Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Отличительной чертой этой структуры является наличие правоохранительной функции. Это отражается на полномочиях, структуре и прочих элементах правового статуса.

Что представляют собой органы внутренних дел?

Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.

Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.

По каким направлениям организована деятельность ОВД

Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:

  • защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей;
  • осуществление криминалистических экспертиз;
  • обеспечение безопасного движения на дорогах;
  • борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование;
  • охрана порядка в публичных местах;
  • поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих;
  • расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них;
  • защита подлежащих охране лиц;
  • участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).

Оперативные подразделения в структуре МВД России

Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:

  • уголовного розыска;
  • оперативного поиска преступников;
  • по предотвращению преступлений, посягающих на грузы;
  • по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями;
  • собственной безопасности;
  • по контролю за оборотом наркотиков;
  • по противодействию экстремизму;
  • по охране лиц, подлежащих государственной защите;
  • межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне;
  • оперативно-розыскной информации;
  • по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.

Структура управления ОВД

Руководство

Руководство системой ОВД осуществляет Министр внутренних дел. Ему непосредственно подчиняются: пять заместителей министра (один из них — первый заместитель, а другой — начальник Следственного департамента), статс-секретарь.

Структура Центрального аппарата

В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.

В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.

Главные управления как территориальные подразделения МВД

Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.

Подразделения, входящие в ГУ МВД

  1. Начальник и его заместители;
  2. Штаб;
  3. Управления по различным вопросам;
  4. Кинологическая служба;
  5. Экспертно-криминалистический центр;
  6. Информационный и правовой отделы;
  7. Дежурная часть;
  8. Медико-санитарная часть.

Руководство ГУ МВД

Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.

Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.

Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.

Городские и районные подразделения системы МВД

Городские и районные подразделения ОВД осуществляют непосредственную деятельность по уголовному розыску, контролю за оборотом наркотиков, обеспечению безопасного движения на дорогах и пр. Каждая из функций возложена на свое подразделение (например, безопасность движения на дорогах — ГИБДД).

Различия в статусе структурных элементов

В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.

К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.

Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.

Практические направления деятельности

  1. Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
  2. Розыск украденных вещей и пропавших людей;
  3. Проведение криминалистических экспертиз;
  4. Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  5. Охрана объектов общегосударственного значения и пр.

Вспомогательные функции

Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:

  1. Обеспечение ОВД спецтехникой;
  2. Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
  3. Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
  4. Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.

Несмотря на то, что каждое государство обладает определенной спецификой, органы внутренних дел имеют практически одни и те же правоохранительные функции. Даже их наименования схожи. В большинстве стран костяк ОВД составляет полиция (либо милиция).

В руководстве и управлении органами внутренних дел участвует достаточно широкий круг не только руководителей, но и других должностных лиц. Большинство из них являются непосредственными организаторами государственного управления и администрирования, но только часть относится и к субъектам управления, и к субъектам руководящей деятельности одновременно.

Являясь объективно необходимой деятельностью, управление приобретает свое материальное воплощение через правовое закрепление статуса и компетенции руководителя или органа управления. При этом функции управления являются категорией умозрительной (абстрактной), так как обладают социальной природой целесообразности их применения. А функции органа управления, являясь юридической категорией, отражаются в соответствующем нормативном правовом акте (уставе, положении), которым утверждается и регламентируется правомочность той или иной деятельности органа (субъекта) управления.

Распределение полномочий и ответственности в должностных обязанностях отдельных категорий сотрудников персонифицируют функции органа (субъекта) управления. В свою очередь должностные обязанности сотрудника органа управления могут не охватывать исполнение всех управленческих функций, поскольку целесообразна не сама по себе их совокупность, а предназначение этих функций при исполнении обязанностей. Строгое определение и распределение должностных обязанностей обеспечивает персональную ответственность за их выполнение. Уровень ответственности, а также рост объема исполняемых функций управления зависит от уровня управления. Так, для высших руководящих должностей необходимы обычно все функции управления, а обязанности нижестоящих руководителей могут заключаться в исполнении отдельных функций.

В иерархии организационных структур управления органов внутренних дел руководитель низшего звена организует оперативно-служебную деятельность подчиненных, а основные функции управления сконцентрированы и являются должностными обязанностями руководителей вышестоящего уровня управления. При этом ответственность за исполнение возложенных должностных обязанностей у руководителей обоих уровней практически одинакова. В то же время на высших руководящих должностях происходит своеобразная концентрация всех компонентов управленческой и руководящей деятельности.

Руководство в органах внутренних дел является персонифицированной правовой формой управленческой деятельности. Ее объем, и содержание определяются и регламентируются в должностных обязанностях руководителя. Приведенное определение показывает, что руководство — это правовая форма деятельности, поскольку его осуществление возможно только после вступления в соответствующую должность.

Руководство, будучи связанным с управлением, обладает собственным, отличным от последнего, содержанием:

  • • руководящая деятельность имеет правовую природу, а управление — социальную. Соответственно, руководство — производная по отношению к управлению деятельность, а объем исполняемых руководителем управленческих функций нормативно закреплен в должностных обязанностях и неодинаков для разных руководителей;
  • • руководство является правоприменительной деятельностью, выражающейся в соответствующих актах применения (актах-документах, которые уполномочен утверждать руководитель во исполнение норм права, и актах-действиях, направленных на создание материальных, организационных и иных условий реализации норм права);
  • • организационно-управленческая деятельность руководителя всегда должна соответствовать законодательным и иным нормативным правовым актам. Управленческая деятельность тоже может обладать правовой формой (правовое регулирование), но обычно проявляется через функции управления и его процесс;
  • • руководство — это персонифицированная (индивидуальная) деятельность, связанная с исполнением должностных обязанностей. Управление же, как правило, — деятельность коллективная, при этом в нем участвуют как непосредственные, так и прямые руководители;
  • • в основе руководства находится организация работы подчиненных, в основе управленческой деятельности — целеполагание.

В организации деятельности органов внутренних дел ключевой фигурой является руководитель, наделенный соответствующими полномочиями. Эти полномочия позволяют ему гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и контрольные функции, направлять работу подчиненных, в том числе с применением мер дисциплинарного воздействия, представлять орган внутренних дел в иных организациях. В структуре органов внутренних дел функционируют руководители разных уровней управления. В основе их деятельности находятся должностные обязанности, которые закрепляют их компетенцию в решении отдельных вопросов оперативно-служебной деятельности. Разграничение предмета ведения для руководителей разных уровней управления в системе МВД России регулируется законодательными и иными нормативными правовыми актов.

Президент и Правительство Российской Федерации осуществляют общее руководство МВД России. Президент издает указы, которыми определяются основные задачи министерства, область компетенции, порядок назначения и отстранения от должности высших руководителей, а также некоторые другие вопросы. Правительство (коллегиальный орган руководства) принимает постановления, направленные на организацию и обеспечение всех видов деятельности министерства, а также их координацию в системе высших органов исполнительной власти.

Во главе МВД России находятся и осуществляют руководство системой органов внутренних министр внутренних дел, первый заместитель и заместители министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности президентом.

Руководство МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации утверждает нормативные документы, в которых определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью.

Министр внутренних дел утверждает штатное расписание и структуру центрального аппарата министерства, определяет типовые структуры и типовые штаты органов, подразделений и учреждений системы министерства, устанавливает нормативы их штатной численности в пределах средств, выделяемых на эти цели, а также внутренний распорядок работы министерства.

Начальники всех уровней управления неукоснительно руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Основными элементами организационной структуры МВД России, осуществляющими правоохранительную деятельность, являются территориальные и линейные подразделения, поскольку они призваны обеспечить непосредственную реализацию указанной функции. Обязанности по осуществлению руководства территориальными (линейными) органами возложены на их начальников, несущих всю полноту ответственности за организацию работы служб и подразделений, состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом. Начальник территориального органа МВД России наделен полномочиями самостоятельно принимать решения об использовании имеющихся сил и средств при осуществлении задач, стоящих перед подразделением.

Порядок осуществления руководства территориальным органом МВД России регламентируется нормативными правовыми актами министерства и в наиболее общем виде включает:

  • • распределение обязанностей между заместителями по основным направлениям деятельности органа внутренних дел;
  • • осуществление оперативного руководства, постановку очередных задач оперативно-служебной деятельности, в том числе проведение совещаний, инструктажей, отчетов и т. п.;
  • • организацию работы по всем основным направлениям деятельности служб и подразделений, в том числе применение различных форм контроля;
  • • обеспечение взаимодействия с заинтересованными государственными и негосударственными органами, а также координации подразделений по вопросам оперативно-служебной деятельности;
  • • организацию тылового обеспечения деятельности;
  • • организацию деятельности аппарата управления, в том числе органов коллегиального управления (коллегий, совещаний руководящего состава, заседаний комиссий);
  • • контроль за соблюдением служебной и исполнительской дисциплины, законностью, достоверностью и полнотой учетно-регистрационной работы в органе внутренних дел;
  • • применение мер поощрения и дисциплинарного взыскания к подчиненным сотрудникам органа внутренних дел;
  • • утверждение актов управления (приказов) по вопросам деятельности органа внутренних дел, в том числе кадровой работы.

В процессе осуществления руководства на начальника органа внутренних дел также возлагаются:

  • • организация работы по отбору кадров;
  • • помощь новым работникам в профессиональной адаптации;
  • • организация обучения подчиненных;
  • • работа с резервом на выдвижение;
  • • обеспечение надлежащих условий труда и быта;
  • • индивидуальная работа с подчиненными и т. д.

Организация руководства органами внутренних дел — объективно

необходимая категория управления. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение устойчивого функционирования служб и подразделений органов внутренних дел, а также на безусловное выполнение задач, поставленных перед ними.

Организация управленческих отношений — одна из основных задач, которая стоит перед руководителями всех уровней. Эти отношения должны обеспечивать прежде всего стабильные информационные связи, которые являются основой процесса управления. Необходимые информационные связи формируются:

  • • между органом внутренних дел и вышестоящим органом;
  • • между всеми структурными звеньями данного органа внутренних дел, а также руководителями и отдельными сотрудниками;
  • • между органом внутренних дел и взаимодействующими правоохранительными органами;
  • • между органом внутренних дел и органами государственной власти и местного самоуправления, а также иными взаимодействующими организациями;
  • • между органом внутренних дел и средствами массовой информации, а также общественными организациями;
  • • между органом внутренних дел и предприятиями, учреждениями, дислоцированными на территории обслуживания.

Управленческие отношения принято разделять на две основные категории: отношения субординации и отношения координации. Отношения субординации формируются между уровнями управления, а также между руководителями и подчиненными сотрудниками. Эти отношения основаны на исполнении прав и обязанностей сотрудников. Они отражают характер отношений «власть — подчинение» и являются обязательным элементом должностных обязанностей для каждой категории сотрудников. Отношения координации формируются между организационными структурами, а также между руководителями и отдельными сотрудниками, которые не связаны властными организационно-распорядительными полномочиями. В отличие от отношений субординации, отношения координации создают своеобразную горизонталь управленческих отношений.

Деятельность по формированию и развитию системы их взаимодействия — важное направление государственно-правового регулирования управления органами внутренних дел. Обычно взаимодействие рассматривается как совместная деятельность органов внутренних дел с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями, направленная против негативных социальных процессов. Взаимодействие по этому вопросу основано на законах и подзаконных актах, которые определяют субъектов управления, отдельные задачи, место и время решения этих задач, использование сил и средств органов внутренних дел и т. д.

В публичном управлении используются различные основания классификации видов взаимодействия:

  • • в зависимости от особенностей решаемых задач может быть плановым и непредвиденным, постоянным и временным;
  • • по содержанию задач носит социальный, экономический, культурный и иной характер;
  • • по сферам деятельности может быть межотраслевым, межрегиональным и международным;
  • • по характеру может подразделяться на информационное, организационное и координационное.

Возможны и другие основания для классификации взаимодействия.

Субъектами организации взаимодействия в органах внутренних дел являются руководители — министры и начальники территориальных органов МВД России, а также администрации субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований. В нормативных актах МВД России, регулирующих порядок формирования системы взаимодействия, определен также характер связей с общественными организациями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации и иными субъектами.

Существенная роль в государственно-правовом регулировании отношений принадлежит формированию системы взаимодействия между органами внутренних дел и соответствующими органами иностранных государств. В целях международного сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных стран, как в целом, так и по отдельным направлениям борьбы с преступностью, в Российской Федерации имеются организационные структуры, реализующие функции взаимодействия и координации.

Основными задачами по осуществлению руководства органами внутренних дел являются:

  • 1) организация устойчивого функционирования всех структурных подразделений в процессе исполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;
  • 2) организация процесса управления органами внутренних дел, связующим элементом которого являются организация управленческих отношений и информационный обмен;
  • 3) организация взаимодействия органов внутренних дел с иными государственными и негосударственными структурами, участвующими в правоохранительной деятельности.

• в военизированных организациях — лицо, отвечающее за воспитательную работу

• в некоторых странах: начальник полицейского участка

• действующее лицо оперы и романа «Оптимистическая трагедия»

• полит. руководитель воинской части времен гражд. войны

• политический руководитель воинской части в Красной Армии

• руководящее лицо с общественно-политическими или административными обязанностями

• чиновник, выполняющий полицейские функции — оставшийся в Европе, но исчезнувший в России

• персонаж оперы итальянского композитора Д. Пуччини «Чио-Чио-Сан»

• во время гражданской войны в США так называли правительственных чиновников, уполномоченных следить за боевым духом войск, а спустя более чем полвека это слово стало очень популярным в Советской России

• на Руси XV-XVII веков уполномоченный на переговорах по заключению мира

• один из 26 бакинских

• киношный Катани по должности

• должность Фурманова в дивизии Чапаева

• звание киношного Рекса

• звание Мегрэ

• шериф в Италии

• должность Каттани

• глава полиции

• полицейский начальник

• шеф полиции

• каттани на службе

• устаревшее название политрука

• начальник полиции

• должность Фурманова

• «должность» овчарки Рекса

• замполит в Красной Армии

• должность собаки Рекса

• должность Мегрэ

• до замполита и политрука

• политрук в Красной Армии

• замполит в далеком прошлом

• звание Жюва

• катани по должности

• Заместитель командира, отвечающий за политико-воспитательную работу

• Руководящее лицо

• Звание в советской милиции

• Чин полицейского начальника в некоторых странах

• «Должность» овчарки Рекса

• действующее лицо оперы и романа «Оптимистическая трагедия»

• м. должность, звание заведующего припасами; смотритель, приставь; приказчик. Комиссарша, жена комиссара. Комиссаров, комиссаршин, ему, ей прнадлежщ.; комиссарский, к нему относящ. Комиссариат м. комиссариатский департамент военного министерства, под начальством генерал-кригскомиссара, снабжает войско одеждой. Комиссия ж. порученье, наряд; собрание членов и председателя, нарочно назначенных для исполненья чего, какого-либо дела, поручения. Комиссионный, к комиссии относящ. Комиссионер м. поверенный, приказчик, исполнитель поручений. Комиссионерным ведомством называлось у нас некогда провиантское, продовольственое

• персонаж оперы итальянского композитора Д. Пуччини «Чио-Чио-Сан»

• начальник полиц. участка

Чем отличается МВД от полиции?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *