Жилищное строительство или индивидуальное жилищное строительство. Есть ли разница? К каким расходам может привести не верно указанный вид разрешённого использования земельного участка.

Разрешенное использование земельного участка «для жилищного строительства» и «для индивидуального жилищного строительства» имеет ли значения данное обстоятельство при исчислении земельного налога?

Предварительно хотелось бы обозначить, что рассматриваемая в настоящей статье ситуация касается только земельных участков, имеющих разрешённое использование «для жилищного строительства» или «для индивидуального жилищного строительства», на которых не имеется объектов недвижимости, зарегистрированных в установленном законом порядке.

Далее перейдем к сути проблемы.

Как известно в соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговой базой для уплаты земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка.

Казалось бы, все просто, для расчета суммы земельного налога необходимо умножить ставку налога, действующую на территории конкретного муниципального образования, на кадастровую стоимость земельного участка.

Однако Налоговым кодексом РФ предусмотрены случаи исчисления земельного налога в повышенном размере (с учетом повышающих коэффициентов).

Так, ст. 396 Налогового кодекса РФ, с целью стимулирования строительства на земельных участках, установлены следующие случаи исчисления земельного налога в повышенном размере (с учетом повышающих коэффициентов):

1). абз. 1 п. 15 ст. 396 НК РФ — в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. При этом, в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

2). абз. 2 п. 15 ст. 396 НК РФ — в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

3). п. 16 ст. 396 НК РФ — в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Таким образом повышающий коэффициент земельного налога зависит от вида разрешенного использования земельного участка и действует до момента регистрации права собственности на первый объект недвижимости на земельном участке.

Так в случае, если земельный участок имеет вид разрешенного использования – «для жилищного строительства» (кроме «индивидуального жилищного строительства») при исчислении земельного налога:

— применяется повышающий коэффициент 2 – с первого дня владения земельным участком и в течении следующих 3-х лет, но до момента государственной регистрации прав на построенный объект.

— применяется повышающий коэффициент 4 – с четвертого года владения земельным участком и до момента государственной регистрации прав на построенный объект.

То есть повышенный земельный налог придется платить до момента регистрации права собственности на построенный объект.

Если регистрация права собственности произойдет в первые 3 года владения земельным участком, то до момента регистрации права собственности на построенный объект ежегодно придется платить земельный налог с повышающим коэффициентом равным 2.

Если регистрация права собственности произойдет в четвёртый, пятый и последующие годы владения земельным участком, то до момента регистрации права собственности на построенный объект, ежегодно придется платить земельный налог с повышающим коэффициентом равным 4.

При этом имеется важный нюанс, если государственная регистрация права собственности на построенный объект недвижимости будет произведена до истечения трехлетнего срока владения земельным участком, то земельный налог, уплаченный с повышающим коэффициентом 2 возможно возвратить или зачесть в счет иных платежей по налогу, но только в части превышающий размер земельного налога, исчисляемого без повышающего коэффициента.

Но, если государственная регистрация права собственности на построенный объект недвижимости будет произведена по истечении трехлетнего срока владения земельным участком, то земельный налог уплаченный повышающим коэффициентом 2 и повышающим коэффициентом 4 зачесть уже будет невозможно.

Для случаев владения земельным участком имеющем вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», исчисление земельного налога, с учетом повышающего коэффициента, происходит по-иному.

Так повышающий коэффициент 2 применяется только с одиннадцатого года владения земельным участком и до государственной регистраций права собственности на построенный объект.

Далее, рассмотрим разницу между такими видами разрешенного использования земельного участка как «индивидуальное жилищное строительство» и «жилищное строительство».

До 2014 года в Российской Федерации не существовало какого-либо единого классификатора видов разрешенного использования земельных участков, и муниципальные органы власти, предоставляя земельные участки в собственность, самостоятельно определяли наименования видов разрешенного использования исходя из внутренних регламентов с учетом целей их использования.

В связи с этим можно только из практики применения видов разрешенного использования земельных участков указать, что такое разрешенное использование как «индивидуальное жилищное строительство» подразумевало возможность размещения жилого дома, а «жилищное строительство» подразумевало возможность размещения малоэтажных многоквартирных домов.

В 2014 году с целью упорядочивания видов разрешенного использования земельных участков Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540 был введен в действие Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. С указанного момента разрешенное использование всех земельных участков должно устанавливаться в соответствии с Классификатором.

В названном Классификаторе имеется такой вид разрешенного использования как «для индивидуального жилищного строительства» (код. 2.1.) при этом отсутствует такой вид разрешённого использования как «для жилищного строительства».

При этом, если разрешенное использование земельных участков было установлено до введения в действие названного классификатора, использование земельных участков с ранее установленным видом разрешенного использования признается законным.

Однако в случаях, если на земельном участке планируется размещение объекта индивидуального жилищного строительства, а земельный участок имеет вид разрешенного использования «для жилищного строительства» указанное обстоятельство, в связи с действием вышеуказанной ст. 396 НК РФ приводит к необходимости уплачивать земельный налог в завышенном размере.

С целью снижения размера земельного налога необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка «для жилищного строительства» на «для индивидуального жилищного строительства» с целью исключения, на текущей момент, исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента.

Для достижения указанной цели можно воспользоваться одним из следующих правовых механизмов:

— приведение в соответствие разрешенного использования земельного участка с Классификатором. Данная механизм прямо предусмотрен Федеральным законом от 23.06.2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 13 ст. 34 названного Федерального закона).

— изменение вида разрешенного использования земельного участка. Данный механизм прямо предусмотрен Земельным кодексом РФ (ст. 7) и Градостроительным кодексом РФ (ст. 37).

Нижем приведем полезные ссылки, воспользовавшись которыми возможно узнать текущий вид разрешенного использования земельного участка и размер кадастровой стоимости земельного участка, а также размер текущих ставок земельного налога:

— узнать текущий вид разрешенного использования земельного участка и размер кадастровой стоимости земельного участка возможно воспользовавшись сервисом Управления Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» расположенным по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request

— узнать размер текущих ставок земельного налога можно воспользовавшись сервисом Федеральной налоговой службы «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» расположенным

Адвокат Коллегии адвокатов «Гриб, Терновцов и партнеры»
Сергей Потапов

Многие не понимают, в чем разница между ИЖС и ЛПХ? Сразу отметим, что ИЖС расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство, а ЛПХ — это личное подсобное хозяйство. На первый взгляд и земли, и все что на них находится: дома, сады, огороды, домашний скот или птица, может быть почти одинаковым.

Но если присмотреться внимательнее, то можно увидеть разницу между площадью земельного участка, количеством домашнего скота и многими другими мелочами, которые не видны на первый взгляд.

Категории земельных участков

Главное отличие ЛПХ и ИЖС состоит в статусе земельных участков. Статус участка указывается во всех кадастровых документах, Свидетельстве о праве собственности на землю, а сейчас — в выписке из ЕГРН.

В чем же разница, когда мы сравниваем земли ЛПХ и ИЖС? У этих участков разная категория земель. Каждый земельный участок, который находится на территории России, относится к одной из семи категорий, определенных законодательством.

Например, земли лесного фонда занимают у нас 65% всех земель РФ. Сельскохозяйственные наделы составляют приблизительно 1/4 от всех земель, а земли населенных пунктов — десятую часть земельного фонда России.

Категория земель обозначается в правоустанавливающих документах. Чаще всего частные (физические) лица могут приобрести в собственность или аренду на территории с/х или земель населенных пунктов.

Статус земельного участка определяется не только целевым использованием земель, но и ВРИ, то есть видом разрешенного использования. Их несколько сотен. На выданных кадастровых документах кроме категории обязательно указано разрешенное использование.

В зависимости от него граждане могут заниматься на своем наделе определенным видом деятельности. От него зависит ответ на вопрос: можно или нельзя там построить дом?

Земля под ЛПХ выделяется как на землях поселений, так и с/х назначения. А земли под ИЖС могут выделяться только на землях населенных пунктов. Кроме этого, существует разница в допустимых видах деятельности и регистрации по месту жительства.

Законодательная база

Нормативный акт, который регламентирует индивидуальное жилищное строительство, «Градостроительный кодекс РФ» (ГрК РФ). Он принят в 2004 году, а существенные изменения были в него внесены в 2008 и 2020 годах.

Закон содержит определение застройщика в ИЖС. А также основные параметры, которые должны быть присущи дому, стоящему на данном участке. А также некоторые особенности предоставления земельных участков.

Правовое регулирование отношений при ведении личного подсобного хозяйства осуществляется при помощи Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». Он был принят в 2003 году, а последние изменения были внесены в начале мая 2016 года.

В нем раскрыто понятие ЛПХ, права физических лиц на ведение ЛПХ, особенности выделения и учета подсобных хозяйств. А также другие аспекты, которые касаются деятельности ЛПХ.

ИЖС и ЛПХ: в чем разница?

Именно назначение участка в конечном итоге влияет не только на правовой статус земельного участка, но и на право его использования тем или иным способом. По своему определению ИЖС предназначен для решения проблемы обеспечения граждан жильем.

На землях под ИЖС в черте населенного пункта каждый может построить на свои средства жилой дом и прописаться в нем.

Хотя по количественному признаку на участке под ИЖС может расти столько же деревьев, как на ЛПХ и выращиваться столько же птицы или скота.

ЛПХ же по определению — надел, который выделяется для ведения хозяйства и снабжения всей семьи своей продукцией. По закону на землях ЛПХ тоже может быть построен дом, но одобрение строительства можно получить не всегда.

Лишь участки под ЛПХ, которые находятся в черте населенных пунктов, получают такое разрешение. Основной общей чертой этих двух типов земель является отсутствие коммерческой составляющей в их назначении.

Возведение построек

Чем отличается земли, которые выделяются под индивидуальное жилищное строительство от земель ЛПХ? Одно из отличий касается строительства. Речь идет не только о жилых постройках, но и хозяйственных сооружениях. Как было сказано выше: основная цель выделения участков под ИЖ» — это строительство жилого дома.

А выделение земель для подсобного хозяйства имеет целью выращивание продукции: садоводства, растениеводства, животноводства, птицеводства, пчеловодства для личных целей семьи. Возведение построек возможно, но только в том, случае, если участок не находится на сельскохозяйственных землях.

Читайте, что такое ИЖС.

Как зарегистрировать дом на ИЖС? Смотрите .

Прописка

Ограничения касаются не только возведения построек, но и регистрации по месту жительства. Многие граждане строят дом, на участке, выделенном для выращивания плодоовощной продукции для того, чтобы потом иметь возможность проживать в нем круглый год. Проживание без прописки возможно, но очень неудобно.

«Прикрепление» к определенному медицинскому, учебному учреждению проходит по месту регистрации, что очень неудобно для тех, кто не смог этого сделать.

В ИЖС отказать в регистрации могут только по одной причине: невозможность поставить на учет дом. А проще говоря — его несоответствие разрешенным стандартам.

Налоги

Налоги в 2020 году формируются на основании налогового законодательства России. Налоговой базой является кадастровая стоимость, а она при разных видах разрешенного использования очень разнится. С земель ИЖС налог выше, чем с наделов ЛПХ.

Преимущества и недостатки

Каждый вид земельного надела имеет свои плюсы и минусы. Учитывая совокупность тех и других, каждый гражданин, желающий жить «на земле», делает свой выбор. Тем, кто хочет не просто пожить на участке, а обосноваться там, следует знать, что с одной стороны у ЛПХ цена ниже, чем у ИЖС. Это касается не только кадастровой, но и реальной, рыночной цены. Это обстоятельство привлекает многих.

Но с другой стороны, ИЖС — это наличие всей городской инфраструктуры: газ, водоснабжение и канализация. При соблюдении всех норм и правил постройки дома, оформить прописку в нем не составит труда. Такой плюс сразу перевешивает весы в сторону ИЖС.

Если нет денег на строительство, то сразу же становится виден еще один минус ЛПХ. Банки практически никогда не оформляют кредит на строительство под залог земельного участка или объекта недвижимости под ЛПХ. Под ИЖС, напротив, такое одобрение вполне возможно.

Читайте о получении разрешения на строительство дома ИЖС.

Как перевести землю сельхозназначения в ИЖС? Информация .

В чем разница между ИЖС и СНТ? Подробности в этой статье.

Изменение назначения земли

На практике изменение статуса земельного участка происходит путем смены вида разрешенного использования в рамках той же категории. В некоторых случаях для смены назначения земли достаточно написать заявление. В других случаях — следует длинная процедура, результатом которой бывает согласие или отказ.

Особенно важно это бывает при покупке земли. Некоторые граждане, соблазнившись относительно невысокой ценой, покупают участок для того, чтобы построить дом. Обычно покупку предваряют уверения риэлтора в том, что перевести участок из одной категории в другую очень просто. Чаще всего речь идет о переводе с/х земель в земли городских поселений. Осуществить это можно в том случае, когда участок примыкает к городской черте.

В проектировании при разработке проектно-сметной документации в целях определения требований к объекту нормирования прежде всего следует грамотно классифицировать объект. В этом случае на помощь должен приходить понятийный аппарат, который играет первостепенную роль для установления идентификационных признаков объекта.

Именно термины и понятия вместо разъяснений часто служат предметом споров как среди проектного сообщества, так и юристов. Можно предположить, что такая практика вызвана наличием «технических норм» и «норм права». Судебная практика свидетельствует о множественных спорах по земельным участкам и объектах на них МЖС.

Вопросами в этой сфере деятельности по разработке и утверждению законов, подзаконных актов, НПА ФОИВ и нормативных технических документов занимаются различные федеральные органы исполнительной власти. Свой отпечаток вносит и региональная законодательная и нормативная базы, которая в некоторых случаях имеет противоречия с федеральной базой.

По нормативным техническим документам должна быть заложена концепция издания всех обязательных строительных и проектных требований в документах одного федерального министерства для улучшения качества издаваемых документов. Такая система была в СССР это система СНиП (строительные, пожарные, санитарные требования в одном документе).

Главным законодательным актом в области деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.

С момента введения ГрК к нему утверждены 85-ть изменений из которых к малоэтажной жилой застройке (строительству) можно отнести лишь некоторые косвенные позиции:

  • Процедура получения разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства .
  • Упоминание о жилых домах с количеством этажей не более чем три для которых не требуется прохождение экспертизы .
  • В составе жилых зон выделяются индивидуальные жилые дома, малоэтажные жилые дома, среднеэтажные и многоэтажные жилые дома .

Понятия «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажное жилищное строительство» отсутствуют .

Доля малоэтажного жилья в России должна увеличиться к 2015 г. до 60% в общем объеме вводимого жилья по реализации ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Планируемые изменения законодательства должны найти отражение в «дорожной карте» по Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства. С учетом стратегии развития малоэтажного строительства в Российской Федерации правовая и техническая база должна быть современной и непротиворечивой.

Виды разрешенного использования земельных участков

Виды разрешенного использования земельных участков, как правило, определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 сентября 2014 г. Регистрационный N 33995) определены важные понятия:

Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.

Приусадебный участок личного подсобного хозяйства — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Блокированная жилая застройка — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощей и ягодных культур, размещение гаражей и иных вспомогательных сооружений.

Передвижное жилье — Размещение сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, кемпинги, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования.

Некоторые комментария и разъяснения в связи с принятием приказа МЭР РФ от 1 сентября 2014 г. № 540:

Так как Правила землепользования и застройки являются основным источником сведений о видах разрешенного использования земельных участков, то в соответствии с положениями Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2020 органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны внести изменения в Правила землепользования и застройки в части приведения установленных в них видов разрешенного использования в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором.

Сейчас основной документ для получения разрешения на строительство для застройщиков – градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Он содержит информацию о земельном участке и параметры его застройки.

По приказу МЭР РФ от 1 сентября 2014 г. № 540, в малоэтажную жилую застройку – включено индивидуальное жилищное строительство «высотой не выше трех надземных этажей», в то время как в ГрК РФ записано «с количеством этажей не более чем три» . Здесь стоит вспомнить, что в количество этажей при подсчете входят как подземные так и надземные этажи. В случае возведения застройщиком индивидуального жилищного дома, состоящего из одного подземного этажа и трех надземных этажей, объект должен подлежать экспертизе.

Понятийный аппарат малоэтажных жилых домов

Предлагаю ознакомиться с документами федерального и регионального уровней, где есть термины или упоминание о малоэтажном жилищном строительстве:

Федеральный уровень:

СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» ввел термины и определения :

  • Дом жилой блокированный
  • Блок жилой автономный
  • Дом жилой одноквартирный

Областью применения настоящего документа указано о распространении его на – объекты индивидуального жилищного строительства. Можно предположить тождественность терминов «объекты индивидуального жилищного строительства» и «дома жилые одноквартирные»

СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» ввел термины и определения :

  • Жилое строение
  • Жилой дом

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий»

  • Зона (район) застройки
  • Зона усадебной застройки
  • Зона коттеджной застройки
  • Блокированные жилые дома

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ввел термины и определения :

  • блок жилой
  • блокированный жилой дом
  • дом жилой одноквартирный
  • организованная малоэтажная застройка

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

  • Ф1.4 — одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные; .

Региональный уровень:

МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» :

  • Коттедж
  • Блокированный жилой дом
  • Участок коттеджной застройки
  • Коттеджная застройка
  • Группа участков коттеджной застройки
  • Комплекс коттеджной застройки
  • Минимальный состав помещений коттеджа (квартиры блокированного жилого дома)
  • Развитый состав помещений (квартиры блокированного жилого дома)

Решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 (ред. от 26.03.2015) «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» ввел термины и определения :

  • жилой дом
  • индивидуальный жилой дом
  • жилой дом блокированной застройки
  • малоэтажный жилой дом

Решение городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32 п.13 (ред. от 21.10.2014) «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар» выдержки из текста:

  • индивидуальные жилые дома усадебного типа

Надо полагать дома усадебного типа могут возводиться только на приусадебных земельных участках

Кроме всех этих терминов и определений (см. выше) существует целое множество наименований объектов строительства при проектировании:

Сайты недвижимости и рекламные компании, уличные баннеры пестрят этими заголовками, юридическое подкрепление которых нет.

Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердило План разработки и актуализации сводов правил на 2015 год и плановый период до 2017 года, который предполагает пересмотр СП 55.13330.2011, в котором особое внимание уделить разделу термины и определения, а также нормативным расстояниям. Предлагаю рассмотреть федеральное финансирование работ по пересмотру МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» с переводом в статус СП. Актуальность документа сегодня не уступает многоквартирным жилым домам.

Про здания, строения, сооружения

Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»» исключил по тексту – слово «строение». Так например ранее в статье 1:а) в части 1 слова «зданиям, сооружениям и строениям,» заменить словами «зданиям и сооружениям,». Исходя из этого можно говорить о том, что «строения» не являются объектом пожарного нормирования.

В свою очередь по тексту Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ слово «строение» не исключено. Например, ст.1 10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

Расстояния, отступы, разрывы в «малоэтажке»

Сегодня при проектировании МЖС нормативные требования по расстояниям устанавливаются различными нормативными документами. Не всегда эти требования можно оперативно найти при проектировании или знать о нормировании такого расстояния.

Есть хороший пример по определению всех расстояний по инженерным сетям, сведенным в одну Таблицу 15 СП 42.13330 вместо того, чтобы открывать каждый документ в отдельности. По такому же принципу можно разработать Таблицу нормативных расстояний для ИЖС, где отобразить все возможные нормативные расстояния и отступы.

Итак, виды нормативных расстояний:

  • Санитарно-бытовые,
  • Санитарно- ветеринарные правила,
  • Противопожарные,
  • Градостроительные (отступ от межи),
  • Экологические,
  • Строительные (сейсмические расстояния по обрушению),
  • Расстояния от инженерных сетей (подземных и надземных).

Все расстояния, отступы, разрывы в «малоэтажке» можно условно разделить на нормативные расстояние в границах отвода земельного участка и снаружи участка (территории под ИЖС, ДНП, СНТ(П), ЛПХ). В некоторых случаях следует выделять транспортную доступность (удаленность) на общественном транспорте в часах.

В Таблице 2 приведена частично нормативная база по различным расстояниям, отступам и разрывам для малоэтажной жилой застройки (ИЖС, ДНП, СНП).

Расстояния участков садоводческих товариществ по доступности на общественном транспорте располагать как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов — не более 2 ч.

Расстояния от инженерных сетей регулируются:

— СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» 12.35 Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений следует принимать в соответствии с СП 62.13330.

12.36 Расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблице 16, а на вводах инженерных сетей в зданиях сельских поселений — не менее 0,5 м. При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в таблице 16, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до сетей инженерно-технического обеспечения следует принимать в соответствии с СП 62.13330.

— СП 124.13330.2012 «Тепловые сети»
Приложение А (обязательное). Расстояния от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке до зданий, сооружений и инженерных сетей

— СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения»

6.1.3 Расположение сетей на генеральных планах, а также минимальные расстояния в плане и при пересечениях от наружной поверхности труб до сооружений и инженерных коммуникаций должны приниматься согласно СП 42.13330.

— СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

11.48 Расположение линий водопровода на генеральных планах, а также минимальные расстояния в плане и при пересечениях от наружной поверхности труб до сооружений и инженерных сетей должны приниматься согласно СП 18.13330 и СП 42.13330.

Расстояния от Деревьев и Кустарников регулируются:

— Требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Настоящими санитарными правилами установлено в случае озеленения придомовой территории жилых зданий необходимо учитывать, что расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников — 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа. Данные требования можно отнести и к требованиям распространяющимися на земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

— СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

п.9.5 Расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать в соответствии с таблицей 3.

Перечень нормативных технических документов по проектированию Малоэтажных домов

Нормативные технические документы (в том числе части разделы документов):

СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные»

СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

СП 11-106-97 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан»

СП 11-111-99 «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства»

МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки»

СП 31-106-2002 «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов»

МДС 13-6.2000 «Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания»

МДС 41.2-2000 «Инструкция по размещению тепловых агрегатов, пред-ых для отопления и горячего водо-ия одноквартирных или блокированных жилых домов»

Стандарт АВОК 8.2-2008 «Комплекс систем интеллектуализации малоэтажных и коттеджных зданий»

Законы и подзаконные акты, НПА:

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Приказ Минрегиона РФ от 28.06.2010 N 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса». *Документ фактически утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 05.05.2014 N 223/пр, которым утверждены условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса.

Разъяснения к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года №303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса»

Приказ Минстроя России от 05.05.2014 N223/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса».

Выводы и предложения:

  • На законодательном уровне (Градостроительный кодекс) закрепить понятия «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажное жилищное строительство».
  • Разработать законопроект по исключению понятия «строение» из Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Причесать понятийный аппарат по малоэтажному жилищному строительству.
  • Дополнить СП 42.13330.2011 сведенными таблицами по отступам, расстояниям для ИЖС
  • Привести в соответствие требования расстояний пожарной безопасности СП 53.13330.2011 и СП 55.13330.2011 с п.4.3 и п.4.13 Таблица 1 СП 4.13130.2013. Работа по пересмотру СП 55.13330.2011 предусмотрена Планом пересмотра 2015-2017 Минстроя России в рамках конкурса проводимого ФАУ «ФЦС» под Лотом №4, выделяемая сумма 5 500 000,00 рублей.
  • На II Всероссийском съезде НОПРИЗ принята Смета расходов на содержание Национального объединения изыскателей и проектировщиков с 30 марта по 31 декабря 2015 года. Пунктом два Сметы предусмотрено — Развитие, совершенствование и гармонизация системы технического регулирования (по соглашению с Минстроем России и по решению Совета НОПРИЗ) в сумме 25 000 000 рублей, в т.ч. по обязательствам прошлых лет 2 736 633,28 рублей. Предлагаю рассмотреть возможность пересмотра МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» с переводом в статус Свода правил.

Таблица 2

Руководитель Технического отдела, Архитектор ООО «Девелопмент-проект», г. Краснодар

Чем отличается ИЖС от жс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *