В условиях пандемии некоторые авиакомпании пошли навстречу своим клиентам, разрешив обмен или возврат билетов (с незначительным удержанием), приобретенных по невозвратному тарифу. Об этой «благотворительной» акции есть даже упоминание на портале https://zakon.ru/blog/2020/03/28/kompensacii_za_otmenennyj_rejsy

Некоторые, но не все… Я слышал о подобном компромиссе со стороны АК «Победа». Но, к несчастью, собираясь на Московский юридический форум, приобрел билеты АК «Utair». Она не из их числа и занимает жесткую позициию по данному вопросу: «Условия возврата и обмена авиабилетов определяются тарифом, по которому они были приобретены».

Только к тем, кто приобрел билеты после 01.04.2020 (М.К. — неужели были такие люди?) авиакомпания проявляет лояльность и готова вернуть стоимость билета с небольшим удержанием.

Интересно, что несмотря на упоминание в ст. 103 Воздушного кодекса РФ о двух типах договора воздушной перевозки: а) предусматривающих условие о возврате провозной платы при расторжении договора по инициативе пассажира и б) предусматривающих условие о невозврате провозной платы при расторжении договора пассажиром, на практике существует и некий «промежуточный» вариант (в рамках невозвратного тарифа), когда пассажир имеет возможность за небольшую доплату изменить дату и время рейса и даже класс обслуживания. Как раз такой тип билета я приобрел. Тарифный план не предусматривал возможность возврата билета, но допускал возможность переоформление билета за 2 000 руб., что показалось мне вполне удобным и разумным.

В марте случились всем известные события, когда были отменены все публичные мероприятия, и у многих пассажиров неожиданно пропала потребность, если даже не возможность (после повсеместного введения режимов самоизоляции), куда-либо ехать, особенно в Москву, даже при всей любви к этому городу. В качестве компромиссного решения, понимая, что авиакомпаниям сейчас едва ли намного легче, чем турфирмам, я зашел в личный кабинет на сайте Utair и попытался переоформить билет на более позднее время — на конец мая, июнь, июль, август или даже сентябрь. Каково же было мое удивление, когда сумма к доплате за переоформление билета составила не 4 тыс. (за два билета), как я расчитывал, а порядка 13 тыс., что было сопоставимо с приобретением авиабилетов заново. Я поинтересовался у представителя авиакомпании, с чем связано такое расхождение между моими ожиданиями и суровой действительностью, на что получил ответ примерно следующего содержания: тариф (читай — цены) на авиабилеты выросли и теперь нет тарифов, аналогичных тому, по которому я приобретал билет в марте…

В этом месте я расстроился второй раз, считая себя наивным идеалистом, уверенным в незыблемости права потребителя на информацию (ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).

Я также задумался об авторах Федерального закона от 20.04.2014 N 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», которым были введено понятие невозвратных авиабилетов. Допускали ли они возможность подобного развития событий как сейчас — в виде мировой эпидемии, и почему ограничили право пассажира отказаться от такого договора перевозки лишь двумя ситуациями:

— болезнь или смерть пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается документально,

— задержка отправления воздушного судна или иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчиком (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса).

Конечно, если оставаться в рамках сугубо буквального прочтения закона и чтить Воздушный кодекс превыше всего, то хочешь не хочешь — а надо садиться в самолет и наслаждаться полетом, тем более, что авиакомпании приняли беспрецедентные меры по обеспечению санитарной безопасности. И никакой санитарный контроль и патрули ДПС по дороге в аэропорт тебя не должны остановить, вероятно…

Но я все же больше прикипел к ГК, поэтому попытаюсь в суде доказать, что положения п. 2 ст. 108 Воздушного кодеса РФ не исключают право пассажира требовать расторжения или изменения договора и по тем общим основаниям, которые предусмотрены ГК РФ, например, ст. 451.

В приложении к этому посту копия претензии, направленной сегодня в адрес компании Utair. Обращаюсь ко всем товарищам по «несчастью», присоединяйтесь, когда еще представится возможность поэкспериментировать с коллективным иском?

Статья 1.

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 21 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 246, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N2 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, ст. 2023, ст. 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351) следующие изменения:
1) в статье 107:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки груза грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку».
б) дополнить пунктами 3, 4, 5, 6 в следующей редакции:
«3. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
4. Если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1 , 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, уплаченная за воздушную перевозку сумма не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром фактически не использованы услуги.
5. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с тем, что состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.
6. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктом б пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается».
2) статью 108 изложить в следующей редакции:
«Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира
1. В случае отказа пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При отказе пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, но позднее установленного в соответствии с настоящим пунктом срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
2. В случае если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги.
Сборы, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги, подлежат возврату пассажиру.
Перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных им на маршруте воздушной перевозки тарифов.
3. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с внезапной болезнью пассажира либо болезнью или смертью члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма.
4. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязано информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы, до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы устанавливается федеральными авиационными правилами».
Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение пункта 3 Протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи от 15 декабря 2010 г. N 7, предусматривающего подготовку предложений по внесению в Воздушный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих порядок и условия возврата, а также отказа в возврате авиакомпанией денежных средств, уплаченных пассажиром за воздушную перевозку, при его отказе от полета, в целях создания условий для снижения стоимости воздушных перевозок для пассажиров.
В целях совершенствования порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки законопроектом предусмотрены следующие изменения в ст. 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с действующей статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходя из основных начал гражданского законодательства, базирующихся на принципах добросовестности, разумности и справедливости, предусмотренных статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, пассажир вправе отказаться от услуги по перевозке до момента ее оказания.
При этом оказание пассажиру услуги по перевозке возможно, если он зарегистрировался на рейс до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете.
В этой связи законопроектом предусматривается, что возврат уплаченных за воздушную перевозку сумм осуществляется в случае отказа пассажира от полета до истечения установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете. Согласно действующей ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации при отказе пассажира от полета более чем за 24 часа до отправления воздушного судна перевозчик не имеет права на возмещение расходов на бронирование и оформление перевозочных документов, фактически понесенных им до отказа пассажира от перевозки, что является экономически необоснованным и нарушает принципы равенства сторон и справедливости, предусмотренные статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие у перевозчика правовых оснований для возмещения фактически понесенных им расходов на бронирование и оформление перевозочных документов препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и влечет увеличение их стоимости для пассажиров, поскольку указанные риски включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того отказывается он от перевозки или нет.
В целях создания правовых условий для экономически обоснованного формирования цен на авиаперевозки законопроектом предусмотрено, что сборы за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, фактически использованные пассажиром до отказа от перевозки удерживаются перевозчиком из возвращаемой пассажиру суммы.
Реализация указанных положений законопроекта будет осуществляться в соответствии со ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками на основе тарифов и сборов. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «0 защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей») потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом статьей 39 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы 3 данного закона, могут определяться другими законами.
Согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Таким образом, ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность авиакомпаний по возврату пассажирам провозной платы в случае отказа от перевозки независимо от условий заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
При этом общепринятая международная практика, успешно используемая иностранными авиакомпаниями, предусматривает заключение договоров воздушной перевозки на различных условиях:
с гибкими условиями, по которым возврат уплаченной за воздушную перевозку суммы или изменение даты и времени вылета возможны в любое время;
с ограничениями по возможности изменения даты и времени вылета;
с условием о том, что провозная плата при отказе пассажира от перевозки не возвращается (далее — невозвратные тарифы).
Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные даты и направления по сниженным ценам. Пассажиры, для которых цена авиабилета является определяющим фактором, в первую очередь социально незащищенные слои населения, имеют возможность забронировать свою перевозку заранее по сниженной цене. При этом нивелируется риск того, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки в связи с тем, что авиабилет не будет продан.
За счет заключения договоров воздушной перевозки на различных условиях (чем выше тариф, тем гибче условия договора воздушной перевозки) иностранные авиаперевозчики сегментируют пассажиропоток и имеют возможность предложить перевозку, как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой.
Анализ статистических данных авиакомпаний «Аэрофлот — российские авиалинии», «Авиакомпания «Трансаэро», ГТК «России», «Сибирь», «ЮТэйр», выполняющих 70 процентов пассажирских перевозок, показывает, что сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от перевозки, включая отказы пассажира от перевозки более чем за сутки и менее чем за сутки, с учетом процентного количества повторной продажи билета после отказа пассажира от перевозки, составляет в среднем 8 процентов от выручки по продажам услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами.
Учитывая, что суммарная выручка от продажи услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами по отрасли за 2010 год составила 284,1 млрд. рублей, 8 процентов от этой суммы составляет 22,7 млрд. рублей.
Соответственно риски отказа пассажиров от перевозки, учитываемые российскими авиакомпаниями при формировании тарифов, приводят к суммарному увеличению стоимости перевозки на 22,7 млрд. рублей.
Таким образом, добросовестные пассажиры, выполняющие условия договора воздушной перевозки, покупая авиабилеты «переплачивают» в год сумму в размере 22,7 млрд. рублей.
Также необходимо отметить, что согласно ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных авиакомпаний, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Учитывая, что соглашения о воздушном сообщении не регулируют вопрос возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки, возврат провозной платы иностранными авиакомпаниями осуществляется согласно статьям 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством иностранного перевозчика.
Таким образом, иностранные авиакомпании, продающие на территории Российской Федерации услуги по воздушной перевозке, применяют невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать пассажирам более низкие тарифы, что, в свою очередь, создает условия для оттока пассажиров с российских авиакомпаний и их привлечения на рейсы иностранных авиакомпаний.
При этом предоставление указанных конкурентных преимуществ иностранным авиакомпаниям и создание неравных конкурентных условий для российских авиакомпаний нарушает п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
С учетом изложенного, содержащийся в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации запрет на применение авиакомпаниями невозвратных тарифов приводит:
— к ограничению доступности услуг воздушного транспорта для граждан Российской Федерации, в связи с их высокой стоимостью;
— к созданию для российских авиакомпаний неравных конкурентных условий с иностранными авиакомпаниями.
Установление права российских авиакомпаний на применение невозвратных тарифов с сохранением возможности выбора пассажиром условий договоров, предусматривающих возврат провозной платы при отказе от перевозки, позволит суммарно снизить уровень тарифов, имеющих условие об их невозвратности, на 6,8 млрд. рублей (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов).
Для сравнения объем субсидирования авиакомпаний, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N2 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» в 2010 году составил 2,5 млрд. рублей, что позволило предложить перевозку пассажирам по сниженным ценам. При этом рост объема пассажирских перевозок на субсидируемых направлениях в 2010 году составил 24,7 процента.
Таким образом, наделение авиакомпаний и пассажиров правом заключать договора воздушной перевозки на различных условиях, предусматривающих в случае отказа пассажира от перевозки как полный возврат провозной платы или возврат с удержанием неустойки, так и невозвратные тарифы:
позволит российским авиакомпаниям дополнить тарифную сетку экономичными невозвратными тарифами и предложить пассажирам определенное количество авиабилетов на различные направления по существенно сниженной цене;
позволит пользоваться услугами воздушного транспорта как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой;
приведет к увеличению подвижности населения;
увеличит пассажирооборот российских авиакомпаний;
увеличит налоговые отчисления российских авиакомпаний в федеральный бюджет;
окажет позитивное влияние на экономику в целом.
С учетом изложенного законопроектом предусматриваются изменения в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым в качестве основного правила устанавливается, что в случае отказа пассажира от перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов.
В проекте сохраняется положение действующей статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации о том, что при отказе пассажира от перевозки позднее установленного срока с пассажира удерживается сумма, в размере не более 25 процентов от уплаченной за перевозку суммы.
Исключением из основного правила согласно законопроекту является случай, когда стоимость перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности. В этом случае уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от полета не возвращается, за исключением сборов за фактически неиспользованные пассажиром до отказа от перевозки услуги по договору воздушной перевозки, которые подлежат возврату пассажиру.
При этом перевозчик или уполномоченное им лицо обязано предоставить пассажиру информацию об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
В целях гарантирования прав пассажиров на выбор условий заключаемых договоров законопроектом предусматривается, что перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных перевозчиком на маршруте воздушной перевозки тарифов.
Согласно законопроекту положения п. 1 и 2 ст. 108 в редакции законопроекта об уведомлении за 24 часа об отказе от перевозки, об удержании неустойки и о невозвратных тарифах не распространяются на случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки в связи с болезнью пассажира, либо в связи с задержкой или отменой отправления воздушного судна, иными действиями перевозчика, предусмотренными пунктом 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82.
Согласно законопроекту в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки пассажиру должна быть возвращена уплаченная за воздушную перевозку сумма.
В целях исключения противоречий законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок возврата пассажиру уплаченных за воздушную перевозку сумм в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушениями со стороны пассажира, аналогичный порядку, предусмотренному ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не повлечет изменения расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Для реализации федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» потребуется утверждение приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».
Срок подготовки указанного приказа Минтранса России — 1 месяц со дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации».
Головным исполнителем по разработке приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» является Минтранс России.

Прим. ред.: Законопроект опубликован на сайте Минэкономразвития РФ.

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:
1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.(Статья в редакции, введенной в действие с 21 июня 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 79-ФЗ.

Комментарий к статье 108 ВзК РФ

В зависимости от обстоятельств полета различают вынужденное и добровольное расторжение договора воздушной перевозки.

Пассажир имеет право отказаться от полета в аэропорту отправления или в любом аэропорту по пути следования и получить обратно уплаченную им сумму за перевозку или за ее неиспользованную часть в случаях:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;

несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете;

возвращения воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления;

несостоявшейся отправки пассажира из аэропорта трансфера рейсом, указанным в его билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт трансфера, в том числе в случаях перевозки до (от) аэропорта трансфера по разным билетам;

невозможности отправки пассажира рейсом, указанным в билете, в связи с уменьшением предельной коммерческой загрузки, нарушением брони;

несостоявшейся отправки пассажира рейсом, указанным в билете, вызванной досмотром, если при досмотре багажа и личном досмотре пассажира не было обнаружено веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах;

замены указанного в расписании типа воздушного судна другим;

перерыва рейса вследствие вынужденной посадки воздушного судна;

невозможности отправки пассажира, имеющего билет с открытой датой вылета (независимо от вида оплаты за билет), из аэропорта трансфера, остановки или аэропорта обратного вылета в течение 24 часов с момента предъявления билета перевозчику, а также из начального аэропорта по билету «на посадку»;

изменения тарифов или правил их применения против действовавших на день отправления пассажира из начального аэропорта, указанного в билете;

болезни пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне;

неправильного оформления билета перевозчиком;

несостоявшейся отправки пассажира по другим причинам, кроме перечисленных, по вине перевозчика, а также по причинам, не зависящим от перевозчика, но признанным им уважительными, в том числе при перевозках в прямом смешанном сообщении несколькими видами транспорта по единому билету;

опоздания прибытия наземных видов транспорта, доставляющих пассажиров в аэропорт.

Пассажир имеет право добровольно отказаться от полета из начального аэропорта, трансфера, остановки или из другого аэропорта посадки воздушного судна по расписанию и получить обратно уплаченные за перевозку деньги в размере, предусмотренном правилами применения тарифов. Пассажир, добровольно отказавшийся от дальнейшего полета в промежуточном аэропорту посадки воздушного судна по расписанию, если посадка или остановка в этом аэропорту не предусмотрена его билетом, обязан заявить об этом в данном аэропорту и предъявить билет для возврата денег или заявить о желании продолжать полет другим рейсом.

Другой комментарий к статье 108 ВзК РФ

1. В ФАП воздушных перевозок различаются случаи добровольного и вынужденного отказа пассажира от перевозки. В силу п. 227 названных ФАП вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:
отмены или задержки рейса, указанного в билете;
изменения перевозчиком маршрута перевозки;
выполнения рейса не по расписанию;
несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами;
непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

2. В соответствии с п. 228 ФАП воздушных перевозок перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. Во всех случаях вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в п. 227 этих ФАП.

3. Согласно п. 235 ФАП воздушных перевозок, в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или части перевозки в связи с нарушением сроков перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, когда перевозка пассажира была выполнена частично и пассажир принял выполненную часть перевозки, сумма за которую не возвращается. При вынужденном отказе пассажира от перевозки по причинам, не связанным с нарушением сроков перевозки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо сумма за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.

4. Пункт 236 ФАП воздушных перевозок уточняет, что в случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично. При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки с пассажира удерживается сумма в размере не более двадцати пяти процентов от суммы, уплаченной за всю перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо от суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Данная статья посвящена практике применения ст. 108 Воздушного кодекса РФ, предусматривающей право пассажира требовать возврата денежных средств, уплаченных за воздушную перевозку, при добровольном отказе от нее, к отношениям в сфере международных воздушных перевозок.

108 воздушного кодекса РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *