ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
Чеченский тейп (тайпа: «племя») — это не клан, не род, не семья. Представители одного тейпа могут жить в разных городах и не приходиться друг другу прямой родней. Чеченский тейп — это скорее обязательное братство, древнее братство, что может быть важнее кровных уз. Тейп есть у каждого чеченца, тейп не выбирают, но им обязательно гордятся. В общем, — чеченский тейп — это нескольких родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью. А проще говоря — несколько чеченских родов, которые лет пятьсот тому назад решили, что по какой-то причине (одна земля, одна профессия) надо держаться друг друга. И с тех пор держатся.
• Аккинцы (ауховцы, аьккхий, ококи) – потомки бывших жителей горного аула Аух, которые поселились на равнине в 17 в. В настоящее время проживают в Ачхой-Мартановском районе Чечни, Хасавюртовском и Новолакском (бывшем Ауховском) районах Дагестана. Численность – около 20 тыс. человек. Данный тукхум делился на ара-аьккхий (равнинные аккинцы – на западе Чечни) илам-аьккхий (горные аккинцы – на востоке)
1. Барчахой
2. Вяппий (восток Чечни на границе с Дагестаном)
3. Жевой
4. Зогой
5. Ноккхой
6. Пхарчахой
7. Пхарчой
• Мелхинцы (мялхистинцы, маьлхий) – потомки той части орстхоевцев, которые осели в верховьях Аргуна (село Бамут). Там они смешались с местными жителями. До сих пор прослеживается деление на два слоя мялхистинцев: пришлый (потомки орстхоевцев) и коренной (потомки местных нахов)
1. Амхой-Бястий (объединение)
2. Амхой (ю.з. район Чечни на границе с Хевсуретией и Ингушетией)
3. Бястий
4. Барчахой
5. Бенастхой
6. Джархой
7. Италчхой (Икалчхой)
8. Камалхой
9. Кеганхой
10. Коратхой (Кхоратхой)
11. Меший
12. Саканхой
13. Тератхой
14. Чархой
15. Эрхой
16. Юеганхой
• Нохчмахкахой (ичкеринцы, Нохчий-Мокх) – к этому тукхуму относится население этногенетического центра чеченского народа на ю.в. Чечни (Ичкерия) и вдоль Терека. Там распологался «мехк кхел» – «совет страны”.
1. Алерой – Шалинский и Ножай-Юртовский районы, 25 тыс. чел.
2. Айткхалой
3. Белгатой (древняя ветвь белттоевцев)
5. Билттой (Белтой ) – Ножай-Юротовский район
6. Гордалой
7. Гендаргеной – 25 тыс. чел., проживают в Надтеречном и Урус-Мартановском районах Чечни.
8. Гуной
9. Даттыхой
10. Зандакъой
11. Ихирхой
12. Ишхой
13. Курчалой
14. Сесанхой
15. Сингалхой
16. Харачой («пещера»)
17. Сонтарой (Центорой – от слова обозначающего «жрец”) – многочисленный тейп в Восточной Чечне. Делится на несколько гаров (Корни-некъе, Оки-некъе и др.), претендующих на роль самостоятельных тейпов.
18. Чартой
19. Чермой – переселенцы из горного села Майоты. Проживают в селе Мехкеты.
20. Ширди
21. Шуоной
22. Эгашбатой
23. Элистанжхой – Веденский район, село Хаттуни.
24. Энакхалой
25. Энганой – тейп шейхов (проповедников).
26. Эрсеной («эр бух» – «бык”) – 25 тыс. чел.
27. Ялхой (Ялхорой)
• Чеберлой – Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт.
1. Арстхой
2. Ачелой
3. Басой
4. Бегачерхой
5. Босой
6. Буни
7. Гулатхой
8. Дай
9. Желашкхой
10. Зуьрхой
11. Ихарой
12. Кезеной
13. Кири
14. Кулой
15. Лашкарой
16. Макажой
17. Нохчи-келой
18. Нуйхой
19. Осхарой
20. Ригахой
21. Садой
22. Салбюрой
23. Сандахой
24. Сиккхой
25. Сирхой
26. Тундухой
27. Харкалой
28. Хиндой
29. Хой («стражники”)
30. Цикарой
31. Чебяхкинхой
32. Черемахкхой
• Шарой («ледник”).
1. Дунархой
2. Жогалдой
3. Икъарой
4. Качехой
5. Кевасхой
6. Кинхой
7. Кири
8. Мазухой
9. Серчихой
10. Хашалхой
11. Химой
12. Хиндухой – остаток орстхоевцев, осевших в районе Галанчожа
13. Хихой
14. Хуландой
15. Хьакмадой
16. Чейрой
17. Шикарой
18. Цеси
• Терлой
1. Бавлой
2. Бешни
3. Жерахой
4. Кенахой (Кхенахой)
5. Мацархой
6. Никарой
7. Ошний
8. Санахой
9. Шюидий
10. Элтпархой
• Чантий (близки терлоевцам):
1. Бугарой
2. Дерахой
3. Дышни (Дешни, «дишни» – «золотых дел мастера”)
4. Кхокадой
5. Хачарой («сливовая долина”)
6. Хилдехарой (Килдехарой)
• Шатой (шуотой, итумкалинцы, шубуты).
1. Варандой – известны с 1 тыс. н.э. Долго не принимали ислам, но и после принятия сохранили много древних горских обычаев.
2. Вашиндарой
3. Гаттой
4. Горгачхой
5. Дехестой
6. Келой – горный тейп, представители которого (Калоевы и Калишвили) известны и у других народов Кавказа.
7. Мускулхой
8. Мяршой
9. Нихалой
10. Памятой
11. Рядухой
12. Саной
13. Саттой (Садой)
14. Тумсой (Думсой)
15. Урдюхой
16. Хаккой
17. Халкелой
18. Харсеной.
• Орстхой (карабулаки) – в средние века орстхоевцы (одно из нахских племён), жившие в Ставропольских степях были вытеснены войсками Тамерлана на юг. Многие бежали в Переднюю Азию. Часть осела в горах Чечни, разделившись на тукхумы Орстхой и Мелхий.
1. Алхой
2. Андалой
3. Белхарой (Белхароевы – в Ингушетии)
4. Бокой
5. Булгучхой
6. Виелха-некъи
7. ГIарчой
8. Галай
9. Гандалой (Гандалоевы – в Ингушетии)
10. Мержой (есть и чеченская, и ингушская ветвь Мержоевых)
11. Мужахой (Мужухоевы – в Ингушетии)
12. Мужгахой
13. Оьргхой
14. Фергхой (Фаргиевы – в Ингушетии)
15. Хевхарай
16. Хьевхахарой
17. Цечой (Цечоевы – в Ингушетии) – тейп Джохара Дудаева
• Тейпы, имеющие дагестанское происхождение.
1. Андий (андийцы)
2. Акхшой
3. Алмакхой
4. Анцадой
5. Арганой
6. Ахтой
7. Бортий
8. Газ-гумкий (лакцы)
9. Галгтлой
10. Гумкий (кумыки)
11. Данухой
12. Жай
13. Этлой
14. Когатий
15. Кулинахой
16. Кубчий (кубачинцы)
17. Кордой
18. Мелардой
19. Никотой
20. Сархой
21. Согаттой
22. Сулий (аварцы)
23. Тундалххой
24. Таркхой (кумыки)
25. Хакарой
26. Удалой
27. Цадархой (цударинцы)
28. Чанакхой
29. Чунгарой
30. Шолардой
• Тейпы, имеющие тюркское, адыгское и иное происхождение.
1. Абзой – абазинский тейп
2. Арселой – осетинский тейп
3. Гебертлой – кабардинский тейп
4. Жугтий – еврейский тейп
5. Ногий – ногайский тейп
6. Орси – русский тейп
7. Туркой – (турки из Гашан-Чу и Рашни-Чу) – турецкий тейп в Веденском районе.
8. Черказий – черкесский тейп
9. Гезлой – татарский тейп
• Другие тейпы.
1. Амахой
2. Белхой
3. Бецахой
4. Бигахой
5. ГIарчой
6. Гой
7. Галой
8. Гилой
9. Зурзакъой
10. Ксганхой
11. Кей
12. Кхартой
13. Мазархой
14. Маршалой
15. Мерлой
16. Сахьандой
17. Сярбалой
18. Тулкхой
19. Хурхой
20. Хьуркой
21. Цацанхой
22. Чархой
• Тейпы, не входящие в тукхумы.
1. Гухой
2. Гучингхой (некоторые относят данный тейп вместе с Чинхой к тукхуму Терлой, другие без Чинхой относят к тукхуму Шатой)
3. Дзумсой («зу» – «ёж” или «зум» – «арба”).
4. Зумсой (Бугарой)
5. Майсты – некоторые ученые выдвигают как тукхум
6. Мулкьой
7. Нашхой (Нахша, Чармахой, Мозгара…)
8. Пешхой («производители печей”)
9. Хукой
10. Чинхой (есть предположения, что данный тейп вместе Гучингхой входит в тукхум Терлой) – 45 тыс. чел. в Грозненском и Урус-Мартановском районе.
• Тейпы, имеющие грузинское происхождение.
1. Ардалой
2. Бацой (не путать с бацбийцами, проживающими в Грузии)
3. Гуржий
4. Мехалой
5. Чартой
6. Шой
7. 8. Предположительно – Келой и Варандой.
• Кистинцы (Глигвы) живут в Ахметском районе Грузии, где поселились в 18 в. но, в отличие от бацбийцев, не ассимилировались картвельским населением.
По преданиям, у предков чеченцев имелся бронзовый котёл, на котором были выгравированы названия более чем 20 изначальных тейпов (Беной, Сесанхой <Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе>, Сонторой-Центорой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной, Дешни-Дишни, Гендаргеной, Зурзакхой, Нашхой, Ялхорой, Эрсеной, Курчалой и др.). Представители вторичных тейпов расплавили этот котёл.
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
С. Баширов «История тейпа Дишний и топонимия аула Эндирей», 2014.
На территории высокогорного Итум-Калинского района Чеченской Республики находится территория, называемая Дишний-Мохк. До выселения чеченцев в 1944 году здесь находилось семь сел с центральными мечетями под названиями Тусхарой, Амкхел, Бечиг, Эзи, Цацах, Босхи, Ботурча и восемь хуторов с джума-мечетями под названиями Юрде, Дохте, Утумкхел, Пежеде, Онгача, Баснах, Чухшлане, Кюсе. Со слов жителя Тусхароя Мума Ахмудовича Амаева, который хорошо знает историю тейпа Дишний и топонимию Дишний-Мохка, стало известно о том, что одним из старинных населенных пунктов дишнинцев в этой местности был аул Эндира, где и поныне находятся его развалины. Аул этот находился в котловине к югу от нынешнего Тусхароя, откуда, со слов рассказчика, началось расселение дишнинцев в другие места и основание Тусхароя, а также других указанных сел и хуторов.
Со слов Амаева, одно из преданий гласит, что в древности переселение нахоязычного племени дишнинцев с Ближнего Востока на Кавказ шло через Дербент по берегу Каспийского моря вглубь территории нынешней Чечни. Возможно, во время этого переселения на Кавказ сначала было основано предгорное село Эндирей, упоминание которого в различных источниках начинается не позднее второй половины IX века. Оно расположено между реками Акташ и Сулак на территории Хасавюртовского района Дагестана, как раз на пути из Дербента по берегу Каспийского моря вглубь территории нынешней Чечни. Позже основан высокогорный Эндира на территории нынешнего Итум-Калинского района, откуда дишнинцы начали расселяться по территории Чечни, Ингушетии, Осетии и Грузии.
Местность Эндира отмечена в книге известного чеченского краеведа Ахмада Сулейманова «Топонимия Чечни», изданной в 1997 году. Приведём цитату из неё: «Эндира — на левом берегу реки Орга, недалеко от устья правого притока Хачаройн-Эхк, сравнение с селом Эндери (авт. настоящее название села Эндирей) в Дагестане». В конце книги А. Сулейманов пишет: «Боба-Хьажин каш — могила отца известного святого Ташов-Хаджи находится в селе Эндери (авт. Эндирей) Республики Дагестан. Боба-Шайха считают выходцем из тайпа дишний». Далее автор пишет: «Абун-Аптин зераташ — могилы с гробницами святых праведников Абу (Башир-Шайх) и Апти. Находятся в селе Аксай (Ташкечу) Республики Дагестан. В народе этих святых считают выходцами из чеченского тайпа дишний».
Интересно отметить, что упоминаемый выше Абу (Башир-Шайх) тоже был уроженцем села Эндирей из Дагестана, где также проживали его предки — представители тейпа дишний. Ахмад Сулейманов тоже обнаружил связь между фактами, что в селе Эндира Итум-Калинского района Чечни и в селе Эндирей Хасавюртовского района Дагестана когда-то проживали дишнинцы. Два представителя из них — Ташав-Хаджи и Башир-Шайх (Абу) являлись известными на всем Северном Кавказе шайхами — муршидами и ближайшими сподвижниками имама Шамиля, которые вели бои на самой сложной равнинной и предгорной территории имамата. Надо также отметить, что дишнинцем был и Очар-Хаджи, ученый-богослов из Аксая.
Перенос топонимических названий для чеченцев не редкость. Мы знаем много примеров этого по названиям наших селений. Нужно отметить, что Эндирей также является мужским именем у чеченцев в дореволюционном прошлом. К примеру, одного из наибов Малой Чечни звали Эндирей Умаяев. Видимо, в те далекие времена предки дишнинцев, переселяясь на новое место жительства, перенесли названия своих старых сел в память о них. Ныне дишнинцы оказались разделенными административными и государственными границами, проживают на территории современной Чечни, Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии-Алании и Грузии.
Места, занятые в древности дишнинцами в XV—XVII веках, оказались стратегически важными и контролировали основные торговые пути. К примеру, село Эндирей в Дагестане, находящееся между реками Акташ и Сулак, контролировало пути в нагорный Дагестан, а также торговые пути через равнину Терско-Сулакского междуречья, что вело в прошлом к постоянным сражениям с персидскими и русскими войсками. Село Эндира в Дишний-Мохке находилось почти в центре горной Чечни и контролировало пути в Грузию и Аварию, что вело ко многим вооруженным столкновениям дишнинцев с войсками грузинских и аварских князей. Владетели сел Ларс в Северной Осетии-Алания и Джейрах в Ингушетии, контролировавшие Дарьяльское ущелье с военно-грузинской дорогой, всегда имели столкновения с кабардинскими князьями. Исходя из всего этого, можно сказать, что в свое время тейп Дишний был влиятельным на Северном Кавказе. Достоверно известно, что дишнинцы с переменным успехом в XII веке воевали с грузинскими феодалами.
В частности, Амри-Бока вместе со своим отрядом совершал походы в Грузию. В XIII веке сражения с монгольскими ордами (на равнине нынешней Чечни и Дагестана), в XIV веке с войсками великого завоевателя Тамерлана (бои в Аргунском ущелье). По сей день в Тусхарое имеется место массового захоронения воинов, погибших в борьбе против полчищ Тамерлана. В XVIII веке дишнинцы сражались с конницей Петра I в Эндирее во время Персидского похода (имеется место на берегу реки Акташ, где конница была опрокинута и обращена в бегство). В XIX веке дишнинцы участвовали в народно-освободительной борьбе народов Кавказа, в ходе которой выявились такие военные и духовные лидеры, как Оччар-Хаджи, Ташав-Хаджи, Башир-Хаджи (Абу-Шайх) и многие другие. // С. Баширов «История тейпа Дишний и топонимия аула Эндирей». / Общественно-политическая газета «Вести Республики». Гл. ред. И. А. Исмаилов. № 212 (2396). Суббота, 1 Ноября, 2014. Грозный: ГУП «ИПК «Грозненский рабочий», 2014. С. 8
У этого термина существуют и другие значения, см. Дишни.
Исторический тайп
(чеч. Дишний)
европеоидная
кавкасионский
Не входят в тукхум
Итум-Калинский диалект чеченского языка
• ислам (суннизм)
чеченцев
Россия: нет данных
Чечня
Северный Кавказ:
• ист. область Дишний-Мохк
Дишний-Мохк — карта исторического расселение дишнийцев на современной карте Чечни и Ингушетии
Дишний (чеч. Дишний) — древний и один из крупнейших чеченских тейпов. По своей совокупной военно-экономической мощи не входил формально ни в один тукхум, более того, Дишний претендуют на то, чтобы называться тукхумом. В свою очередь в тейп Дишний входили гары (рода), претендующие на звание тайпа: Тусхарой, Эзхой, Пеждорхой, Ам-кхаллой, Цацхой, Ботарчхой, Басхой. Перечисленные гары также имели собственные гары. Однако при этом отдельные ветви тейпа присоединялись на разных этапах истории к тукхуму Чаьнтий и Нохчмахкой.
У этого термина существуют и другие значения, см. Нашхой (аул).
Нашхой
Нашхой
Чечня
Ислам (суннизм)
от Нашхо
(Чеченский язык)
Нашхой — Один из многочисленных чеченских тейпов, не входит в тукхум.
Согласно преданиям и тептарам, родоначальником тейпа является Нашхо родоначальник чеченского племени. По другим версиям, родоначальником является Турпал Нохчо. .
Этническое общество граничило на в. с Пешха, на ю. с ТIерла, на з. с Галай и Ялхара, на с. — с равниной. Занимало территорию между реками Гехи и Рошни. Нашха исторически делилась на две условные части: ТIехьа Нашха и Сехьа Нашха, т. е. Потусторонняя Нашха и Посюсторонняя Нашха, соответственно — ю. и с. Нашха.
Многие чеченские тайпы считают себя выходцами из общества Нашха.
Согласно преданиям и тептарам, общество основано родоначальником чеченского племени Нашхо. По другим версиям, родоначальником является Турпал Нохчо (с перс: рыцарь великолепный), у которого было шестеро сыновей: Моцкъаро, Хьайбахо, ЧIармахо, Хьижигхо, ХIийлахо, ТIистархо, которые основали шесть аулов, получившие их имена.
Нашхинцы своим духовным центром считали аул Моцкъара, где постоянно хранился их «родовой котел», считавшийся священным. В день три раза братья собирались у этого котла — на завтрак, обед и ужин, ели из этого котла, который крепил их братство. Родовой котел был сделан из шести медных пластин, по пластине от каждого брата. На каждой пластине по-арабски было написано имя каждого брата: Моцкъаро, Хьайбахо, ЧIармахо, Хьижигхо (его называли и Пой), ТIистархо, ХIийлахо. Каждый из братьев садился лицом к своей пластине: это были их личные места за родовым котлом.
Но в Нашха жили и такие, которые не имели доли святости и почести этого котла, и они постоянно вели интриги вокруг него: им было не по душе то, что родовой котел связывает братьев в единую семью, не дает им расслабляться, расходиться. А те, которые не имели в этом котле своей доли, постоянно и беспрерывно пытались внести разлад среди братьев. Для этого они делали все, чтобы котел был разобран, а медные пластины, из которого он сделан, были рассеяны.
Все же родовой котел дожил до шамилевских времен. К тому времени в родовом котле пищу не варили, каждая семья имела свой семейный котел, но первый родовой котел хранился в мечети, как священная реликвия, и использовали его только во время религиозных праздников для приготовления жертвенной пищи. Совершая свою первую поездку по Чечне, имам Шамиль прибыл со своим войском в Нашха и остановился в ауле ЧIармаха. Здесь недоброжелатели убедили Шамиля в том, что, если он не уничтожит родовой котел нашхинцев, то они не только откажутся принять его власть, но могут и дружно выступить против него, что родовой котел является для них фактором роднящим, объединяющим. Шамиль послал за котлом «для приготовления пищи для войска». Котел привезли, приготовили пищу, но потом котел был разбит, а медные куски, из которых он был сделан, бросили в пропасть. Так был уничтожен родовой котел Нашхинцев.
Легенда гласит: «Персидский царь Дарий приказал на севере от страны построить укрепление и установить там стражу — по одной дружине от каждого народа и от каждого племени, населяющих этот край. Повеление было исполнено и гонцы доложили об этом царю. Дарий со своей свитой приехал посмотреть на укрепление и стражу при нем — по одной дружине ото всех народов, населяющих Кавказ. Несколько дней подряд наблюдал он за поведением воинов, за их выдержкой и стойкостью. Дружин, охраняющих укрепление, велено бьшо не кормить, не менять и не поить их коней. Не прошло и трех дней, как дружины стали морально разлагаться: кто дезертировал, кто боевых коней и оружие обменивал на хлеб и вино, кто начал совершать грабежи и мародерство, нападая на мирных жителей.
Но выделялась среди всех остальных своей дисциплиной, выдержкой и стойкостью одна дружина — дружина, состоявшая из нахов. Не сбавляя энергии, прыти и норова, она непрерывно занималась тренировками боевых коней, пуская их на короткие дистанции (это упражнение называется «говр хьовзор»), испытывая свои ловкость и умение владеть боевым оружием, не чувствуя ни усталости, ни голода, ни каких-либо неудобств. Видя их выдержку, стойкость и энергию, царь Дарий был в восторге.
Прошло семь дней и ночей, а дружина нахов все в большем экстазе, все больше распаляется и вдруг, образовав круг, начинает боевую пляску «ЧIагаран хелхар» (пляску крепости духа и самообладания) и затем коней своих пускает в пляс. Восторгам царя Персии не было предела. Он подозвал своих военачальников и спросил: «Кто эти за железные люди, кто это за каменные люди, кто это за несгибаемые люди, лишенные за семь полных суток всего того, что требуется для жизни, не сбавляющие энергии ни на минуту, когда все остальные дружины разбрелись, не выдержав голода, усталости и бессонницы?»
Вельможи ответили царю Дарию: «Это нахи, они живут на севере Большого Кавказа. Они таковы по своей природе».
— Нахчи жаххIан!- воскликнул царь.- Великолепие страны! Вслед за царем все вельможи воскликнули: — Нахчи жаххIан! — Турпал Нахчи!- воскликнул царь Персии.- Рыцари великолепные! — Турпал Нахчи!- воскликнули вслед за царем вельможи. И с тех пор чеченцы стали называться «нахчий».
А тому не менее двух тысяч лет.
Этим можно объяснить происхождение имени Турпал-Нохчи (мифического родоначальника чеченцев), встречающееся в фольклорных произведениях — легендах и преданиях. «Турпал нахчи» — от перс, «рыцарь великолепный».
Примечания
- Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006
Чеченские тейпы
- Ян Чеснов | Чечня и Россия: общества и государства
- Чеченский тейп: вчера и сегодня. М.Вачагаев » CHECHEN.ORG
Для улучшения этой статьи желательно?:
|