Содержание
Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Отличительной чертой этой структуры является наличие правоохранительной функции. Это отражается на полномочиях, структуре и прочих элементах правового статуса.
Что представляют собой органы внутренних дел?
Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.
Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.
По каким направлениям организована деятельность ОВД
Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:
- защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей;
- осуществление криминалистических экспертиз;
- обеспечение безопасного движения на дорогах;
- борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование;
- охрана порядка в публичных местах;
- поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих;
- расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них;
- защита подлежащих охране лиц;
- участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).
Оперативные подразделения в структуре МВД России
Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:
- уголовного розыска;
- оперативного поиска преступников;
- по предотвращению преступлений, посягающих на грузы;
- по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями;
- собственной безопасности;
- по контролю за оборотом наркотиков;
- по противодействию экстремизму;
- по охране лиц, подлежащих государственной защите;
- межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне;
- оперативно-розыскной информации;
- по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.
Структура управления ОВД
Руководство
Руководство системой ОВД осуществляет Министр внутренних дел. Ему непосредственно подчиняются: пять заместителей министра (один из них — первый заместитель, а другой — начальник Следственного департамента), статс-секретарь.
Структура Центрального аппарата
В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.
В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.
Главные управления как территориальные подразделения МВД
Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.
Подразделения, входящие в ГУ МВД
- Начальник и его заместители;
- Штаб;
- Управления по различным вопросам;
- Кинологическая служба;
- Экспертно-криминалистический центр;
- Информационный и правовой отделы;
- Дежурная часть;
- Медико-санитарная часть.
Руководство ГУ МВД
Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.
Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.
Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.
Городские и районные подразделения системы МВД
Городские и районные подразделения ОВД осуществляют непосредственную деятельность по уголовному розыску, контролю за оборотом наркотиков, обеспечению безопасного движения на дорогах и пр. Каждая из функций возложена на свое подразделение (например, безопасность движения на дорогах — ГИБДД).
Различия в статусе структурных элементов
В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.
К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.
Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.
Практические направления деятельности
- Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
- Розыск украденных вещей и пропавших людей;
- Проведение криминалистических экспертиз;
- Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
- Охрана объектов общегосударственного значения и пр.
Вспомогательные функции
Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:
- Обеспечение ОВД спецтехникой;
- Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
- Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
- Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.
Несмотря на то, что каждое государство обладает определенной спецификой, органы внутренних дел имеют практически одни и те же правоохранительные функции. Даже их наименования схожи. В большинстве стран костяк ОВД составляет полиция (либо милиция).
В руководстве и управлении органами внутренних дел участвует достаточно широкий круг не только руководителей, но и других должностных лиц. Большинство из них являются непосредственными организаторами государственного управления и администрирования, но только часть относится и к субъектам управления, и к субъектам руководящей деятельности одновременно.
Являясь объективно необходимой деятельностью, управление приобретает свое материальное воплощение через правовое закрепление статуса и компетенции руководителя или органа управления. При этом функции управления являются категорией умозрительной (абстрактной), так как обладают социальной природой целесообразности их применения. А функции органа управления, являясь юридической категорией, отражаются в соответствующем нормативном правовом акте (уставе, положении), которым утверждается и регламентируется правомочность той или иной деятельности органа (субъекта) управления.
Распределение полномочий и ответственности в должностных обязанностях отдельных категорий сотрудников персонифицируют функции органа (субъекта) управления. В свою очередь должностные обязанности сотрудника органа управления могут не охватывать исполнение всех управленческих функций, поскольку целесообразна не сама по себе их совокупность, а предназначение этих функций при исполнении обязанностей. Строгое определение и распределение должностных обязанностей обеспечивает персональную ответственность за их выполнение. Уровень ответственности, а также рост объема исполняемых функций управления зависит от уровня управления. Так, для высших руководящих должностей необходимы обычно все функции управления, а обязанности нижестоящих руководителей могут заключаться в исполнении отдельных функций.
В иерархии организационных структур управления органов внутренних дел руководитель низшего звена организует оперативно-служебную деятельность подчиненных, а основные функции управления сконцентрированы и являются должностными обязанностями руководителей вышестоящего уровня управления. При этом ответственность за исполнение возложенных должностных обязанностей у руководителей обоих уровней практически одинакова. В то же время на высших руководящих должностях происходит своеобразная концентрация всех компонентов управленческой и руководящей деятельности.
Руководство в органах внутренних дел является персонифицированной правовой формой управленческой деятельности. Ее объем, и содержание определяются и регламентируются в должностных обязанностях руководителя. Приведенное определение показывает, что руководство — это правовая форма деятельности, поскольку его осуществление возможно только после вступления в соответствующую должность.
Руководство, будучи связанным с управлением, обладает собственным, отличным от последнего, содержанием:
- • руководящая деятельность имеет правовую природу, а управление — социальную. Соответственно, руководство — производная по отношению к управлению деятельность, а объем исполняемых руководителем управленческих функций нормативно закреплен в должностных обязанностях и неодинаков для разных руководителей;
- • руководство является правоприменительной деятельностью, выражающейся в соответствующих актах применения (актах-документах, которые уполномочен утверждать руководитель во исполнение норм права, и актах-действиях, направленных на создание материальных, организационных и иных условий реализации норм права);
- • организационно-управленческая деятельность руководителя всегда должна соответствовать законодательным и иным нормативным правовым актам. Управленческая деятельность тоже может обладать правовой формой (правовое регулирование), но обычно проявляется через функции управления и его процесс;
- • руководство — это персонифицированная (индивидуальная) деятельность, связанная с исполнением должностных обязанностей. Управление же, как правило, — деятельность коллективная, при этом в нем участвуют как непосредственные, так и прямые руководители;
- • в основе руководства находится организация работы подчиненных, в основе управленческой деятельности — целеполагание.
В организации деятельности органов внутренних дел ключевой фигурой является руководитель, наделенный соответствующими полномочиями. Эти полномочия позволяют ему гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и контрольные функции, направлять работу подчиненных, в том числе с применением мер дисциплинарного воздействия, представлять орган внутренних дел в иных организациях. В структуре органов внутренних дел функционируют руководители разных уровней управления. В основе их деятельности находятся должностные обязанности, которые закрепляют их компетенцию в решении отдельных вопросов оперативно-служебной деятельности. Разграничение предмета ведения для руководителей разных уровней управления в системе МВД России регулируется законодательными и иными нормативными правовыми актов.
Президент и Правительство Российской Федерации осуществляют общее руководство МВД России. Президент издает указы, которыми определяются основные задачи министерства, область компетенции, порядок назначения и отстранения от должности высших руководителей, а также некоторые другие вопросы. Правительство (коллегиальный орган руководства) принимает постановления, направленные на организацию и обеспечение всех видов деятельности министерства, а также их координацию в системе высших органов исполнительной власти.
Во главе МВД России находятся и осуществляют руководство системой органов внутренних министр внутренних дел, первый заместитель и заместители министра, назначаемые на должность и освобождаемые от должности президентом.
Руководство МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации утверждает нормативные документы, в которых определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью.
Министр внутренних дел утверждает штатное расписание и структуру центрального аппарата министерства, определяет типовые структуры и типовые штаты органов, подразделений и учреждений системы министерства, устанавливает нормативы их штатной численности в пределах средств, выделяемых на эти цели, а также внутренний распорядок работы министерства.
Начальники всех уровней управления неукоснительно руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Основными элементами организационной структуры МВД России, осуществляющими правоохранительную деятельность, являются территориальные и линейные подразделения, поскольку они призваны обеспечить непосредственную реализацию указанной функции. Обязанности по осуществлению руководства территориальными (линейными) органами возложены на их начальников, несущих всю полноту ответственности за организацию работы служб и подразделений, состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом. Начальник территориального органа МВД России наделен полномочиями самостоятельно принимать решения об использовании имеющихся сил и средств при осуществлении задач, стоящих перед подразделением.
Порядок осуществления руководства территориальным органом МВД России регламентируется нормативными правовыми актами министерства и в наиболее общем виде включает:
- • распределение обязанностей между заместителями по основным направлениям деятельности органа внутренних дел;
- • осуществление оперативного руководства, постановку очередных задач оперативно-служебной деятельности, в том числе проведение совещаний, инструктажей, отчетов и т. п.;
- • организацию работы по всем основным направлениям деятельности служб и подразделений, в том числе применение различных форм контроля;
- • обеспечение взаимодействия с заинтересованными государственными и негосударственными органами, а также координации подразделений по вопросам оперативно-служебной деятельности;
- • организацию тылового обеспечения деятельности;
- • организацию деятельности аппарата управления, в том числе органов коллегиального управления (коллегий, совещаний руководящего состава, заседаний комиссий);
- • контроль за соблюдением служебной и исполнительской дисциплины, законностью, достоверностью и полнотой учетно-регистрационной работы в органе внутренних дел;
- • применение мер поощрения и дисциплинарного взыскания к подчиненным сотрудникам органа внутренних дел;
- • утверждение актов управления (приказов) по вопросам деятельности органа внутренних дел, в том числе кадровой работы.
В процессе осуществления руководства на начальника органа внутренних дел также возлагаются:
- • организация работы по отбору кадров;
- • помощь новым работникам в профессиональной адаптации;
- • организация обучения подчиненных;
- • работа с резервом на выдвижение;
- • обеспечение надлежащих условий труда и быта;
- • индивидуальная работа с подчиненными и т. д.
Организация руководства органами внутренних дел — объективно
необходимая категория управления. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение устойчивого функционирования служб и подразделений органов внутренних дел, а также на безусловное выполнение задач, поставленных перед ними.
Организация управленческих отношений — одна из основных задач, которая стоит перед руководителями всех уровней. Эти отношения должны обеспечивать прежде всего стабильные информационные связи, которые являются основой процесса управления. Необходимые информационные связи формируются:
- • между органом внутренних дел и вышестоящим органом;
- • между всеми структурными звеньями данного органа внутренних дел, а также руководителями и отдельными сотрудниками;
- • между органом внутренних дел и взаимодействующими правоохранительными органами;
- • между органом внутренних дел и органами государственной власти и местного самоуправления, а также иными взаимодействующими организациями;
- • между органом внутренних дел и средствами массовой информации, а также общественными организациями;
- • между органом внутренних дел и предприятиями, учреждениями, дислоцированными на территории обслуживания.
Управленческие отношения принято разделять на две основные категории: отношения субординации и отношения координации. Отношения субординации формируются между уровнями управления, а также между руководителями и подчиненными сотрудниками. Эти отношения основаны на исполнении прав и обязанностей сотрудников. Они отражают характер отношений «власть — подчинение» и являются обязательным элементом должностных обязанностей для каждой категории сотрудников. Отношения координации формируются между организационными структурами, а также между руководителями и отдельными сотрудниками, которые не связаны властными организационно-распорядительными полномочиями. В отличие от отношений субординации, отношения координации создают своеобразную горизонталь управленческих отношений.
Деятельность по формированию и развитию системы их взаимодействия — важное направление государственно-правового регулирования управления органами внутренних дел. Обычно взаимодействие рассматривается как совместная деятельность органов внутренних дел с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями, направленная против негативных социальных процессов. Взаимодействие по этому вопросу основано на законах и подзаконных актах, которые определяют субъектов управления, отдельные задачи, место и время решения этих задач, использование сил и средств органов внутренних дел и т. д.
В публичном управлении используются различные основания классификации видов взаимодействия:
- • в зависимости от особенностей решаемых задач может быть плановым и непредвиденным, постоянным и временным;
- • по содержанию задач носит социальный, экономический, культурный и иной характер;
- • по сферам деятельности может быть межотраслевым, межрегиональным и международным;
- • по характеру может подразделяться на информационное, организационное и координационное.
Возможны и другие основания для классификации взаимодействия.
Субъектами организации взаимодействия в органах внутренних дел являются руководители — министры и начальники территориальных органов МВД России, а также администрации субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований. В нормативных актах МВД России, регулирующих порядок формирования системы взаимодействия, определен также характер связей с общественными организациями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации и иными субъектами.
Существенная роль в государственно-правовом регулировании отношений принадлежит формированию системы взаимодействия между органами внутренних дел и соответствующими органами иностранных государств. В целях международного сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных стран, как в целом, так и по отдельным направлениям борьбы с преступностью, в Российской Федерации имеются организационные структуры, реализующие функции взаимодействия и координации.
Основными задачами по осуществлению руководства органами внутренних дел являются:
- 1) организация устойчивого функционирования всех структурных подразделений в процессе исполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;
- 2) организация процесса управления органами внутренних дел, связующим элементом которого являются организация управленческих отношений и информационный обмен;
- 3) организация взаимодействия органов внутренних дел с иными государственными и негосударственными структурами, участвующими в правоохранительной деятельности.
• в военизированных организациях — лицо, отвечающее за воспитательную работу
• в некоторых странах: начальник полицейского участка
• действующее лицо оперы и романа «Оптимистическая трагедия»
• полит. руководитель воинской части времен гражд. войны
• политический руководитель воинской части в Красной Армии
• руководящее лицо с общественно-политическими или административными обязанностями
• чиновник, выполняющий полицейские функции — оставшийся в Европе, но исчезнувший в России
• персонаж оперы итальянского композитора Д. Пуччини «Чио-Чио-Сан»
• во время гражданской войны в США так называли правительственных чиновников, уполномоченных следить за боевым духом войск, а спустя более чем полвека это слово стало очень популярным в Советской России
• на Руси XV-XVII веков уполномоченный на переговорах по заключению мира
• один из 26 бакинских
• киношный Катани по должности
• должность Фурманова в дивизии Чапаева
• звание киношного Рекса
• звание Мегрэ
• шериф в Италии
• должность Каттани
• глава полиции
• полицейский начальник
• шеф полиции
• каттани на службе
• устаревшее название политрука
• начальник полиции
• должность Фурманова
• «должность» овчарки Рекса
• замполит в Красной Армии
• должность собаки Рекса
• должность Мегрэ
• до замполита и политрука
• политрук в Красной Армии
• замполит в далеком прошлом
• звание Жюва
• катани по должности
• Заместитель командира, отвечающий за политико-воспитательную работу
• Руководящее лицо
• Звание в советской милиции
• Чин полицейского начальника в некоторых странах
• «Должность» овчарки Рекса
• действующее лицо оперы и романа «Оптимистическая трагедия»
• м. должность, звание заведующего припасами; смотритель, приставь; приказчик. Комиссарша, жена комиссара. Комиссаров, комиссаршин, ему, ей прнадлежщ.; комиссарский, к нему относящ. Комиссариат м. комиссариатский департамент военного министерства, под начальством генерал-кригскомиссара, снабжает войско одеждой. Комиссия ж. порученье, наряд; собрание членов и председателя, нарочно назначенных для исполненья чего, какого-либо дела, поручения. Комиссионный, к комиссии относящ. Комиссионер м. поверенный, приказчик, исполнитель поручений. Комиссионерным ведомством называлось у нас некогда провиантское, продовольственое
• персонаж оперы итальянского композитора Д. Пуччини «Чио-Чио-Сан»
• начальник полиц. участка