Содержание
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. |
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. |
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. |
Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) — по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.
При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
На основе прогнозируемых объемов предоставления гос-ных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Б.у. составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.
Б.у. использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Б.у. по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Б.у. самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Б.у., подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Б.у., которые ведутся Федеральным казначейством РФ.
Статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.
Автономные учреждения
Автономное учреждение — это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.
Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения
- Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
- Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
- Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
- Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
- Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.
Правовой режим имущества автономного образовательного учреждения Имущество принадлежит на праве оперативного управления и находится в собственности государства, приватизации не подлежит.
Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем).
Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Цель перехода в форму АУ – получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности. Результат: 1.повышение доходности деятельности; 2.повышения качества услуг.
Преимущества перехода в АУ: самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; «уход» от казначейства; «уход» от госзакупок; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов. самостоятельно распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).
Органы управления автономного образовательного учреждения:
- Наблюдательный совет
- Директор Учреждения
- Общее собрание работников
- Педагогический совет
Регулируется ФЗ от «03» ноября 2006 г. №174-ФЗ «ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Изменение типа бюджетного учреждения
Изменение типа бюджетного учреждения (например, казенного учреждения в автономное) осуществляется решением государственного органа исполнительной власти:
- Правительством Российской Федерации — для федеральных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией муниципального образования — для муниципальных учреждений.
Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений утверждены Распоряжением Правительства РФ от 7.09.2010 № 1505-р.
Примечания
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 24.07.2008)
- Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги.. Архивировано из первоисточника 16 марта 2012.
Ссылки
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
См. также
- Финансовый контроль в бюджетных учреждениях
Понятие и значение муниципального бюджетного учреждения
Определение 1
Муниципальное бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, которая создана муниципальным образованием с целью оказания услуг и выполнения работ для обеспечения реализации полномочий органов муниципального управления в области образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, культуры, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в других областях.
Деятельность муниципального бюджетного учреждения осуществляется согласно предмету и целям, определенным законодательством и уставом самого учреждения.
Муниципальные бюджетные учреждения получают муниципальный заказ, который формируется согласно видам их деятельности соответствующим муниципальным органом власти.
Муниципальные бюджетные учреждения не имеют права отказываться от выполнения муниципального заказа. Деятельность по выполнению муниципального заказа субсидируется заказчиком, при изменении размера субсидии меняется и объем муниципального заказа.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Управление муниципальными бюджетными учреждениями 470 руб.
- Реферат Управление муниципальными бюджетными учреждениями 240 руб.
- Контрольная работа Управление муниципальными бюджетными учреждениями 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Муниципальные бюджетные учреждения наделены правом платного оказания услуг сверх муниципального заказа при условии одинакового размера платы за однородные услуги. Регулирование платы за услуги муниципального бюджетного учреждения осуществляется органом муниципального управления, выступающим учредителем данного учреждения. Именно этот орган определяет порядок формирования платы за услуги муниципального бюджетного учреждения.
Деятельность муниципальных бюджетных учреждений, выходящая за пределы закрепленных за ними видов деятельности, допустима лишь в той мере, в какой служит достижению целей муниципальных бюджетных учреждений (только при условии указания видов такой деятельности в уставе).
Замечание 1
Основу финансового обеспечения деятельности муниципального бюджетного учреждения составляют субсидии из муниципального бюджета.
Муниципальные бюджетные учреждения осуществляют оперативное управление выделенным им имуществом, собственником которого выступает муниципальное образование. Без наличия согласия собственника муниципального имущества муниципальные бюджетные учреждения не имеют права распоряжаться особо ценным движимым имуществом.
Организационные основы управления муниципальным бюджетным учреждением
Особенности управления муниципальными бюджетными учреждениями определяются законодательством и уставами учреждений.
Учредители муниципальных бюджетных учреждений наделены в его отношении следующими правами:
- выполнение функций и полномочий учредителя-собственника учреждения в момент его создания, реорганизации, изменения или ликвидации;
- утверждение устава учреждения и изменений к нему;
- назначение и утверждение руководителя учреждения;
- заключение и прекращение трудового договора с руководителем учреждения;
- формирование и утверждение муниципального заказа на оказание муниципальных услуг населению и хозяйствующим субъектам муниципального образования;
- утверждение перечня имущества, в том числе особо ценного движимого, закрепляемого за учреждением либо приобретенного им за счет средств муниципального бюджета;
- предварительное согласование крупных сделок учреждения;
- одобрение сделок, в которых участвует учреждение;
- установление порядка оплаты услуг жителями и хозяйствующими субъектами муниципального образования в условиях выполнения муниципального заказа, сверх муниципального заказа;
- согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом учреждения;
- согласование распоряжения недвижимым имуществом учреждения;
- осуществление финансирования выполнения муниципального заказа;
- определение порядка формирования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения и так далее.
Оперативное управление муниципальным бюджетным учреждением
Повседневное руководство деятельностью муниципального бюджетного учреждения возлагается на его руководителя.
Компетенция руководителя муниципального бюджетного учреждения включает:
- организацию работы учреждения;
- осуществление действий от имени учреждения без доверенности;
- заключение договоров, включая трудовые;
- утверждение должностных обязанностей для персонала учреждения;
- выдачу доверенностей и совершение иных юридических действий;
- подписание годовой бухгалтерской отчетности и внутренней документации, призванной регламентировать деятельность учреждения;
- утверждение штатного расписания учреждения;
- применение мер дисциплинарного воздействия или поощрения по отношению к персоналу учреждения;
- делегирование полномочий своим заместителям;
- издание приказов, распоряжений, указаний;
- пользование социальными гарантиями и так далее.
Ответственность за деятельность муниципального бюджетного учреждения возлагается на его руководителя.
Деятельность руководителя муниципального бюджетного учреждения осуществляется им на основании трудового договора, заключенного с ними учредителем учреждения.
Определенные обязанности по управлению муниципальным бюджетным учреждением возлагаются и на общее собрание трудового коллектива учреждения, которое может собираться по необходимости или по требованию 25 процентов работников. Минимальное количество раз, которое собирается общее собрание, составляет два раза в год.
Замечание 2
Правомочность общего собрания трудового коллектива муниципального бюджетного учреждения определяется присутствием более 50 процентов работников.
Общее собрание трудового коллектива муниципального бюджетного учреждения принимает и утверждает коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, обсуждает локальные нормативные акты.
Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Бюджетное очреждение может быть создано Российской Федерацией (федеральное), субъектом Российской Федерации (региональное) или муниципальным образованием (муниципальное).
Бюджетное учреждение воздается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (кроме указанного в п. 13 и 14 ст. 9.2 или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 Федерального закона 7-ФЗ).
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: bus.gov.ru
Пример
Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Учреждение
Бюджетное учреждение это прежде всего, предусмотренная ст. 123.12 ГК РФ организационно-правовая форма, которая так и называется — Учреждение. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В отношении имущества, закрепленного за учреждением собственником, а также имущества, приобретенного учреждением, оно имеет право так называемого оперативного управления. Право оперативного управления регулируется ст. 296 ГК РФ. Его особеность в том, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Бюджетные, автономные и казенные учреждения
Статья 123.22 ГК РФ определяет, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Соответственно, бюджетное учреждение — одна из форм государственных или муниципальных учреждений, которые помимо бюджетного учреждения могут иметь форму автономное учреждение или казенное учреждение.
Источники доходов
Источниками доходов бюджетных учреждений могут быть:
Доходы от собственности (аренда);
Доходы от оказания платных услуг (работ);
Доходы от штрафов, пеней и т.п.;
Безвозмездные поступления от бюджетов;
Доходы от операций с активами;
Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
Субсидии на иные цели;
Бюджетные инвестиции;
Иные доходы.
Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.
Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:
«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.
Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).
Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».
Бухгалтерский учет
Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет на основании Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
На бюджетные организации распространяются требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (документ зарегистрирован в Минюсте России 22.04.2011 N 20558).
Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н Утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению. Так, к примеру. утверждены следующие формы учетных документов для проведения инвентаризации:
Акт о результатах инвентаризации (код формы 0504835)
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (код формы 0504082)
Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (код формы 0504083)
Нормативные акты
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»
Определение из нормативных актов
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Статья 9.2. Бюджетное учреждение
1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
12. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.