если при этом происходит перетоп, то нужно разбираться с каменкой – либо камней много, либо они очень плотно уложены.

Пригодилась информация, опубликованная на этом сайте?
Вы можете отблагодарить автора за проделанную работу!

Вам пригодилась информация, опубликованная на этом сайте?
Здесь можно отблагодарить автора за проделанную работу.

Несмотря на то, что в современном мире дровяные печи постепенно уступают свое место газовым и электрическим приборам, они все еще очень активно используются. Дрова применяются при растопке каминов, традиционных печей, буржуек, а также печей Булерьян. Наиболее часто можно встретить печи в банях. Все эти конструкции имеют довольно сложное устройство и требуют систематического ухода. На неисправность укажет черный дым, идущий из печи. Попробуем разобраться, почему дымит печь в бане или жилом помещении.

Тут необходимо разделить две проблемы:

  • Дым идет из новой печи;
  • Печь уже давно используется.

Если у вас при растопке дымит совершенно новая печь, возможны следующие причины:

  • Если после топки в течение получаса на дверце изнутри имеется конденсат, то, скорее всего, печь просто не до конца просохла. В таком случае необходимо оставить ее для просушки;
  • Если же печь просохла, то, вероятно, в конструкции печи был допущен какой-то недочет, приведший к тому, что дым из печки идет в дом. Лучше сразу же вызвать мастера для устранения неисправностей.

Причин же того, что до этого всегда исправно работавшая печь при растопке вдруг начала дымить, существует не мало.

Причины задымления

Итак, почему дым из печи идет в дом? Для выяснения необходимо провести капитальный осмотр и выявить, что же явилось причиной задымления. Рассмотрим возможные причины ниже.

Внешние причины

Такие факторы никак не связаны с работой печи. Иногда причиной того, что дымит печка в бане или доме, является какой-то предмет, механически препятствующий оттоку воздуха из дымохода. Таким предметом может, например, оказаться разросшееся дерево. В этом случае проблема легко решается обрезкой лишних веток.

Еще одной причиной, почему дымит печь при растопке, может стать попадание в печную трубу атмосферных осадков, вследствие чего дым слишком быстро охлаждается, что приводит к появлению конденсата и возникновению воздушной пробки. В таких случаях над трубой устанавливается металлический зонт или колпак.

Могут повлиять на появление черного дыма из печной трубы дрова низкого качества.

Если печь долго не эксплуатировалась, причиной, почему дымит печь в доме, может стать непрогретая печная труба. Устранить эту причину можно, воспользовавшись куском материи, который нужно зажечь внутри дымохода.

Внимание! Необходимо регулярно чистить печное оборудование во избежание сбоев в его работе. Такие чистки должны происходить ежегодно и сопровождаться тщательным осмотром печи в целях своевременного обнаружения неисправностей.

Причины, связанные с конструкцией печи

В ряде случаев возможные причины, почему дымит печь, связаны с ее устройством.

  • Кладка печи выполнена с нарушением установленных правил. Несоответствующее сечение дымохода может явиться причиной, почему дымит печка в бане. В этом случае дым может попадать в помещение. Для устранения этой причины лучше вызвать мастера;
  • Ветер может также стать причиной, почему печка дымит в дом. Для устранения этой причины, скорее всего, придется удлинять дымоходную трубу. Также можно попробовать изменить форму козырька, установленного на оголовке;
  • Дымит печь при растопке, когда происходит явление, называемое «опрокидыванием тяги». Если печь на протяжении какого-то времени не растапливали, поток воздуха может поменять направление, что случается в любое время года, и приводит к тому, что дымит печь. Необходимо увеличить температуру внутри дымохода. С этой целью можно открыть боров или самую верхнюю дверцу, обеспечивающую доступ внутрь трубы. В крайнем случае применяется уже описанный способ с зажженной тканью;
  • Недочеты в кладке колодца также могут стать причиной неправильного функционирования печки в частном доме. Бывает, что дымит печь в бане при открытой дверце, тогда как при закрытой не наблюдается каких- либо отклонений. В этом случае источником проблем может стать некачественная кладка входа в колодец. Понадобится перекладка колодца. Если же это невозможно, придется возводить внутри печки стену таким образом, чтобы ее верхний край был немного выше топочной дверцы;
  • Еще одной причиной, почему дымит печка при растопке, часто является старение ее частей. Это может проявляться в сужении дымохода из-за скопившейся сажи, образовании щелей, частичном или полном разрушении отдельных элементов конструкции. Если причина, почему из печки дым идет в дом, связана с износом, то необходимо тщательно прочистить загрязненные части и отремонтировать разрушенные;
  • Еще одной возможной причиной, почему часто дымит печка при открытии дверцы, может стать установка во время монтажа бракованной железной дверцы, через которую осуществляется чистка. В результате она закрывается неплотно, что и является причиной, почему дымит печь при открытой дверце.

Важно! Не следует недооценивать опасность возникающего задымления. Такое явление может привести к отравлению угарным газом.

Способы устранения

Итак, вы столкнулись с ситуацией, когда дымит печка в доме. Чтобы устранить проблему, нужно детальнее изучить ее характер:

  • Если дымит буржуйка при открытии дверцы топки, возможные причины сходны с таковыми у традиционной печи. Необходимо произвести ее чистку и проверить правильность установки трубы. Растапливать ее лучше качественным топливом, не используя опилки или солому;
  • Причиной, почему часто дымит камин, может стать некачественный монтаж или ошибки, допущенные при его проектировании. Высота его трубы должна быть выше, чем у обычной печи. Несоответствующая глубина топки также может стать причиной, почему в доме дымит камин. Это несоответствие должно быть устранено путем установки на дымовой зуб металлической пластины или подпиливанием края зуба. Также иногда причиной, почему стал дымить камин в комнату, может стать наличие приточной вентиляции. Можно попробовать ее отключить;
  • Дымит железная печь в бане – отсыревание ее стен, а также установка под ней духового шкафа. Поможет возведение кирпичной стены между печью и шкафом;
  • Причины, почему дымит булерьян, могут быть связаны с низкой температурой выходящего газа, вследствие чего возможно загрязнение внутренней поверхности дымохода сажей. Поможет прочистка трубы.

Способы очистки оборудования

Для очистки применяются следующие способы:

  • С использованием химии. В печь время от времени добавляются специальные вещества, благодаря которым происходит отслоение накопившихся загрязнений;
  • Печной пылесос. Может помочь при не очень сильных загрязнениях;
  • Механический. Самый трудоемкий- с использованием щеток и скребков.

Итак, если вы ищете возможные причины, почему дымит камин, печь в бане или доме и не знаете, что делать, воспользуйтесь нашими подсказками. Они помогут восстановить нормальную работу печного оборудования.

Только на первый взгляд кажется, что печь для бани – это простая конструкция, которую под силу сложить самостоятельно. Тут потребуются профессиональные навыки и многолетний опыт.

Иногда даже купленная в магазине печка начинает дымить после первой топки. Повышенная задымленность помещения приводит к тому, что становится невозможно дышать.

Дымящая в бане печь

Устранить проблему своими руками не всегда возможно, может потребоваться полная перепланировка бани или же сложный ремонт. Причина возврата дыма обратно в трубу с его дальнейшим распространением по бане часто заключается во внешних факторах – наличием рядом стены или высокого дерева.

Самые распространенные причины дыма от печи

Слишком узкий дымоход

Последствием отсутствия необходимой тяги в печке становится увеличение количества дыма в помещении. Нет какой-то одной причины для этого, обычно их несколько. Самая неприятная – неверная конструкция самой печи или непосредственно дымохода .

Устранить ее можно только обратившись к специалистам. Скорее всего, потребуется перепланировка.

Самые распространенные причины задымленности, не касающиеся конструкции печки:

  • рядом с баней расположено препятствие, об которое дым ударяется и возвращается назад. Решить проблему можно, установив на трубу ветрозащитный колпак;
  • слишком короткая труба – ветер перелетает через крышу и возвращает дым в обратном направлении. Выход прост — нарастить трубу до высоты 1,5 метров;
  • дымит печь в бане, потому что дымоход разрушен в верхней части – вызвано это неправильной кладкой или неподходящим типом кирпичей. Тогда со временем они осыпаются, труба становится ниже и не обеспечивает печь достаточной силой тяги;
  • на стенках печи стали появляться трещины – это может привести не только к увеличению количества дыма, идущего от печки, но и пожару. Трещины следует немедленно замазывать сразу после обнаружения;
  • грязный дымоход, забитый сажей – его следует регулярно чистить, чтобы предотвратить неожиданные проблемы в дальнейшем.

Обратите внимание! Устранить задымление можно только после установления точной причины. Поэтому важно внимательно наблюдать за работой печи.

Ошибки в конструкции печи, приводящие к задымлению

Фото ошибки в конструкции дымохода

Появление дыма в бане – это не всегда результат влияния внешних факторов, которые довольно просто устранить. Часто причина кроется в особенностях конструкции самой печки. И тогда потребуется приложить больше усилий, вплоть до ее замены на новую.

Какая печь никогда не будет дымить? Та, у которой сечение трубы соответствует количеству отводимого газа и дыма, то есть когда диаметр больше 120 мм. Кроме этого отводящие каналы должны иметь небольшую протяженность и малое число оборотов.

Главной причиной, основанной на конструкции печи, становятся ошибки в расчетах при строительстве:

  • отверстие дымохода, если в качестве топлива используются дрова или торф, должно быть 27 на 14 см;
  • для печки на углях — 14 на 14, если оно будет меньше, то появление внутри дыма неизбежно;
  • что касается современных металлических печей, то рекомендации относительно диаметра отверстия дает завод-производитель.

Почему дымит печка в бане, когда ее топят соломой или остатками растительности с огорода? Происходит это из-за слишком большой длины поддувала. Но его можно немного уменьшить, если положить в его конце половину кирпича – на ребро или плашмя.

Схема банной печи

Топочная камера, имеющая дефекты, также является причиной появления дыма:

  • бывает такое, что газоотводный канал установлен ниже дверки от топочной камеры или на одном уровне с ней, то надо установить из кирпичей перемычку по задней стенке. Дым будет перескакивать через нее, создавая дополнительную тягу;
  • внутрь мог попасть инородный предмет – например, осколок кирпича.

Обратите внимание! Если печь не новая, а эксплуатируется уже много лет, то появление дыма может свидетельствовать о том, что она исчерпала свой ресурс.

Как ухаживать за печкой

Цена обслуживания печки ниже, чем ее ремонт

Если печкой давно не пользовались, то перед тем как ее растопить следует протереть всю конструкцию влажной тряпкой. Особое внимание уделяется месту, где размещаются голыши. Не должно оставаться признаков видимых загрязнений.

Камни должны быть хорошо промыты и высушены, затем уложены в специальную нишу достаточно плотно. Но так, чтобы через промежутки просачивался пар. Инструкция к металлическим печам обычно требует удалить потрескавшиеся после первого запуска камни.

Чтобы предотвратить появление дыма, важно проводить регулярный осмотр конструкции. Устранять все, в том числе мельчайшие, повреждения. Это касается не только кирпичной печки, но и металлической. Хорошо, если это будет делать специалист.

Бывает такое, что когда кирпичная печь для бани сложена с нарушением технологии, то образовавшиеся в кладке щели способствуют появлению дыма. Большое количество коленец, сложенных печником, может затруднять тягу, и, следовательно, дым будет возвращаться в баню.

Когда такая ситуация замечена, надо сразу же принимать меры – обращаться к специалисту, который изменит конструкцию печи. От некоторых проблем можно избавиться быстро и легко, а другие потребуют более серьезного вмешательства.

Устройство для быстрой очистки дымохода

Вывод

Очень неприятно, когда в бане вместо приятного согревающего пара образуется черный удушающий дым. Он не дает полноценно пользоваться помещением (узнайте также как выбрать дымоход для бани).

Прежде чем пытаться избавиться от него, надо установить точную причину его появления. Не всегда это можно сделать самостоятельно, часто приходится обращаться к печникам.

Видео в этой статье раскроет тему более подробно.

Дым из выхлопной трубы бывает и белым, и черным, и других оттенков. При этом цвет служит важным диагностическим признаком и порой напрямую указывает на возникшие в двигателе неисправности. О них мы и поговорим.

Появление дыма может быть связано с неисправностями многих систем и рабочих деталей двигателя: системы питания, системы охлаждения, системы зажигания, системы управления впрыском, цилиндропоршневой группы, распределительного механизма и так далее. В соответствии с причиной неисправности дым возникает либо из-за неполного или неправильного сгорания топлива, либо из-за попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо из-за поступления туда масла, что и придает выхлопным газам характерный цвет.

Нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Вследствие этого в цилиндры попадает масло, что и вызывает дымление.

Начинать же поиск причины лучше с сопоставления всех видимых обстоятельств: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможного влияния внешней среды…

Белый дым из выхлопной трубы

Белый дым из выхлопной трубы — вполне нормальное явление для режима прогрева холодного двигателя. Только это не дым, а пар. Вода в виде пара — признак высокой влажности в системе выхлопа. В ненагретой выпускной системе влага из воздуха частично конденсируется и становится видимой, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. А по мере прогревания системы конденсат и пар исчезают.

Однако при температуре ниже 10оС белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в —20—25оС приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. Так что чем холоднее окружающая среда, тем более плотным получается дым из выпускной трубы. Кроме того, на цвет и насыщенность пара влияет влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.

А вот появление белого дыма в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связано с попаданием в цилиндры охлаждающей жидкости (например, через негерметичную прокладку головки блока). Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании топлива и образует довольно густой белый дым (то есть опять-таки пар). Его оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Иной раз он выглядит сизым, напоминая «масляный” дым. Отличить водяной пар легко: он сразу рассеивается, а после «масляного” дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.

Чтобы убедиться в том, что проблема именно в системе охлаждения, потребуется ряд целевых проверок. Нетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Капли воды с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, да и на ощупь они не будут жирными.

Далее при поиске надо учитывать конструкцию двигателя. vk.com/cars.best Жидкость может попадать в цилиндр не только при повреждении прокладки, но и при образовании трещин в головке или блоке цилиндров. Порой эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (иногда там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания причины дымления.

Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко почувствовать запах выхлопных газов и заметить пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. Да и уровень жидкости будет пониженным. Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя давление в системе охлаждения сразу повышается (это легко ощутить, сжав рукой верхний шланг радиатора). Быстро увеличивается и уровень жидкости в расширительном бачке. Причем этот уровень нестабилен, и в бачке можно заметить выход пузырьков газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жидкости из горловины.

Если двигатель остановить, то картина изменится. Жидкость начинает уходить в цилиндр. Постепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске масло перемешивается с жидкостью, образует эмульсию и меняет цвет — становится непрозрачным и более светлым. Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену от светло-голубого до желто-коричневого цвета. Это проверяют, вынув масляный щуп и открыв пробку горловины. Но если дефект (трещина, прогар) невелик, то никаких изменений может и не быть (случается, что масло остается чистым, хотя пена на пробке образуется).

И напротив, если негерметичность в цилиндре существенная, то жидкость, накапливаясь над поршнем, даже препятствует провороту коленчатого вала стартером в первый момент при запуске. В особо тяжелых случаях возможны даже гидроудар в цилиндрах, деформация и поломка поршневых колец, самих поршней, клапанов и шатунов.

В некоторых случаях удается более точно определить место дефекта: попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно чистит все, с чем соприкасается, поэтому и свеча зажигания будет выглядеть совсем свежей. Если через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).

Дальнейшая диагностика возможна только после снятия головки блока. При этом оценивают состояние прокладки, плоскостей головки и блока, внешний вид камеры сгорания, тарелок клапанов и днища поршня.

Прогар прокладки часто сопровождается деформацией плоскости головки, особенно если дефекту предшествовал перегрев двигателя (например, из-за неисправности термостата, вентилятора и других причин). Хуже, если явных дефектов не обнаружено. Тогда необходимо проверить головку на герметичность под давлением. Вероятнее всего, на стенке камеры сгорания будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана).

Следует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещина в цилиндре — редкий дефект, но если она есть, то обнаружить ее несложно: трещина расходится (стенки «дышат”), и нередко края оказываются отполированными поршневыми кольцами.

Бывает также, что охлаждающая жидкость попадает в цилиндр через систему впуска (например, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора, если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов в ней нет, но масло превращается в эмульсию, а уровень охлаждающей жидкости быстро падает. Этих признаков, как правило, достаточно, чтобы найти дефект и не перепутать его с описанным выше, иначе будет напрасно снята головка блока.

Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения — возможно, что не работает термостат, датчик включения вентилятора, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.

Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых, работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей, и через несколько сотен километров без капитального ремонта бывает уже не обойтись.

Черный дым из выхлопной трубы

Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливовоздушной смеси и, следовательно, о неисправностях системы питания, ситемы зажигания или системы управления впрыском. Такой дым обычно хорошо просматривается на светлом фоне и представляет собой частички сажи — продукты неполного сгорания топлива.

Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.

У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров. Также может быть неправильно установлен угол опережения зажигания.

У бензиновых двигателей с впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок. Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упоминавшимися выше последствиями. Суть в том, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке.

У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.

Общим явлением для режимов работы двигателей на переобогащенной смеси является повышенный износ или даже задиры деталей цилиндропоршневой группы, поскольку избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку. Кроме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя. В некоторых случаях это разжижение настолько велико, что уровень масла (точнее, смеси масла с топливом) в картере значительно повышается и оно приобретает характерный запах.

На самом деле причин появления черного дыма из труб ТЭЦ гораздо меньше, чем догадок и гипотез на эту тему. Но не будем забегать вперед и сначала разберем реальные источники черного дыма из дымовых труб.

Причина №1. Растопка котла и запуск энергоблока

Скачать

Это, пожалуй, самая частая причина появления черного дыма. На ТЭЦ — несколько энергоблоков. В состав каждого энергоблока входит котел, турбина и генератор. Каждый энергоблок чистят и ремонтируют в определенное время на протяжении года, согласно графику. Естественно, в этот период оборудование энергоблока останавливают. А во время запуска, прежде чем подать уголь, котел разогревают: разжигают мазут и топят на нем. В процессе розжига мазута из трубы идет черный дым. Причем явление это кратковременное, минут 15–20. Но повторяться может не раз, ведь котлов на станциях от 6 до 8 штук.

Кстати, такие выбросы от растопок учтены в действующих экологических нормативах и контролируются надзорными ведомствами.

Причина №2. Запуск системы автоматики зажигания мазута

Поскольку ТЭЦ — сложный промышленный механизм, в ее работе могут случаться сбои. Например, если часть системы сбора пыли и взвесей выходит из строя. Это, кстати, случается крайне редко — раз в десяток лет. В этом случае в котел не подается уголь. Система автоматики начинает жечь мазут, а котел переходит на пониженные параметры работы. За это время специалисты должны обнаружить и устранить неполадки котла.

Система автоматического сжигания мазута — программа, которая управляет как тепло-, так и электротехническим оборудованием. Ее работу тестируют несколько раз в течение отопительного сезона. В это время из труб действительно поступает черный дым. Правда, всего несколько минут.

А теперь обратимся к самым популярным предположениям о причинах черного дыма, которые бытуют среди жителей Новосибирска.

По внешнему виду бурый уголь на складе не отличишь от каменного
Скачать

Предположение №1. Черный дым — результат горения бурого угля

Почему-то в общественном сознании словосочетание «бурый уголь» стало синонимом слова «вредный». Но это не так. В основном бурый уголь отличается от каменного по трем параметрам:

  • в буром угле больше содержание кальция — его тяжелее перемолоть в пыль, а шлаки от него сложнее очистить от стенок котла;

  • больше влажность — при сжигании бурого угля нужно чуть больше, чем каменного;

  • меньше зольность — сгорая, бурый уголь оставляет меньше золы, чем каменный.

Чтобы получить то же количество тепла, бурого угля нужно сжечь больше, чем каменного, но отходов от него остается меньше
Скачать

В Новосибирске только две станции используют в качестве топлива бурый уголь — ТЭЦ-5 и ТЭЦ-3. При этом последняя никогда не появлялась в статьях или видео про черный дым, хотя на буром угле работает с 1943 года.

Скачать

Предположение №2. Концентрированный дым от угля всегда черный. На ТЭЦ увеличивают выбросы по ночам

Черный дым можно увидеть, когда жгут ветошь, пластик или топят котельную низкосортным углем. На ТЭЦ ситуация обстоит иначе. Во-первых, деятельность ТЭЦ контролирует множество надзорных ведомств. Даже марку и сорт угля, который сжигает станция, определяет специализированная федеральная организация. Во-вторых, дымовые газы, которые образуются при сгорании угольной пыли, прежде чем попасть в атмосферу через дымовую трубу, проходят через очищающие установки. Дымососы, скрубберы, циклоны или электрофильтры. Последние забирают до 99% вредных взвесей и частиц золы. Поэтому из труб ТЭЦ равномерно на протяжении суток выходит бело-серый дым.

Скачать

ТЭЦ не может выбрасывать дым в разных количествах: например, 30% — днем, а 70% — ночью. Производство тепловой энергии и горячей воды — процесс непрерывный. Дым — побочный продукт сгорания угля. Уголь на станцию подает автоматизированная система топливоподачи — ленточный конвейер. Он работает без остановок и перерывов, потому что необходимо поддерживать постоянную температуру теплоносителя в магистральных трубопроводах, чтобы у жителей города горячая вода оставалась горячей постоянно, а зимой без сбоев в квартиры поступало тепло.

Предположение №3. Фильтры на ТЭЦ ставят только на время проверок

Нет. Потому что фильтры на ТЭЦ не похожи на фильтры для воды или фильтры из школьных опытов. Они встроены в корпус ТЭЦ, а их высота сравнима с пяти- или семиэтажным домом. Их нельзя просто так отключить и тем более снять.

Каждое отключение электрофильтра — экстренная ситуация. Если он выключается, останавливается весь энергоблок. Все операции с электрофильтром заносятся в специальный журнал, который проверяет федеральный надзорный орган
Скачать

Единственный случай, когда электрофильтры выключают, кроме аварийного, — плановый ремонт энергоблока. Когда не работает котел, генератор и турбина, не работают и фильтры. После окончания таких ремонтных работ их включают вместе с системой сбора пыли и взвесей. Это происходит через 7,5 часа после розжига.

Возможно, теперь, когда вы знаете, почему из труб ТЭЦ появляется черный дым, он будет выглядеть менее пугающе, а необычных теорий о работе станций станет меньше.

Есть много различных примет, которые, так или иначе, свидетельствуют об изменении погодных условий. Красный закат, например, говорит о том, что будет дуть сильный ветер, Розовый, — наоборот свидетельствует о хорошей погоде. Низкие кучевые облака всегда появляются к ненастью. Если такая ситуация имеет место, то, к гадалке не ходи, погода будет меняться.

И таких примеров можно привести сколько угодно. Наблюдая за поведением растений, люди замечали, что перед непогодой, раскрытый до этого цветок, смыкает свое лепестки. О том, что погода будет меняться, можно узнать по поведению животных и птиц. Если жаворонок весело поет, не смолкая, значит, погода будет хорошей. А вот низко летающие ласточки, это верный признак дождя. Если же утром не будет росы, то это также признак надвигающейся непогоды.

Вот и получается, что все эти приметы возникли не спонтанно, а на основании длительного наблюдения людей за теми физическими явлениями, которые происходят в природе. В древние времена они являлись для человека неким аналогом современной метеорологической станции и, кроме того, самым надежным советчиком. Ведь в те времена люди ничего не знали о современных методах прогнозирования погоды, и пользовались именно приметами, которые были достаточно правдивыми. А все потому, что они опирались на те физические природные явления, которые и являлись причиной погодных изменений.

Аналогичная ситуация наблюдается и со стелющимся по земле дымом, что является явным признаком приближающегося дождя. Нет сомнения в том, что эта примета зародилась не сегодня, и имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в те времена, когда человек разжигал костер, чтобы согреться и приготовить пищу. И если дым от него начинал стелиться над землей, значит, нужно было искать убежище и прятаться от надвигающегося ненастья.

Теперь давайте разберемся в истинных корнях этого природного явления. В преддверии дождя, влажность воздуха значительно возрастает. Дым, поднимающийся от костра, соприкасается с влажным воздухом, и забирает на себя часть его влаги. Понятно, что при этом он становится тяжелее, и уже не может подняться в верхние слои атмосферы. Под воздействием силы тяжести, насыщенный влагой дым опускается к земле. Это верный признак того, что в скором времени следует ждать дождя.

Понятно, что это, всего лишь, приметы, в которые можно и не верить. Впрочем, никто никого и не заставляет это делать. Сегодня можно включить телевизор, заглянуть в Интернет, и узнать, какой будет погода на ближайшие дни, недели и месяцы. Но все же, не нужно забывать и о тех методах, которыми пользовались наши предки. Ведь даже метеорологи, имеющие современное оборудование, могут ошибаться, а вот с приметами, это происходит гораздо реже.

Черный дым из трубы печки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *