Статья 69. Высшее образование

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

4. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

право на бесплатное образование

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

6. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

7. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

КонсультантПлюс: примечание.

Для лиц, имеющих квалификацию "дипломированный специалист", окончание магистратуры не рассматривается как получение второго высшего образования (ч. 15 ст. 108 данного закона).

8. Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки — лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Безусловно, разница между бюджетным и коммерческим образованием, доскональная. В первом случае вы учитесь совершенно бесплатно, а второй случай основан на полной оплате обучения. В этом – то и есть основное различие. Но есть также несколько нюансов, о которых непременно стоит упомянуть при рассмотрении темы о бюджетном образовании.

Итак, например, в 2015 году Министерством образования и науки России было выделено образовательным учреждениям 350 тысяч бюджетных мест. В то же самое время в России закончили школу в этом году примерно 700 тысяч учащихся. Следовательно, большая половина наших выпускников вынуждены получать образование на коммерческой основе. Но есть и еще один нюанс – на бюджет сможет поступить далеко не каждый, поскольку для этой формы отбор учащихся довольно строгий, по сравнению с коммерческой основой.

Чтобы стать обладателем бюджетного места, нужно приложить максимум усилий и стараний. Многие нанимают репетиторов, некоторые неустанно зубрят билеты для экзаменов. В общем, изобретательность абитуриентов и их родителей не знает границ. В любом случае, делается это не просто так. Бюджетное образование – это прекрасный шанс выучиться бесплатно и получить максимально много полезной информации.

Специфика бюджета

Наверняка, если вы являетесь студентом или только хотите поступить в ВУЗ, то вы видели, что у каждой выбранной специальности есть количество бюджетных мест. Например, в Российском новом университете, в этом году впервые получившем бюджетные места, 16 июля конкурс на рекламу и связи с общественностью составлял 21,8 человека на место, на экономику — 12,0, а на туризм — всего 1,6.То есть, поначалу кажется, что свободные данные о количестве бюджетных мест должны подталкивать студентов к поступлению на те специальности, где конкурс не такой суровый и шанс поступить гораздо выше, чем на популярных специальностях.

Но по факту этого не получается. То, что престижно, всегда пользуется спросом, а, следовательно, студенты все больше обращают внимание на мало востребованные специальности.

Если сказать больше, то многие студенты вообще не рассматривают бюджетные места. Например, есть несколько специальностей, на которых учиться можно только на коммерческой основе. Например, это таможенное дело или лингвистика. То есть, опять же, бесплатное образование даже не рассматривается, если выбор будущей профессии уже положен.

Делаем вывод -само по себе бесплатное место не играет для студентов никакой роли. Например, по многочисленным опросам студентов нам удалось установить, что только 18% опрошенных учащихся считают, что учиться нужно непременно бесплатно. Остальные уверены, что учиться нужно там, где нравится, независимо от наличия бюджетных мест.

Откуда берутся бюджетные места в ВУЗе

Образование в России предоставляется как на платной, так и на бесплатной основе. Обе формы поддерживаются законодательством. Предоставлением бюджетных мест в ВУЗах занимаются несколько источников. Если наблюдается недостаток в бюджетных местах, то его покрывают внебюджетные источники. Итак, получить бюджетное место можно через два пути:

введение полной или частичной оплаты расходов на образование, включая и образовательный кредит;
стимулирование частного сектора.

Также считается, что самым распространенным источником для финансирования бюджетного подразделения образования являются средства населения, например, налоги и штрафы.

Государственные расходы на образование с каждым годом только преумножаются. Например, если взять статистику за 2010 – 2015 год, то по сравнению с 2009 годом расходы увеличились в 3,5 раза. Однако удельный вес этих расходов в объеме консолидированного бюджета Российской Федерации не имел устойчивой тенденции к росту и составлял в этот период от 11,8 % до 12,3 %.

Даже несмотря на то, что бюджетное образование постоянно поддерживается сторонними финансами, средств тем не менее не хватает. Именно поэтому все меньше шансов у наших современных студентов получить одно из таких мест.

Но что же включает в себя финансирование бюджетных мест? На самом деле это довольно большой список.

ПРАВО НА БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2018 ГОДУ ОСТАЕТСЯ В РОССИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Во-первых, это содержание образовательных учреждений федерального ведения. Сюда входит проведение ремонтных работ, обеспечение таких учреждений всем необходимым и прочее. Во-вторых, это осуществление федеральных образовательных программ. Сюда входит проведение всевозможных конференций, семинаров, олимпиад и прочих подобных событий. В – третьих, это субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

Согласитесь, список этот хоть и не такой глобальный, зато всеобъемлющий. Так что, перед тем, как поступать на бюджетную форму, подумайте, каких трудов вам это может стоить. Но в любом случае для вас это определенный шанс.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Бесплатное высшее образование

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Бесплатное высшее образование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *