Содержание
- Кто сможет стать учителем-методистом и учителем-наставником?
- Для чего в школах нужны учителя-наставники?
- Где проводится аттестация педагогов для подтверждения квалификации?
- Основания для отказа в прохождении аттестации для установления квалификационной категории
- Продолжительность срока действия квалификационной категории
Методические рекомендации
по подготовке педагогическим работником материалов к аттестации
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276 (далее – Порядок аттестации), на основании Регламента работы аттестационной комиссии, сформированной для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 26.06.2014 № 224-од), а также на основании приказа министерства образования и науки Самарской области от 29.06.2017 № 261-од «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области от 26.06.2014 № 224-од «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии, сформированной для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Аттестация представляет собой экспертизу копий документов и материалов, подготовленных аттестуемым педагогическим работником на основе критериев, предусмотренных пунктами 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации, подтверждающих достигнутую результативность в работе.
Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к подготовке материалов для проведения экспертизы.
Подготовка материалов к экспертизе
Для подготовки аттестуемым педагогическим работником копий документов и материалов, подтверждающих достигнутую результативность в работе за межаттестационный период, рекомендуем воспользоваться разделами экспертных заключений по заявленной должности. Наименования разделов представляют собой требования пунктов 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации. Каждый раздел состоит из показателей, конкретизирующих перечисленные требования раздела.
В случае «досрочного» выхода на аттестацию (если педагогический работник впервые аттестуется с первой квалификационной категории на высшую квалификационную категорию), основная цель подготовки документов – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые педагогическим работником за два года с момента присвоения ему первой квалификационной категории.
Основными принципами подготовки материалов к экспертизе при прохождении аттестации являются полнота и конкретность представленных сведений, достоверность информации, а также системность.
- Полнота предоставляемых сведений — указывает на меру достаточности предоставленных на экспертизу материалов в том или ином показателе портфолио. Неполными будут считаться сведения, представленные за период меньший, чем в справке-подтверждении руководителя образовательной организации.
- Достоверность информации — строится на фактах, объективных сведениях. Полнота и достоверность информации взаимосвязаны между собой, так как неполная информация может быть недостоверной. Например, эксперт не сможет объективно оценить заявленный результат, если он зафиксирован в приложении-таблице и не подтвержден копией грамоты или приказа. Также не подлежат экспертизе незаверенные справки/незаверенные копии документов. Обязательно собственноручное заверение копий документов руководителем образовательной организации или уполномоченным лицом (не допускается заверение материалов портфолио факсимильной подписью). «Живая» подпись дополняется расшифровкой (фамилия, инициалы, должность).
- Конкретность предоставленных сведений – оценке подлежат конкретные результаты, полученные педагогом в межаттестационный период, зафиксированные в документах образовательной организации. Несколько примеров: экспертами засчитывается документ, подтверждающий тот или иной результат работы аттестуемого педагога, только один раз и только в том показателе, где представлен критерий оценивания этого результата; не оцениваются документы, в которых отсутствует дата или Ф.И.О. педагога; засчитывается результат работы только по заявленной должности. Важна конкретность данных о характере участия аттестуемого педагога в каком-либо мероприятии: слушатель, выступающий (должна быть указана тема выступления), ведущий мастер-класса/открытого занятия. Так, сертификаты с определением «участник» можно классифицировать как «слушатель».
- Системность предполагает, что деятельность педагога носит постоянный, прослеживаемый в течение всего межаттестационного периода, характер. Рекомендуем систематизировать результат работы таким образом, чтобы в портфолио были представлены достижения от уровня образовательной организации до самого «высокого» в каждом показателе; не рекомендуем предоставлять документы уровней, не отраженных в критериях оценивания (например, критерии оценивания начинаются с муниципального уровня, аттестуемый предоставляет результат уровня образовательной организации); необходимо представить систему работы педагога в данном направлении: разовое участие аттестуемого педагога за весь аттестационный период в мероприятии самого высокого уровня без предоставления результата работы на уровне образовательной организации не дает эксперту возможность поставить максимальный балл.
Оформление материалов для экспертизы
Все материалы предоставляются либо в электронном виде (на сайте ЦПО Самарской области https://www.cposo.ru размещён Порядок предоставления материалов на аттестацию в электронном виде), либо на бумажном носителе.
Структура размещения материалов на бумажном носителе включает в себя показатели, количество и наименование которых зависит от разделов, указанных в экспертном заключении о результатах анализа профессиональной деятельности по должностям педагогических работников. Набор документов по каждому показателю предваряется разделительным листом, включающим в себя наименование показателя.
Рекомендуем оформить титульный лист, в котором указываются: фамилия, имя, отчество аттестуемого, должность, его место работы, заявленная квалификационная категория, дата проведения экспертизы (по графику):
Образец
Наименование образовательной организации
Материалы
для проведения экспертной оценки результативности деятельности
Предоставил:_____________________________________________________________________________________
(ФИО)
Должность_______________________________________________________________________________________
Заявлена _________________________квалификационная категория
Имею/имел(а) ____________________ квалификационную категорию; дата присвоения_________________________
нужное подчеркнуть день, месяц, год (решения аттестационной комиссии)
Дата проведения экспертизы _________________
Подготовленные материалы по каждому из показателей вкладываются в папку-скоросшиватель в твердом переплете, каждый лист (А-4) подшивается с помощью дырокола (без файлов и скрепок). Документы предоставляются в копиях, заверенных руководителем образовательной организации/учреждения.
Предоставленные на экспертизу материалы аттестуемому педагогическому работнику не возвращаются.
Перечень материалов для проведения экспертизы результативности деятельности педагогического работника
по должности «преподаватель» (профессиональная образовательная организация)
Раздел 1 Создание условий для получения стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ
№ п/п |
Показатель |
Документальное подтверждение |
Результаты освоения обучающимися образовательных программ (по итогам мониторингов, проводимых организацией) |
1. Таблица «Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» (Приложение 1) |
|
Результаты освоения обучающимися образовательных программ (по итогам мониторинга системы образования) |
1. Таблица «Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования» (Приложение 2). |
|
Отсутствие административных взысканий, обоснованных жалоб от участников образовательных отношений |
1. Справка руководителя образовательной организации (ОО) о наличии/отсутствии административного взыскания, обоснованных жалоб от участников образовательных отношений (Приложение 3). Технические условия заполнения справки:
Важно! Нарушение технических условий заполнения справки дает право экспертам воспользоваться оценкой «минус 3 балла» (отсутствие документов в данном показателе) либо «ноль баллов» (невозможно объективно оценить данный показатель) при экспертизе материалов других показателей портфолио. |
Раздел 2 Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
№ п/п |
Показатель |
Документальное подтверждение |
Результаты участия обучающихся в выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях (по преподаваемым профессиональным модулям, междисциплинарным курсам, дисциплинам) |
1. Таблица, отражающая участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. (Приложение 4); 2. Копии документов (дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.), подтверждающие участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. (не более трёх копий каждого уровня) *Важно! В случае отсутствия в грамоте Ф.И.О педагога, подготовившего обучающегося, необходимо предоставить справку-подтверждение руководителя ОО о том, что аттестуемый подготовил к данному мероприятию данного обучающегося. |
Раздел 3 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации
№ п/п |
Показатель |
Документальное подтверждение |
Результаты совершенствования методов обучения и воспитания |
1. Копии документов установленного образца / прямая ссылка на Интернет-ресурс, содержащий информацию о повышении квалификации в межаттестационный период; 2. Справка руководителя ОО / копия приказа; копия программы семинара; копия грамоты / диплома и т.д., подтверждающие факт проведения «открытого» учебного занятия; 3. Прямая ссылка на Интернет-ресурс, содержащий информацию об «открытом» учебном занятии (при наличии). |
|
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности |
1. Копии материалов, подтверждающих участие аттестуемого в мероприятиях различного уровня (не более трёх копий каждого уровня) 2. Копия титульного листа печатного издания, страница «Содержание» сборника, в котором помещена публикация / прямая ссылка на Интернет-ресурс, содержащий информацию о публикации (при наличии) |
|
Результаты участия в работе методического объединения педагогических работников образовательной организации |
1. Копии документов, подтверждающих участие в работе методического объединения педагогических работников ОО |
|
Профессиональная активность (участие в жюри (оргкомитетах) конкурсов, в работе творческих групп и т.п.) |
1. Копии документов, подтверждающих профессиональную активность педагога (выписки из протоколов, приказов, копии свидетельств). |
Раздел 4 Активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
№ п/п |
Показатель |
Документальное подтверждение |
Эффективность работы по программно-методическому сопровождению образовательного процесса |
1. Перечень материалов, входящих в УМК, в соответствии с положением об УМК; 2. Методические рекомендации (один образец по выбору аттестуемого), материалы фонда оценочных средств (один образец по выбору аттестуемого) и экспертные заключения к ним. |
|
Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства |
1. Копии документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.), подтверждающих результаты участия в конкурсах. |
Приложение 1
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией
Преподаватель _________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О.
Программы ПССЗ / ПКР__________________________________________________________________________________________
Руководитель ОО ______________________________________ / _____________________/
МП
Приложение 2
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
Преподаватель ______________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О.
Руководитель ОО ______________________________________ / _____________________
МП
Приложение 3
(наименование образовательной организации)
«__»__________________________20__г.
(дата заполнения справки-подтверждения)
Руководитель ОО________________________________
М.П.
Справка-подтверждение
дана ________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность аттестуемого педагогического работника)
в том, что он(а) с «___» ________________________ 20___года и по настоящее время не имеет административных взысканий и обоснованных жалоб
(указывается начало межаттестационного периода)
от участников образовательных отношений. Настоящей справкой подтверждаю достоверность и полноту информации, представленной в портфолио аттестуемого педагогического работника.
* В связи со сменой фамилии аттестуемого педагогического работника с _________________________________на____________________________
(указывается фамилия) (указывается фамилия)
на основании________________№______серия________принять к рассмотрению документы, представленные на обе фамилии.
(наименование документа)
* Право подписи и заверения копий документов, предоставленных в портфолио аттестуемого педагогического работника, делегирую
(должность, Ф.И.О.)
* К сведению экспертов__________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Результаты участия обучающихся
в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.
Ф.И.О. аттестуемого ___________________________________________________________________________________________________________
Дата проведения мероприятия |
Полное наименование мероприятия с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) |
Организаторы мероприятия |
Место проведения мероприятия |
ФИО обучающегося |
Специальность/профессия, курс |
Тур мероприятия (очный / заочный) |
Результат участия (статус – участник, призер с указанием места и др.) |
Руководитель ОО ______________________________________ / ________________________
МП
Под межаттестационным периодом следует понимать: 5 лет в случае, если педагогический работник аттестуется повторно (с первой квалификационной категории на первую либо с высшей квалификационной категории на высшую); минимум 2 года в случае, если педагогический работник впервые аттестуется с первой квалификационной категории на высшую квалификационную категорию.
Представление собственного педагогического опыта, «открытого» учебного занятия на уровне выше ОО недостаточно подтвердить справкой руководителя ОО: обязательно предоставление копии программы мероприятия или других «внешних» подтверждений.
Оцениваются либо результаты очного участия аттестуемого педагога в профессиональных конкурсах, либо результаты участия в заочных конкурсах профессионального мастерства по профилю деятельности, проводимых территориальными управлениями министерства образования и науки Самарской области и управлениями образования городов Самары и Тольятти, органами исполнительной власти Самарской области, а также входящих в Реестр мероприятий, проведение которых поддерживается ЦПО Самарской области и Советом директоров профессиональных образовательных организаций Самарской области.(https://cposo.ru/reestr-meropriyatij-obrazovatelnykh-organizatsij)
Программа ПССЗ – подготовки специалистов среднего звена (в одном листе указываются все программы ПССЗ, в реализации которых принимает участие преподаватель)
программа ПКР – подготовки квалифицированных рабочих (в одном листе указываются все программы ПКР, в реализации которых принимает участие преподаватель).
Для программ ПССЗ и ПКР оформляются отдельные листы
Вид мониторинга – форма промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам/МДК/ПМ/ практикам / административные контрольные срезы (только в случае отсутствия перечисленных ранее форм промежуточной аттестации)
Качество знаний (в %) – указывается % обучающихся, получивших отметки «отлично» и «хорошо»
Оформляется только в случае отсутствия перечисленных выше видов мониторинга
Строки, помеченные звездочкой, заполняются при необходимости
В российских школах с 2021 года введут новые квалификационные категории. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, в образовательных учреждениях появятся такие должности, как учитель-методист и учитель-наставник.
«В сентябре 2021 года начнем апробацию новой системы аттестации учителей в школах, внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист, учитель-наставник. Все это позволит создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, повысить престиж профессии. И самое главное — обеспечить качество образовательных результатов», — сказал в интервью «Российской газете» Кравцов.
Как отметил глава Минпросвещения РФ, появление таких сотрудников позволит повысить престижность профессии учителя. Кроме того, это создаст условия для профессионального развития и повысит качество образовательных результатов.
«К концу 2021 года мы планируем выстроить единую систему научно-методического сопровождения педагогических работников. Это понятные всем проверенные программы, единые оценочные процедуры, на основе которых строится повышение квалификации. Все это мы должны унифицировать», — заявил Кравцов.
Кто сможет стать учителем-методистом и учителем-наставником?
Введение должностей учителя-методиста и учителя-наставника предусмотрено Национальной системой учительского роста (НСУР). В современной школе учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) — учитель первой категории — учитель высшей категории. Предлагаемая модель квалификационных категорий состоит из трех ступеней: учитель — старший учитель (учитель-методист) — ведущий учитель (учитель-наставник).
Для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет (для получения должности старшего учителя) и 10 лет (для должности ведущего учителя). Кроме этого, нужно будет пройти аттестацию. Помимо аттестации знаний, будет проводиться аттестация на соответствие профессиональному стандарту.
Для чего в школах нужны учителя-наставники?
Впервые о необходимости создания национальной системы учительского роста заявил президент России Владимир Путин 23 декабря 2015 года на заседании Госсовета РФ в соответствующем поручении правительству.
Как сказано в распоряжении Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии наставничества», основными целями программы наставничества являются улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по программам образования, подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов и т. д.
Под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Как сказано на сайте Минпросвещения РФ, 70% общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 года.
Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Эта комиссия создается федеральными органами исполнительной власти либо уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
Порядком аттестации не предусматривается форма заявления педагогического работника в аттестационную комиссию, которая проводит аттестацию в целях установления квалификационной категории. Заявление в аттестационную комиссию педагогическим работником может быть подано в произвольной форме.
Заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории подаются педработниками независимо от продолжительности их работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
Где проводится аттестация педагогов для подтверждения квалификации?
Аттестация на установление соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности проводят образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.
В целях установления квалификационной категории аттестация педагогических работников школ проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Читайте дополнительно — На основании каких критериев устанавливают квалификационные категории?
Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
Педработники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
Основания для отказа в прохождении аттестации для установления квалификационной категории
По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления и в прохождении педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории, а в каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным?
Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.
После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:
- если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;
- если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории;
- если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности;
- если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:
- несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;
- истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;
- прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);
- незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.
Продолжительность срока действия квалификационной категории
Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Это правило распространяется на все без исключения категори работников.
При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия.
В целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.