Содержание

Особенности начисления налоговых льгот при благотворительности

Чтобы склонить разные компании к благотворительности, государство предоставляет налоговые льготы при благотворительности в 2018 году. Это делается, чтобы снизить налоговую нагрузку.

Налог на прибыль

До наступления 2005 года, организации занимающиеся благотворительностью, также получали от этого и прибыль, поскольку перечисленные суммы не облагались налогами. Компании отдавали 5% своего ежегодного дохода. Все средства, поступающие на благотворительность, учитывались как расходы компании, а потому снижалась сумма налога на прибыль. Таким образом, многие организации старались уйти от налогов.

Имеются определённые нюансы, касаемые налоговых льгот при благотворительности для юридических лиц. На данный момент юридические лица выделяют средства на благотворительность исключительно из чистой прибыли и с этих денег вычетов в бюджет не будет производиться.

НДС

Когда оказывается финансовая поддержка, НДС не затрагивается. Если фирма перевела денежные средства или передала товары нуждающимися, то каждый случай рассматривают в индивидуальном порядке.

Входной НДС

Все затраты, которые уходят на закупку необходимых товаров и любых предметов, отправляющихся на благотворительность, от НДС (который теперь повысили с 18 до 20%) не освобождаются.

Налоговые льготы для спонсоров

Налоговые льготы для спонсоров – не всегда обязательный элемент. Обычно компании пользуются вычетом из НДС после пожертвования. Но если помощь оказывается очень большая, то компании могут отказаться от льгот – так получится выгоднее. Суммы на приобретение товаров будут указаны как расходы, что понесла фирма.

Налоговые льготы при благотворительности для юридических лиц при УСН

Налоговые льготы для благотворителей – юридических лиц осуществляются по определенной схеме. Юрлица имеют право получить льготные послабления только в случае, если освобождаются от уплаты НДС на товары, которые передаются в помощь. УСН не подразумевает выплату на НДС. Используя эту систему, компания сможет получить вычеты. Общий налоговой объём при безвозмездной помощи некоммерческим организациям не будет меняться.

Вычет НДФЛ

Каждый сотрудник компании может самостоятельно заниматься благотворительностью. В таком случае гражданин может потребовать налоговый вычет, и вернуть какую-то часть своих денежных средств. Но имеются ограничения размеров:

8 июня 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В законе установлены преференции по налогу на прибыль для юридических лиц — жертвователей в социально ориентированные некоммерческие организации, а также в те, которые пострадали от распространения COVID-19. Кроме этого, перечисленные НКО освобождены от обязанности по уплате налогов за 2-й квартал 2020 года. Минэкономразвития России сформирован реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки. В него вошли 24 тысячи организаций.

Юрист Благотворительного фонда «КАФ» Константин Воробьёв не мог пропустить это историческое событие и ответил на главные вопросы о том, какими будут налоговые льготы для бизнеса на благотворительность, какие НКО могут получить эту помощь и какие ещё льготы ждут некоммерческий сектор.

Пойдём по порядку. Что изменилось в Налоговом кодексе?

Безвозмездная передача имущества социально ориентированным некоммерческим организациям теперь признаётся внереализационным расходом (ст. 265 НК РФ), то есть плательщики налога на прибыль смогут уменьшить налоговую базу (доход) также на величину переданных пожертвований, но в размере не более 1% от выручки, полученной в результате реализации товаров (услуг, работ).

Главные меры поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии

Чем вызвано решение принять эту поправку?

Причина исключительно политическая — срочная помощь некоммерческим организациям в привлечении финансовых ресурсов. Это не закономерная эволюция правил определения расходов по налогу на прибыль, так как положения главы 25 НК РФ, посвящённые регулированию налога, ещё со времени принятия в 2001 году содержат требование об экономической оправданности (п. 1 ст. 252 НК РФ) любых затрат для уменьшения налоговой базы, из чего до настоящего дня логично следовало, что расходы в виде безвозмездной передачи имущества (целевые поступления) и целевого финансирования не учитываются для целей налогообложения в силу прямого указания п.п. 16–17 ст. 270 НК РФ, так как не являются обязательными для предпринимательской деятельности и не связаны с получением прибыли в дальнейшем. Позиция налогового органа последовательно основывалась на том, что указанные расходы не имеют экономического обоснования и поэтому не могут быть приняты к вычету.

Так что можно с уверенностью сделать вывод, что поручение президента о необходимости поддержки социально ориентированных НКО и его реализация в форме изменения статей 265 и 270 НК РФ меняет и сложившийся подход к пониманию расходов при определении объекта налогообложения.

Какие компании смогут воспользоваться такой льготой?

Все юридические лица, которые уплачивают налоги в рамках общей системы налогообложения. К ним относятся главным образом организации, не применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН). То есть речь в первую очередь идёт о крупных и очень крупных компаниях, которым закрыт доступ к упрощённой системе налогообложения — к примеру, для перехода на УСН доходы компании по итогам девяти месяцев не должны превысить 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Вычет распространяется только на передачу вещей?

Нет, гораздо шире! Категория имущества в соответствии со ст. 128 ГК РФ включает в себя как вещи, так и имущественные права, в том числе безналичные денежные средства, ценные бумаги. Другими словами, всё, что может выступать предметом договора пожертвования, может быть отнесено к вычету.

Кто может получить эту помощь?

Список получателей ограничен, это не все НКО, но получить помощь несложно, для этого будут сформированы два реестра организаций. Учитываются расходы по передаче имущества социально ориентированным организациям, которые отвечают следующим критериям:

  1. получатели грантов Фонда президентских грантов с 2017 года;
  2. получатели субсидий и грантов по программам федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти с 2017 года;
  3. наличие статуса исполнителя общественно полезных услуг, поставщика социальных услуг.

Из соответствующих критериям организаций будет составлен реестр социально ориентированных НКО, пожертвования которым и будут приняты к вычету в качестве внереализационных расходов.

Кроме этого, аналогичные льготы предусмотрены для НКО, в наибольшей степени пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции. Реестр указанных организаций и критерии включения в него будут впоследствии разработаны под контролем правительства Российской Федерации.

Уже к 1 июля 2020 года уполномоченному на ведение реестров органу поручено предоставить сведения об организациях, включённых в соответствующие реестры. Поэтому долго ждать реализации нововведений не придётся.

Зачем так ограничивать круг благополучателей?

Идея создания реестра социально ориентированных НКО заключается в следующем:

  • с одной стороны — в условиях ограничения по времени и необходимости принятия срочных мер поддержки стимулировать крупный бизнес к участию в благотворительной деятельности;
  • с другой стороны — не допустить злоупотреблений, использования некоммерческого сектора в качестве способа ухода от налогов.

Следуя такой логике, в реестр (по всей видимости, автоматически) будут включены уже проверенные организации: на федеральном уровне — Фондом президентских грантов, правительством РФ и министерствами, а на региональном и местном — органами власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, удастся в короткий срок сформировать максимально широкий круг надёжных и проверенных благополучателей.

Нужно будет подавать заявку на включение в реестр?

Пока неизвестно, но логично предположить, что в целях экономии времени данные о грантополучателях Фонда президентских грантов, федеральных, региональных и местных конкурсов и субсидий будут объединены с данными реестров поставщиков социальных услуг и исполнителей общественно полезных услуг в один большой реестр социально ориентированных организаций.

Поэтому есть вероятность, что заявку подавать не придётся, процесс будет устроен автоматически.

Получится ли избежать мошенничества, вызванного похожей нормой в 1990-е?

Определённо!

Действовавший до этого Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» содержал условие о возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли за счёт взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды и так далее.

Причём перечень возможных получателей ежегодно расширялся и к 2001 году включал в себя даже общероссийские общественные объединения, специализирующиеся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений — отсутствие как системного регулирования, так и предварительных проверок благонадёжности получателей пожертвований стало причиной массовых мошеннических действий в целях ухода от уплаты налога в полном объёме.

Предложенные законодателем чёткие критерии отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, а также участие органов государственной власти разных уровней в проверке их статуса помогут избежать совершённых ошибок и сделать процедуру включения в реестр прозрачной.

Что делать НКО, если она не подпадает под критерии включения в реестр, но очень хочет оказаться в нём?

Многое зависит от ресурсов и эффективности деятельности некоммерческой организации. Но, пожалуй, самый быстрый путь — статус исполнителя общественно полезных услуг. Решение принимает Минюст России и его территориальные подразделения, а сам порядок регулируется Постановлением правительства РФ от 26.01.2017 № 89 (ред. от 10.03.2020) «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».

Главным образом, организации необходимо получить заключение о соответствии качества оказываемых услуг установленным критериям.

В зависимости от вида общественно полезной услуги определяется орган, который и осуществляет оценку. Так, к примеру, психологическая поддержка безработных граждан — Минтруд России; содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи детям, инвалидам и другим категориям граждан — Минюст России; оказание медицинской, социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, — Минздрав России и так далее.

Среди критериев оценки качества — квалификация и опыт работы сотрудников, отсутствие жалоб на действия некоммерческой организации, объём, сроки и качество предоставления услуг, открытость и доступность информации о некоммерческой организации. К заявлению необходимо приложить все обосновывающие соответствие критериям документы (справки, характеристики, экспертные заключения), а также подтверждение отсутствия задолженности по налогам и сборам.

В случае выдачи положительного заключения Минюст России или его территориальные органы дополнительно проверят достоверность представленных сведений и надлежащее оформление документов, после чего примут решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг — что будет также основанием для включения его в реестр социально ориентированных организаций.

В любом случае для крупных фондов не будет проблем с получением субсидии/гранта или с тем, чтобы стать таким исполнителем — это работает в заявительном порядке.

Открыт ли доступ в реестр для иностранных агентов?

Прямых ограничений нет. Необходимо учитывать, что иностранные агенты, к примеру, не могут быть исполнителями общественно полезных услуг, но имеют право участвовать в грантах ФПГ, а также конкурсах и субсидиях исполнительных органов власти — таким образом, иностранные агенты могут рассчитывать на включение в реестр, однако им придётся проявить больше активности.

Когда должно быть совершено пожертвование, чтобы его можно было учесть в качестве расхода?

Норма применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Таким образом, все пожертвования, сделанные в 2020 году социально ориентированным НКО, включённым в новый реестр, могут быть приняты к вычету.

Хорошо! Перейдём к уплате налогов — какие здесь нововведения?

Всё просто! Две перечисленные группы некоммерческих организаций (социально ориентированные и пострадавшие от коронавируса) освобождены от обязанности по уплате следующих налогов на период пандемии:

  1. налог на прибыль — в части ежемесячных авансовых платежей во втором квартале 2020 года;
  2. налог в рамках применения УСН — в части авансового платежа за полугодие (уменьшенного на сумму за первый квартал) 2020 года;
  3. налог на имущество организаций — в части налога и авансовых платежей за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
  4. налог на доходы физических лиц, исчисляемый и уплачиваемый в соответствии с п. 1 ст. 227 НК РФ — в части авансового платежа, исчисленного за полугодие 2020 года (уменьшенного на сумму за первый квартал).

А также земельного, транспортного, единого сельскохозяйственного налогов, торгового сбора и других.

Помимо налогов, организации также освободили от уплаты страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май и июнь 2020 года.

О других мерах поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии Константин Воробьёв писал в предыдущей статье. Эти меры будут актуальны, пока продолжается пандемия коронавируса.

Глава I. Предпринимательство и благотворительность.

Очень важным (не только с этической точки зрения) аспектом поведения предпринимателя сегодня, как впрочем, и столетия назад, является благотворительность. Традиции благотворительности в России ведут свое начало от становления христианства в Киевской Руси. Церковь и Великие князья учили призрению сирых и убогих. При церквях создавались «божьи дома». Прежде всего, я хотела бы сказать, что такое благотворительность.

Благотворительность – универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Благотворительность позволяет обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все больше становится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.

Понятие «благотворительности» в сознательном аспекте имеет чрезвычайно широкий ареал действия. Это и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества.

Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, их благотворительная деятельность сделала их в какой-то мере бессмертными (театры, музеи, созданные на их средства, увековечили их имена). Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков. Их клишированные образы стали, своего рода, эталоном подлинности российского мецената. Одной из существенных функций благотворительности является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания по линии государства предпринимались недостаточные усилия в связи с недостатком финансовых средств или просто ничего не делалось в этом отношении ввиду отсутствия таковых.

В обществе в последнее время все большее значение придается духовным потребностям человека. На мой взгляд, постепенно происходит осознание того, что экономическая модель общества, не должна быть основана на чистом материализме и утилитаризме, т.к. в этом случае она стремится к саморазрушению. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как существа коллективного. В своей работе я бы хотела выявить причины, мотивы, подталкивающие предпринимателей к жертвованию части заработанного состояния. В этой связи, в первую очередь необходимо обратиться к истории, к корням, во многом определяющим наше мироощущение сегодня. В этой связи также необходимо сказать, что сегодня в качестве образца для подражания предпочитают брать русских дореволюционных предпринимателей. Во-первых, одним из мотивов, побуждавших богатых купцов жертвовать свои средства на те или иные цели, на мой взгляд, является чувство вины. Дело в том, что низкий уровень производительности хозяйства, направленного, в основном, на выживание и поддержание имеющегося состояния, порождал отношение к богатству как к символическому, знаковому признаку отличия властного сословия, распоряжающегося им по праву захвата и распределения, а не производства. В этих условиях богатство неминуемо становилось своеобразной компенсацией служебных усилий и тягот общественных групп, осуществляющих государственные функции. Обладание богатством другими социальными слоями с этой точки зрения становилось социально незаслуженным, неправомерным, по крайней мере, с моральной позиции. В особенности это касается торгового капитала, который рассматривался как результат вынужденного, но выгодного обмана. Приобретенное торговлей богатство воспринималось как чрезмерное и чрезмерно легко добываемое, особенно на фоне других источников его получения. Купец как бы получает деньги ни за что и ниоткуда. Он не пашет и не сеет, государеву службу не исполняет. Это создает ситуацию нравственного долга перед обществом, выполнение которого оправдывает торговую и деловую деятельность и снимает с купца и предпринимателя моральную вину перед знатными и бедными за «незаслуженное» богатство. Именно этим, на мой взгляд, можно объяснить расходование российскими меценатами денег на богоугодные заведения, на строительство церквей, монастырей и т.п. Цель меценатства в данном случае — снятие вины, самооправдание как перед людьми, миром, так и перед Богом за излишнюю материальность устремлений. В этом случае, меценатство — общеполезная трата частных средств и, одновременно, своеобразная искупительная жертва Богу, которая должна обеспечить спасение души. Кроме того, многие меценаты, будучи людьми религиозными, рассматривали свою деятельность как своего рода миссию, возложенную на них Богом. В этом случае получается, что Бог как бы дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. А благотворительность, являющаяся, по сути, выражением добра, угодна Богу.

Таким образом, традиции, накапливавшиеся веками, не могут просто исчезнуть, не оставив и следа в нашей памяти, в нашем сознании. И поэтому я считаю, что современные меценаты (предприниматели, занимающиеся благотворительной деятельностью) в какой-то степени тоже руководствуются этими мотивами.

Глава II. Ответственность предпринимателя перед обществом.

Сегодня изменяются сущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях, переформулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижение социальной справедливости в условиях рынка. Стратегии социального действия отечественных бизнесменов определяются целым комплексом объективных и субъективных факторов, детерминируя, в свою очередь, специфику социального портрета современного российского предпринимателя. Быстрыми темпами идет развитие третьего сектора, бизнес все чаще оказывается связанным с созданием рабочих мест для слабозащищенных групп населения, организацией или спонсированием социальных услуг, участием в конкурсах на инвестиции в социально-значимые проекты.

Говоря о мотивах гражданского участия, современные предприниматели ссылаются на «элементарное сострадание», что перед зимним сезоном у детского дома не хватает денег.

Безусловно, многие спонсоры принимают участие в благотворительных акциях ради поддержки своей репутации, привлечения клиентов, рекламы. Однако при этом очевиден и положительный результат для общества, который выражается, например, в благоустройстве города, когда фирма покупает помещения под офис и реставрирует фасад здания.

Чаще всего в благоустройстве близлежащей территории, развитии инфраструктуры для жителей местного сообщества, благотворительной деятельности участвуют крупные компании, которые «организуют концерты, акции, участвуют в спортивных мероприятиях». Руководитель крупной торговой сети охотно рассказывает о стабильной и широкой благотворительной деятельности своей компании. Однако системности в этой деятельности не заметно, и это, пожалуй, важная черта социальной ответственности современного предпринимательства: «Мы очень много на это дело тратим денег, мы участвуем в поддержках неоднократно, мы помогаем многим организациям, людей направляем на конкурсы различные, подарки постоянно покупаем, всю территорию на которой мы работаем, конечно, благоустраиваем… с органами территориального самоуправления… работаем с ними, обязательно какие-то деньги отчисляем, там бабушке помочь надо, подъезд отремонтировать, что-то там прорвало… это стабильная изо дня в день ситуация. Из месяца в месяц такие вещи есть. Нет ничего обязательного, но по возможности мы оказываем помощь».

С одной стороны, в этой позиции заложен ресурс гибкости и быстроты реакции — сегодня там прорвало, завтра здесь, и финансовую поддержку можно перенаправить. С другой стороны, такое «латание дыр» и покупка подарков — далеко не единственный способ эффективной благотворительной деятельности. Создание фонда, ведущего целенаправленные программы, работающего с наиболее нуждающимися социальными группами и попавшими в трудную жизненную ситуацию людьми, способствовало бы более систематической работе по социальному развитию конкретной территории.

Предприниматель, осуществляя донорскую помощь и контролируя расходование средств, мог бы делегировать принятие решений о назначении целевых благотворительных средств профессионалам — экспертам, конкурсной комиссии, директорату фонда. Иначе возникает ситуация, когда, по словам информанта, «приходится отказывать, потому что мы всем помочь не можем, начинаю объяснять, оправдываться: вы знаете, мы помогли уже вот этим, помогли вот тем. А вот нам не помогли…». Предприниматели отчетливо видят необходимость создания организаций, которые, не отвлекая бизнесмена, брали бы на себя обязанность перераспределения денег нуждающимся и составления отчетности за средства, а также поиск разработчиков социальных программ: «Если бы у нас была возможность, мы к этим людям обращались, переводили какие-то деньги, а эти фонды там распределяли». Подобное «разделение труда» существует на Западе в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку систематическая благотворительность, организованная и управляемая профессионалами, специализирующимися в этой области, выступает гораздо более эффективным способом истратить деньги, помочь нуждающимся и заработать имидж и социальный капитал для предпринимателя.

Некоторые предприниматели заинтересованы самостоятельно брать на себя всю работу по организации благотворительных акций, однако и они не отрицают возможности сотрудничества с общественными организациями: «Сейчас планировали сделать акцию, посвященную беспризорным детям и вообще детям… будет неделя благотворительности, мы будем собирать пожертвования, которые нужно будет направить в детские дома. Не привлекая вообще никакие общественные организации.

Таким образом, многие компании и предприниматели, стремясь накопить социальный капитал, набрать кредит общественного престижа и доверия, ведут политику гражданского участия, вносят вклад в социальное развитие, распространяя информацию об этой своей деятельности, чтобы завоевать доверие людей. Задачей является создание среды, благоприятной и выгодной для социально-ответственной практики предпринимательства, в том числе и посредством образовательных институтов.

Цитата:
Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе.
У жертвователя – юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.
Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.
Обоснование вывода:
Гражданско-правовые аспекты В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:
– социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
– подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
– оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
– содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
– содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
– содействие защите материнства, детства и отцовства; – содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
– содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
– содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
– охрана окружающей среды и защита животных; – охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
– подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
– социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
– содействие добровольческой деятельности;
– участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
– содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
– поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
– содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
— содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В ст. 5 Закона № 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
– бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.
Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.
Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.
В письме Минфина России от 16.04.2010 г. № 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.
Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 г. № 20-15/020825).
Налог на прибыль
Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (подп. 1 ст. 247 НК РФ).
В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).
Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, денежные средства, перечисленные в рамках благотворительной деятельности, в расходах при исчислении налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 04.04.2007 г. № 03-03-06/4/40, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2011 г. № 20-15/020825, от 15.11.2005 г. № 20-12/85449, от 30.06.2004 г. № 26-12/43525).
Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон № 135-ФЗ, указал следующее. «…пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены».
В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 г. № 373-ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области», п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области «О благотворительной деятельности в Тверской области»).
НДС
Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.
В подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.
Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 г. № 03-03-04/4/112).
Налог при применении УСН
В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 г. № ШС-37-3/14932).
Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.
Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения «доходы», ни с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).
В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ. При этом НК РФ не определено содержание понятия «категория налогоплательщиков».
Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 г. № 03-11-11/96, «вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях». О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 г. № ЕД-4-3/13608@
Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна,
Мягкова Светлана.

Благотворительная деятельность предпринимателей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *